ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-540-2020 от 26.01.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Мирончик Е.Ю. Дело №2-540-2020

УИД 54RS0023-01-2020-000614-20

Докладчик Зуева С.М. №33-8483-2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

Председательствующего Зуевой С.М.

Судей: Дроня Ю.И., Бутырина А.В.

При секретаре Павловой А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 26 января 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика – Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) на решение Коченевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

установить юридический факт, что Польников С. В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год осуществлял трудовую деятельность в сельском хозяйстве: подсобное хозяйство завода НПО «Сибсельмаш», местоположением <адрес>.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Зуевой С.М., объяснения представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) – Короткевич И.В., объяснения Польникова С.В. и его представителя Латоха О.Е., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Польников С.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда России в <адрес> (межрайонное) об установлении факта, имеющего юридическое значение.

В обоснование указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по достижении пенсионного возраста (60,5 лет) вышел на пенсию.

Имеет право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в виду наличия 30 календарных лет работы в сельском хозяйстве, в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Однако, при оформлении документов в пенсионном фонде страховой стаж в сельской местности исчисляется без учёта периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве шофёра и тракториста в цехе подготовки продуктов питания НПО «Сибсельмаш», в связи с тем, что формулировка записей по этому периоду под номерами 8-11 в трудовой книжке о работе в цехе подготовки продуктов питания НПО «Сибсельмаш» не позволяет однозначно сделать вывод о том, что он работал в сельском хозяйстве.

Подтвердить во внесудебном порядке юридический факт его работы в указанный спорный период в сельском хозяйстве он не может.

Факт его работы в сельском хозяйстве в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается:

- статьей «История в датах» в газете «Коченевские вести», от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указано: «в 1956 году все мелкие совхозы близлежащих к Крутологово земель были реорганизованы в совхоз «Лесной», который стал филиалом ОПХ «Кремлевское». В него вошло три отделения: <адрес> (в феврале 1981г. был передан заводу «Сибсельмаш»);

- сведениями издания «Кузница степных кораблей» История Новосибирского производственного объединения «Сибсельмаш» (стр.253), в котором указано: «В решении Продовольственной программы, как отмечалось на XXVI съезде КПСС и майском Пленуме ЦК КПСС, полезную роль призваны сыграть подсобные хозяйства предприятий и личные подсобные хозяйства граждан. На развитие подсобного хозяйства «Сибсельмаша» в 1981 году затрачен 1 миллион рублей. В 1982 году в подсобном хозяйстве «Молот» 852 гектара занимали посевы пшеницы, озимой ржи и овса. В закрома поступило 20568 центнеров. В хозяйстве постоянно более 560 квадратных метров жилой площади, более 13 километров дорог, крытый ток, приобретена необходимая сельскохозяйственная техника, закуплено 400 голов крупного рогатого скота. Планируется сдача в эксплуатацию коровника, на 400 голов, кормоцеха, агрегата для приготовления витаминно-травяной муки, силосных траншей. Завершается строительство дороги, начато строительство свинарника, котельной… За счет роста поголовья и повышении продуктивности животных довести производство мяса в 1985 году до 150 тонн, молока - соответственно до 1800 и 2200 тонн».

Кроме того, данный факт подтверждается показаниями свидетелей.

Просил установить юридический факт, что он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность в сельском хозяйстве.

ДД.ММ.ГГГГ Коченевским районным судом <адрес> постановлено указанное выше решение, с которым Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) не согласно и в апелляционной жалобе начальник управления ПФР - В.В.Кравченко ставит вопрос об отмене решения суда, просит в удовлетворении иска отказать в полном объёме (л.д.23-24).

В обоснование доводов жалобы указывает, что сам по себе факт работы истца в сельской местности в отсутствие иных обстоятельств, являющихся элементами соответствующего юридического состава, не порождает у него права на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 Закона №400-ФЗ.

Не включение спорного периода работы истца в «сельский стаж» обусловлено тем, что предприятие НПО «Сибсельмаш», в котором истец был трудоустроен, не относится к производствам сельского хозяйства, предусмотренном Списком, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 №1440.

В рамках оказания содействия в подтверждение сельского стажа истца пенсионный фонд ДД.ММ.ГГГГ направил запрос в НПО «Сибсельмаш», и ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГКУ <адрес> «Государственный архив <адрес>» о характере работы и основной деятельности цеха , как структурного подразделения НПО «Сибсельма», в котором истец непосредственно осуществлял трудовую деятельность.

Согласно ответов на запросы, данная информация отсутствует.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке особого производства суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришёл к выводу, о том, что имеются основания для установления юридического факта, что Польников С. В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность в сельском хозяйстве: подсобное хозяйство завода НПО «Сибсельмаш», в сельской местности местоположением - <адрес>.

С данным выводом суда первой инстанции, судебная коллегия не может согласиться, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (статья 265 ГПК РФ).

В соответствии со статьёй 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Частью 3 ст.263 ГПК РФ установлено, что в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Как следует из материалов дела, обращаясь с заявлением об установлении факта осуществления работы в сельском хозяйстве в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Польников С.В. указал, что данный факт необходим для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с пунктом 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (действующей с 1 января 2019 г.) лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частью 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.

Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") осуществляется с 1 января 2019 г. без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 г. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 г., указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019 г. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 г., указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Исходя из положений части 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440 утверждены Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и у страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "С страховых пенсиях" и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:

а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком.

Пунктом 6 Правил установлено, что при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:

а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости имеют только лица, занятые по профессии, должности, специальности, поименованных в вышеуказанном Списке.

Согласно порядку исчисления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленному Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности, повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в отношении "рабочих всех наименований", указанных в разделах 1 и 2 Списка, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440, при условии осуществления указанными работниками деятельности в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.

Следовательно, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.

Пунктом 1 Списка, в котором указаны наименования работ, производств сельского хозяйства с указанием (расшифровкой) наименований профессий, должностей и специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты, в разделе "Наименование работ, производств сельского хозяйства" в разделе 1 "Растениеводство (производство сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции, заготовки, хранения, включая формы органического сельского хозяйства, мелиорацию)" указаны рабочие всех наименований, занятые растениеводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).

В разделе 2 "Животноводство" (разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов) в том числе осуществляемое кочевыми родовыми общинами" указанного Списка поименованы "рабочие всех наименований, занятые животноводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство)".

Исходя из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), основным видам деятельности в сельском хозяйстве относится производство продукции растениеводства и животноводства. При этом растениеводство - это выращивание однолетних, многолетних культур и рассады, в животноводстве - выращивание и разведение всех видов сельскохозяйственных животных.

Рассматривая положения Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440, и ОКВЭД во взаимосвязи и взаимозаменяемости, а также исходя и концепции установления повышения фиксированной выплаты, к организациям, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство (структурным подразделением растениеводческого животноводческого направления), относятся организации созданные для производств сельскохозяйственных культур и (или) животных.

Судом установлено, что Польников С.В. является получателем пенсии по старости, однако считает, что имеет право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с наличием необходимого 30 летнего стража работы в сельском хозяйстве, за установлением факта которого он обратился в суд.

В материалах дела не имеется данных о том, что Польников С.В. обращался в УПФ РФ в <адрес> (межрайонное) с данным вопросом, и ему было отказано во включении в стаж работы в сельском хозяйстве указанного периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в подсобном хозяйстве завода НПО «Сибсельмаш».

При таких обстоятельствах, из поданного заявления усматривается наличие спора о праве, влекущего за собой возникновение у заявителя права на получение иного размера пенсии, в связи с чем, заявленные требования подлежат разрешению в порядке искового производства, учитывая, что заявитель просит установить факт работы в сельском хозяйстве, где целью является получение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 1200 рублей, связанной с работой в сельском хозяйстве.

Из приведенных выше положений закона следует, что суды могут принимать заявления об установлении фактов и рассматривать их в порядке особого производства, если установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду.

Таким образом, восстановление нарушенных пенсионных прав Польникова С.В., связанных с условиями и характером труда, где целью является получение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии про старости, подлежит разрешению в порядке искового производства и не может быть преодолен посредством установления юридического факта в порядке особого производства, хоть и поименованным исковым заявлением., но по сути рассмотренным в особом производстве, поскольку каких-либо исковых требований к ответчику не заявлено и не разрешено, правовых последствий не установлено.

При таких обстоятельствах, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, а заявление Польникова С.В. –оставлению без рассмотрения, с разъяснением ему права на обращение в суд за защитой своих прав в порядке искового производства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Коченевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Исковое заявление Польникова С. В. об установлении юридического факта осуществления трудовой деятельности в сельском хозяйстве оставить без рассмотрения.

Председательствующий

Судьи