г. Сыктывкар Дело № 2-556/2020 (33-5330/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Батовой Л.А., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрев в судебном заседании 29 октября 2020 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 18 сентября 2020 года, по которому
исковые требования ФИО1 к Государственному автономному учреждению Республики Коми «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми» о взыскании расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 28040,60 рублей, оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Батовой Л.А., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному автономному учреждению Республики Коми «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми» о взыскании расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 28040,60 рублей.
Истец в судебном заседании доводы и основания, изложенные в исковом заявлении поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании участия не принимал, представив суду письменные возражения, согласно которых указал, что исковые требования ФИО1 необоснованны, удовлетворению не подлежат.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. ст. 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусматривает, что гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Согласно ч. 1 ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами (ч. 8 ст. 325 Трудового кодекса РФ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 работает в Государственном автономном учреждении Республики Коми «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми» в должности ...
С <Дата обезличена> по <Дата обезличена> истец находилась в очередном трудовом отпуске.
Оплата проездных документов на сумму ... произведена банковской картой на имя ФИО13
Из представленного суду свидетельства о рождении ... следует, что ФИО14 является дочерью истца.
<Дата обезличена> года истец обратилась в ГАУ РК «МФЦ» с заявлением о возмещении расходов по оплате проезда к месту отдыха в размере ... рублей. В подтверждении понесенных расходов ФИО1 работодателю представила авансовый отчет и документы, подтверждающие расходы на проезд к месту проведения отпуска и обратно.
<Дата обезличена> года в ГАУ РК «МФЦ» поступило заявление ФИО1 о возврате документов из-за отсутствия кассовых чеков.
Письмом от <Дата обезличена> года <Номер обезличен> ГАУ РК «МФЦ» возвратило документы ФИО1 по ее заявлению без исполнения, как не соответствующие требованиям к оформлению первичных учетных документов, установленным ч.1 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (л.д.42).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, установив факт обращения истца ФИО1 к ответчику ГАУ РК «МФЦ» с заявлением об оплате стоимости проезда с приложением проездных документов, а впоследствии отозвав заявление с приложенными документами, пришел к выводу, что истцом не соблюден порядок обращения за указанной компенсацией, установленный Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455, а ответчиком при таком положении, не нарушено право истца ФИО1 на компенсацию расходов по оплате проезда к месту отдыха.
Судебная коллегия находит такой вывод суда основанным на неправильном применении и толковании норм материального права.
Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с реализацией Правил, утвержденных настоящим Постановлением, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на обеспечение выполнения функций федеральными государственными органами, в том числе федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, и обеспечение деятельности соответствующих федеральных государственных учреждений, а также предусмотренных в соответствующих бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на соответствующий год на обеспечение выполнения их функций.
Вместе с тем, деятельность Государственного автономного учреждения Республики Коми «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми» финансируется за счет средств республиканского бюджета.
Порядок предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза багажа лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющимся работниками государственных учреждений Республики Коми, утвержден Постановлением Правительства Республики Коми от 28.07.2005 № 212.
Так, согласно п. 8 указанного выше Порядка компенсация производится по маршруту прямого следования в размере фактических расходов при наличии проездных документов, но не выше стоимости проезда: воздушным транспортом: самолетом - в салонах экономического класса; железнодорожным транспортом - в купейном вагоне скорого фирменного поезда (без услуг), в вагоне с местами для сидения скоростного поезда (без услуг); автомобильным транспортом (за исключением личного) - в междугородных (пригородных) автобусах.
Пунктом 9 Порядка установлено, что при проезде к месту использования отпуска и обратно несколькими видами транспорта работнику компенсируется общая сумма расходов на оплату проезда в пределах норм, установленных пунктом 8 настоящего Порядка.
В силу п. 10 Порядка в случае если работник не обратился за компенсацией до начала отпуска (до дня выезда к месту использования отпуска), он вправе представить письменное заявление о предоставлении компенсации и проездные документы в течение календарного года, в котором он использовал отпуск.
Расчет с работником производится в течение 30 рабочих дней со дня представления им проездных документов.
При использовании работником электронного билета компенсация выплачивается в случае проезда:
автомобильным транспортом - при предоставлении маршрутной квитанции и (или) кассового чека с указанными на нем реквизитами билета;
воздушным транспортом - при предоставлении маршрут/квитанции электронного пассажирского билета (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) и посадочного талона;
железнодорожным транспортом - при предоставлении электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте и контрольного купона (выписки из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте).
Из материалов дела следует, что истец с заявлением о возмещении расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно обратилась <Дата обезличена> года, то есть в течение календарного года, в котором использовала отпуск.
В установленный п.10 Порядка срок работодатель не произвел расчет, также не истребовал у работника документы, подтверждающие факт оплаты стоимости проезда.
При таких обстоятельствах, суждение суда первой инстанции о том, что <Дата обезличена> года истец сама отозвала заявление об оплате стоимости проезда, следовательно, ФИО1 не соблюден порядок обращения за указанной компенсацией, ошибочно, поскольку данное заявление было подано истцом после истечения срока исполнения ответчиком требований п. 10 Порядка, которым установлена обязанность производить расчет с работником в течение 30 рабочих дней со дня представления им проездных документов. При этом документы были возвращены истцу только <Дата обезличена> года.
В письме от <Дата обезличена> года <Дата обезличена> г. ответчик указал на то, что факт оплаты товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами или с использованием платежных карт должен подтверждаться предоставляемыми подотчетным лицом чеками контрольно-кассовой техники (п. 2 ст. 1,2, п. 2 ст. 5 Закона № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ»). Поскольку в направленных документах для оплаты стоимости проезда к месту использования отдыха и обратно не представлены контрольно-кассовые чеки, подтверждающие факт осуществления расчета за приобретение билетов, проездные документы истцу были возвращены без исполнения.
Исследовав все представленные по делу доказательства, в том числе: электронные авиабилеты на имя истицы ФИО1 по маршруту ... на сумму ... руб. (л.д.15), электронные авиабилеты <Дата обезличена> года по маршруту ... на сумму ... (л.д.16), электронный железнодорожный билет <Дата обезличена> года по маршруту ... на сумму ... руб. (л.д.17), кассовый чек общим транспортом от <Дата обезличена> года по маршруту ... на сумму ... руб. (л.д.18), посадочные талоны к авиабилетам (л.д.19); справки по операциям Сбербанк Онлайн ФИО16 (л.д.10-12); копию свидетельства о рождении ФИО15 (дочери истицы) (л.д.6); расписку от <Дата обезличена> года, согласно которой ФИО17 (дочь) получила от ФИО1 денежные средства в сумме ... рублей, которые были потрачены на приобретение билетов (л.д.7), судебная коллегия приходит к выводу о том, что в соответствии со ст.33 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», ст.2 Закона Республики Коми "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющихся работниками государственных органов Республики Коми, государственных учреждений Республики Коми" ФИО1 имеет право на компенсацию фактически понесенных расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха по территории Российской Федерации и обратно, что не оспорено ответчиком, при этом реализация данного права истицей не может быть поставлена в зависимость от способа приобретения билета, при наличии доказательств осуществления истицей расходов на приобретение билетов. Такие ограничения нарушили бы конституционное равенство прав и свобод человека и гражданина.
В данном случае сам по себе факт перечисления денежных средств на приобретение авиабилетов и железнодорожных билетов с банковской карты ФИО19, являющейся членом семьи истца, не свидетельствует о том, что сама истица не понесла расходы на приобретение проездных документов, и не может являться основанием для лишения работника права, предоставленного ему законом.
Кроме того, пункт 9 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 28.07.2005 № 212, не предусматривает предоставление работодателю кассовых чеков ККТ при использовании работником электронного билета в случае проезда автомобильным, воздушным и железнодорожным транспортом.
Ссылка ответчика в письме от <Дата обезличена> года на ч.1 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-фз «О бухгалтерском учете» не состоятельна, поскольку его действие распространяется на коммерческие и некоммерческие организации, публично-правовые органы и организации, Банк России, индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, иных лиц, занимающихся частной практикой, а также находящихся на территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных структурных подразделений организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств и международных организаций.
Таким образом, судебная коллегия, установив факт несения истцом расходов по оплату стоимости проезда, приходит к выводу, что решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права, с вынесением нового решения о взыскании в пользу ФИО1 сумму понесенных расходов на проезд к месту проведения отпуска и обратно в сумме 28010,60 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 18 сентября 2020 года отменить, вынести по делу новое решение.
Взыскать с Государственного автономного учреждения Республики Коми «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми» в пользу ФИО1 расходы по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме 28010 рублей 60 копеек.
Председательствующий
Судьи