Судья Илларионова А.М. № 2-543/2021
№33-4232/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 8 декабря 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Метелевой А.М.,
судей областного суда: Карповой И.Ю., Чуб Л.В.,
при помощнике судьи Бегеевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Метелевой А.М. дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Красноярского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Красноярский район» о признании незаконным бездействия, признании права на приобретение земельного участка без проведения торгов,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Красноярский район» о признании незаконным бездействия, признании права на приобретение земельного участка без проведения торгов, указав, что в ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику о предоставлении ей в собственность земельного участка для ведения личного и подсобного хозяйства с правом возведения жилых и нежилых строений в <адрес>. По результатам обращения ответчиком было вынесено бессрочное постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о формировании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> указанного постановления, ответчиком был утвержден акт обследования и выбора земельного участка для ведения личного и подсобного хозяйства с правом возведения жилых и нежилых строений в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Администрации МО «С.Черемуха» рекомендовано провести работы по формированию земельного участка по указанному адресу, поставить земельный участок на кадастровый учет в территориальном отделе № кадастра объектов недвижимости по Володарскому и Красноярскому районам. За счет ее денежных средств ООО «Геодезист» было изготовлено землеустроительное дело № по установлению границ вышеуказанного земельного участка и их согласованию со смежными собственниками. Однако, до настоящего времени земельный участок ответчиком на кадастровый учет не поставлен и истцу не предоставлен за плату на праве собственности. В ДД.ММ.ГГГГ она вновь заказала кадастровые работы и обратилась к ответчику с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет и предоставлении ей за плату в собственность без проведения торгов. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ ей в этом немотивированно отказано. Полагает, что отказ ответчика является незаконным, так как противоречит нормам материального права. Отказ в постановке на кадастровый учет земельного участка нарушает часть 5 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; пункт 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". При отказе в предоставлении спорного земельного участка ей в собственность за плату без проведения торгов ответчиком нарушен пункт 10 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации; не применен пункт 16 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Просила суд признать незаконным бездействие ответчика в отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка и отказе ей в приобретении земельного участка за плату для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов; обязать ответчика поставить на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ согласно указанным в нем координатам земельный участок общей площадью 336 кв.м. из категории земель населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилых и нежилых строений, расположенный по адресу: <адрес> на кадастровый учет, признать за ней право на приобретение за плату в собственность указанного земельного участка без проведения торгов.
В судебном заседании истец ФИО1. И ее представитель ФИО2 заявленные требования поддержали и просили удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Красноярский район» ФИО3 заявленные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, администрации муниципального образования «Красноярский сельсовет» ФИО4 оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Решением Красноярского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда по основаниям несоответствия выводом суда фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права. Указывает, что на спорном земельном участке ею построен жилой дом, данный земельный участок с 2007 года находится в ее пользовании на основании постановления администрации МО «Красноярский район» № от ДД.ММ.ГГГГ, многолетнее бездействие ответчика по исполнению постановления администрации МО «Красноярский район» № от ДД.ММ.ГГГГ воспрепятствовал реализации ее права на получение земельного участка по нормам Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, в порядке пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
На заседание судебной коллегии представитель ответчика администрации муниципального образования «Красноярский район», представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, администрации муниципального образования «Красноярский сельсовет» не явились, извещены надлежащим образом.
Заслушав докладчика, истца ФИО1 и ее представителя ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и отказывая в иске, районный суд исходил из отсутствия со стороны ответчика администрации муниципального образования «Красноярский район» незаконного бездействия в постановке на кадастровый учет спорного земельного участка, а также отсутствия у истца права на приобретение указанного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и подлежащим применению нормам материального права.
Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации муниципального образования «Красноярский район» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О формировании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> постановлено утвердить акт обследования и выбора земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилых и нежилых строений в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Рекомендовано администрации МО «С.Черемуха» провести работы по формированию земельного участка, находящегося в распоряжении муниципального образования «Красноярский район», государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, из категории земель населенных пунктов, общей площадью <данные изъяты> кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилых и нежилых строений; поставить земельный участок на кадастровый учет в территориальном отделе № кадастра объектов недвижимости по Володарскому и Красноярскому районам.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в <данные изъяты> с заявлением о проведении межевания земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на основании постановления администрации муниципального образования «Красноярский район» от ДД.ММ.ГГГГ№.
На основании задания на межевание земельного участка, утвержденного главой МО «Село Черемуха», <данные изъяты> сформировано землеустроительное дело по установлению границ земельного участка, для ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилых и нежилых строений, землепользователь: МО <адрес> расположенного <адрес><адрес>.
По заказу ФИО1 согласно договору на выполнение кадастровых работ от ДД.ММ.ГГГГ№ кадастровым инженером ФИО7 в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, подготовлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию муниципального образования «Красноярский район», приложив указанный межевой план на электронном носителе, с заявлением о постановке спорного земельного участка на кадастровый учет, присвоении ему кадастрового номера и предоставлении ей указанного земельного участка в собственность бесплатно без проведения торгов для ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилых и нежилых строений.
Согласно ответу на обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ администрация муниципального образования «Красноярский район», со ссылкой на изменение законодательства, сообщила заявителю, что постановление администрации муниципального образования «Красноярский район» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О формировании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> не может служить основанием для формирования и дальнейшего предоставления земельного участка, предоставление земельного участка в соответствии с положениями пункта 10 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не представляется возможным, поскольку испрашиваемый участок обременен самовольно возведенным объектом капитального строительства.
Что касается требования истца о признании за ней права на приобретение за плату в собственность спорного земельного участка без проведения торгов, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской федерации (в редакции от 13.05.2008 года, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской федерации (в редакции от 13.05.2008 года, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 13.05.2008 года, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 13.05.2008 года, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 13.05.2008 года, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 13.05.2008 года, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, был регламентирован статьями 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 13.05.2008 года, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Согласно части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 13.05.2008 года, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи (часть 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 13.05.2008 года).
Пунктом 2.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 13.05.2008 года) предусмотрено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.
Согласно пункту 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 13.05.2008 года) предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта определен в пункте 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 13.05.2008 года), согласно которой предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно пункту 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 13.05.2008 года) в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
Пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 13.05.2008 года) предусмотрено, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Так как согласно пункту 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 13.05.2008 года) предоставление земли для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства осуществляется без предварительного согласования мест размещения объекта, соблюдение процедуры, обеспечивающей публичный характер права на заключение договора купли-продажи, является обязательной.
Исходя из вышеназванных правовых положений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в соответствии с требованиями действующего на период возникновения спорных правоотношений законодательства, земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилых и нежилых строений мог быть предоставлен ФИО1 в собственность только без предварительного согласования мест размещения объектов и исключительно на торгах.
В соответствии с действующим законодательством, в силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в действующей редакции) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 39.18).
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя (пункт 5 статьи 39.18).
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (пункт 6 статьи 39.18).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7 статьи 39.18).
Таким образом, исходя из положений статей 39.3, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в их совокупности, по действующему земельному закону ФИО1 вправе приобрести спорный земельный участок в собственность за плату без проведения торгов только при условии опубликования ответчиком в надлежащем порядке извещения о предоставлении земельного участка, и в случае не поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных лиц о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка.
Поскольку извещение о предоставлении земельного участка в указанном порядке ответчиком не публиковалось, установленная статьями 39.3, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации процедура на настоящий момент не проведена, право на приобретение спорного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов в соответствии с положениями статей 39.3, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации у истца не возникло. Таким образом, заявленное ФИО1 в судебном порядке требование о признании за ней права на приобретение за плату в собственность спорного земельного участка без проведения торгов удовлетворено быть не может.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, администрация муниципального образования «Красноярский район» ссылается на незаконные действия ФИО1, которая выстроила на спорном земельном участке жилой дом, наличие которого является препятствием для оформления и предоставления земельного участка в соответствии с действующей редакцией Земельного кодекса Российской Федерации, а именно путем опубликования извещения о предоставлении земельного участка в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Действительно, судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 на спорном земельном участке возведен жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., ДД.ММ.ГГГГ постройки.
В ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обращалась в суд с иском о признании за ней права собственности на самовольно возведенный жилой дом.
Решением Красноярского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Как следует из указанных судебных постановлений, основанием для отказа в иске послужило отсутствие у истца вещных прав в отношении земельного участка, на котором возведен жилой дом.
Поскольку ни по ранее действовавшему законодательству, ни по действующему земельному закону истец не приобрела право на предоставление спорного земельного участка за плату в собственность без проведения торгов, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что незаконного бездействия администрации муниципального образования Красноярский район» в отказе ФИО1 в приобретении земельного участка в собственность за плату для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов не имеется, требование ФИО1 о признании за ней права на приобретение за плату в собственность указанного земельного участка без проведения торгов незаконно, и обоснованно оставлено районным судом без удовлетворения.
Довод истца о нарушении ответчиком пункта 10 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства осуществляется без проведения торгов, несостоятелен, поскольку, как следует из указанной нормы права, предоставление в данном порядке земельного участка, осуществляется в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса. Таким образом, право на предоставление в собственность земельного участка за плату без проведения торгов может возникнуть у ФИО1 только при условии опубликования ответчиком в надлежащем порядке извещения о предоставлении земельного участка, и в случае не поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных лиц о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка.
Необоснованным является также довод истца о том, что ответчиком не применен пункт 16 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в силу которого в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом местного самоуправления муниципального района принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка, который расположен в границах этого муниципального района и государственная собственность на который не разграничена, либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял данное решение либо разместил или опубликовал указанное извещение, независимо от наличия утвержденных правил землепользования и застройки поселения, в границах которого расположен такой земельный участок. Данная правовая норма применению в рассматриваемом случае не подлежит, поскольку направлена на определение компетенции органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, и порядок их предоставления в случае утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Что касается требования истца о возложении на ответчика обязанности поставить на основании представленного ею межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ согласно указанным в нем координатам земельный участок общей площадью 336 кв.м. из категории земель населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилых и нежилых строений, расположенный по адресу: <адрес>А, на кадастровый учет, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Исходя из вышеприведенных положений статей 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 13.05.2008 года), предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
В силу пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в ред. от 24.07.2007 года) с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Частью 5 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона).
Правовое регулирование земельных отношений на территории Астраханской области осуществляется в соответствии с положениями Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" (принят Государственной Думой Астраханской области 14.02.2008).
Кроме того, полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных правоотношений на дату принятия администрацией муниципального образования «Красноярский район» постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ определялись Порядком предоставления земельных участков, расположенных в границах МО «Красноярский район», принятым Решением Совета муниципального образования «Красноярский район» Красноярского района Астраханской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 2.1 указанного Порядка, в полномочия муниципального района входит принятие решений: о проведении торгов (конкурсов) по продаже земельного участка в собственность и права на заключение договора аренды; о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов; о создании комиссии по выбору земельного участка; о формировании земельных участков, о предварительном отводе земельного участка, об окончательном отводе земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.2 указанного Порядка, в полномочия органа местного самоуправления поселения входит: определение земельных участков в соответствии с генеральным планом застройки населенного пункта, градостроительной документацией и застройке, правилами землепользования и застройки; принятие заявления на имя главы МО «Красноярский район» (согласно форм №1-3) от граждан и юридических лиц на предоставление участка в собственность или аренду, согласование их с главой соответствующего муниципального образования, управлением архитектуры, градостроительства и муниципальной собственности администрации МО «Красноярский район», управлением сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности (по землям сельскохозяйственного назначения) и направление их главе района для принятия решения; проведение работы по формированию земельного участка; ведение реестра заключенных договоров; ведение учета поступления арендной платы; ведение контроля за надлежащим исполнением арендатором условий договора.
Как следует из анализа положений разделов 2-5 указанного Порядка в их совокупности, предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства осуществляется администрацией муниципального образования «Красноярский район» в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). Земельный участок без проведения торгов может быть предоставлен только в аренду.
Порядок предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов регламентирован разделом 3 указанного Порядка.
Согласно пункту 3.2 Порядка орган местного самоуправления поселения, на чьей территории находится земельный участок, информирует о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства население, общественные организации и лиц, чьи права затрагиваются возможным предоставлением земельного участка для строительства.
Орган муниципального района или действующая на основании договора с ней специализированная организация выступает в качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) и продавца земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (пункт 3.3 Порядка).
Администрация органа муниципального самоуправления, на территории которого находится земельный участок, в месячный срок проводит работы по формированию земельного участка; готовит проект границ земельного участка, устанавливает его границы на месте, определяет разрешенное использование земельного участка, определяет технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и передает информацию в специализированную землеустроительную организацию пункт 3.4 Порядка).
Администрация муниципального образования «Красноярский район» принимает решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка в собственность или права на заключение договора аренды земельного участка или при наличии одной заявки принимает решение о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых земельных участков. (пункт 3.5 Порядка).
Администрация муниципального образования «Красноярский район» осуществляет подготовку и подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) (пункт 3.6 Порядка).
На основании протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) и заявления победителя орган муниципального района готовит постановление главы района о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду (пункт 3.7 Порядка).
Из материалов дела следует, что администрацией органа муниципального самоуправления начаты работы по формированию спорного земельного участка, определены его конфигурация и границы, произведен осмотр земельного участка на местности, определено разрешенное использование земельного участка – для ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилых и нежилых строений, что нашло отражение в Акте обследования и выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденном постановлением главы района от ДД.ММ.ГГГГ№.
Вместе с тем, ни федеральным законодательством, ни законодательством Астраханской области, регламентирующим порядок формирования и осуществления кадастрового учета земельных участков, постановки их на кадастровый учет, не ограничен срок, в течение которого администрация должна обратиться в кадастровый орган с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации муниципального образования «Красноярский район» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О формировании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> был утвержден акт обследования и выбора земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилых и нежилых строений в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, рекомендовано администрации МО «С.Черемуха» провести работы по формированию земельного участка, находящегося в распоряжении муниципального образования «<адрес>», государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, из категории земель населенных пунктов, общей площадью <данные изъяты> кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилых и нежилых строений, поставить земельный участок на кадастровый учет в территориальном отделе № кадастра объектов недвижимости по Володарскому и Красноярскому районам.
Срок для совершения указанных действий, ни законом Российской Федерации, ни действующим на тот момент Порядком предоставления земельных участков, расположенных в границах МО «Красноярский район», ни указанным постановлением администрации муниципального образования «Красноярский район» от ДД.ММ.ГГГГ№, а также действующим законодательством не определен.
При таких обстоятельствах, доводы администрации муниципального образования «Красноярский район» о том, что законом не регламентирован срок, в течение которого администрация должна обратиться в кадастровый орган с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет, данные мероприятия не были проведены администрацией МО «С.Черемуха» по независящим от администрации района причинам, являются обоснованными, и, с учетом анализа норм действующего и ранее действующего законодательства, позволили районному суду прийти к выводу об отсутствии со стороны ответчика незаконного бездействия в отказе в постановке на кадастровый учет спорного земельного участка.
Довод истца о нарушении ответчиком части 5 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является необоснованным, поскольку незаконного бездействия в отказе в постановке на кадастровый учет спорного земельного участка со стороны администрации муниципального образования «Красноярский район» не допущено.
Довод истца о нарушении ответчиком пункта 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не состоятелен, поскольку то нормативное положение, что при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков основанием для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, само по себе не свидетельствует о наличии у органа местного самоуправления обязанности поставить спорный земельный участок на кадастровый учет на основании представленного ФИО1, выполненного по ее заказу кадастровым инженером ФИО7 межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, согласно указанным в нем координатам характерных точек границ образуемого земельного участка.
Из положений статьи 36 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О кадастровой деятельности" следует, что заказчиком кадастровых работ в связи с подготовкой межевого плана в целях образования земельных участков является собственник земельного участка, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с земельным участком образованы новые земельные участки.
Учитывая, что незаконного бездействия в отказе в постановке на кадастровый учет спорного земельного участка со стороны администрации муниципального образования «Красноярский район» не имеется, а также то обстоятельство, что как установлено судом и следует из материалов дела, спорный земельный участок не был закреплен за ФИО1, вопреки ее доводам, преимущественного перед иными заинтересованными лицами права на предоставление данного земельного участка у истца не возникло, постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «О формировании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> «А» и акт обследования и выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствуют о предоставлении земельного участка истцу и наличии у нее вещных прав в отношении данного земельного участка, при таких обстоятельствах, оснований для возложения на администрацию муниципального образования «Красноярский район» обязанности поставить спорный земельный участок на кадастровый учет на основании представленного ФИО1, выполненного по ее заказу кадастровым инженером ФИО7 межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, согласно указанным в нем координатам характерных точек границ образуемого земельного участка, у суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, направлены на переоценку сделанных судом выводов и удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм гражданского процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения суда, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Красноярского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий А.М. Метелева
Судьи областного суда И.Ю. Карпова
Л.В. Чуб