ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-5539/19 от 20.11.2019 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Васильева Г.М. Дело № 33-10626/2019

22RS0068-01-2019-006334-77 (№2-5539/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 ноября 2019 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Сафроновой М.В.,

судей Белодеденко И.Г., Ильиной Ю.В.,

при секретаре Ивановой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 05 сентября 2019 года по делу

по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по городу Барнаулу о признании решения незаконным, признании права, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Ильиной Ю.В., пояснения истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по городу Барнаулу о признании решения Управления социальной защиты населения по городу Барнаулу от 24.05.2019 №5 об отказе во включении в ходатайство о присвоении звания «Ветеран труда» незаконным; о признании за истцом право на присвоение указанного звания; о возложении на ответчика обязанность включить истца в ходатайство граждан, претендующих на присвоение звание «Ветеран туда».

В обоснование требований указано, что 21.05.2019 истец обратилась к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Решением комиссии по рассмотрению документов граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», созданной при Управлении социальной защиты населения по городу Барнаулу от 24.05.2019 №5, истцу отказано на основании того, что почетная грамота ФНПР за длительную и безупречную работу в профсоюзах не является награждением, ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

ФИО1 полагала, что имеет необходимую продолжительность трудового стажа, а также награду, установленного законом вида, для присвоения ей звания "Ветеран труда", на основании положений Федерального закона "О ветеранах". Истец указала, что работает в должности председателя Алтайской краевой организации Российского профсоюза работников культуры с 29.09.2007 по настоящее время. Работа является для истца основным местом работы. Ее трудовой стаж на момент обращения за присвоением звания «Ветеран труда» составлял 36 лет 3 месяца. Постановлением Исполнительного комитета ФНПР от 17.09.2013 №5-21 истец награждена Почетной грамотой Федерации Независимых Профсоюзов России «за длительную, безупречную работу в профсоюзах». Истец полагала, что указанная почетная грамота является для нее ведомственной наградой за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, продолжительную и безупречную работу, т.е., является ведомственным знаком отличия в труде.

Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 05 сентября 2019 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, иск удовлетворить, полагая, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.

ФИО1 полагала неправильным вывод суда о том, что Почетная грамота ФНПР «За длительную и безупречную работу в профсоюзах» не является ведомственной наградой, дающей право на присвоение звания "Ветеран труда".

В соответствии с п.2 п.1 ст.7 Федерального закона "О ветеранах", (в редакции, действовавшей на момент награждения Почетной грамотой ФНПР «За длительную и безупречную работу в профсоюзах» 17 сентября 2013 г. и до 1 июля 2016 г.), ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

При этом указанная статья не содержала условий о том, что относится к ведомственным знакам отличия в труде в целях присвоения звания «Ветеран труда», а также указания на то, что награждение ведомственным знаком отличия в труде должно быть от имени органов государственной власти.

ФИО1 в обоснование своих доводов ссылалась на Письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 сентября 1997 года N 4545-СК "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", в котором указано, что при решении вопросов, связанных с отнесением награды к ведомственным знакам отличия в труде, которые дают право на присвоение звания «Ветеран труда», следует руководствоваться совместным письмом Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.11.1995г. № 2026-ВЯ/4276/1-30 «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда». Указанным Письмом почетные грамоты ВЦСПС и ФНПР "За длительную, безупречную работу в профсоюзах" отнесены к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации.

При этом Почетная грамота ВЦСПС и ФНПР "За длительную, безупречную работу в профсоюзах» относится к ведомственным знакам отличия в труде при условии, если награжденный состоял в штате и получал заработную плату в профорганах или в организациях и учреждениях, подведомственных профорганам (согласно записям в трудовой книжке).

Кроме того, в действовавшем на момент награждения Почетной грамотой ФНПР «За длительную и безупречную работу в профсоюзах» Общероссийском классификаторе информации о населении (ОКИН) ОК 018-95 (утв. постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 № 412) и действующем в настоящее время Общероссийском классификаторе информации о населении ОК 018-2014 (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2019-ст) в разделе ведомственных наград (позиция 8553) поименована почетная грамота «За длительную безупречную работу в профсоюзах» ВЦСПС и ФНПР.

Истец полагала, что лишение штатных работников профессиональных союзов возможности получения звания «Ветеран труда» является нарушением принципа равенства прав и возможностей работников, установленного ст.2 Трудового кодекса РФ.

В соответствии с Положением о Почетной грамоте ФНПР, являющейся приложением к Постановлению Генерального Совета ФНПР от 28 ноября 1997 года N 4-5 (с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлением Исполнительного комитета ФНПР от 09 апреля 2008 года N 2-7), Почетная грамота ФНПР учреждается для награждения профсоюзных работников за длительную и безупречную работу в профсоюзах, активистов профсоюзного движения за многолетний добросовестный труд и активную работу в профсоюзах, а также профсоюзных организаций, внесших большой вклад в работу по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов, и трудовых коллективов. Награждение Почетной грамотой ФНПР производится Исполнительным комитетом ФНПР, как правило, награждаются лица, проработавшие в профсоюзных органах не менее 10 лет и награжденные ранее почетными грамотами профорганов общероссийских (межрегиональных) профсоюзов и территориальных объединений организаций профсоюзов.

Таким образом, истец полагает, что Почетная грамота ФНПР является для нее ведомственным знаком отличия в труде. Учитывая положения ст.7 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей на момент награждения и до 1 июля 2016 г.) при награждении Почетной грамотой ФНПР, имела право на присвоение звания «Ветеран труда».

Ответчиком - Управлением социальной защиты населения по городу Барнаулу поданы письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых оно считает решение суда законным и обоснованным, вынесенным с правильным применением норм материального и процессуального права, а жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда» определены Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон №5- ФЗ), законом Алтайского края от 15.04.2005 № 24-ЗС «О присвоении званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Алтайского края» (далее - Закон № 24-ЗС), Постановлением Правительства Алтайского края от 10 мая 2017 г. № 153 «Об утверждении Порядка присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Алтайского края», Порядка изменения звания, оформления и выдачи удостоверений «Ветеран труда», «Ветеран труда Алтайского края» (далее - Порядок № 153).

Согласно п. 1.1. ст. 7 Закона №5-ФЗ установлен порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона №5-ФЗ, ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Аналогичная норма содержится в пп. 1 п.1 ст. 1.1 Закона №24-ЗС, согласно которому присваивается звание «Ветеран труда» в Алтайском крае.

Согласно п. 4 ст. 7 Закона №5-ФЗ, условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда» определяются законными и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

ФИО1 обратилась в управление 21.05.2019 с заявлением-ходатайством о присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче соответствующего удостоверения. Проведенной проверкой установлено, что на дату обращения трудовой (страховой) ее стаж составляет 36 лет 3 месяца.

По представленным документам истец награждена в 2013 году Почетной грамотой Федерации независимых профсоюзов России.

Поскольку награждение почетной грамотой произведено от имени Федерации независимых профсоюзов России, которая, согласно Уставу, является некоммерческой корпоративной организацией, общероссийским общественным объединением, представляющим собой объединение юридических лиц в организационно-правовой форме союза, указанная почетная грамота не дает истице права на присвоение звания «Ветеран труда», так как данная организация не входит в систему органов государственной власти РФ.

Доводы истца о том, что ей неправомерно отказано в присвоении звания «Ветеран труда», ответчик считает необоснованными, поскольку круг лиц, имеющих право на присвоение вышеуказанного звания, указан в Законе №24-ЗС и Законе №5-ФЗ.

ФИО1 не относится к лицам, имеющим право на присвоение звания «Ветеран труда». Таким образом, решение Управления социальной защиты населения по городу Барнаулу в отношении ФИО1 от 24.05.2019 № о/м/968, ответчик считает законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании ФИО1, ее представитель по ходатайству ФИО2 поддержали апелляционную жалобу, пояснив, что на момент награждения почетная грамота ФНПР относилась к ведомственным наградам, при условии, что ФИО1 работала в профорганах. Необходимо учитывать переходные положения, о том, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии. Следовательно, истец имеет право на присвоение данного звания.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по городу Барнаулу ФИО3 по доверенности возражала против удовлетворения жалобы по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Выслушав участников процесса, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 указанного Федерального закона ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Частью 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ установлены переходные положения о сохранении за гражданами, награжденными по состоянию на 30.06.2016 ведомственными знаками отличия в труде, права на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

На основании изложенного, за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового стажа необходимой продолжительности.

Согласно пункту 4 статьи 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 06.04.2005 N 165 принят Закон Алтайского края от 15.04.2005 N 24-ЗС «О присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края» (далее по тексту - Закон Алтайского края от 15.04.2005 года N 24-ЗС).

В соответствии с названным правовым актом круг лиц, обладающих правом на присвоение звания "Ветеран труда" на территории Алтайского края, аналогичен перечню лиц, указанных в п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".

Судом установлено, что ФИО1 работает в должности председателя Алтайской краевой организации Российского профсоюза работников культуры с 29.09.2007 по настоящее время. Указанная работа является для истца основным местом работы. Ее трудовой стаж на момент обращения за присвоением звания «Ветеран труда» составлял 36 лет 3 месяца.

21.05.2019 истец обратилась в Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», приложив в том числе, документы о награждении (поощрении), документы, подтверждающие трудовой стаж.

ФИО1 представила ответчику Почетную грамоту Федерации Независимых Профсоюзов России «За длительную безупречную работу в профсоюзах», которой она награждена Постановлением Исполнительного комитета ФНПР от 17 сентября 2013 года № 5-21.

24.05.2019 ответчик направил истцу уведомление о том, что решением комиссии по рассмотрению документов граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» отказано во включении истца в ходатайство граждан, претендующих на присвоение указанного звания. В обоснование отказа указано, что в рамках ст. 1.1 Закона №24-ЗС, награждение истца не может рассматриваться как награждение ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Решение об отказе во включении в ходатайство об оформлении и выдаче удостоверения «Ветеран труда» принято комиссией Управления социальной защиты населения по городу Барнаулу 24.05.2019, согласно которому основанием отказа является несоответствие награды, предусмотренным законодательством.

На дату обращения истца с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края» - 21.05.2019, Закон Алтайского края от 15.04.2005 N 24-ЗС действовал в редакции от 02.11.2018.

Частью 1.1 статьи 1 Закон Алтайского края от 15.04.2005 N 24-ЗС, предусмотрено, что звание "Ветеран труда" присваивается лицам: награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Таким образом, одним из обстоятельств, имеющим правовое значение для разрешения настоящего спора, имеет установление факта наличия у истца ведомственных наград, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».

Постановлением администрации Алтайского края от 10.05.2017 № 153 утвержден Порядок присвоения звания «Ветеран труда».

В соответствии с п. 2.1 названого Порядка гражданин, претендующий на присвоение звания «Ветеран труда» представляет, в том числе:

документ, подтверждающий соответствующий трудовой (страховой) стаж, или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

документ, подтверждающий соответствующее награждение, - для лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 1.1 Закона Алтайского края

В силу п.15 Порядка в случае принятия комиссией решения об отказе во включении в ходатайство управление социальной защиты населения: отказывает гражданину во включении в ходатайство; уведомляет об этом гражданина в письменной форме в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения с указанием причины отказа и приложением представленных им документов (копий документов).

В ходе рассмотрения дела установлено, что на момент обращения ФИО1 в Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу ее трудовой стаж составлял 36 лет 3 месяца, что подтверждается представленной в материалы дела трудовой книжкой и иными представленными в суд документами, из уведомления ответчика не следует, что отказ был связан с отсутствием требуемого стажа.

Вопреки изложенному в апелляционной жалобе, имеющееся у истца поощрение, а именно: Почетная грамота Федерации Независимых Профсоюзов, не является ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

По смыслу приведенных выше правовых норм для присвоения звания "Ветеран труда" награждение ведомственными знаками отличия в труде должно быть произведено федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти и управления СССР, к которым не относятся некоммерческие организации в форме союза.

Указанный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.09.2013 N 34-КГ13-7.

Это обстоятельство обусловлено отраслевым принципом награждения знаком отличия. Так, учитывая, что только федеральные государственные органы и государственные корпорации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации уполномочены осуществлять государственное регулирование (управление) в различных отраслях экономики, указанные органы и организации наделены и правом поощрять работников соответствующих отраслей за продолжительный и эффективный труд во благо государства посредством награждения их соответствующим знаком отличия.

Вместе с тем, Федерация независимых профсоюзов России статусом органа государственной власти и управления не обладает.

Согласно положениям Устава общероссийского союза Федерация Независимых Профсоюзов России (статья 1), размещенного на официальном сайте в сети интернет, указанная организация образована на добровольной основе общероссийскими профсоюзами, территориальными (действующими на территории одного субъекта Российской Федерации), межрегиональными объединениями организаций профсоюзов, а также межрегиональными профсоюзами работников отраслей, не представленных в Федерации общероссийскими профсоюзами. Федерация является некоммерческой корпоративной организацией, общероссийским общественным объединением, представляющим собой объединение юридических лиц в организационно-правовой форме союза.

Как указано в статье 2 Устава, предметом деятельности Федерации является координация и содействие в обеспечении деятельности входящих в нее членских организаций, защита общих интересов, а также реализация общих задач, стоящих перед членскими организациями по представлению и защите социально-трудовых прав, производственных, профессиональных, экономических, социальных и иных законных интересов членов профсоюзов. Федерация создана в целях объединения и координации действий членских организаций по представительству и защите социально-трудовых и гражданских прав, производственных, профессиональных, экономических и социальных интересов членов профсоюзов, коллективных прав и интересов работников, а также представительства и защиты общих интересов и достижения общих целей членских организаций, организаций, в которых Федерация является учредителем, членом, прямым или косвенным участником (акционером), в том числе, направленных на обеспечение имущественной стабильности и независимости, обеспечения правовых гарантий их деятельности на федеральном и региональном уровнях.

При этом статья 3 (пункт 3) Устава содержит положения, отграничивающие Федерацию Независимых Профсоюзов России от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Так, согласно п. 3 ст. 3 Устава, Федерация независима в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, им не подотчетна и не подконтрольна.

Кроме того, в систему и структуру органов исполнительной власти ФНПР, согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", не входит.

Таким образом, Федерация Независимых Профсоюзов России функций государственной власти не осуществляет, органом государственной власти не является, в структуру федеральных органов государственной власти ни Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314, ни последующими указами Президента Российской Федерации, касающихся вопросов структуры федеральных органов исполнительной власти, не включена; является некоммерческой корпоративной организацией в форме союза.

Соответственно, имеющиеся у истца Почетная грамота Федерации независимых профсоюзов России не является ведомственной наградой, дающей право на присвоение звания "Ветеран труда".

Правовым регулированием, действующим на территории Алтайского края, лица, награжденные подобным поощрением, к числу имеющих прав на присвоение звания "Ветеран труда" также не отнесены, в связи с чем, правовые основания для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции отсутствовали.

Ссылка истца в суде апелляционной инстанции на переходные положения, предусмотренные частью 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ для граждан, награжденных по состоянию на 30.06.2016 ведомственными знаками отличия в труде не может быть принята в качестве основания для отмены решения.

Несмотря на наличие у ФИО1 двадцатилетнего трудового стажа на 30.06.2016, ведомственный знак отличия в труде у нее отсутствовал, следовательно, отсутствовало и право на присвоение звания "Ветеран труда", которое подлежало бы сохранению за ней.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным.

Доводы ФИО1 о том, что на дату награждения Почетной грамотой Федерации Независимых Профсоюзов России «за длительную, безупречную работу в профсоюзах», последняя являлась ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» основаны на неправильном понимании соответствующих норм права.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона №5-ФЗ (в редакции от 23.05.2016), порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На дату награждения истца Почетной грамотой (17.09.2013), Закон Алтайского края от 15.04.2005 N 24-ЗС действовал в редакции от 11.07.2011.

В соответствии с ч.2 ст.2 Закона Алтайского края от 15.04.2005 N 24-ЗС (в ред. от 11.07.2011), звание "Ветеран труда Алтайского края" присваивается лицам:

1) имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, или трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет:

а) награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации;

б) удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации;

в) награжденным ведомственными знаками отличия в труде от имени органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации;

Таким образом, на дату награждения ФИО1, для присвоения звания «Ветеран труда» учитывались ведомственные знаки отличия в труде от имени органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации.

По вышеуказанным судебной коллегией основаниям Почетная грамота Федерации Независимых Профсоюзов России «за длительную, безупречную работу в профсоюзах» таковым знаком не являлась, в том числе и на дату награждения ею.

Порядка присвоения звания "Ветеран труда" на территории Алтайского края на 30.06.2016 установлено не было.

Ссылку апеллянта на письмо Министерства труда и социального развития РФ от 15.09.1997 г. N 4545-СК "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" судебная коллегия считает несостоятельной, поскольку данное письмо нормативным правовым актом не являлось. Указанное письмо утратило силу в связи с изданием письма Министерства труда Российской Федерации от 07.10.1998 г. N 5635-КС, применение которого, в свою очередь, признано неправомерным на основании проведенной юридической экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации и которое отозвано письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.06.2008 г. N 3854-ЮВ.

Согласно п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Таким образом, на момент награждения ФИО4 Почетной грамотой Федерации Независимых Профсоюзов России «за длительную, безупречную работу в профсоюзах». (17 сентября 2013 г.) правовой статус указанной грамоты как ведомственного знака отличия в труде нормативно-правовыми актами РФ и Алтайского края не определялся.

Кроме того, судебная коллегия соглашается с мнением суда первой инстанции о том, что общероссийские классификаторы не предназначены для решения задач, связанных с вопросами присвоения звания "Ветеран труда" и не могут применяться для идентификации того или иного вида награды в качестве ведомственного знака отличия в труде, служащего основанием для присвоения звания "Ветеран труда". Указанное соответствует положениям п. 3.2 Правил стандартизации ПР 50.1.024-2005 "Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов", утв. и введенных в действие Приказом Ростехрегулирования от 14.12.2005 N 311-ст.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции согласно ст. ст. 12, 55, 56 ГПК РФ правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку по правилам ст.67 ГПК РФ. Нормы материального права судом применены верно и приведены в решении.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием к отмене судебного акта, судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к субъективному толкованию норм материального права, по существу, повторяют изложенную истцом позицию по делу, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.

С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 05 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1– без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Судья Васильева Г.М. Дело № 33-10626/2019

22RS0068-01-2019-006334-77 (№2-5539/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(резолютивная часть)

20 ноября 2019 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Сафроновой М.В.,

судей Белодеденко И.Г., Ильиной Ю.В.,

при секретаре Ивановой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 05 сентября 2019 года по делу

по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по городу Барнаулу о признании решения незаконным, признании права, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Ильиной Ю.В., пояснения истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 05 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1– без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: