ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-5535/20 от 30.03.2021 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД 66RS0004-01-2020-007476-26

дело № 2-5535/2020 (33-4593/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 30.03.2021

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего судьи Волковой Я.Ю., судей Зоновой А.Е., Мурашовой Ж.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чередник И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Казаковой Галины Александровны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 27 о признании незаконным решения, возложении обязанности по включению в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области»

по апелляционной жалобе истца на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 11.12.2020.

Заслушав доклад судьи Волковой Я.Ю., объяснения истца, поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя ответчика Петровой О.В. (по доверенности от 01.01.2021), возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

Казакова Г.А., <дата> года рождения, обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №27 (далее по тексту - Управление), в котором просила признать решение № 53/07/2020-ВТ СО об отказе во включении ее в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области» (далее по тексту – Список), незаконным, возложить обязанность по включению в названный список. В обоснование иска указала, что 29.06.2020 обратилась в Управление с заявлением о включении её в Список, поскольку награждена почетной грамотой Законодательного Собрания Свердловской области за активную общественную деятельность на основании постановления Законодательного собрания Свердловской области от 14.07.2016 № 3067-ПЗС, постоянно проживает на территории Свердловской области, имеет страховой стаж по Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Закон № 400-ФЗ) более 35 лет, однако ответчик 07.07.2020 решением № 53/07/2020-ВТ СО отказал ей во включении в Список, ссылаясь на отсутствие у нее страхового стажа 35 лет. Данное решение истец полагала незаконным, указывая, что по нормам Закона № 400-ФЗ ее страховой стаж составляет 38 лет 32 дня, соответственно, она имеет право на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области» по Закону Свердловской области от 23.12.2010 № 104-ОЗ «О ветеранах труда Свердловской области».

Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 11.12.2020 в удовлетворении иска Казаковой Г.А. отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, настаивая на том, что у нее есть страховой стаж (35 лет), необходимый для присвоения звания «Ветеран труда Свердловской области», а потому отказ ответчика во включении ее в списки лиц, претендующих на присвоение такого звания, незаконен.

Представитель третьего лица – ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга Свердловской области в заседание судебной коллегии не явился, о рассмотрении дела извещен размещением на сайте суда 05.03.2021 информации о рассмотрении дела (ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Предусмотренных ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отложения судебного заседания не имеется.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, истец 14.07.2016 награждена почетной грамотой Законодательного собрания Свердловской области, проживает на территории Свердловской области.

В трудовой книжке истца указаны периоды работы продолжительностью 24 года 07 месяцев 14 дней, в справке ГУ Управление Пенсионного фонда в Октябрьском районе г. Екатеринбурга от 22.11.2019 (л.д. 54) указан пенсионный стаж, учтенный при назначении страховой пенсии по старости, 33 года 05 месяцев 27 дней, при этом, в числе прочих, указаны периоды работы в районах Крайнего Севера с 1969 по 1972 г.г., с 1973 по 1976 г.г.

Все периоды работы и иной деятельности истца, зачтенной в страховой стаж, в данной справке исчислены календарно. Вместе с тем, при сложении продолжительности указанных в справке периодов итоговая сумма получается не 33 года 5 месяцев 27 дней, как указано в этой справке, а 34 года 10 месяцев 06 дней. Таким образом, по этой справке стаж истца меньше 35 лет лишь на 1 месяц 24 дня.

В письме ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области от 19.03.2020 № 20-0758 (л.д. 21, 22) указано, что страховой стаж истца для определения размера страховой пенсии по старости по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» составляет 33 года 05 месяцев 27 дней, а по п. 4 ст. 30 этого же Закона – 38 лет 23 дня, при этом размер пенсии по п. 3 ст. 30 названного Закона составляет 21121 руб. 78 коп., при расчете по п. 4 ст. 30 этого же Закона - 13852 руб. 81 коп., поэтому размер пенсии и стаж определены по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Истцу с 01.09.1999 установлена пенсия по старости по ст. 10 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (л.д. 21).

29.06.2020 истец обратилась в Управление с заявлением о включении ее в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области», в связи с наличием трудового стажа более 35 лет и награждением ее 14.07.2016 почетной грамотой Законодательного собрания Свердловской области, ответчик решением от 07.07.2020 № 53/07/2020-ВТ СО отказал истцу во включении в Список по нормам Закона Свердловской области от 23.12.2010 № 104-ОЗ «О ветеранах труда Свердловской области», указав на несоблюдение условий присвоения звания «Ветеран труда Свердловской области» по п. 4 ст. 3 названного Закона Свердловской области (л.д. 19, 20, 60).

В письме от 26.08.2020 (л.д. 59) ответчик разъяснил истцу, что не соблюдено одно из условий для присвоения звания «Ветеран труда Свердловской области», а именно – отсутствует страховой стаж по Закону № 400-ФЗ не менее 35 лет, письмо ГУ ОПФ РФ от 19.03.2020 № 20-0758, где по тексту указан стаж 38 лет 23 дня, не относится к числу документов, подтверждающих соблюдение условий присвоения звания «Ветеран труда Свердловской области».

Разрешая спор, суд первой инстанции ссылался на нормы ст.ст. 2-4 Закона Свердловской области от 23.12.2010 № 104-ОЗ «О ветеранах труда Свердловской области», ч. 8 ст. 13 Закона № 400-ФЗ, ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исходил из того, что при присвоении звания «Ветеран труда Свердловской области» принимается во внимание именно тот стаж, который учтен пенсионным органом для назначения страховой пенсии. Поскольку такой страховой стаж у истца при расчете ей пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» составил 33 года 05 месяцев 27 дней, т.е. меньше 35 лет, истцу правомерно отказано во включении в Список.

Судебная коллегия приходит к выводу о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.

В силу ст. 2 Закона Свердловской области от 23.12.2010 № 104-ОЗ «О ветеранах труда Свердловской области» звание «Ветеран труда Свердловской области» присваивается гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства при соблюдении следующих условий:

1) лицо проживает на территории Свердловской области;

2) лицу присвоено почетное звание Свердловской области "Почетный гражданин Свердловской области" или лицо награждено одной из следующих наград:

знак отличия Свердловской области "За заслуги перед Свердловской областью" I, II или III степени;

знак отличия Свердловской области "Материнская доблесть" I, II или III степени;

Почетная грамота Законодательного Собрания Свердловской области; Почетная грамота Губернатора Свердловской области; Почетная грамота Правительства Свердловской области; Почетная грамота или грамота Главы администрации Свердловской области; Почетная грамота или грамота Областного исполнительного комитета Свердловской области; Почетная грамота или грамота областного исполнительного органа государственной власти Свердловской области; Почетная грамота или грамота Свердловского областного комитета Коммунистической партии Советского Союза; Почетная грамота или грамота Свердловского областного Совета народных депутатов; Почетная грамота или грамота Свердловского областного комитета Коммунистической партии Советского Союза и Областного исполнительного комитета Свердловской области; Почетная грамота или грамота Свердловского областного комитета Коммунистической партии Советского Союза, Областного исполнительного комитета Свердловской области и Областного Совета Профсоюзов; Почетная грамота или грамота Свердловского областного комитета Коммунистической партии Советского Союза, Областного исполнительного комитета Свердловской области, Областного Совета Профсоюзов и Областного комитета Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи;

3) лицо имеет следующий трудовой (страховой) стаж, учитываемый в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» для назначения страховой пенсии:

не менее 40 лет для мужчин, за исключением случаев, указанных в абзацах четвертом и шестом настоящего подпункта;

не менее 35 лет для женщин, за исключением случаев, указанных в абзацах пятом - восьмом настоящего подпункта;

не менее 35 лет для мужчин, которым страховая пенсия по старости в соответствии с федеральным законом назначена ранее достижения возраста 60 лет;

не менее 30 лет для женщин, которым страховая пенсия по старости в соответствии с федеральным законом назначена ранее достижения возраста 55 лет;

не менее 20 лет для женщин, награжденных знаком отличия Свердловской области "Материнская доблесть" III степени, и для инвалидов I и II групп;

не менее 15 лет для женщин, награжденных знаком отличия Свердловской области "Материнская доблесть" II степени;

не менее 10 лет для женщин, награжденных знаком отличия Свердловской области "Материнская доблесть" I степени.

Ответчик не оспаривает, что истец проживает на территории Свердловской области, награждена той наградой, которая дает право на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области». Ответчик отрицает наличие у истца необходимого по приведенной выше норме 35-летнего трудового (страхового) стажа, учитываемого в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» для назначения страховой пенсии.

Поскольку в приведенной норме указано на страховой стаж, учитываемый в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» для назначения страховой пенсии (а не для расчета размера пенсии), то при определении такого стажа надлежит руководствоваться нормами главы 3 Закона № 400-ФЗ, определяющими порядок исчисления страхового стажа, а не положениями ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которыми установлен стаж, учитываемый при определении размера пенсии. Соответственно, не имеют правового значения правила исчисления страхового стажа в календарном порядке по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для расчета размера пенсии истца.

В силу ч. 8 ст. 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

При назначении истцу пенсии в 1999 г. по ст. 10 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в силу ст. 94 этого же Закона при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, следующие периоды работы (службы) исчисляются в льготном порядке: в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере.

Таким образом, при назначении истцу пенсии по старости периоды ее работы в районах Крайнего Севера подлежали зачету в стаж в льготном исчислении (в полуторном размере).

Тот факт, что пенсионный орган при оценке права истца на назначение пенсии учитывал нормы Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», следует из справки ГУ Управление Пенсионного фонда в Октябрьском районе г. Екатеринбурга от 22.11.2019 (л.д. 54), в которой, например, при зачете периода с 22.08.1959 по 31.12.1968 (проживание в качестве жены военнослужащего) приведена ссылка на п. «г» ст. 92 этого Закона.

Вместе с тем, указав в этой же справке на работу истца в периоды с 04.07.1969 по 26.07.1972 и с 22.03.1973 по 05.08.1976 в районах Крайнего Севера, пенсионный орган исчислил продолжительность такой работы в календарном порядке (всего 6 лет 5 месяцев 6 дней), без применения льготного порядка исчисления стажа по прежнему законодательству, с учетом которого истцу назначалась пенсия, при том, что такое исчисление периодов работы предусмотрено и ч. 8 ст. 13 Закона № 400-ФЗ (с учетом конституционных принципов правовой определенности и доверия граждан к действиям государства).

С применением льготного (1 год за 1, 5 года) порядка исчисления периодов работы истца в районах Крайнего Севера, которые применялись (должны были применяться и не могли быть не применены) при назначении истцу пенсии в период действия нормы ст. 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также с учетом положений ч. 8 ст. 13 Закона № 400-ФЗ, период работы истца в районах Крайнего Севера должен быть увеличен на половину, что составит 3 года 2 месяца 18 дней.

Плюсуя данное значение (3 года 2 месяца 18 дней) к стажу, определенному при суммировании продолжительности подлежащих зачету периодов в справке пенсионного органа на л.д. 54 (34 года 10 месяцев 06 дней), получается 38 лет 0 месяцев 24 дня.

Данный стаж является именно трудовым (страховым) стажем, учитываемым в соответствии с Законом № 400-ФЗ для назначения страховой пенсии и предусмотренным в качестве условия присвоения звания «Ветеран труда Свердловской области» по ст. 2 Закона Свердловской области от 23.12.2010 № 104-ОЗ «О ветеранах труда Свердловской области». Этот стаж превышает требуемый по названному областному закону 35-летний стаж.

Таким образом, в отношении истца соблюдены все названные в ст. 2 этого Закона условия для присвоения звания «Ветеран труда Свердловской области».

Вывод суда первой инстанции о том, что принимается во внимание только тот стаж, который учтен пенсионным органом для назначения страховой пенсии (а именно 33 года 5 месяцев 27 дней, стаж, определенный по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», для расчета размера пенсии истца), а также о том, что такой стаж у истца меньше 35 лет, противоречит обстоятельствам дела и сделан без учета норм права, регламентирующих порядок зачета в стаж периодов работы при определении права на назначение пенсии, а не размера таковой.

Решение суда первой инстанции по изложенным мотивам подлежит отмене (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) с вынесением по делу нового решения.

При этом судебная коллегия учитывает объяснения представителя ответчика в заседании судебной коллегии о том, что в случае подачи истцом заявления в пенсионный орган о перерасчете ей размера пенсии по п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и определении пенсионным органом в этом случае страхового стажа истца на уровне 38 лет, истец приобретет право на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области». Суд апелляционной инстанции отмечает, что право истца на присвоение указанного звания не может быть поставлено в зависимость от того, по какому варианту истцу будет рассчитана пенсия (по п. 3 или п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), должен учитываться тот стаж, который принимался во внимание (должен был быть принят во внимание) при назначении пенсии. Ставить в зависимость право на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области» от того, что истцу будет назначена пенсия по п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в значительно меньшем размере, чем истец получает пенсию по п. 3 этой же статьи, безосновательно, существенным образом нарушает права истца на социальное обеспечение.

Судебная коллегия отмечает, что в распоряжении ответчика на момент принятия решения от 07.07.2020 была справка пенсионного органа от 22.11.2019 (л.д. 54), что подтвердил ответчик в своем отзыве на иск (л.д. 44 оборот). При наличии в общем доступе Закона № 400-ФЗ, наличии данных о периодах работы истца, в том числе в районах Крайнего Севера, никаких препятствий в подсчете страхового стажа истца по Закону № 400-ФЗ у ответчика не имелось.

В силу п. 2 ст. 3 Закона Свердловской области от 23.12.2010 № 104-ОЗ «О ветеранах труда Свердловской области» лицо, претендующее на присвоение звания "Ветеран труда Свердловской области", подает в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения по своему месту жительства заявление о присвоении звания "Ветеран труда Свердловской области". Лицо, подавшее заявление, предъявляет паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Перечень документов, подтверждающих соблюдение условий присвоения звания "Ветеран труда Свердловской области", прилагаемых к заявлению о присвоении звания "Ветеран труда Свердловской области", а также запрашиваемых в порядке межведомственного информационного взаимодействия территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения, определяется Правительством Свердловской области. Лицо, подавшее заявление о присвоении звания «Ветеран труда Свердловской области», может представить документы, запрашиваемые в порядке межведомственного информационного взаимодействия, по собственной инициативе.

Пунктом 4 Перечня документов, подтверждающих соблюдение условий присвоения звания «Ветеран труда Свердловской области», утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 12.01.2011 № 11-ПП, предусмотрено, что документами, подтверждающими соблюдение условий присвоения звания «Ветеран труда Свердловской области», являются, в том числе, документы, подтверждающие трудовой (страховой) стаж, учитываемый в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» для назначения страховой пенсии.

Поскольку у ответчика на дату принятия оспариваемого решения такой документ был, ответчик имел возможность определить страховой стаж истца для назначения пенсии, данный стаж составлял, вопреки позиции ответчика, более 35 лет, отсутствие страхового стажа являлось единственным основанием для отказа в удовлетворении заявления истца, решение Управления от 07.07.2020 № 53/07/2020-ВТ СО об отказе во включении Казаковой Г.А. в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области», незаконно.

На ответчика надлежит возложить обязанность включить Казакову Г.А. в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области», т.к. соблюдены все условия для присвоения такого звания, у истца имеется 38 лет страхового стажа, необходимого для назначения пенсии (ст. 2 Закона Свердловской области от 23.12.2010 № 104-ОЗ «О ветеранах труда Свердловской области»).

В порядке ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать в возмещение расходов по уплате госпошлины 450 руб. (300 руб. – госпошлина за подачу иска, 150 руб. – за апелляционное рассмотрение дела). От возмещения расходов другой стороне спора ответчик не освобожден, такая льгота в отношении госпошлины есть у органа государственной власти только при уплате госпошлины в доход бюджета (п. 4 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 11.12.2020 отменить.

Принять по делу новое решение, которым иск Казаковой Г.А. удовлетворить.

Признать незаконным решение Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 27 от 07.07.2020 № 53/07/2020-ВТ СО об отказе во включении Казаковой Г.А. в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области».

Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области включить Казакову Галину Александровну в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области».

Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 27 в пользу Казаковой Галины Александровны в возмещение расходов по уплате госпошлины 450 руб.

Председательствующий Я.Ю. Волкова

Судья А.Е. Зонова

Судья Ж.А. Мурашова

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...