ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-549/2021 от 10.03.2022 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

дело №33-484/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Владикавказ 10 марта 2022 года

судья Дзампаева З.К.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего Темираева Э.В.,

судей Григорян М.А. и Лишуты И.В.,

при секретаре Гурциевой З.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-549/2021 по иску Кудзоевой ...8 к Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания о взыскании задолженности по доплате к пенсии, возложении обязанности ежемесячно выплачивать доплату к пенсии, не препятствовать последующим индексациям,

по апелляционной жалобе Кудзоевой Л.Б. на решение Ленинского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 08 июня 2021 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Кудзоевой ...9 к Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия- Алания о взыскании с Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания в пользу Кудзоевой ...10 задолженности по доплате к пенсии, образовавшейся с 1 января 2019 года по июнь 2021 года, в сумме 36 674 рубля 73 копейки, обязании Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с действующим законодательством ежемесячно выплачивать Кудзоевой ...11 доплату к пенсии, не препятствовать последующим индексациям, установленным Законом Республики Северная Осетия-Алания от 13 января 2010 года № 6-РЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Республики Северная Осетия-Алания и должности государственной гражданской службы Республики Северная Осетия-Алания», отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Темираева Э.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания

у с т а н о в и л а:

Кудзоева Л.Б. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития РСО-Алания, который в ходе судебного разбирательства был изменен в порядке ст.39 ГПК РФ, просила о взыскании задолженности по доплате к пенсии, возложении обязанности ежемесячно выплачивать доплату к пенсии, не препятствовать последующим индексациям.

В обоснование иска она указала, что замещала должности государственной гражданской службы РСО-Алания с 06.10.1975 по 15.11.2014. В соответствии с законодательством РСО-Алания с 15.11.2014 ей была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии и по настоящее время выплачивается в размере 23 574.65 руб. Доплата к государственной пенсии выплачивается пожизненно. С 1.01.2019 в соответствии со ст.2 Закона РСО-Алания от 02.10.2018 №66-РЗ «О внесении изменений в Закон РСО-Алания «О денежном вознаграждении и денежном поощрении лиц, замещающих государственные должности РСО-Алания, и денежном содержании государственных гражданских служащих РСО-Алания» размеры месячных должностных окладов государственных гражданских служащих РСО-Алания увеличены в соответствии с замещаемыми ими должностями государственной гражданской службы Республики Северная Осетия-Алания в 1,04 раза (4%). Соответственно, размер доплаты к ее пенсии должен быть пересчитан с 01.01.2019 в сторону увеличения на 4%. Эта разница не выплачивается с 1.01.2019 по настоящее время. Законом РСО-Алания от 14.09.2020 №50-РЗ (дата опубликования 16.09.2020) «О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности РСО-Алания, и окладов месячного денежного содержания государственных гражданских служащих РСО-Алания в 2020 году» с 01.10.2020 в 1.038 раз увеличен размер окладов месячного денежного содержания государственных гражданских служащих. Следовательно, с 01.10.2020 размер доплаты к пенсии истца должен быть пересчитан в сторону увеличения на 3.8%.

Просила взыскать с Министерства труда и социального развития РСО-Алания в ее, истца, пользу задолженность по доплате к пенсии за период с 01.01.2019 по 01.10.2020 в размере 4% от получаемой надбавки (23 574.65 х 1.04), обязать Министерство труда и социального развития РСО-Алания с 01.10.2020 пересчитать установленный размер доплаты к государственной пенсии с учетом Закона РСО-Алания от 14.09.2020 №50-РЗ и выплачивать ее в установленном порядке, а именно, просила взыскать с Министерства труда и социального развития РСО-Алания в ее, истца, пользу задолженность по доплате к государственной пенсии, образовавшейся с 01.01.2019 по июнь 2021 года, в сумме 36 674.73 руб., обязать Министерство социального развития РСО-Алания в соответствии с действующим законодательством ежемесячно выплачивать ей доплату к государственной пенсии, не препятствовать последующим индексациям, полагала, что ответчик должен произвести не перерасчет, а индексацию установленного ей размера ежемесячной доплаты к пенсии.

Кудзоева Л.Б. в судебном заседании поддержала измененные исковые требования и просила их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика, Министерства труда и социального развития РСО-Алания - Томаева С.Н. иск Кудзоевой Л.Б. не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, просила в удовлетворении иска отказать, поскольку по действующему законодательству, о применении которой просит истец, снизится размер ежемесячной доплаты, установленной ей 15.11.2014 в размере 23 574.65 руб., что недопустимо.

Ленинским районным судом г.Владикавказа РСО-Алания 08.06.2021 постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась Кудзоева Л.Б.

В апелляционной жалобе она просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении ее исковых требований.

Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступали.

Проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания сочла возможным рассмотреть его в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, и, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции
проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции
исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях
относительно жалобы.

Согласно ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.2 Постановления от 19.12.2003 №23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1,ч.3 ст.11 ГПК РФ).

В силу п.3 названного Постановления решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям закона и разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации состоявшееся решение суда соответствует в полном объеме.

Регулирование права на получение пенсии, реализуемого в рамках социального обеспечения как составной части социальной защиты, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации).

В силу ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служаащий имеет право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом (п.18 ч.1 ст.14), гражданским служащим гарантируются государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (п.11 ч.1 ст.52).

Согласно Закону Республики Северная Осетия-Алания от 30.12.2005 №75-РЗ «О государственной гражданской службе Республики Северная Осетия-Алания» гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами Республики Северная Осетия-Алания, может предоставляться право на иные государственные гарантии, в том числе: установление гражданскому служащему Республики Северная Осетия-Алания, высвобожденному в связи с выходом на пенсию, ежемесячной доплаты к пенсии за счет средств республиканского бюджета или целевых бюджетных фондов. Условия и порядок назначения доплаты к пенсии устанавливаются законом Республики Северная Осетия-Алания (ч.2 ст.17).

В соответствии с п.4 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств иных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В силу ст.2 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируется нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Вопросы обеспечения социальных гарантий лицам, замещавшим государственные гражданские должности РСО-Алания и должности государственной гражданской службы РСО-Алания, а том числе установления указанным лицам ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - ежемесячная доплата к пенсии), регулируются Законом РСО-Алания от 13.01.2010 №6-РЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Республики Северная Осетия-Алания и должности государственной гражданской службы Республики Северная Осетия-Алания» (далее - Закон от 13.01.2010 №6-РЗ).

Законодательство, регулирующее вопросы установления социальных гарантий лицам, замещавшим государственные должности РСО-Алания и должности государственной гражданской службы РСО-Алания, основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральных законах «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О страховых пенсиях», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Указе Президента Российской Федерации от 16.08.1995 №854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы», Постановлении Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 года №141 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»» и состоит из Конституции РСО-Алания, законов РСО-Алания «О государственной гражданской службе Республики Северная Осетия-Алания», «О денежном вознаграждении и денежном поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Северная Осетия-Алания, и денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Северная Осетия-Алания», а также иных нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания (ст.2 Закона от 13.01.2010 №6-РЗ).

Порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности РСО-Алания и должности государственной гражданской службы РСО-Алания, а также порядок финансирования расходов на выплаты ежемесячной доплаты к пенсии определяются Правительством РСО-Алания (ч.2 ст.6 Закона от 13.01.2010 № 6-РЗ).

Постановлением Правительства РСО-Алания 23.04.2010 №133 «О мерах по реализации Закона Республики Северная Осетия-Алания от 13 января 2010 года №6-РЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Республики Северная Осетия-Алания и должности государственной гражданской службы Республики Северная Осетия-Алания» в соответствии с Законами Республики Северная Осетия-Алания от 30 декабря 2005 года №75-РЗ «О государственной гражданской службе Республики Северная Осетия-Алания» и от 13 января 2010 года №6-РЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Республики Северная Осетия-Алания и должности государственной гражданской службы Республики Северная Осетия-Алания» утверждены Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Северная Осетия-Алания и должности государственной гражданской службы Республики Северная Осетия-Алания и Порядок финансирования расходов на выплату ежемесячных доплат к пенсиям, учета и отчетности произведенных расходов.

Разрешая спор, судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Кудзоева Л.Б. замещала различные должности государственной гражданской службы РСО-Алания в Администрации Главы РСО-Алания и Правительства РСО-Алания, последняя замещаемая должность - заведующий режимно-секретной службы. 14.11.2014 она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы РСО-Алания по п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (истечение срока действия срочного служебного контракта). 17.11.2014 Кудзоева Л.Б. обратилась в Администрацию Главы РСО-Алания и Правительства РСО-Алания с заявлением об установлении ей ежемесячной доплаты к государственной пенсии. Решением Межведомственной комиссии при Министерстве труда и социального развития РСО-Алания №969 о ежемесячной доплате к государственной пенсии Кудзоевой Л.Б. с 15.11.2014 установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере 23 574,65 руб. Из копии справки от 17.09.2020 №8-14855, выданной Министерством труда и социального развития РСО-Алания, подтверждается вышеуказанная ежемесячная доплата к пенсии Кудзоевой Л.Б. и в 2019 - 2020 г.г.

Из ответа Министерством труда и социального развития РСО-Алания на обращение Кудзоевой Л.Б. по вопросу индексации размера ежемесячной доплаты к пенсии как лицу, ранее замещавшему должность государственной гражданской службы РСО-Алания от 14.09.2020, следует, что в соответствии с Законом РСО-Алания от 13.01.2010 №6-РЗ и постановлением Правительства РСО-Алания от 23.04.2010 №133 «О мерах по реализации Закона РСО-Алания от 13.01.2010 №6-РЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Республики Северная Осетия-Алания и должности государственной гражданской службы Республики Северная Осетия-Алания», другими нормативными правовыми актами Министерство осуществит перерасчет размера ежемесячной доплаты к пенсии в связи с повышением с 01.01.2019 окладов денежного содержания государственных гражданских служащих РСО-Алания в соответствии с законодательством РСО-Алания, и выплатит недополученную сумму доплаты к пенсии в полном объеме. Однако перерасчет (индексация) ежемесячной доплаты к пенсии Кудзоевой Л.Б. за 2019 и 2020 годы не произведен, что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящими исковыми требованиями.

Судом первой инстанции также установлено, что с 01.01.2019 в 1.04 раза повышено денежное вознаграждение лиц, замещающих государственные должности РСО-Алания, размеры месячных окладов государственных гражданских служащих РСО-Алания в соответствии с замещаемыми ими должностями государственной гражданской службы РСО-Алания и размеры месячных окладов государственных гражданских служащих РСО-Алания в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы Республики Северная Осетия-Алания, а с 01.10.2020 в 1.038 раза повышено денежное вознаграждение названным категориям государственных гражданских служащих.

Согласно п.26 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности РСО-Алания и должности государственной гражданской службы РСО-Алания, утвержденного постановлением Правительства РСО-Алания от 23.04.2010 №133 размер ежемесячной доплаты к пенсии пересчитывается Министерством труда и социального развития РСО-Алания с соблюдением правил, предусмотренных пунктами 3, 8, 9, 10 и 11 настоящего Положения, при увеличении (повышении) в соответствии с Законом РСО-Алания от 14.05.2001 №16-РЗ денежного содержания (денежного вознаграждения) по соответствующей государственной должности РСО-Алания и должности государственной гражданской службы и включении необходимых средств в республиканский бюджет на соответствующий год, с января этого года. Вопросы, связанные с установлением и выплатой ежемесячной доплаты к пенсии, не урегулированные настоящим Положением, разрешаются применительно к правилам назначения и выплаты государственных пенсий (пункт 28 Положения).

В соответствии со ст.27 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, указанным в статье 4 (в том числе федеральным государственным гражданским служащим) настоящего Федерального закона, которым пенсия назначена до вступления в силу настоящего Федерального закона, пенсия пересчитывается по нормам, предусмотренным настоящим Федеральным законом. В случае, если размер ранее назначенной пенсии (для отдельных категорий пенсионеров, получающих в соответствии с законодательством Российской Федерации одновременно две пенсии, - сумма двух пенсий) превышает размер пенсии, полагающийся по нормам настоящего Федерального закона, пенсия, назначенная в соответствии с настоящим Федеральным законом, выплачивается в прежнем более высоком размере. Граждане, получавшие до вступления в силу настоящего Федерального закона социальную пенсию, предусмотренную Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» для граждан, достигших возраста 65 и 60 лет соответственно мужчины и женщины), имеют право на получение указанной пенсии в сохраненном размере в прежнем порядке вместо социальной пенсии, усмотренной настоящим Федеральным законом.

В силу ч.8 ст.15 Закона РСО-Алания 30.12.2005 №75-РЗ «О государственной гражданской службе Республики Северная Осетия-Алания» размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом РСО-Алания о республиканском бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции. Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы РСО-Алания производится в соответствии с законодательством РСО-Алания.

Пунктом 2 ст.2 Закона РСО-Алания от 14.09.2020 №50-РЗ предусмотрено, что при повышении (индексации) окладов месячного денежного содержания государственных гражданских служащих РСО-Алания, предусмотренном статьей 1 настоящего Закона, размеры месячных окладов государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями государственной гражданской службы РСО-Алания, размеры месячных окладов государственных гражданских служащих РСО-Алания в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы РСО-Алания, а также размеры ежемесячных и иных дополнительных выплат подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения.

Статьей 3 Закона РСО-Алания от 2.10.2018 66-РЗ установлено, что при увеличении (индексации) денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности РСО-Алания, размеров месячных окладов государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями государственной гражданской службы РСО-Алания и размеров месячных окладов государственных гражданских служащих РСО-Алания в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы РСО-Алания, предусмотренном ст.2 настоящего Закона, их размеры, а также размеры ежемесячных и иных дополнительных выплат подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, по мнению судебной коллегии, всесторонне, полно и объективно исследовав представленные доказательства по правилам ст.ст.12,56,55,60,67 ГПК РФ, дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами права, приведенными в мотивировочной части решения, и, учитывая, что в случае осуществления требуемого истцом перерасчета размер установленной ей с 15.11.2014 ежемесячной доплаты к пенсии в размере 23 574.65 руб. уменьшится, правильно указал, что размер ежемесячной доплаты к пенсии не может быть менее размера, который был изначально установлен истцу действующим законодательством, отдав предпочтение возражениям ответчика, сохранившего ежемесячную доплату к пенсии истца в прежнем, более высоком размере - 23 574.65 руб. При этом, обоснованно отказано и в требовании об индексации размера ежемесячной доплаты к пенсии, поскольку действующим законодательством это не предусмотрено, в отличие от должностных окладов и окладов за классные чины государственных гражданских служащих.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования суда первой инстанции, в результате которого получили надлежащую правовую оценку, основаны на неправильном толковании действующего законодательства либо направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем, не могут явиться поводом к отмене постановленного судом решения.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия – Алания

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 08.06.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кудзоевой ...12 – без удовлетворения.

Председательствующий Темираев Э.В.

Судьи Григорян М.А.

Лишута И.В.

Определение24.03.2022