Судья Лихницкая О.В. Дело № 2-544/2020
Докладчик Вегелина Е.П. Дело № 33-5728/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Дроня Ю.И.
судей Вегелиной Е.П., Братчиковой Л.Г.,
при секретаре ВМА,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 14 июля 2020 года апелляционную жалобу ЗАО ГК «Вымпел Сервис» в лице представителя СЕИ на решение Бердского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО ГК «Вымпел Сервис» о признании незаконными действий и возложении обязанностей по устранению нарушений.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Вегелиной Е.П., пояснения прокурора САН, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ЗАО ГК «Вымпел Сервис» о признании незаконными действий и возложении обязанностей по устранению нарушений.
В обоснование иска указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению МОА о незаконном взимании платы за выдачу справки о составе семьи управляющей организацией ЗАО ГК «Вымпел Сервис».
Проверкой установлено, что на основании выданной ГЖИ НСО лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО ГК «Вымпел Сервис» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
Приказом генерального директора ЗАО ГК «Вымпел Сервис» № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден прейскурант цен на услуги по выдаче справок о составе семьи, справок с места жительства (архивных) и выписок из домовой книги. Стоимость услуг составляет: за выдачу справки о составе семьи - 50 руб., справки с места жительства (архивной) - 70 руб., выписки из домовой книги - 250 руб.
Взимание платы за выдачу справки о составе семьи управляющей организацией является незаконным, поскольку законом предусмотрен беспрепятственный бесплатный доступ к информации, относящейся к персональным данным граждан (физических лиц).
Таким образом, выдачу гражданам справок о составе семьи, выписок из домовой книги, справок с места жительства (архивных) за плату следует расценивать как ограничение права субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным, а, следовательно, как ограничение конституционного права граждан на информацию.
Поскольку количественный показатель лиц, пользующихся платными услугами ЗАО ГК «Вымпел Сервис», не является постоянным и подвержен изменению в любой момент, с иском в защиту неопределенного круга лиц вправе обратиться прокурор.
Просил признать незаконными действия ЗАО ГК «Вымпел Сервис» по взиманию платы за выдачу гражданам справок о составе семьи, выписок из домовой книги, справок с места жительства (архивных), возложить обязанность по устранению указанных нарушений.
Решением Бердского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены. Признаны незаконными действия ЗАО ГК «Вымпел Сервис» по взиманию платы за выдачу гражданам справок о составе семьи, выписок из домовой книги, справок с места жительства (архивных). Суд обязал ЗАО ГК «Вымпел Сервис» не взимать плату за выдачу гражданам справок о составе семьи, выписок из домовой книги, справок с места жительства (архивных). Взыскал с ЗАО ГК «Вымпел Сервис» государственную пошлину в доход бюджета в размере 6000 руб.
В апелляционной жалобе ЗАО ГК «Вымпел Сервис» содержится просьба об отмене решения суда, принятии по делу нового решения.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что взимание платы ответчиком за выдачу справок из базы данных ответчика, используемой для начисления платы за коммунальные услуги, не подпадает под действие Федерального закона РФ № 152-ФЗ «О персональных данных».
Считает, что поскольку ответчик не является оператором персональных данных в части данных о регистрации лиц по месту проживания и пребывания, то ответчик не несет обязанности по предоставлению в адрес собственников указанной информации, в т.ч. безвозмездно.
Указывает, что обязанность ответчика по ведению домовых книг и поквартирного учета исключена с момента вступления в силу Приказа МВД РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, ввиду чего ответчик с момента вступления в силу указанного приказа более не осуществляет обработку указанных сведений и не является оператором вышеуказанных персональных данных.
Ссылка суда на то, что в силу требований Постановления Правительства РФ №ДД.ММ.ГГГГ ответчик как управляющая организация входит в перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по жительства в пределах РФ, не свидетельствует о том, что ответчик осуществляет обработку персональных данных в указанной части и является оператором указанных персональных данных.
В силу вышеуказанных требований Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик как управляющая организация уполномочен исключительно на прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, их обработку ответчик не осуществляет, ввиду чего к действиям ответчика не применимы положения Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных». Выдача справок - это услуга технического характера, которая является платной и не противоречит требованиям законодательства.
Считает выводы суда не соответствующими обстоятельствам дела, основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Прокурором <адрес> поданы возражения по доводам апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению МОА о незаконном взимании платы за выдачу справки о составе семьи управляющей организацией - ЗАО ГК «Вымпел Сервис» (л.д. 19, 20).
На основании выданной ГЖИ НСО лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик ЗАО ГК «Вымпел Сервис» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами (л.д. 3, 7-12).
Приказом генерального директора ЗАО ГК «Вымпел Сервис» № от 10.2019 года утвержден прейскурант цен на услуги по выдаче справок о составе семьи, справок с места жительства (архивных) и выписок из домовой книги. Стоимость услуг составляет: за выдачу справки о составе семьи - 50 руб., справки с места жительства (архивной) - 70 руб., выписки из домовой книги - 250 руб. (л.д. 13, 14-18).
Разрешая спор и постанавливая по делу решение, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 2, 55 Конституции РФ, ч. 1 ст. 8, ч. 9 ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 20, ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных», ст. 161 ЖК РФ, ст. 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п. 3 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию», п. п. «б» п. 4 раздела II Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, в их совокупности и взаимосвязи, пришел к выводу о том, что выдача гражданам справок о составе семьи, выписок из домовой книги, справок с места жительства (архивных) за плату, лицом ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, к числу которых относится управляющая организация ЗАО ГК «Вымпел Сервис», следует расценивать как ограничение права субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным, информацию о которых они вправе в силу закона получать на безвозмездной основе, следовательно, имеет место ограничение конституционного права граждан на получение информации, касающейся их персональных данных, в связи с чем подлежат признанию незаконными действия ЗАО ГК «Вымпел Сервис» по взиманию платы за выдачу гражданам справок о составе семьи, выписок из домовой книги, справок с места жительства (архивных), возложив на ответчика обязанность не взимать плату за выдачу гражданам справок о составе семьи, выписок из домовой книги, справок с места жительства (архивных).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на правильно установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере
в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ № 149-ФЗ) предусмотрено, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Не может быть ограничен доступ, в том числе к информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией (ч. 4 ст. 8 ФЗ № 149-ФЗ).
В силу п. 3 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан.
Согласно ч. 9 ст. 9 ФЗ № 149-ФЗ порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
- обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Согласно п. 1 ст. 20 Закона «О персональных данных» оператор обязан сообщить в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона, субъекту персональных данных или его представителю информацию о наличии персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также предоставить возможность ознакомления с этими персональными данными при обращении субъекта персональных данных или его представителя либо в течение тридцати дней с даты получения запроса субъекта персональных данных или его представителя.
В силу ст. 14 Закона «О персональных данных» субъект персональных данных имеет право на получение сведений, которые должны быть предоставлены ему в доступной форме.
Оператор обязан предоставить безвозмездно субъекту персональных данных или его представителю возможность ознакомления с персональными данными, относящимися к этому субъекту персональных данных (п. 3 ст. 20 Закона «О персональных данных»).
Статьей 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Согласно пп. «б» п. 4 раздела II Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: ведение реестра собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, сбор, обновление и хранение информации о нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных
С учетом приведенных положений закона реестр собственников многоквартирного дома должен содержать актуальную информацию, позволяющую идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно Перечню лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, к указанным лицам относятся уполномоченные лица организации, осуществляющей управление жилищным фондом.
При названных нормах закона и установленных выше обстоятельствах дела – иск удовлетворен правомерно.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к тому, что поскольку ответчик не является оператором персональных данных жильцов дома, не осуществляет их обработку, следовательно, положения Закона «О персональных данных» на него не распространяется, по тем мотивам, что эти доводы были предметом подробной оценки в решении суда первой инстанции и оснований для иных выводов не имеется.
Поскольку по представленным доказательствам обстоятельства дела судом установлены правильно, доказательствам дана верная правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, доводы жалобы не содержат законных оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Бердского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи