ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-547/19 от 27.01.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Черепанова С.Г.

Дело № 2-547/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-683/2020

27 января 2020 г. г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Загвоздиной Л.Ю.,

судей Жуковой Н.А., Шушкевич О.В.,

при секретаре судебного заседания Дмитриевой П.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Еманжелинского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области на решение Еткульского районного суда Челябинской области от 29 октября 2019 г. по иску ФИО1 к администрации Еманжелинского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет с индексацией; встречному иску администрации Еманжелинского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения.

Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителей ответчика ФИО2, главы Еманжелинского сельского поселения ФИО3, возражения истца ФИО1 и ее представителя ФИО4, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Еманжелинского сельского поселения (далее также – Администрация) о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет, назначенной как лицу, замещавшему должность муниципальной службы Еманжелинского сельского поселения, с 1 мая 2019 г., об индексации данной пенсии с 1 марта 2018 г. в соответствии с решением Совета депутатов Еманжелинского сельского поселения от 6 июля 2018 г.

В обоснование исковых требований указала, что более 30-ти лет проработала <данные изъяты> В связи с достижением пенсионного возраста она уволилась с муниципальной должности по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. С 27 февраля 2018 г. по ее заявлению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ей назначена страховая пенсия по старости бессрочно. 15 марта 2018 г. она обратилась в администрацию Еманжелинского сельского поселения с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему должности муниципального служащего, приложив необходимый пакет документов за исключением справки пенсионного органа о назначении ей пенсии по старости. Распоряжением администрации Еманжелинского сельского поселения от 9 апреля 2018 г. ей с 1 марта 2018 г. назначена пенсия за выслугу лет со стажем муниципальной службы в 21 год 1 месяц 12 дней в размере 100% должностного оклада. Она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии за выслугу лет в связи с увеличением муниципальным служащим должностных окладов с 1 января 2018 г., но ответчик уведомил ее о приостановлении выплаты ей муниципальной пенсии в связи с проводимой проверкой обоснованности назначения и выплаты ей муниципальной пенсии. 28 июня 2019 г. ответчиком принято решение об отказе в выплате пенсии за выслугу лет, поскольку на момент освобождения от должности она не имела права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»). С данным решением она не согласна. Право на страховую пенсию по старости у нее возникло с 22 февраля 2018 г.

Администрация Еманжелинского сельского поселения обратилась в суд со встречным иском к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения в размере 87 519 руб. 60 коп.

В обоснование встречного иска указано, что пенсия за выслугу лет ФИО1 как лицу, замещавшему муниципальную должность, была назначена по ее заявлению с 1 марта 2018 г. При этом документ, подтверждающий назначение ей страховой пенсии по старости, не представлен. В связи с тем, что ФИО1 много лет проработала в органе местного самоуправления, отсутствие данного документа не вызвало сомнений в том, что такая пенсия ФИО1 назначена. Однако при проверке обоснованности назначения ФИО1 муниципальной пенсии было выявлено, что такая пенсия ей была назначена в отсутствие оснований для ее назначения. Так, согласно подпункту 2 пункта 7 Положения о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Еманжелинского сельского поселения, право на такую пенсию имеют лица, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» и непосредственно перед увольнением замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев после выхода на пенсию по старости. Фактически ФИО1 на момент освобождения ее от муниципальной должности страховая пенсия по старости назначена не была, а была назначена лишь 27 февраля 2018 г. Таким образом, права на назначение муниципальной пенсии ФИО1 не имела. Более того, с 1 января 2017г. действующим законодательством увеличен возраст для приобретения права на страховую пенсию по старости. В 2018 году данный возраст для женщин составил 56 лет. Истцу же исполнилось только 55 лет. Таким образом, истец должна была уволиться с должности муниципального служащего 22 августа 2019 г. В этой связи ФИО1 неосновательно получала денежные средства в виде муниципальной пенсии в период с марта 2018 г. по апрель 2019 г. в размере 87 519 руб. 60 коп., которые должны быть возвращены в бюджет.

Истец, ответчик по встречному иску ФИО1 и ее представитель ФИО5 в судебном заседании суда первой инстанции поддержали заявленные требования, возражали против удовлетворения встречного иска.

Представители ответчика, истца по встречному иску Администрации ФИО2 и глава поселения ФИО3 заявленные исковые требования не признали, встречный иск поддержали.

Суд принял решение, которым обязал администрацию Еманжелинского сельского поселения возобновить выплату ФИО1 пенсии за выслугу лет, назначенную в соответствии с Положением о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Еманжелинского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Еманжелинского сельского поселения от 25 октября 2017 г., проиндексировав ее размер в соответствии с решением Совета депутатов Еманжелинского сельского поселения от 6 июля 2018 г. с 1 марта 2018 г. В удовлетворении встречного иска Администрации о взыскании со ФИО1 неосновательного обогащения в размере 87519 руб. 60 коп. отказал.

В апелляционной жалобе представитель ответчика, истца по встречному иску администрации Еманжелинского сельского поселения просит отменить решение суда, принять новое решение по делу. Указывает, что истцом не выполнено условие для назначения пенсии по выслуге лет лицу, замещавшему должность муниципальной службы, а именно увольнение произошло не по достижению возраста, следовательно, истец увольнением ранее положенного срока лишила себя права на получение муниципальной пенсии. Полагает, что в действиях ФИО1 усматривается злоупотребление своим служебным положением при назначении пенсии, а именно истец, будучи заместителем главы поселения по финансовым вопросам, отвечала за разработку профильного документа «Положение о назначении пенсии…» и на тот период она была наиболее подготовленным и компетентным сотрудником в области содержания данного нормативно-правового акта, это значит, она не могла не знать, что по закону ей полагается, как муниципальному служащему, трудиться до 56 лет.

В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Заслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств-участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее - граждане), которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 10 этого же Федерального закона муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, замещала должности муниципальной службы в Еманжелинском сельском поселении, последняя занимаемая ею должность <данные изъяты> (л.д. 83-92).

Совет депутатов Еманжелинского сельского поселения решением от 25 октября 2017 г. № 201 утвердил Положение о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Еманжелинского сельского поселения, (далее – Положение от 25 октября 2017 г.), данное решение обнародовано в Вестнике Еманжелинского сельского поселения и вступило в силу с 1 января 2018 г.

В соответствии с пунктами 3, 4 раздела I Положения от 25 октября 2017 г. право на получение пенсии за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы Еманжелинского сельского поселения по основаниям, предусмотренным настоящим Положением, предоставляется лицам, замещавшим должности муниципальной службы,, имеющим стаж муниципальной службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 4 к Положению, замещавшим на 25 июня 1998 г. и позднее, на постоянной основе должности муниципальной службы Еманжелинского сельского поселения, включенные в реестр должностей муниципальной службы Челябинской области. Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», а также досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и выплачивается одновременно с ней.

Пунктом 7 раздела II Положения от 25 октября 2017 г. предусмотрены условия назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы. Муниципальные служащие при наличии стажа муниципальной службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 4 к настоящему Положению (в 2018 году - не менее 16 лет), и при замещении должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию по выслуге лет: 1) при увольнении с муниципальной службы Еманжелинского сельского поселения по основаниям, предусмотренным пунктами 1,2,3,5,7,8 части 1 статьи 77, пунктами 1-3 части 1 статьи 81, пунктами 2,5,7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации (с учетом положений, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения); 2) при увольнении с муниципальной службы Еманжелинского сельского поселения по основаниям, предусмотренным пунктами 1,2,3 части 1 статьи 77, пунктом 1 и 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 9, 30-33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и непосредственно перед увольнением замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев (л.д.7-21).

По достижении <данные изъяты> ФИО1 26 февраля 2018 г. приказом главы Еманжелинского сельского поселения от 22 января 2018 г. /к уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д.24).

Согласно справке УПФР в г. Коркино Челябинской области (межрайонное) от 16 октября 2019 г. ФИО1 в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 27 февраля 2018 г. является получателем страховой пенсии по старости (л.д.112).

15 марта 2018 г. истец обратилась с заявлением к Главе Еманжениского сельского поселения об установлении пенсии по выслуге лет, указав, что получает страховую пенсию по старости (л.д.26,27).

На основании распоряжения главы Еманжелинского сельского поселения от 9 апреля 2018 г. ФИО1 с 1 марта 2018 г. назначена пенсия за выслугу лет, исходя из суммы должностного оклада, применяемого для назначения пенсии за выслугу лет на дату увольнения 26 февраля 2018 г., в размере 5436 руб., стаж муниципальной службы определен продолжительностью 21 год 1 месяц 12 дней (л.д. 29).

29 апреля 2019 г. ФИО1 обратилась к главе Еманжелинского сельского поселения с заявлением о перерасчете пенсии за выслугу лет, в связи с увеличением с 1 января 2018 г.должностных окладов муниципальных служащих Еманжелинского сельского поселения решением Совета депутатов Еманжелинского сельского поселения от 6 июля 2018 г. № 281 (л.д. 30).

Уведомлением главы Еманжелинского сельского поселения от 3 июня 2019 г. истцу сообщено о приостановлении с 1 мая 2019 г. выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет, в связи с проведением проверочных действий по вопросу назначения и начисления муниципальной пенсии (л.д.32).

Распоряжением главы Еманжелинского сельского поселения от 28 июня 2019 г. на основании решения комиссии по проверке законности назначения и начисления муниципальной пенсии об отказе истцу в ежемесячной выплате пенсии (протокол от 20 июня 2019 г.) бухгалтерии предписано прекратить выплату доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) ФИО1 (л.д.69,72-74).

Письмами главы Еманжелинского сельского поселения от 28 июня 2019 г. и от 8 июля 2019г. ФИО1 сообщено, что о принятом решении об отказе в ежемесячной выплате пенсии за выслугу лет с 1 мая 2019 г. и предложено в добровольном порядке вернуть выплаченную сумму пенсии за период с 1 марта 2018 г. по 30 апреля 2019 г. в размере 87 519 руб. 60 коп. (л.д. 33,34).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 имеет право на получение пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Еманжелинского сельского поселения, поскольку она имеет необходимый стаж муниципальной службы, на момент увольнения имела право на получение страховой пенсии по старости, поэтому выплата пенсии за выслугу лет ей должна быть возобновлена с соответствующей индексацией, в связи с увеличением окладов муниципальных служащих Еманжелинского сельского поселения.

Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что пенсия была назначена истцу правомерно, также суммы пенсии не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, поскольку не приведено доводов и не представлено доказательств наличия со стороны ФИО1 недобросовестных действий, злоупотребления, предоставления подложных документов. Сам факт участия истца в разработке проекта Положения не свидетельствует о злоупотреблении служебным положением.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 5 части 1 статьи 23 этого же Федерального закона муниципальному служащему гарантируются пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона Челябинской области от 30 мая 2007 г. №144-ЗО «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и Законом Челябинской области «О регулировании государственной гражданской службы Челябинской области».

Пунктом 2 статьи 16 Закона Челябинской области от 30 мая 2007 г. №144-ЗО «О регулировании муниципальной службы «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области» предусмотрено, что до вступления в силу федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших гражданскую службу, и их семей условия, порядок назначения и выплаты пенсии муниципальному служащему за выслугу лет определяются муниципальными правовыми актами.

Статьей 12 Закона Челябинской области от 29 марта 2007 г. № 104-ЗО «О регулировании государственной гражданской службы Челябинской области» государственное пенсионное обеспечение гражданских служащих осуществляется в соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Закон о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших гражданскую службу, и их семей в настоящее время не принят. Основания возникновения права на пенсию у граждан, проходивших государственную гражданскую службу и муниципальную службу, и порядок ее назначения установлены в настоящее время Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ).

Согласно пунктам 1, 4 статьи 7 Федерального закона №166-ФЗ федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону, и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ №О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта). Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 9, 30 - 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев. Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

В силу приложения 2 к Федеральному закону № 166-ФЗ в 2018 году стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет составляет 16 лет.

В соответствии с пунктом 2 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 24 марта 2010 г. № 100, право на получение пенсии за выслугу лет при увольнении с государственной гражданской службы Челябинской области по основаниям, предусмотренным настоящим Положением, предоставляется лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Челябинской области, имеющим стаж государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 5 к настоящему Положению, замещавшим на 22 июня 1996 г. (дата вступления в силу Закона Челябинской области от 31 мая 1996 г. № 22-ОЗ «О государственной службе Челябинской области») и позднее на постоянной основе должности государственной гражданской службы Челябинской области, учрежденные Законом Челябинской области и включенные в реестр должностей государственной гражданской службы Челябинской области.

Условия назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Челябинской области, предусмотрены в разделе 2 указанного Положения, они полностью соответствуют положениям пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 166-ФЗ.

