ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-553/19 от 16.07.2019 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

Судья Гуагов Р.А. дело № 33 - 1401 2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Майкоп 16.07.2019

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

Председательствующего Мейстер В.М.,

судей – Панеш Ж.К. и Шишева Б.А.,

при секретаре – Лобановой Е.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-553/19 по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 11.02.2019 которым с учетом дополнительного решения от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено:

в удовлетворении иска ФИО1 к Контрольно-счетной палате Республики Адыгея о признании приказов о дисциплинарном взыскании и заключений по результатам служебных проверок незаконными отказать.

Заслушав доклад председательствующего судьи Мейстер В.М., объяснения истца ФИО1, его представителя ФИО2 (по доверенности), поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителей ответчиков ФИО3 и ФИО4 (по доверенности), полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Контрольно-счетной палате Республики Адыгея об оспаривании заключений служебных проверок и приказов о дисциплинарном взыскании.

В обоснование указал, что замещает должность государственной гражданской службы Республики Адыгея ведущего консультанта отдела в аппарате Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея по правовому, кадровому, организационному и информационному обеспечению. Приказом -к от ДД.ММ.ГГГГ к нему применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащее исполнения возложенных должностных обязанностей, выразившихся в недостаточном принятии мер по оперативному и полному решению проблем возникших при работе с официальным сайтом федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а именно - необеспечение полноценного доступа Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея к официальному сайту федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет".

Приказом -к от ДД.ММ.ГГГГ к нему применено дисциплинарное взыскание в виде выговора за ненадлежащее исполнение возложенных должностных обязанностей, в частности, выявленных недостатков по информационному наполнению официального сайта, установленных в ходе мониторинга информационного накопления сайтов контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и портала Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации в сети "Интернет" – неразмещение на сайте Контрольно-счетной палаты сведений об использовании (расходовании) средств, выделенных Контрольно-счетной палате Республики Адыгея в 2017 году.

Приказом -к от ДД.ММ.ГГГГ к нему применено дисциплинарное взыскание в виде выговора с удержанием из заработной платы за время отсутствия на рабочем месте за октябрь месяц 2018 года пропорционально отработанному времени, по факту отсутствия ДД.ММ.ГГГГ на рабочем месте в период времени с 14.00 до 18.00 часов.

Считает применение дисциплинарных взысканий незаконными, так как работодателем не представлены доказательства его виновности в выявленных нарушениях и того, что совершенные им дисциплинарные проступки в действительности имели место и моги являться основанием для применения дисциплинарных взысканий.

При этом работодателем не учтены данные, характеризующие личность, его отношение к труду, стаж работы и наличие поощрений.

Кроме того, комиссия не установила факт причинения вреда работадателю в результате якобы совершенных им дисциплинарных проступков. Комиссией не учтены его объяснения о том, что он не был проинформирован об изменении с ДД.ММ.ГГГГ порядка доступа должностных лиц, ответственных за размещение информации, к закрытой части федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров», и перечнем необходимых мероприятий для бесперебойной работы на Портале. В результате доступ был заблокирован. В связи с поручением начальника отдела по правовому, кадровому, организационному и информационному обеспечению ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ уже ДД.ММ.ГГГГ установлены причины невозможности размещения информации на Портале, и для возобновления доступа сообщено о необходимости приобрести программное средство криптозащиты информации ViPNet 4.2. Прямых указаний о приобретении ViPNet 4.2 он не получил.

ДД.ММ.ГГГГ издан Приказ об обеспечении в срок до ДД.ММ.ГГГГ доступа к Порталу.

ДД.ММ.ГГГГ администратором Портала открыт временный доступ ФИО4 к закрытой части с возможностью размещения информации на и её публикацией.

Несмотря на докладную записку от ДД.ММ.ГГГГ на имя Председателя Контрольно-счётной палаты Республики Адыгея о необходимости установки программного обеспечения ViPNet 4.2, до настоящего времени оно не приобретено, сертификат доступа к Порталу удостоверяющим центром министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации не выпущен, работа на Портале ФИО7 обеспечена лишь в режиме временного доступа.

Полагает, что приказ о дисциплинарном взыскании -к от ДД.ММ.ГГГГ вынесен за пределами срока привлечения к ответственности, а именно, отсутствие доступа к Порталу обнаружено ДД.ММ.ГГГГ, устное поручение о восстановлении доступа дано ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, дисциплинарное ответственность должна бить применена не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

По его мнению, вина в неразмещении на сайте сведений об использовании (расходовании) средств, выделенных Контрольно-счетной палатой Республики Адыгея в 2017 году, отсутствует, в связи с тем, что данные сведения ему не предоставлялись. Меры дисциплинарного взыскания за данное нарушение должны быть осуществлены в месячный срок, т.е. до июня 2018 года, а его привлекли к ответственности за пределами сроков привлечения – ДД.ММ.ГГГГ.

Привлечение к дисциплинарной ответственности за прогул ДД.ММ.ГГГГ полагает излишне суровым, поскольку не учтено, что он отсутствовал на рабочем месте по уважительной причине. О своем отсутствии проинформировал заместителя руководителя и начальника отдела, однако их согласия не получил. Отсутствие руководителя по объективным причинам не позволило ему получить разрешение отсутствовать на рабочем месте с 14.15 до 18 часов ДД.ММ.ГГГГ.

Обращает внимание, что в нарушение положений ст.59 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебная проверка в отношении него проведена без привлечения профсоюзного органа.

Действиями работодателя ему причинены нравственные страдания, компенсацию морального вреда оценивает в размере 30 000 рублей по каждому случаю незаконного привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Просил суд отменить оспариваемые приказы, признать заключения служебных проверок незаконными, взыскать с Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея в его пользу компенсацию морального вреда в размере 90 000 рублей.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме, просил суд удовлетворить иск.

Представитель ответчика исковые требования не признал, просил в удовлетворении отказать.

Судом принято вышеприведенное решение.

В апелляционных жалобах ФИО1, не соглашаясь с решением суда, просит об его отмене, указывая, что решение суда постановлено с нарушением норм материального и процессуального права и принятии нового – об удовлетворении его требований. Не соглашается с оценкой суда, данной предоставленным доказательствам, а именно его объяснениям, данных в ходе проведенных служебных проверок. Ссылается на нарушение порядка и срока привлечения к дисциплинарной ответственности.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения на них, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 принят на государственную гражданскую службу Республики Адыгея на должность ведущего консультанта отдела в аппарате Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея по правовому, кадровому, организационному и информационному обеспечению с ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ издан приказ -К (л.д. 10).

Согласно должностному регламенту государственного гражданского служащего Республики Адыгея замещающего должность государственной гражданской службы Республики Адыгея – ведущего консультанта отдела в аппарате Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея по правовому, кадровому, организационному и информационному обеспечению гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок и нормы Кодекса этики и служебного поведения контрольно-счетных органов РФ и нормы Кодекса этики служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Адыгея.

Кроме того, согласно квалификационным требования, предъявляемым к должности, занимаемой истцом, государственный служащий должен обладать профессиональными знаниями, в том числе знать и применять постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы, связанные с обеспечением техничекой защиты информации, в соответствии с пунктом 12 регламента на ведущего консультанта отдела по правовому, кадровому, организационному и информационному обеспечению возложена обязанность осуществлять программное, техническое, материальное обеспечение информационных систем и оргтехники, в том числе программных продуктов, взаимодействию с центрами информации Счетной палаты РФ, осуществляет сопровождение справочных правовых систем семейства, эксплуатируемых в Контрольно-счетной палате Республики Адыгея, участвует в ведении официального сайта Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея в сети общего доступа «Интернет».

За невыполнение норм должностного регламента и невыполнение или ненадлежащее выполнение поручений Председателя Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея, его заместителя и начальника отдела по правовому, кадровому, организационному и информационному обеспечению, за нарушение служебного распорядка (правил внутреннего трудового распорядка), предусмотрена ответственность (16-25).

Пунктом 6.1. Служебного распорядка Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея, утвержденного распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, в Контрольно-счетной палате Республики Адыгея установлена пятидневная рабочая (служебная) неделя с двумя выходными днями - суббота и воскресенье. Продолжительность ежедневной работы (службы) - 8 часов 12 минут, начало работы (службы) в 9 часов, окончание - в 18 часов, перерыв с 13 часов до 13 часов 48 минут.

Также из материалов дела следует, что по факту выявленного отсутствия доступа к закрытой части федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров», создавшего препятствия к размещению информации начальником отдела по правовому, кадровому, организационному и информационному обеспечению Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея, приказом –к от ДД.ММ.ГГГГ назначена служебная проверка, по результатам которой издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ, которым к истцу ФИО1 объявлено замечание.

Приказом руководителя Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ на ведущего консультанта ФИО1 возложена обязанность по своевременному информационному наполнению официального сайта Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея в соответствии с Методическими рекомендациями по информационному наполнению официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет конртольно-счетными органами, одобренными Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ ДД.ММ.ГГГГ.

По предварительным результатам мониторинга информационного наполнения сайтов контрольно– счетных органов субъектов РФ и портала Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов РФ в сети Интернет, поступивших в Контрольно-счетную палату Республики Адыгея ДД.ММ.ГГГГ, выявлена неполнота сведений, подлежащих размещению на официальном сайте, а именно отсутствие информации об использовании (расходовании) средств, выделенных Контрольно-счетной палатой Республики Адыгея в 2017 году, в связи с чем приказом –к от ДД.ММ.ГГГГ назначена служебная проверка. По результатам служебной выявлен факт неразмещения сведений об использовании (расходовании) средств, выделенных Контрольно-счетной палатой Республики Адыгея в 2017 году, и издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ о применении к ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде выговора.

Факт отсутствия истца ДД.ММ.ГГГГ на рабочем месте с 14.20 до 18.00 подтверждается докладной запиской заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея, актом об отсутствии на рабочем месте от ДД.ММ.ГГГГ, письменными объяснениями ФИО1, сведениями, содержащимися в табеле учета использования рабочего времени за период с 16 по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 143-145, 148).

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ проведена служебная проверка в отношении ФИО1 по вопросу несоблюдения служебной дисциплины на государственной гражданской службе, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ составлено заключение, содержащее предложение применить к ФИО1 дисциплинарное взыскание за отсутствие ДД.ММ.ГГГГ на служебном месте без уважительных причин (л.д. 140-141).

Приказом – К от ДД.ММ.ГГГГ на истца наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Наличие перечисленных выше обстоятельств, сторонами не оспаривается.

Разрешая исковые требования ФИО1 о признании незаконными и заключений по результатам служебных проверок и приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности и их отмене, с учетом установленных по делу обстоятельств на основании собранных по делу доказательств в виде объяснений сторон, письменных доказательств, руководствуясь положениями ст. ст. 15, 56 – 59, 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", учитывая положения должностного регламента государственного гражданского служащего Республики Адыгея замещающего должность государственной гражданской службы Республики Адыгея – ведущего консультанта отдела в аппарате Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея по правовому, кадровому, организационному и информационному обеспечению, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для применения к истцу дисциплинарных взысканий, поскольку факты неисполнения истцом возложенных на него должностных обязанностей по обеспечению доступа должностных лиц, ответственных за размещение информации, к закрытой части федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров», наполнению официального сайта Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея, а также служебного распорядка, выразившегося в отсутствии на рабочем месте ДД.ММ.ГГГГ с 14 часов 20 минут до 18 часов 00 минут без уважительных причин, подтвержден доказательствами, которые соответствуют требованиям допустимости, относимости и достаточности и оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, такие обстоятельства могли повлечь применение к истцу дисциплинарного взыскания. и отсутствия на рабочем месте нашли свое подтверждение

Оценивая соответствие тяжести совершенных проступков примененному взысканию, суд первой инстанции учел, что к истцу, за не принятие своевременных мер для предоставления доступа к закрытой части Портала, повлекшее невозможность работы ответственного должностного лица на Портале, что является нарушением должностных обязанностей, ФИО1 объявлено замечание;

– за выявленные в ходе мониторинга недостатки по информационному наполнению официального сайта Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея – не сведений о расходовании средств республиканского бюджета Республики Адыгея на обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты за 2017 год, что является ненадлежащим исполнением возложенных должностных обязанностей, ФИО1 объявлен выговор;

– за совершение прогула ДД.ММ.ГГГГ, что является грубым нарушением должностных обязанностей, которое может повлечь расторжение служебного контракта представителем нанимателя и увольнение с гражданской службы по пп. "а" п. 3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Проверяя порядок и сроки применения дисциплинарного взыскания, установленные ст. 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, в том числе месячный срок со дня обнаружения проступка и шестимесячный срок со дня его совершения, с учетом периодов проведения служебных проверок, суд первой инстанции пришел к выводу об их соблюдении ответчиком.

Доводам истца о нарушении требований частей 3 и 4 статьи 59 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при проведении в отношении него служебных проверок, а именно неучастие в служебных проверках представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, а также неуведомление его об отсутствии в Контрольно-счетной палате Республики Адыгея выборного профсоюзного органа, суд первой инстанции дал верную правовую оценку, с которой соглашается судебная коллегия по гражданским делам.

Вопреки доводам жалобы, дисциплинарные взыскания в отношении истца применены ответчиком с учетом тяжести совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степени его вины, обстоятельств, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующих результатов исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Доводы апелляционной жалобы истца о нарушении ответчиком срока привлечения к дисциплинарной ответственности и неправильном определении дня обнаружения проступка были предметом исследования суда первой инстанции, в результате которого получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем не влекут отмену постановленного судом решения, поскольку направлены на переоценку собранных по делу доказательств, иное толкование закона и не влияют на правильность выводов суда о нарушении истцом служебного распорядка как основание его привлечения к дисциплинарной ответственности.

При этом судебная коллегия учитывает, что правоотношения сторон регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и с учетом положений ст. 11 Трудового кодекса РФ действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, на государственных служащих распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе.

Учитывая, что положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ перед применением к государственному гражданскому служащему дисциплинарного взыскания предусматривают проведение служебной проверки как гарантии, направленной на обеспечение объективной оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием наложения дисциплинарного взыскания, и на предотвращение его необоснованного применения, принимая во внимание, что в рассматриваемом случае на момент инициирования проведения служебной проверки месячный срок со дня обнаружения и шестимесячный срок со дня совершения дисциплинарного проступка – не обеспечения доступа должностных лиц, ответственных за размещение информации, к закрытой части федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров» не истек, поскольку он является длящимся – поскольку истцом не предпринималось необходимых мер по устранению с момента обнаружения – ДД.ММ.ГГГГ до издания приказа от ДД.ММ.ГГГГ, соблюдены, выводы о характере проступка как дисциплинарного, влекущего возможность применения взыскания, изложены по результатам проведенной служебной проверки в заключении от ДД.ММ.ГГГГ, то вывод суда о том, что на момент издания приказа от ДД.ММ.ГГГГ положения ч. 4 ст. 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ ответчиком соблюдены, является правильным.

Судом первой инстанции принято во внимание, что факт устных распоряжений о принятии мер к устранению недостатков, данных начальником отдела по правовому, кадровому, организационному и информационному обеспечению ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не оспаривается, а действия, направленные на их устранение ничем не подтверждены.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального и процессуального права при разрешении данного спора судом применены верно; правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, в апелляционной жалобе истца не приведено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий – В.М. Мейстер

судьи – Ж.К. Панеш

Б.А. Шишев