ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-54/2021 от 20.07.2021 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

Дело №2-54/2021

89RS0008-01-2021-000152-81

Апелл. дело №33-1639/2021

Судья Петров Д.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20.07.2021 г.Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Шошиной А.Н.,

судей коллегии: Кайгородовой И.В., ­­­­­­Кравцовой Е.А.,

при ведении протокола помощником судьи Першиной Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе АО «Ямалкоммунэнерго» на решение Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.04.2021 по иску прокурора Ямальского района в защиту неопределенного круга лиц к АО «Ямалкоммунэнерго» о возложении обязанности устранить нарушения требований промышленной безопасности.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кайгородовой И.В., пояснения прокурора Давыдовой Л.А., представителя ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» - Ахмедова Э.Н., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ямальского района обратился в суд с исковыми требованиями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к АО «Ямалкоммунэнерго» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о промышленной безопасности на эксплуатируемых объектах: склад ГСМ, расположенный в с. Сеяха, и склад ГСМ, расположенный в с. Новый Порт.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Ямальского района в ходе поведённой проверки исполнения законодательства о промышленной безопасности АО «Ямалкоммунэнерго» выявлены грубые нарушения требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью жителей Ямальского района, а также окружающей среды. Выявлены следующие нарушения промышленной безопасности на данных объектах: не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожарных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности; отсутствуют паспорта на резервуары стальные цилиндрические; не проведена экспертиза промышленной безопасности для резервуаров вертикальных цилиндрических, отработавших нормативный срок службы; резервуары вертикальные стальные цилиндрические не оснащены контрольно-измерительными приборами, приёмо-раздаточными патрубками с запорной арматурой, дыхательной и предохранительной арматурой с огнепреградителями, устройствами для отбора проб и удаления подтоварной воды, противопожарным оборудованием, устройствами молниезащиты; заземления и защиты от статического электричества; не производился периодический ремонт резервуаров вертикальных стальных цилиндрических, в соответствии с техническими документами, разработанными и утверждёнными эксплуатирующей организацией, не проведено нивелирование окрайки днища резервуаров вертикальных стальных цилиндрических. 25.09.2020 прокуратурой в адрес АО «Ямалкоммунэнерго» выносилось представление об устранении нарушений, исчерпывающих мер по которому не принято. Из материалов проверки, приложенных к исковому заявлению, следует, что собственником складов ГСМ является муниципальное образование Ямальский район, данное имущество находится в оперативном управлении МП «Ямалгаз», а его эксплуатацию на основании договора аренды муниципального имущества № 17/2018 от 20.07.2018 осуществляет АО «Ямалкоммунэнерго».

На основании изложенного прокурор просил возложить на АО «Ямалкоммунэнерго» обязанность в срок до 31.12.2021 устранить нарушения требований промышленной безопасности, а именно:

По объекту склад ГСМ, расположенный в с. Сеяха:

- получить в установленном порядке лицензию на эксплуатацию взрывопожарных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности;

- создать и организовать ведение паспорта на резервуары стальные цилиндрические;

- провести экспертизу промышленной безопасности;

- оборудовать объект контрольно-измерительными приборами;

- оборудовать объект приёмо-раздаточными патрубками с запорной арматурой; дыхательной и предохранительной арматурой с огнепреградителями; устройствами для отбора проб и удаления подтоварной воды; противопожарным оборудованием; устройствами молниезащиты; заземления и защиты от статического электричества;

- организовать периодический ремонт резервуаров вертикальных стальных цилиндрических;

- разработать документацию на техническое перевооружение по объекту;

- провести нивелирование окрайки днища резервуаров вертикальных стальных цилиндрических.

По объекту склад ГСМ, расположенный в с. Новый Порт:

- получить в установленном порядке лицензию на эксплуатацию взрывопожарных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности;

- провести экспертизу промышленной безопасности;

- оборудовать объект контрольно-измерительными приборами;

- оборудовать объект приёмо-раздаточными патрубками с запорной арматурой; дыхательной и предохранительной арматурой с огнепреградителями; устройствами для отбора проб и удаления подтоварной воды; противопожарным оборудованием; устройствами молниезащиты; заземления и защиты от статического электричества;

- организовать периодический ремонт резервуаров вертикальных стальных цилиндрических;

- разработать документацию на техническое перевооружение по объекту;

- провести нивелирование окрайки днища резервуаров вертикальных стальных цилиндрических.

Определением суда от 29.03.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено МП «Ямалгаз».

В судебном заседании заместитель прокурора Гордин А.В. исковые требования прокурора поддержал и просил их полностью удовлетворить.

Представитель ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» Минаева Н.С. в судебном заседании просила в удовлетворении требований прокурора отказать, указывая на то, что устранить выявленные нарушения промышленной безопасности не представляется возможным в связи отсутствием достаточного количества у общества денежных средств на такую реконструкцию, времени на проведение экспертизы промышленной безопасности и получения лицензии. Указала, что поскольку АО «Ямалкоммунэнерго» по договору аренды от МП «Ямалгаз» получены данные склады ГСМ, несоответствующие установленным требованиям промышленной безопасности, в настоящее время обществом приняты меры к расторжению данного договора до 01.07.2021. Полагает, что с этого времени имущество не будет находиться в пользовании АО «Ямалкоммунэнерго», а потому решение о возложении обязанности по устранению нарушений будет неисполнимо. При этом подтвердила, что в настоящее время склады ГСМ эксплуатируются АО «Ямалкоммунэнерго».

Представитель ответчика МП «Ямалгаз» Конашев Н.Д. пояснил, что склады ГСМ данное предприятие не эксплуатирует, поэтому обязанность устранить нарушения требований промышленной безопасности на него возложена быть не может.

Представитель третьего лица руководитель Северо-Уральского управления Ростехнадзора Нисковских И.Е. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве на исковое заявление поддержал требования прокурора.

Представитель третьего лица Администрации муниципального образования Ямальский район Манджиева К.С. просила суд удовлетворить исковые требования прокурора.

Решением Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.04.2021 требования прокурора удовлетворены. На АО «Ямалкоммунэнерго» возложена обязанность в срок до 31.12.2021 устранить нарушения требований промышленной безопасности, а именно:

по объекту склад ГСМ, расположенный в с. Сеяха:

- получить в установленном порядке лицензию на эксплуатацию взрывопожарных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности;

- создать и организовать ведение паспорта на резервуары стальные цилиндрические;

- провести экспертизу промышленной безопасности;

- оборудовать объект контрольно-измерительными приборами; приёмо-раздаточными патрубками с запорной арматурой; дыхательной и предохранительной арматурой с огнепреградителями; устройствами для отбора проб и удаления подтоварной воды; противопожарным оборудованием; устройствами молниезащиты; заземления и защиты от статического электричества;

- организовать периодический ремонт резервуаров вертикальных стальных цилиндрических;

- разработать документацию на техническое перевооружение по объекту;

- провести нивелирование окрайки днища резервуаров вертикальных стальных цилиндрических.

По объекту склад ГСМ, расположенный в с. Новый Порт:

- получить в установленном порядке лицензию на эксплуатацию взрывопожарных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности;

- провести экспертизу промышленной безопасности;

- оборудовать объект контрольно-измерительными приборами; приёмо-раздаточными патрубками с запорной арматурой; дыхательной и предохранительной арматурой с огнепреградителями; устройствами для отбора проб и удаления подтоварной воды; противопожарным оборудованием; устройствами молниезащиты; заземления и защиты от статического электричества;

- организовать периодический ремонт резервуаров вертикальных стальных цилиндрических;

- разработать документацию на техническое перевооружение по объекту;

- провести нивелирование окрайки днища резервуаров вертикальных стальных цилиндрических

В апелляционной жалобе АО «Ямалкоммунэнерго» просит решение суда отменить, в виду нарушения норм материального и процессуального права. Считает, что судом необоснованно к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Ямальского района, в то время как ответчик просил привлечь Администрацию в качестве соответчика. После привлечения к участию в деле соответчика не было проведено подготовки к рассмотрению дела. В судебном заседании судом не были исследованы материалы проверки, указанные в решении суда как приложение к исковому заявлению. Считает, что обязанность по устранению нарушений промышленной безопасности связана с техническим перевооружением объекта и должна быть произведена собственником имущества. Указывает, что судом не было учтено, что работы, перечисленные в решении, ответчик должен выполнить за счет средств арендодателя или собственника, а также не принято во внимание, что техническая документация на арендуемое имущество отсутствует не по вине ответчика, а вследствие ненадлежащего исполнения обязательств по передаче технической документации на имущество арендодателем - МП «Ямалгаз».

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Ямальского района Гордин А.В. считает решение суда законным и обоснованным. Указывает, что судом при принятии решения о привлечении соответчика МП «Ямалгаз» было начато судебное заседание заново, в том числе разъяснены права сторон, оглашено исковое заявление, были соблюдены все необходимые процессуальные требования. Вопреки доводам жалобы обязанность по надлежащей эксплуатации опасных производственных объектов возложена на эксплуатирующие организации, которые должны осуществлять ведение технической документации, периодическое обследование объектов, проведение технических мероприятий, позволяющих безопасно эксплуатировать опасные производственные объекты. Иной подход привел бы к неисполнимости судебного решения, так как только эксплуатирующая организация в состоянии осуществить необходимый, постоянный контроль за эксплуатацией опасных производственных объектов, законодателем определено, что данная деятельность является специфической и требует получения соответствующей лицензии. Доводы жалобы о том, что соблюдение ряда требований промышленной безопасности является техническим перевооружением прокурор считает несостоятельными, поскольку ответчику АО «Ямалкоммунэнерго» передана сама емкость - склад ГСМ, являющийся опасным производственным объектом, а технические средства, такие как приемо-раздаточные патрубки, устройства для отбора проб и подтоварной воды, молниезащита, измерительные приборы и др. служат лишь приборами, обеспечивающими промышленную безопасность объекта, и не изменяют его с точки зрения количественного и качественного показателя. Материалами дела подтверждается факт нарушения обществом требований промышленной безопасности.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» - Ахмедов Э.Н. доводы жалобы поддержал, пояснил, что в настоящее время ответчик продолжает использовать указанные в исковом заявлении объекты.

Прокурор Давыдова Л.А. возражала против апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Представители ответчика МП «Ямалгаз», третьих лиц Администрации МО Ямальского района, Северо-Уральского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом (по электронной почте и путем размещений сведений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа). Ходатайств об отложении судебного заседания неявившиеся лица не заявили, в связи с чем в соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Заслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизе промышленной безопасности подлежат: документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 529 утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов».

В соответствии с п. 81 Правил стальные вертикальные резервуары в зависимости от их назначения должны быть оснащены: приемо-раздаточными патрубками с запорной арматурой; дыхательной и предохранительной арматурой с огнепреградителями; устройствами для отбора проб и удаления подтоварной воды; приборами контроля и сигнализации; устройствами для подогрева высоковязких и застывающих нефтей и нефтепродуктов; системами противопожарной защиты; вентиляционными патрубками; устройствами молниезащиты, заземления и защиты от статического электричества. Полный комплект устанавливаемых на резервуаре устройств и оборудования, а также схема их расположения подлежат обоснованию в проектной документации (документации на техническое перевооружение).

Согласно п. 94 Правил резервуары для нефти и нефтепродуктов должны быть оснащены контрольно-измерительными приборами в соответствии с проектной документацией (документацией на техническое перевооружение).

В силу п. 111 Правил в процессе эксплуатации резервуаров необходимо обеспечивать осмотр их технического состояния, техническое обслуживание, ремонт и техническое диагностирование в соответствии с требованиями организации-изготовителя, указанными в технической документации и определенными проектной документацией (документацией на техническое перевооружение), с учетом требований настоящих Правил.

Согласно п. 245 указанных Правил результаты контроля технического состояния резервуара должны отражаться в журнале (эксплуатационном паспорте резервуара).

Пунктом 262 Правил установлено, что все технические устройства, эксплуатируемые на опасных производственных объектах складов нефти и нефтепродуктов, должны иметь паспорта организации-изготовителя, сертификаты или декларации соответствия требованиям технических регламентов, подтверждающие их соответствие обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или заключение экспертизы промышленной безопасности.

Как следует из материалов дела, АО «Ямалкоммунэнерго» на основании договора от 20.07.2018 №17/2018 аренды муниципального имущества Ямальского района, находящегося в хозяйственном ведении муниципального предприятия «Ямалгаз» муниципального образования Ямальский район, эксплуатирует опасные производственные объекты - склады горюче-смазочных материалов, расположенные в с. Сеяха и с. Новый Порт Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, зарегистрированные в государственном реестре опасных производственных объектов.

Имущество передано арендодателем арендатору по акту приема-передачи от 15.08.2018.

Прокуратурой Ямальского района проведена проверка исполнения законодательства о промышленной безопасности АО «Ямалкоммунэнерго». В ходе проведенной проверки выявлены следующие нарушения требований промышленной безопасности.

На объекте склад ГСМ, расположенном в с. Сеяха, не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожарных и химически опасных объектов - 1,2 и 3 классов опасности по адресу расположения объекта, отсутствуют паспорта на резервуары стальные цилиндрические, не проведена экспертиза промышленной безопасности для резервуаров вертикальных стальных цилиндрических, отработавших нормативный срок службы, резервуары вертикальные стальные цилиндрические не оснащены контрольно-измерительными приборами, резервуары вертикальные стальные цилиндрические не оснащены приемо-раздаточными патрубками с запорной арматурой, дыхательной и предохранительной арматурой с огнепреградителями, устройствами для отбора проб и удаления подтоварной воды, противопожарным оборудованием, устройствами молниезащиты, заземления и защиты от статического электричества, не производится периодический ремонт резервуаров вертикальных стальных цилиндрических в соответствии с техническими документами, разработанными и утвержденными эксплуатирующей организацией, не проведено нивелирование окрайки днища резервуаров вертикальных стальных цилиндрических.

На объекте склад ГСМ, расположенный в с. Новый Порт, не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожарных и химически опасных производственных объектов - 1,2 и 3 классов опасности по адресу расположения объекта (с. Новый Порт), не проведена экспертиза промышленной безопасности для резервуаров вертикальных стальных цилиндрических, отработавших нормативный срок службы, резервуары вертикальные стальные цилиндрические не оснащены контрольно-измерительными приборами, резервуары вертикальные стальные цилиндрические не оснащены приемо-раздаточными патрубками с запорной арматурой, дыхательной и предохранительной арматурой с огнепреградителями, устройствами для отбора проб и удаления подтоварной воды, противопожарным оборудованием, устройствами молниезащиты, заземления и защиты от статического электричества, не производится периодический ремонт резервуаров вертикальных стальных цилиндрических в соответствии с техническими документами, разработками и утвержденным эксплуатирующей организацией, не проведено нивелирование окрайки днища резервуаров вертикальных стальных цилиндрических.

По данному факту прокуратурой 25.09.2020 в адрес АО «Ямалкоммунэнерго» внесено представление, требования которого не исполнены.

Ответчиками АО «Ямалкоммунэнерго» и МП «Ямалгаз» в ходе судебного разбирательства не оспаривалось наличие на вышеуказанных объектах перечисленных прокурором в исковом заявлении нарушений требований промышленной безопасности.

В то же время АО «Ямалкоммунэнерго» указывало, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям являются арендодатель МП «Ямалгаз» и собственник имущества - муниципальное образование Ямальский район, полагая, что перечисленные прокурором работы представляют собой техническое перевооружение и могут производится только с согласия арендодателя или собственника имущества и за счет средств арендодателя. Также АО «Ямалкоммунэнерго» ссылается на то, что при передаче имущества арендодателем ему не была передана техническая документация на имущество в полном объеме, в том числе, паспорта на резервуары стальные цилиндрические.

Действительно, в соответствии с п. 5.3.5 договора аренды, заключенного между АО «Ямалкоммунэнерго» и МП «Ямалгаз», арендатор обязан не производить реконструкцию, техническое перевооружение (модернизацию) без письменного согласия арендодателя, собственника имущества и разрешения уполномоченного органа, осуществляющего соответствующий надзор; не производить без согласования с арендодателем и собственником имущества переустройство и переоборудование имущества. Согласно п. 6.2 договора план проведения капитального ремонта имущества на текущий (последующий) год определяется арендатором по согласованию с арендодателем и собственником имущества в соответствии с нормативно-технической документацией, определяющей требования к эксплуатации соответствующих видов имущества (оборудования). Согласно п. 6.3 договора при необходимости проведения арендатором внепланового капитального ремонта имущества арендатор имеет право произвести внеплановый капитальный ремонт имущества при условии согласования необходимости проведения такого ремонта, сроков, графика и сметы на его проведение с арендодателем и собственником имущества за счет средств арендодателя и (или) собственника имущества, либо за счет арендатора, если необходимость проведения внепланового капитального ремонта вызвана виновными действиями арендатора.

Понятия реконструкции и капитального ремонта приведены в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14); а капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) признается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (п. 14.2).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» техническим перевооружением опасного производственного объекта являются приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.

Устранение нарушений требований промышленной безопасности, обязанность по осуществлению которого возложена судом на АО «Ямалкоммунэнерго», не является ни капитальным ремонтом, ни техническим перевооружением, ни реконструкцией, так как не подпадает под признаки этих понятий, перечисленные в приведенных нормах права.

Как обоснованно указано в возражениях прокурора на апелляционную жалобу, оборудование опасных производственных объектов, коими являются склады ГСМ, устройствами, обеспечивающими промышленную безопасность объекта, не приводит к изменению параметров последнего, не направлено на восстановление или замену его элементов, не влечет изменения технологического процесса.

При этом согласно п. 4.11 договора аренды с момента подписания сторонами акта приема-передачи все права и обязанности по эксплуатации, обслуживанию и ремонту переданного в аренду имущества переходят к арендатору.

Пунктами 5.3.6-5.3.9 договора аренды установлено, что арендатор содержит переданное ему имущество в соответствии со всеми отраслевыми нормами и правилами, целевым назначением имущества; проводит за свой счет текущий, капитальный ремонт, несет расходы на содержание имущества; обязан осуществлять своими силами, средствами и материалами обслуживание и эксплуатацию переданного имущества в целях обеспечения его надежной работы, в том числе, осуществлять проверки и испытания оборудования и аппаратуры, включая общесистемные средства управления, приборы и системы учета, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в течение срока действия договора должен осуществлять своими силами и за свой счет либо с привлечением за свой счет подрядной организации техническое диагностирование, технические освидетельствования и экспертизу промышленной безопасности технических устройств опасных производственных объектов; обследования и экспертизу промышленной безопасности зданий и сооружений опасных производственных объектов; содержать в исправном состоянии здания, строения, сооружения, транспортные средства и иное имущество, руководствуясь действующими нормами и правилами технической эксплуатации, требованиями промышленной безопасности, требованиями органов Ростехнадзора и Росстандарта, экологическими нормативами и прочими нормами и правилами.

Согласно п. 5.3.14 арендатор обязан обеспечить выполнение требований природоохранного, санитарного, земельного законодательства, законодательства о технической безопасности эксплуатации особо опасных производственных объектов.

Таким образом, договором аренды обязанность осуществлять эксплуатацию переданного имущества в соответствии с установленными нормами, включая требования промышленной безопасности, проведение экспертизы промышленной безопасности с несением расходов на это возложена на арендатора.

Кроме того, как обоснованно указано в возражениях прокурора на апелляционную жалобу, обязанность по соблюдению требований законодательства в области промышленной безопасности возложена на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

При этом необоснованной является ссылка в апелляционной жалобе на отказ собственника имущества в согласовании работ, который, по утверждению апеллятора, изложен в письме от 27.11.2020 №1701-15/964. В указанном письме Управление имущественных отношений Администрации муниципального образования Ямальский район сообщило только о том, что не заключало с АО «Ямалкоммунэнерго» договора аренды, а согласие на проведение реконструкции, модернизации арендатору предоставляет арендодатель.

Сведений о том, что АО «Ямалкоммунэнерго» обращалось к арендодателю - МП «Ямалгаз» - по вопросу проведения работ, указанных в исковом заявлении, материалы дела не содержат.

Следует отметить, что согласно акту приема-передачи имущества от 15.08.2018 (приложение №2 к договору аренды) при приеме-передаче объектов стороны установили, что состояние имущества удовлетворительное, претензий по техническому и санитарному состоянию арендатор не имеет.

Таким образом, АО «Ямалкоммунэнерго» при приеме имущества от МП «Ямалгаз» никаких претензий относительно его состояния не выразил.

В связи с этим доводы АО «Ямалкоммунэнерго» о необходимости получения на осуществление указанных прокурором работ разрешения арендодателя, собственника имущества, об осуществлении данных работ за счет арендодателя или собственника подлежат отклонению.

Нельзя согласиться и с доводами АО «Ямалкоммунэнерго» о непередаче ему арендодателем МП «Ямалгаз» технической документации на имущество.

В соответствии с п. 4.7 договора одновременно с передачей соответствующего имущества арендодатель передает арендатору имеющуюся нормативно-техническую документацию, необходимую для эксплуатации имущества. В случае отсутствия данных документов арендатор обязан восстановить данные документы в установленном законодательством Российской Федерации порядке за счет средств арендодателя.

Таким образом, обязанность по восстановлению отсутствующей технической документации возложена на арендатора.

Из изложенного следует, что выполнение действий, указанных прокурором, должно осуществлять АО «Ямалкоммунэнерго» как организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты. Вопрос о возмещении АО «Ямалкоммунэнерго» расходов на изготовление технической документации (паспортов на резервуары стальные цилиндрические) ответчики в случае возникновения спора не лишены возможности разрешить в отдельном производстве.

В то же время судебная коллегия полагает не подлежащим удовлетворению требование прокурора о возложении на АО «Ямалкоммунэнерго» обязанности разработать документацию на техническое перевооружение объектов, поскольку, как уже было указано выше, приведение объектов ГСМ в состояние, соответствующее требованиям промышленной безопасности, не является техническим перевооружением. Обоснования указанного требования исковое заявление прокурора не содержит, в представлении прокурора об устранении нарушений закона от 25.09.2020 №07-03-2020 такое нарушение как отсутствие документации на техническое перевооружение объектов не указано.

Что касается доводов апелляционной жалобы о существенных нарушениях норм процессуального права, допущенных судом, то они также не могут быть признаны состоятельными.

Непривлечение к участию в деле в качестве ответчика Администрации МО Ямальский район не являлось обязательным в настоящем деле, поскольку единственный надлежащим ответчик по заявленным прокурором требованиям - АО «Ямалкоммунэнерго».

Требования об обязательном проведении предварительного судебного заседания в случае привлечения к участию в деле ответчика гражданское процессуальное законодательство не содержит (ст.ст. 147-150, 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Материалы проверки, приложенные к исковому заявлению, были исследованы в судебном заседании, что следует из протокола судебного заседания от 21.04.2021 (л.д. 232 (оборот)), замечания на который лицами, участвующими в деле, не приносились, а также аудиозаписи судебного заседания.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в части удовлетворения требований прокурора о возложении на АО «Ямалкоммунэнерго» обязанности разработать документацию на техническое перевооружение объектов с принятием в указанной части нового решения - об отказе в удовлетворении данных требований.

Кроме того, согласно мотивировочной части решения суд признал МП «Ямалгаз» ненадлежащим ответчиком по данному делу, что влечет за собой отказ в удовлетворении требований, предъявленных к указанной организации. Судебная коллегия по вышеприведенным основаниям соглашается с этим выводом суда.

Однако в резолютивной части решения выводы суда относительно требований, предъявленных к МП «Ямалгаз», отсутствуют. В связи с этим судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием на отказ в удовлетворении исковых требований прокурора, предъявленных к МП «Ямалгаз».

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» удовлетворить частично.

Решение Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.04.2021 отменить в части удовлетворения исковых требований прокурора Ямальского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Ямалкоммунэнерго» о возложении обязанности разработать документацию на техническое перевооружение по объектам: склад ГСМ, расположенный в с. Сеяха, и склад ГСМ, расположенный в с. Новый порт. Принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении указанных исковых требований отказать.

Дополнить резолютивную часть решения указанием на отказ в удовлетворении исковых требований прокурора Ямальского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному предприятию «Ямалгаз» о возложении обязанности устранить требования промышленной безопасности.

В остальной части указанное решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи