ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-542/17 от 05.10.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

судья: Коваленко О.П. гр. дело № 33-12247/2017 (номер дела суда первой инстанции 2-542/2017)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Самара 5 октября 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Акининой О.А.

Судей: Ефремовой Л.Н., Бочкова Л.Б.

При секретаре: Моревой Н.П.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 на решение Самарского районного суда г. Самара от 24 апреля 2017 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации - отказать.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указав в обоснование, что в августе 1990 года его отцу, З. была предоставлена в качестве служебного жилья двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в связи с работой в должности начальника ЖЭУ-6 Самарского района г. Самары, где он работал до 02.03.1998 г.

24.10.2003г. З. умер. В указанной квартире были также зарегистрированы истец – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ его мать, З.Н. и его брат, З.А., ДД.ММ.ГГГГЗ.Н. умерла 25.03.2012г., З.А. умер 08.01.2016г. В настоящее время истец зарегистрирован и проживает в указанной квартире один, оплачивает коммунальные платежи на основании лицевого счета , открытого на имя З. задолженностей по оплате не имеет. Свое право на приватизацию на территории города Самара он не использовал. Согласно уведомлению Управления Росреестра по Самарской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.01.2016 года , объекты недвижимого имущества, принадлежащие ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, отсутствуют.

Его обращение в Департамент управления имуществом г.о. Самара о приватизации и исключении занимаемой им квартиры из состава специализированного жилищного фонда оставлено без удовлетворения.

Данная квартира является муниципальной собственностью и включена в реестр муниципального имущества, вместе с тем, согласно уведомлению Управления Росреестра по Самарской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок отсутствует информация о зарегистрированных правах на спорный объект.

Поскольку документы, подтверждающие факт регистрации спорного жилого помещения в качестве служебного после передачи его в муниципальную собственность, отсутствуют, ФИО1 проживает в спорной квартире, выполняет все обязанности по оплате и содержанию жилого помещения, ФИО1 считает, что в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеет право приобрести занимаемое им жилое помещение в собственность, в связи с чем, просил признать право собственности в порядке приватизации на квартиру 57, расположенная по адресу: <адрес>

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что истец проживает в жилом помещении, отнесенном к муниципальному специализированному фонду служебного использования, спорная квартира предоставлялась З. отцу истца, на период трудовых отношений с муниципальным предприятием и не предполагала использование такого объекта в качестве социального жилья, спорное жилое помещение не исключено из разряда специализированного (служебного) жилищного фонда, согласие собственника жилого помещения на изменение его правового статуса и приватизацию отсутствует.

В апелляционной жалобе представитель ФИО1 просит отменить решение суда, считая его незаконным, поскольку в Росреестре отсутствуют сведения о том, что спорное жилое помещение является служебным.

Заявитель жалобы полагает, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных квартир, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве служебного в органах государственной регистрации недвижимости. Отсутствие таковой регистрации свидетельствует о возможности отнесения такого жилого помещения к жилищному фонду социального использования.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Из справки МУП г.о. Самара ЕИРЦ от 26.10.2016 г. усматривается регистрация истца с 18.04.2001 г. по адресу: <адрес> (л.д. 10).

Судом установлено, что решением исполнительного комитета Самарского районного Совета народных депутатов от 01.08.1990г. № 303, жилая площадь 30,3 кв.м по <адрес>, признана служебной и включена в списки категории служебной. З. отцу истца, состоявшему в трудовых отношениях с ЖЭУ-6 Самарского района г.Самары в должности начальника, и членам его семьи на основании вышеназванного решения была предоставлена для временного проживания служебная жилая площадь 30,3 кв.м по <адрес> (л.д. 30-33).

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что истец проживает в жилом помещении, отнесенном к муниципальному специализированному фонду служебного использования, спорная квартира предоставлялась З. отцу истца, на период трудовых отношений с муниципальным предприятием и не предполагала использование такого объекта в качестве социального жилья, спорное жилое помещение не исключено из разряда специализированного (служебного) жилищного фонда, согласие собственника жилого помещения на изменение его правового статуса и приватизацию отсутствует. Решения о предоставлении З. спорного жилого помещения на условиях социального найма компетентным органом не принималось, договор социального найма не заключался, согласие собственника на изменение статуса жилого помещения не давалось и доказательств утраты или снятия статуса служебного жилья в материалах дела не имеется.

Однако, судебная коллегия не может признать такой вывод законным и обоснованным.

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ст. 4 названного Закона не подлежат приватизации служебные жилые помещения.

Исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 21), разъяснил следующее.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.

Приведенные выше разъяснения Верховного Суда Российской Федерации судом при разрешении спора применительно к правоотношениям сторон учтены не были, как не было учтено и то обстоятельство, что отсутствие решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, т.к. их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченными органами этого документа.

Из материалов гражданского дела видно, что на момент предоставления З. – в августе 1990 года спорного жилого помещения оно находилось в оперативном управлении ЖЭУ-6 Самарского района г.Самары. В муниципальную собственность жилое помещение передано на основании решения Малого Совета Самарского горсовета народных депутатов № 222 от 17.09.1992г. и включено в реестр муниципального имущества 17.09.1992г. за номером 005892-9, л.д. 19.

Следовательно, при передаче жилого помещения в муниципальную собственность, оно утратило статус служебного жилого помещения, поэтому к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Отец истца З., проживавший в спорном жилом помещении на момент передачи его из государственной собственности в муниципальную собственность г. Самара, после передачи жилого помещения в муниципальную собственность приобрел право пользования им на условиях договора социального найма, в том числе и право на вселение в жилое помещение членов своей семьи также на условиях социального найма, которые, и в частности, единственный оставшийся в живых ФИО1, в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" имели право приобрести жилое помещение в собственность, в связи с чем, судебная коллегия считает иск ФИО1 обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене, как постановленное с неправильным применением норм материального права, в частности закона «О приватизации жилищного фонда в РФ», а также закона «О введении в действие ЖК РФ», с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Самарского районного суда г. Самара от 24 апреля 2017 года отменить.

Постановить новое решение.

Признать за ФИО1 право собственности на квартиру 57, расположенную по адресу: <адрес>, в соответствии с законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. N 1541-1.

Председательствующий

Судьи