Дело № 2-54/2020
Судья Христофорова Е.В. Дело № 33-2053/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 августа 2020 года г. Якутск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Игнатьевой А.Р., Холмогорова И.К., при секретаре Никитине В.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца на решение Намского районного суда Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2020 года, которым
по гражданскому делу по иску Государственного казенного учреждения «Дирекция строительства Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)» к ФИО1 об истребовании нецелевого использования средств федерального и республиканского бюджета
ПОСТАНОВЛЕНО:
В удовлетворении исковых требованиях ГКУ «Дирекция строительства Министерства сельского хозяйства РС (Я)» к ФИО1 об истребовании нецелевого использования средств федерального и республиканского бюджета отказать.
Заслушав доклад судьи Бережновой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственное казенное учреждение «Дирекция строительства Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)» (далее – ГКУ «Дирекция строительства МСХ РС (Я) в суд к ФИО1 с иском об истребовании нецелевого использования средств федерального и республиканского бюджета, указывая, что в 2017 г. в рамках реализации программы о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности Республики Саха (Якутия), в рамках целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ № 598 от 15.07.2013 года (в редакции постановления Правительства РФ от 16.01.2015 года № 15). ФИО1 получил свидетельство на право получения социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в размере ******** руб. из федерального бюджета и бюджета республики. На основании договора от 07.03.2017 года с получателем субсидии ФИО1 ГКУ «Дирекция строительства МСХ РС (Я), являясь «Уполномоченным агентом», перечислило на счет подрядчика денежные средства в общей сумме ******** руб.
02.12.2019 в результате проверки Министерства финансов РС (Я) № ... выяснилось, что ФИО1 не направил средства полностью или частично на строительство жилого 5- комнатного дома по адресу РС(Я), .........., дом не достроен. Согласно п. 2.1.2 договора от 07.03.2017 года «Владелец свидетельства» обязался построить жилой дом на средства социальной выплаты до 31.12.2017 с привлечением подрядчика (исполнителя). «Владелец свидетельства» также был уведомлен об ответственности за нецелевое использование средств социальной выплаты согласно п. 2.1.8 договора от 07.03.2017.
Просит взыскать с ответчика социальную выплату в размере ******** руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением суда, представитель истца обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая, что судом нарушены нормы материального права, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебное заседание стороны не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представил.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена своевременно в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Верховного Суда РС (Я) (vs.jak.sudrf.ru раздел «Судебное делопроизводство»).
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и принимая во внимание, что участвующие в деле лица извещены о времени и месте судебного заседания в срок достаточный для подготовки и обеспечения явки в судебное заседание, ответчик не сообщил суду о причинах неявки, не ходатайствовал об отложении судебного заседания, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу п.п. «ж», «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (ч. 2 ст. 1 этого закона).
К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).
В соответствии с п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. № 1544.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598, установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).
В соответствии с п.п. «а» п. 2 названных Правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее также - Типовое положение), приведенным в приложении № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).
Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат (пункт 3 Типового положения).
Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты «а», «б», «г» названного пункта).
Согласно п. 30 Типового положения жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление от 19.01.2018 г. № 10 «О реализации мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2021 годы», в соответствии с которым утверждено Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилым гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности Республики Саха (Якутия), в том числе молодым семьям и молодым специалистом (далее – Положение), согласно п. 1.1. настоящее положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности Республики Саха (Якутия), в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность (далее соответственно - социальные выплаты, гражданин, молодая семья, молодой специалист). Социальные выплаты предоставляются на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса и в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета.
В силу п. 2.12 Положения исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным на формирование и утверждение сводных списков участников мероприятий - получателей социальных выплат по Республике Саха (Якутия) на очередной финансовый год и плановый период, является Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия).
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я) от 15.02.2018 № 99 «О ведении реестра выданных свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в рамках реализации подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства в регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы» и оформлении в собственность введенных в эксплуатацию жилых домов» установлен срок, согласно которому в течение шести месяцев со дня окончания срока действия свидетельства, построенное (приобретенные) жилье должно быть обязательство оформлено в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2020 года № 2-П Федеральная программа развития сельских территорий направлена на замедление процессов их депопуляции и повышение уровня жизни местного населения. Для создания комфортных условий проживания на селе, в частности, предусмотрена социальная выплата. Эта безвозмездная мера социальной поддержки носит целевой характер. Для стимулирования своевременного и должного использования выплаты введен срок регистрации права собственности приобретаемого жилья. Если действия получателя выплаты входят в противоречие с теми целями, для достижения которых она предоставлена, средства могут быть затребованы к возвращению. В то же время добросовестным гражданам должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своих действий и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей. Конституционный Суд РФ неоднократно указывал на необходимость тщательного исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, где гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона. И значительное ухудшение его имущественного положения – вопреки целям социального государства – может стать результатом применения правовых норм без учета всех обстоятельств дела. Оспариваемые нормы Типового положения не ограничивают круг доказательств, свидетельствующих об использовании получателем социальной выплаты этих средств непосредственно по целевому назначению и всех приложенных им усилий для приобретения жилья и его своевременной регистрации. Не может производиться взыскание денежных средств с гражданина, если он проявил заботливость, осмотрительность и предпринял все зависящие от него меры для реализации целевой выплаты и регистрации права собственности на приобретенное жилье в срок. При этом совершение контрагентом гражданина - продавцом жилого помещения или строительным подрядчиком - противоправных действий не может само по себе предопределять вывод о недобросовестности получателя выплаты. Не должна игнорироваться и достаточность установленного срока для строительства (приобретения) жилого помещения. Взыскание выплаты при подтверждении ее расходования по целевому назначению только ввиду отсутствия записи о регистрации права собственности по истечении определенного срока исказило бы саму суть рассматриваемых правоотношений. При подобном подходе предоставление выплаты утрачивало бы характер меры социальной поддержки граждан, избравших место жительства в сельской местности. Их имущественное положение в этой ситуации, напротив, было бы ухудшено, притом, что речь идет о лицах, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Таким образом, оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ, поскольку предполагают, что судебное решение о взыскании с получателя социальной выплаты, если он не зарегистрирует право собственности в срок, должно основываться на исследовании всех имеющих значение для дела обстоятельств. Одно лишь отсутствие регистрации права собственности не может быть основанием для возврата выплаты, поскольку это означало бы сугубо формальный подход к отправлению правосудия и противоречило Конституции РФ. Правительство РФ не лишено возможности уточнить правовое регулирование всех обстоятельств, связанных с отсутствием регистрации права собственности на жилое помещение по истечении установленного срока, и предусмотреть дифференциацию таких сроков в зависимости от выбранного гражданином способа реализации потребности в жилище.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.03.2014 ФИО1 обратился в Администрацию МО «Намский улус» РС (Я) с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы РС (Я) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы», жилищные условия он планировал улучшить путем строительства жилого дома в МО «Ленский наслег» .......... Республики Саха (Якутия), ...........
Распоряжением Администрации муниципального образования «Ленский наслег» .......... РС (Я) от 25.03.2014 № ... ФИО1 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Согласно Договору между ГКУ «Дирекция строительства МСХ и ПП РС (Я)» и получателем социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» от 07.03.2017 года ФИО1 обязался направить выделенную социальную выплату в размере ******** руб., в том числе – средства федерального бюджета – ******** руб., средства бюджета субъекта РФ – ******** руб., собственные средства в сумме ******** руб., на инвестирование строительства 5-комнатного жилого дома по адресу: .........., а также обязался построить в срок, указанный в договоре подряда.
03.03.2017 между заказчиком ФИО1 и подрядчиком ООО «Строительная компания «Юпитер» был заключен договор на строительство индивидуального жилого дома в срок с 03.03.2017 до 31.12.2017, однако ответчиком жилой дом не был достроен и введен в эксплуатацию, право общей долевой собственности не оформлено.
12.05.2019 между заказчиком ФИО1 и подрядчиком ООО «Строительная компания «Юпитер» было заключено дополнительное соглашение к договору на строительство индивидуального дома от 03.03.2017, со сроком до 12.05.2021.
Судом установлено, что согласно распоряжению главы администрации .......... от 09.10.2000 № ... «О предоставлении земельных участков» земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки), общая площадь ******** кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Республики Саха (Якутия), .........., предоставлен ФИО1 на праве собственности. Срок строительства устанавливается договором подряда, договор подряда продлен дополнительным соглашением – до 12.05.2021 года. Стоимость объекта составляет ******** руб., в том числе - средства федерального бюджета – ******** руб., средства бюджета субъекта РФ – ******** руб., собственные средства в сумме ******** руб.
03.03.2017 ФИО1 написано заявление о перечислении ******** руб. на счет ООО Строительная компания «Юпитер». Данный факт никем не оспаривается.
Фактическое приобретение товаров (строительных материалов) также подтверждается реестром расходов строительства индивидуального жилого дома ФИО1, справкой о стоимости выпиленных работ и затрат ООО СК «Юпитер» на сумму ******** руб. от 18.12.2017, актом о приемке выполненных работ от 18.12.2017, товарными чеками № ... от 30.09.2017 на приобретение блока пустотелого М75 в количестве 2400 штук на сумму ******** руб. с квитанцией, № ... от 24.08.2017 на приобретение блока пустотелого М75 в количестве 3000 штук на сумму ******** руб. с квитанцией, на приобретение поддонов на сумму ******** руб., всего на общую сумму ******** руб. Из содержания указанных документов следует, что полученные ФИО1 денежные средства в качестве социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности были израсходованы строго по целевому назначению.
Разрешая спор и отказывая ГКУ «Дирекция строительства Министерства сельского хозяйства РС (Я) в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком ФИО1 не утрачены условия, дающие основание на использование социальной выплаты на приобретение жилья в рамках направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы РС(Я) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы», поскольку несоблюдение установленных сроков предоставления документов, подтверждающих право собственности на вновь возведенный жилой дом, не является безусловным основанием к возврату полученной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности, и не может свидетельствовать о нецелевом использовании средств федерального и республиканского бюджетов. Учитывая возможные сроки строительства объекта, в т.ч. ограниченную возможность строительства в зимнее время, а также необходимость вложения личных средств в строительство, предусмотренный законодателем срок для строительства жилого дома и ввода его в эксплуатацию и последующей регистрации права собственности является явно недостаточным. ФИО1 продолжает постоянно проживать в сельской местности, денежные средства социальной выплаты были использованы им на строительство жилого дома, в связи с чем цели и задачи программы, направленные на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в данном случае соблюдены.
Данные выводы суда являются обоснованными, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329, 335 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Намского районного суда Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий О.Н. Бережнова
Судьи А.Р. Игнатьева
И.К. Холмогоров