Из указанных норм федерального и областного законодательства, а также норм принятого в установленном порядке органом местного самоуправления Положения от 25 октября 2017 г. следует, что право на получение пенсии за выслугу лет в 2018 году возникало у лиц, замещавших должности муниципальных служащих Еманжелинского сельского поселения, при наличии следующих условий: 1) наличия стажа муниципальной службы продолжительностью не менее 16 лет, 2) замещения должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением, 3) при увольнении с муниципальной службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника), если на момент освобождения от должности он имел право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» в редакции, действовавшей в 2018 году, право на страховую пенсию по старости имели женщины, достигшие возраста 55 лет.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что истцом не выполнено условие для назначения пенсии по выслуге лет лицу, замещавшему должность муниципальной службы, а именно увольнение произошло не по достижению возраста 56 лет, судебная коллегия считает необоснованными, поскольку ни Федеральным законом № 166-ФЗ, ни Законом Челябинской области от 30 мая 2007 г. №144-ЗО «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области», ни Положением о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 24 марта 2010 г. №100, ни Положением от 25 октября 2017 г. не предусмотрено, что право на назначение пенсии за выслугу лет возникает у муниципальных служащих в случае, если они на момент освобождения от должности имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Частью 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону. Из указанного приложения 5 следует, что возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы составляет в 2018 году + 12 месяцев к возрасту, по достижении которого гражданин приобрел право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 настоящего Федерального закона.

Суд первой инстанции вопреки доводам апелляционной жалобы пришел к обоснованному выводу о том, что часть 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» распространяется на лиц, замещающих должности муниципальной службы на момент принятия пенсионным органом решения о назначении страховой пенсии по старости, тогда как истец к моменту обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости уволилась.

Тот факт, что на момент увольнения истца она не получала страховую пенсию по старости не имеет юридического значения, поскольку условием назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, является наличие на момент освобождения от должности права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», то есть достижение в 2018 году женщиной возраста 55 лет.

Ссылки в апелляционной жалобе на подпункт 4 пункта 7 Положения от 25 октября 2017 г. не могут быть приняты во внимание, поскольку им предусмотрено, что лицам, замещающим должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении №6 к Положению. Содержание приложения № 6 полностью соответствует приложению 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Таким образом, из буквального толкования указанного пункта следует, что он касается лиц, замещающих должности муниципальной службы на момент назначения страховой пенсии по старости.

Подпунктами пункта 7 Положения от 25 октября 2017 г. предусмотрены различные условия для назначения пенсии за выслугу лет (основания увольнения, срок замещения должности муниципальной службы в целом и до увольнения), поэтому нельзя прийти к выводу, что лицо, замещавшее должности муниципальной службы, должно соответствовать всем условиям, предусмотренным подпунктами пункта 7 Положения, одновременно.

Указание в апелляционной жалобе на то, что в действиях ФИО1 усматривается злоупотребление своим служебным положением при назначении пенсии, а именно истец, будучи <данные изъяты>, отвечала за разработку профильного документа «Положение о назначении пенсии…» и на тот период она была наиболее подготовленным и компетентным сотрудником в области содержания данного нормативно-правового акта, это значит, она не могла не знать о том, что по закону ей полагается, как муниципальному служащему, трудиться до 56 лет, не могут быть приняты во внимание, поскольку судом первой инстанции установлено наличие правовых оснований для назначения истцу пенсии за выслугу лет на основании Положения от 25 октября 2017 г.

Это Положение утверждено решением Совета депутатов Еманжелинского сельского поселения решением от 25 октября 2017 г. , подписано главой поселения, следовательно, нельзя возложить на истца ответственность за содержание принятого уполномоченными органами нормативного правового акта. Кроме того, несмотря на мнение ответчика о подготовке истцом проекта Положения от 25 октября 2017 г. под себя в суды первой и апелляционной инстанции не представлено доказательств внесения в него каких-либо изменений. В суде апелляционной инстанции представитель ответчика пояснила, что такие изменения пока не вносились.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом отклонено ходатайство представителей ответчика о допросе в качестве свидетелей специалиста Пенсионного фонда и сотрудника кадровой службы Администрации для разъяснения ситуации, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку вопросы наличия у истца права на назначение пенсии за выслугу лет не могут подтверждаться свидетельскими показаниями, относятся к предмету спора и подлежат разрешению судом.

Как следует из ответа, Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области от 1 ноября 2019 г. на заявление истца страховая пенсия по старости назначена истцу в соответствии с действующим законодательством. По вопросу назначения пенсии за выслугу лет, как муниципальному служащему, ей необходимо обращаться в администрацию Еманжелинского сельского поселения.

Администрация Еткульского района Челябинской области в письме от 1 ноября 2019 г. в ответ на обращение истца в Правительство Челябинской области сообщила, что администрация Еманжелинского сельского поселения является органом местного самоуправления – юридическим лицом, самостоятельно осуществляет свои права и обязанности, при несогласии с их решением истец вправе обжаловать его в суд.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда, не усматривается. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Еткульского районного суда Челябинской области от 29 октября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Еманжелинского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: