УИД 66RS0004-01-2023-004389-23
Дело № 33-18328/2023
(№ 2-5463/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 15.11.2023
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Колесниковой О.Г., судей Мурашовой Ж.А., Ершовой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи помощником судьи Рамзаевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Лихоманова Александра Владимировича к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 27 о признании отказа в предоставлении государственной социальной помощи незаконным, возложении обязанности по заключению социального контракта,
по апелляционной жалобе истца на решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 29.08.2023.
Заслушав доклад судьи Мурашовой Ж.А., объяснения истца Лихоманова А.В., представителя ответчика Чистяковой Г.В., судебная коллегия
установила:
Истец ( / / )1 обратился с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 27 (далее по тексту – Управление), в котором с учетом уточнений требований просил возложить на ответчика обязанность заключить с истцом социальный контракт по основному мероприятию программы социальной адаптации «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» на основании представленного истцом бизнес-плана.
В обоснование требований указал, что 12.05.2023 обратился с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта. Основанием для подачи явился тот факт, что истец является трудоспособным малоимущим гражданином, одиноко проживающим на территории Свердловской области, и по независящим от него причинам имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области. В предоставлении государственной социальной помощи по мероприятию социальной адаптации «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» истцу отказано, поскольку идея представленного им бизнес-проекта «Поставка продукции заказчикам, применяющим 44 и 223-ФЗ» не реализована и не раскрыта, не представлен план деятельности, требуемых материально-производственных запасов, работ и услуг, которые будут приобретены для осуществления предпринимательской деятельности и в какие сроки, с чем истец не согласен. Истец полагает, что ответчиком дано оценочное мнение представленного им бизнес-проекта, представленный им бизнес-проект содержит всю необходимую информацию, в предложенной государственной помощи по заключению социального контракта по направлению «поиск работы» он не нуждается. Также полагает, что комиссия ответчика не вправе самостоятельно изменять мероприятие социальной адаптации, вправе было совершить два действия: либо утвердить программу социальной адаптации, либо направить ее на доработку. Истец имеет профильное образование по заявленному в бизнес-плане направлению деятельности, допущен до работы в должности специалиста по государственным закупкам, имеет опыт данной работы, в связи с чем, имеет возможность реализовать предложенный им бизнес-план самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 29.08.2023 иск Лихоманова А.В. оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с таким решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме. Мотивирует тем, что судом первой инстанции неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права. На территории Свердловской области нет действующих нормативно-правовых актов, которые бы содержали обязательные требования к бизнес-плану. Ответчиком не представлено доказательств исполнения своих обязательств по оказанию содействия истцу в составлении бизнес-плана. Комиссия вправе была принять решение о заключении с истцом контракта по основному мероприятию «осуществление предпринимательской деятельности». Полагает, что права изменять основное мероприятие у комиссии нет. Судом не дана оценка факту готовности истца к ведению самостоятельной предпринимательской деятельности. Выводы комиссии не соответствуют реальным обстоятельствам дела относительно нуждаемости истца в товарах первой необходимости, его доводы о способности реализации предложенного бизнес-плана и уплаты налогов и страховых взносов.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Лихоманов А.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивал на их удовлетворении.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Чистякова Г.В. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, поскольку доводы жалобы направлены на переоценку доказательств.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение таким требованиям соответствует.
Суд разрешая спор, проанализировав положения Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Закона от 29.10.2007 № 126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области», Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утв. приказом Минтруда России от 03.08.2021 № 536, а также выписку протокола заседания экспертной комиссии Управления от 10.07.2023, пришел к выводу, что истец имеет право на оказание государственной социальной помощи, соответствует требуемым критериям, однако, отказал в удовлетворении иска, признав решение ответчика о предоставлении истцу государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «поиск работы», обоснованным. Суд указал, что обязанности по принятию решения по мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» как единственно возможного мероприятия в отношении истца у ответчика в силу действующего законодательства не имелось.
Проверяя законность и обоснованность принятого решения, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 39) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ).
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона № 178-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона № 178-ФЗ определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; снижение уровня социального неравенства; повышение доходов населения.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 178-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным названным законом, в соответствии с целями, установленными этим законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 178).
В соответствии ч. 3 ст. 8.1 Федерального закона № 178 к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия.
К таким мероприятиям, в частности, относятся:
поиск работы;
прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;
ведение личного подсобного хозяйства;
осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абз. 4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Правовые отношения, связанные с реализацией полномочий в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Свердловской области, а также иные связанные с ними отношения, регулируются Законом Свердловской области от 29.10.2007 № 126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области» (далее - Закон от 29.10.2007 № 126-ОЗ).
В соответствии со ст. 7-1 Закона от 29.10.2007 № 126-ОЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта в соответствии с федеральным законом оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения (ч. 1 ст. 7-2 Закона от 29.10.2007 № 126-ОЗ).
Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта утверждены приказом Минтруда России от 03.08.2021 № 536.
В соответствии с п. 25, пп. «б» п. 37, п. 55 данных Методических рекомендаций, в программе социальной адаптации указываются активные мероприятия, обязательные для выполнения получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта по основным мероприятиям.
Согласно п. 5 Методических рекомендаций мероприятиями, по которым заключается социальный контракт, в соответствии с п. 3 ст. 8.1 Федерального закона № 178-ФЗ, а также в соответствии с Правилами предоставления субсидий являются:
- поиск работы. В рамках указанного основного мероприятия в приоритетном порядке оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта гражданам, проживающим в семьях с детьми. Социальный контракт, направленный на реализацию указанного основного мероприятия, с одним и тем же гражданином заключается не чаще одного раза в год с даты окончания срока действия социального контракта;
- осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Под индивидуальной предпринимательской деятельностью понимается коммерческая деятельность, в том числе деятельность в рамках ведения крестьянско-фермерского хозяйства гражданина, с которым заключен социальный контракт, в статусе индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого). Социальный контракт, направленный на реализацию указанного основного мероприятия, с одним и тем же гражданином может быть заключен после окончания срока действующего социального контракта;
- ведение личного подсобного хозяйства. В рамках указанного основного мероприятия оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта при наличии в соответствующем субъекте Российской Федерации утвержденных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) нормативов чистого дохода в стоимостном выражении от реализации полученных в личном подсобном хозяйстве плодов и продукции. Социальный контракт, направленный на реализацию указанного основного мероприятия, с одним и тем же гражданином может быть заключен после окончания срока действующего социального контракта;
- осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем вторым ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 178, в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования. Перечень товаров первой необходимости и перечень товаров, необходимых для школьного и дошкольного образования, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 12.05.2023 Лихоманов А.В. обратился в Управление с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Решением Управления от 24.05.2023 в предоставлении государственной социальной помощи истцу отказано по причине представления неполных и (или) недостоверных сведений, а также по причине того, что идея бизнес-проекта «Поставка продукции заказчикам, применяющим 44 и 223-ФЗ» не реализована и не раскрыта.
24.05.2023 указанное решение Управлением отменено, в письме от 15.06.2023 на обращение Лихоманова А.В. Управлением предложено использовать шаблон бизнес-плана, разработанный Фондом «Екатеринбургский центр развития предпринимательства», с включением резюме (обобщенная информация о деятельности), описания товара/работы/услуги; анализа рынка; плана маркетинга (инструменты для продвижения бизнеса, методы продвижения); производственный план; организационный план (действия и мероприятия по старту бизнеса с указанием действий и сроков их выполнения); налогообложение; финансовый план; анализ рисков; раздел «о себе» (сведения о трудовой деятельности, образовании, дополнительном образовании и др.). Истцу предложено доработать бизнес-план, учитывая специфику планируемой деятельности.
Письмом Управления от 28.06.2023 Лихоманову А.В. дополнительно указано на то, что бизнес-план – это документ с расчетами, которые обосновывают получение стабильного заработка, доказывают необходимость запрашиваемой суммы до 350000 руб. Истцу сообщено, что представленный им бизнес-план имеет недоработки: из документа непонятно, чем будет заниматься заявитель как предприниматель (конкретный вид деятельности), на разработан производственный план деятельности (какие материально-производственные запасы, работы, услуги будут приобретены для осуществления предпринимательской деятельности и в какие сроки, на какие цели будут потрачены запрошенные 298050 руб.).
Из выписки протокола заседания экспертной комиссии Управления от 10.07.2023, на котором проходило заслушивание и рассмотрение документов Лихоманова А.В. по осуществлению деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по бизнес-плану «Поставка продукции заказчикам, применяющим 44-ФЗ и 223-ФЗ» следует, что Управлением проведена проверка наличия условий предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Комиссией установлено, что Лихоманов А.В. является одиноко проживающим гражданином, имеет статус «самозанятый», доход от профессиональной деятельности не получает. Имеет высшее образование по специальности «юриспруденция», прошел профессиональную подготовку в объеме 256 часов «специалист по государственным закупкам», не имеет доходов, относится к категории малоимущих граждан, доходы ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области. Представленный им бизнес-проект «Поставка продукции заказчикам, применяющим 44-ФЗ и 223-ФЗ» имеет общую стоимость 350000 руб., в ходе обсуждения бизнес-проекта с учетом специфики направления деятельности, Лихоманов А.В. на вопросы комиссии не смог пояснить основные направления своей деятельности, конкретизировать предоставляемые услуги. Указанные ранее в письмах от 15.06.2023 и 28.06.2023 недостатки бизнес-плана заявителем не устранены. С учетом того, что в последние месяцы перед подачей заявления на государственную социальную помощь на основании социального контракта у Лихоманова А.В. отсутствуют доходы от трудовой деятельности в качестве самозанятого, заявитель пояснил, что испытывает материальные трудности, нуждается в денежных средствах на приобретение товаров первой необходимости и продуктов питания, комиссией принято решение заключить с ним социальный контракт по направлению «Поиск работы».
В план мероприятий, включаемых в Программу социальной адаптации Лихоманова А.В. по направлению «поиск работы» включены: постановка на учет в Центре занятости по поиску подходящей работы; действия гражданина по поиску работы; регистрация на портале «Работа в России»; совместно с Екатеринбургским центром занятости осуществление поиска подходящей работы; прохождение собеседований с работодателем; действия гражданина по трудоустройству (заключение трудового договора в период действия социального контракта); предоставление подтверждающих документов о трудоустройстве.
Суд первой инстанции, разрешая спор, также отметил, что в судебном заседании истец на вопросы, поставленные аналогично комиссии, ответов не дал, полагая, что представленный им бизнес-план не нуждается в доработке. Пояснил, что планирует зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, принимать участие в государственных закупках по всем видам товаров и услуг, привлекая в последующем непосредственных исполнителей по поставке товаров и услуг (поставщиков, субподрядчиков).
Проанализировав бизнес-план истца «Поставка продукции заказчикам, применяющим 44-ФЗ и 223-ФЗ», суд первой инстанции обоснованно согласился с доводами ответчика о том, что истцом не указана сфера государственных закупок, в которой он планирует работать; не приведен анализ факторов, за счет которых планируемый им бизнес будет прибыльным и успешным; не указано, каким образом будет подбираться поставщик/субподрядчик на исполнение государственного контракта, каким образом будет осуществляться контроль за качеством исполнения государственного контракта.
Основной целью оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта является повышение качества жизни малоимущих граждан за счет собственных активных действий по получению постоянных самостоятельных источников дохода в денежной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию и улучшить материальное положение заявителя (семьи заявителя).
На основе исследованных доказательств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что представленный истцом бизнес-план таким целям не отвечает, достижению преодоления трудной жизненной ситуации не способствует.
Суд первой инстанции также отметил, что социальный контракт по мероприятию «поиск работы» истец в установленный срок 20 рабочих дней с даты принятия решения не заключил, что им не оспаривается, поэтому принято решение от 04.08.2023 об отмене решения от 10.07.2023, которое истцом в рамках данного дела не оспаривается.
Доводы апелляционной жалобы о неоказании содействия в составлении бизнес-плана опровергаются предоставлением истцу шаблона такого бизнес-плана, разработанного НО Фонд «Екатеринбургский центр развития предпринимательства».
Утверждение истца, что представленный им бизнес-проект содержит всю необходимую информацию, опровергается представленным ответчиком в материалы дела заключением НО Фонд «Екатеринбургский центр развития предпринимательства» от 10.08.2023, в котором также рекомендовано Лихоманову А.В. доработать бизнес-модель планируемого бизнеса и внести корректировки в бизнес-план с учетом приведенных рекомендаций. Сделан вывод, что в случае старта описываемого бизнеса за счет средств социального контракта планируемый вариант с получением от субподрядчика только коммерческих предложений является недопустимым риском.
Судебная коллегия находит несостоятельным также довод истца, что комиссия вправе была принимать решение о заключении с истцом социального контракта только по заявленному им мероприятию «осуществление предпринимательской деятельности», поскольку в соответствии ч. 3 ст. 8.1 Федерального закона № 178 предусмотрены несколько видов обязательных для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятий, к числу которых относится и «поиск работы».
Принимая во внимание, что представленный истцом бизнес-проект требовал доработки, с чем истец был не согласен, учитывая, что истец нуждался в предоставлении государственной социальной помощи в целях стимулирования его активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации, судебная коллегия полагает решение ответчика по предложению ему мероприятия «поиск работы» обоснованным.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора, нуждались в проверке и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба истца не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 29.08.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Председательствующий О.Г. Колесникова
Судьи Ж.А. Мурашова
Т.Е. Ершова