ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-556/19 от 18.05.2020 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Судья Кумыкова Ж.Б. дело №33-653/2020

Дело №2-556/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 мая 2020 года г.Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

Председательствующего Макоева А.А.

Судей Шомахова Р.Х. и Мисхожева М.Б.

при секретаре Узденовой Ф.Р.

с участием представителя истца Курмановой Т.М., представителя ответчика – адвоката Кучменова А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мисхожева М.Б. гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики к Керефову А.Б. о расторжении соглашения о предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и взыскании суммы гранта,

по апелляционной жалобе Керефова А.Б. на решение Чегемского районного суда КБР от 19 июля 2019 года,

установила:

Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики обратилось в суд с иском к Керефову А.Б., в котором просило расторгнуть соглашение о предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и взыскать с ответчика сумму гранта в размере 500000 рублей.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 27 декабря 2013 года истец заключил с ответчиком соглашение о предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 500 000 рублей, из них: 439580, 50 руб. за счет средств федерального бюджета, 60419, 50 руб. за счет средств республиканского бюджета КБР.

В соответствии с условиями соглашения ответчик взял на себя обязательства осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее 5 лет после получения гранта по поддержке начинающих фермеров.

Вместе с тем, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Керефов А.Б. в нарушение взятых на себя обязательств, прекратил свою деятельность до истечения установленного срока, а именно 12 января 2016 года.

Истцом в адрес ответчика в порядке досудебного урегулирования спора направлено уведомление о необходимости возврата бюджетных средств.

Однако до настоящего времени ответчик указанное требование не исполнил, сумму предоставленного гранта не возвратил.

Решением Чегемского районного суда КБР от 19 июля 2019 года исковые требования Министерства сельского хозяйства КБР удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым судом решением, Керефовым А.Б. подана апелляционная жалоба об отмене указанного судебного постановления.

В обоснование жалобы ее автором указано, что в ходе судебного разбирательства ответчиком было заявлено о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности.

Принимая обжалуемое решение, суд пришел к выводу о том, что обращение истца в суд с настоящим иском последовало в пределах срока исковой давности.

По мнению ответчика, судом неверно определено начало течения срока исковой давности.

В возражении на апелляционную жалобу Керефова А.Б., считая, что обжалуемое ответчиком решение постановлено судом в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, представитель Министерства сельского хозяйства КБР просил оставить его без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников судебного заседания, Судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что по результатам конкурсного отбора, в целях реализации ведомственных целевых программ «Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики в 2012-2014 годах», между Минсельхозом КБР и Керефовым А.Б. 27 декабря 2013 года заключено соглашение «О предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства», в соответствии с которым ответчику из федерального бюджета перечислены денежные средства в размере 439 580 рублей 50 копеек, из республиканского бюджета - 60 419 рублей 50 копеек.

Согласно условиям соглашения Керефов А.Б. обязался осуществлять деятельность КФХ не менее пяти лет с момента получения гранта (пункт 2.2.4 соглашения).

Из раздела 3 соглашения следует, что в случае невыполнения получателем условий, указанных в пунктах 2.2.1-2.2.7 соглашения получатель обязан возвратить полученные средства в 30-дневный срок с момента наступления основания для возврата.

Из дела также следует, что свои обязательства по соглашению Керефовым А.Б. исполнены не были. Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Керефов А.Б. 12 января 2016 года прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, согласившись с доводами истца, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

При этом, судом было отклонено заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности. Начало течения срока исковой давности судом было исчислено с 2018 года, то есть со дня установления истцом факта прекращения Керефовым А.Б. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может.

При этом, коллегия исходит из следующего.

В силу положений статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

По смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора его условий, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о таких нарушениях.

При этом, как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности, согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 ГПК РФ, статьи 65 АПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.

Следует также отметить, что по результатам рассмотрения кассационной жалобы представителя истца на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам от 3 октября 2019 года, которым решение Чегемского районного суда КБР от 19 июля 2019 года было отменено и в иске Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики было отказано по мотиву пропуска трехгодичного срока исковой давности, суд кассационной инстанции пришел к выводу о допущенных судом апелляционной инстанции нарушениях, в связи с чем отменил постановленное определение, направив настоящее дело на новое апелляционное рассмотрение.

Отменяя постановление суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции указал, что из постановленного судом апелляционной инстанции судебного акта не следует о том, когда именно истец должен был узнать о нарушении своего права.

В этой связи, коллегия отмечает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 года «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров» установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства выделяются при наличии региональных программ по поддержке начинающих фермеров и соответствующего нормативного правового регулирования в субъекте Российской Федерации (пункты 1, 3, 6).

Контроль за исполнением этого акта возложен на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Приказом Минсельхоза России от 6 марта 2012 года в целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы утверждена целевая программа ведомства «Поддержка начинающих фермеров на период 2012 - 2014 годов», которая предусматривает как гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, так и единовременную помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров, предоставляемые на условиях софинансирования соответствующих региональных программ.

Пунктом 4.1 программы предусмотрено, что поддержка начинающих фермеров оказывается в соответствии с региональными программами, разработанными и утвержденными субъектами Российской Федерации.

Субъект Российской Федерации обеспечивает контроль за движением и целевым расходованием средств начинающими фермерами. В этих целях субъект Российской Федерации может в установленном законодательством Российской Федерации порядке определить кредитную организацию, через которую осуществляется выдача грантов и единовременных пособий. Начинающий фермер ежеквартально представляет органу управления АПК субъекта Российской Федерации, в котором начинающий фермер подал заявку на участие в мероприятии Программы, отчет о целевом расходовании средств гранта по созданию крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство по форме, установленной субъектом Российской Федерации. Контроль за достоверностью представляемых отчетов осуществляют органы управления АПК субъектов Российской Федерации (пункты 4.5, 4.6 программы).

Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20 апреля 2012 года -ПП утверждены Правила предоставления в Кабардино-Балкарской Республике грантов и единовременной помощи, начинающим фермерам в 2012-2014 годах (далее по тексту Правила).

В соответствии с пунктом 15 Правил ответственность за целевое использование бюджетных средств в части предоставления получателям субсидий возложено на Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.

В этой связи, в целях осуществления контроля за целевым расходованием выделяемых грантополучателю денежных средств, в заключенном соглашении на Керефова А.Б. была возложена обязанность ежегодно в течение пяти лет со дня поступления средств гранта на его счет представлять отчеты в Министерство о расходовании полученного гранта и об осуществляемой хозяйственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в бумажном виде и на электронном носителе не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (пункт 2.2.3 соглашения).

В случае неисполнения грантополучателем обязанностей, в том числе по предоставлению Министерству отчета об осуществляемой хозяйственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в установленные соглашением сроки, указанное лицо обязано в 30-дневный срок возвратить предоставленный грант.

Таким образом, непредоставление отчетов в сроки, установленные соглашением, являлось самостоятельным основанием для возникновения у Керефова А.Б. обязанности по возвращению суммы гранта.

Соответственно о нарушении своего права истцу должно было стать известно со дня, когда Керефовым А.Б. не были представлены отчеты об осуществляемой хозяйственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку прекращение деятельности хозяйства само по себе исключало возможность предоставления таких отчетов.

В подтверждение своей позиции представителем истца Курмановой Т.М. в материалы дела представлен акт, датированный 30 июня 2017 года, об уничтожении в результате пожара отчетов, предоставлявшихся грантополучателями за период с 2012 по 2016 год.

Вместе с тем, указанный акт не опровергает доводов стороны ответчика о том, что отчеты об осуществляемой хозяйственной деятельности индивидуальным предпринимателем Керефовым А.Б. за 2015 год в апреле 2016 года в Министерство сельского хозяйства КБР не подавались.

Указанный акт в качестве самостоятельного доказательства, подтверждающего довод истца о том, что обращение в суд с настоящим иском последовало в пределах срока исковой давности, также не может быть принят во внимание, поскольку указанный акт не содержит сведений о дате возникновения пожара, и кроме того, суду не представлен сам акт о пожаре, составленный специалистами специального государственного органа.

Таким образом, ввиду отсутствия дополнительных доказательств, свидетельствующих о сдаче Керефовым А.Б. отчетов об осуществляемой хозяйственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в 2016 году, коллегия считает, что в рассматриваемом случае срок исковой давности начал течь с 6 апреля 2016 года, а именно со дня, когда Керефовым А.Б., прекратившим свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, не были поданы в порядке, установленном соглашением о предоставлении гранта, отчеты об осуществляемой деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

Более того, коллегия учитывает, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, находятся в свободном доступе, и при проявлении истцом должной заботливости и осмотрительности при осуществлении возложенных контрольных функций, прекращение Керефовым А.Б. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, равно, как и непредоставление отчетов, должно было послужить основанием для осуществления проверки на предмет исполнения Керефовым А.Б. условий соглашения, и последующего обращения в кратчайшие сроки в суд с требованием о возврате суммы гранта.

В этой связи, вывод суда первой инстанции о том, что обращение истца в суд с настоящим иском последовало в пределах срока исковой давности, исчисленного с момента выявления истцом факта прекращения ответчиком деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, то есть с 2018 года, противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку о нарушенном праве истцу должно было стать известно с 6 апреля 2016 года.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение в части взыскания с ответчика суммы гранта подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в иске в этой части.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

Решение Чегемского районного суда КБР от 19 июля 2019 года в части удовлетворения требований Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики о взыскании с Керефова А.Б. суммы гранта в размере 500000 рублей отменить и принять в этой части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики о взыскании с Керефова А.Б. денежных средств в размере 500000 рублей, переданных по соглашению о предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от 27 декабря 2013 года отказать.

В остальной части решение Чегемского районного суда КБР от 19 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Керефова А.Б. – без удовлетворения.

Председательствующий А.А.Макоев

Судьи Р.Х.Шомахов

М.Б. Мисхожев