ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-54/2022 от 06.10.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11-12491/2022 Судья: Бутакова О.С.

Дело № 2-54/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 октября 2022 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Давыдовой В.Е.,

судей Кучина М.И., Бас И.В.

при ведении протокола помощником судьи Нагумановой А.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Теренкульского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области на решение Красноармейского районного суда Челябинской области от 21 марта 2022 года по иску местной религиозной организации православный приход храма в честь святого мученика Иоанна Воина г. Челябинска Челябинской епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат) к администрации Теренкульского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области о возложении обязанность передать объект религиозного назначения.

Заслушав доклад судьи Кучина М.И. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика администрации Теренкульского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области, представляющей также интересы третьего лица администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области, Курбатовой Г.Г., которая поддержала доводы апелляционной жалобы, представителя истца местной религиозной организации православный приход храма в честь святого мученика Иоанна Воина г. Челябинска Челябинской епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат) Курбатова П.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, представителей третьих лиц МКУ «Межпоселенческое социально-культурное объединение Красноармейского муниципального района» Бердниковой Т.И., МКУ «Управление культуры Красноармейского муниципального района» Селезень Н.Е., Кочневой А.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Местная религиозная организация православный приход храма в честь святого мученика Иоанна Воина г. Челябинска Челябинской епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат) обратилась с иском к администрации Теренкульского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области, в котором с учетом уточнений просила возложить обязанность передать ей объект религиозного назначения – храм Сошествия Святого Духа на апостолов площадью 267,4 кв. м с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>

В обоснование указано, что на территории Красноармейского района Челябинской области в д. Теренкуль по указанному адресу располагается объект религиозного назначения, собственником которого является администрация Теренкульского сельского поселения. На обращение истца с заявлением о передаче в собственность Прихода указанного объекта, 28 сентября 2021 года и 13 января 2022 года был дан отказ в связи с тем, что в здании находится Дом культуры. Полагает, что те основания к отказу, на которые ссылается ответчик, перечисленные в статье 8 Федерального закона от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», отсутствуют.

В судебном заседании представитель истца местной религиозной организации православный Приход храма в честь святого мученика Иоанна Воина г. Челябинска Челябинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), третьего лица Централизованной православной религиозной организации Челябинской епархии Русской Православной Церкви Витович А.А. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика администрации Теренкульского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области Первунецких Н.А. с иском не согласилась.

Представитель третьего лица МКУ «Межпоселенческое социально-культурное объединение Красноармейского муниципального района» Бердникова Т.И. против удовлетворения исковых требований не возражала, пояснив, что спорное здание строилось на пожертвования прихожан. В настоящее время все 15 учреждений дома культуры подлежат реорганизации. С 25 августа заключенные ранее договор безвозмездного пользования будет расторгнут. Здание содержать мы не можем.

Представитель третьего лица МКУ «Управление культуры Красноармейского муниципального района» Кочнева А.Н. поддержала позицию Бердниковой Т.И.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области, Управления Росреестра по Челябинской области

Решением Красноармейского районного суда Челябинской области от 21 марта 2022 года иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе администрации Теренкульского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области просит решение отменить, вынести новое об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что согласно опросу, проведенному среди жителей сельского поселения большинство возражает против передачи здания, где в настоящее время размещен дом культуры, церкви. Других зданий, пригодных для клубных формирований, в сельском поселении нет.

Представители третьих лиц Централизованной православной религиозной организации Челябинской епархии Русской Православной Церкви, Управления Росреестра по Челябинской области в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) определила рассмотреть настоящее дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда первой инстанции не установила.

Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что Управлением Росреестра по Челябинской области на основании заявления администрации Теренкульского сельского поселения 18 ноября 2019 года принято на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества нежилое здание, расположенное по адресу: <данные изъяты> площадью 267,4 кв. м с присвоением кадастрового номера (далее – КН) <данные изъяты>. Указанный объект в реестре имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, в реестре федерального имущества, а также в муниципальной собственности Красноармейского муниципального района Челябинской области не значится.

Решением Красноармейского районного суда Челябинской области от 01 июня 2021 года, вступившим в законную силу 02 июля 2021 года, признано право муниципальной собственности МО «Теренкульское сельское поселение» на указанное выше бесхозяйное недвижимое имущество.

Право собственности администрации Теренкульского сельского поселения на нежилое здание с КН <данные изъяты> зарегистрировано в установленном законом порядке 17 января 2022 года, что подтверждено выпиской из ЕГРН от 16 марта 2022 года, реестровым делом на нежилое здание с КН <данные изъяты>

Согласно ответу Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области № 01-08/11 от 10 января 2020 года сведения о наличии объектов культурного наследия на территории с. <данные изъяты> в Реестре, в Перечне выявленных объектов культурного наследия Челябинской области, представляющих историческую, художественную или иную культурную ценность, и в Списке объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, отсутствуют.

На запрос Челябинской Епархии в Государственный архив Пермской области на предоставление архивных документов на религиозный объект, находящийся на территории <данные изъяты> - храм Сошествия Святого Духа на апостолов был получен ответ за № 5533 от 24 мая 2021 года о том, что документы, содержащие сведения по данному объекту на хранение не поступали, предоставить сведения об истории строительства и конфессиональной принадлежности вышеуказанного объекта религиозного назначения нет возможности.

Согласно ответу Государственного архива Курганской области №1454-т от 21 мая 2021 года выдача документов прекращена всем категориям пользователей (в том числе, работникам архива) по причине неудовлетворительного физического состояния документов.

На запрос Челябинской Епархии в Объединённый государственный архив Челябинской области на предоставление архивных документов на религиозный объект, находящийся на территории <данные изъяты> - храм Сошествия Святого Духа на апостолов, получена архивная справка № <данные изъяты> от <данные изъяты> года о том, что в документах архивного фонда «Первая государственная нотариальная контора г. Челябинска» имеется протокол собрания верующих Теренкульской Духосошествиевской церкви Челябинского уезда Бродокалмакской волости от 11 сентября 1922 года об избрании уполномоченного по заключению договора с горуездным исполкомом по передаче церковного имущества верующим.

В отделе архитектуры и градостроительства администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области сведений о строительстве, реконструкции объекта религиозного назначения - храма Сошествия Святого Духа на апостолов по адресу: д. <данные изъяты>, не имеется. Указом Митрополита Челябинского и Миасского Григория №78 от 25 октября 2019 года храм Сошествия Святого Духа на апостолов Красноармейского района Челябинской области приписывается к Местной религиозной организации Православный приход храма в честь святого мученика Иоанна Воина г. Челябинска Челябинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

13 июля 2021 года № 07/21 истцом в адрес администрации Красноармейского района Челябинской области направлено заявление о передаче в собственность указанного выше объекта религиозного назначения. Письмом № 6345 от 28 сентября 2021 года администрация отказала истцу в передачи в собственность объекта религиозного назначения в связи с тем, что в здании находится дом культуры.

Постановлением администрации Теренкульского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области №12 от 25 августа 2021 года МКУ «Теренкульский сельский дом культуры» ликвидировано (л.д. 103-106).

29 декабря 2021 года истец обратился в администрацию Теренкульского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области с заявлением о передаче в собственность имущества религиозного назначения, находящегося в муниципальной собственности, – Церкви Сошествия Святого духа на апостолов. Данное заявление ответчиком было оставлено без удовлетворения, поскольку здание является единственным помещением для проведения культурно-массовых мероприятий; в связи с ликвидацией МКУ «Теренкульский СДК» здание передается в безвозмездное пользование Управлению культуры Красноармейского муниципального района, что следует из ответа от 13 января 2022 года.

01 января 2022 года между администрацией Теренкульского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области и МКУ «Межпоселенческое социально-культурное объединение Красноармейского муниципального района» заключен договор, согласно которому спорное нежилое здание передано ссудополучателю с безвозмездное пользование (л.д. 128-131).

Статьей 6 Федерального закона от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (далее – Закон № 327-ФЗ) предусмотрено, что основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации (в произвольной форме), представленное в письменной форме в уполномоченный орган. В заявлении религиозной организации излагается просьба о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения в собственность или безвозмездное пользование с указанием наименования имущества религиозного назначения, его назначения, места нахождения, истории создания и использования, целей использования, вида права, на котором предлагается осуществить передачу такого имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 327-ФЗ в месячный срок со дня поступления заявления религиозной организации, согласованного с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации, уполномоченный орган обязан рассмотреть такое заявление и по результатам рассмотрения принять решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии с частями 4 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона либо в случаях, установленных статьей 8 настоящего Федерального закона, мотивированное решение об отказе в передаче этого имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 327-ФЗ решение об отказе в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается в одном из следующих случаев, если:

1) данное имущество не является имуществом религиозного назначения в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона и (или) не соответствует критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона;

2) заявленная религиозной организацией цель использования данного имущества не соответствует целям деятельности, предусмотренным уставом религиозной организации или федеральным законом;

3) заявление о передаче данного имущества подано иностранной религиозной организацией или ее представительством;

4) решение суда, вступившее в законную силу, предусматривает иной порядок распоряжения данным имуществом;

5) данное имущество находится в безвозмездном пользовании другой религиозной организации.

Кроме того, решение об отказе в передаче в собственность религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается также в случае, если данное имущество:

1) не подлежит отчуждению из государственной или муниципальной собственности в соответствии с федеральным законом;

2) является помещением в здании, строении, сооружении, не относящихся к имуществу религиозного назначения в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона (ч. 2 указанной выше статьи).

Поскольку спорное недвижимое имущество является объектом религиозного назначения, а именно Духосошествиевской церквью Челябинского уезда Бродокалмакской волости, что также подтверждено представленной в суд апелляционной инстанции исторической справкой, подписной главой администрации Теренкульского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных вышеприведенной нормой оснований для отказа в передаче истцу указанного имущества религиозной организации.

Высказанный в суде апелляционной инстанции со ссылкой на положения пункта 4 части 1 статьи 8 Закона № 327-ФЗ довод представителя ответчика о том, что основанием к отказу в удовлетворении иска является вступившее в законную силу решение Красноармейского районного суда Челябинской области от 01 июня 2021 года не может быть признан состоятельным, поскольку указанным решением признано право муниципальной собственности МО «Теренкульское сельское поселение» на спорный объект, являвшийся в тот период бесхозяйным недвижимым имуществом. Какой-либо порядок распоряжения спорным имуществом это решение суда не предусматривает.

Исходя из положений пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931, суд верно исходил из того, что органы местного самоуправления осуществляют постановку на учет бесхозяйного имущества и с этой целью обращался в суд с заявлением для проведения процедуры обращения бесхозяйных объектов недвижимости в собственность муниципального образования поселения, городского округа или муниципального района, на территории которых они находятся.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в здании религиозного назначения в настоящее время располагается дом культуры, а большинство жителей данного населенного пункта высказываются за его сохранение и против передачи здания истцу, основанием ставить под сомнение правильность выводов суда служить не могут, поскольку такие основания к отказу в передаче в собственность религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения действующим законодательством не предусмотрены.

Решение суда первой инстанции о передаче Местной религиозной организации православный Приход храма в честь святого мученика Иоанна Воина г. Челябинска Челябинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в собственность спорного здания соответствует обстоятельствам дела, основано на правильном применении действующего законодательства и не может быть отменено по доводам апелляционной жалобы. Существенных процессуальных нарушений, в силу части 4 статьи 330 ГПК РФ влекущих безусловную отмену решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Красноармейского районного суда Челябинской области от 21 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Теренкульского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено

11 октября 2022 года