ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-557/2022 от 20.09.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

УИД 91RS0018-01-2021-003821-37

№2-557/2022

№ 33-8033/2022

Председательствующий судья первой инстанции Собещанская Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 сентября 2022 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи Белоусовой В.В.,

судей Белинчук Т.Г., Бондарева Р.В.,

при секретаре Никифорове О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по исковому заявлению Сакского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым, третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Крымская водная компания» о возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Крымская водная компания» и Администрации Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым на решение Сакского районного суда Республики Крым от 18 марта 2022 года,

у с т а н о в и л а:

и.о. заместителя Сакского межрайонного прокурора обратился в суд с иском к Администрации Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым о возложении обязанности на Администрацию Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым:

- осуществить государственную регистрацию объектов водоснабжения и водоотведения в ЕГРН, являющихся муниципальным имущество муниципального образования, зарегистрированных в реестре муниципальной собственности Администрации Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым, а именно: сети водоотведения на территории муниципального образования Ромашкинского сельского поселения; водопроводные сети на территории муниципального Ромашкинского сельского поселения; артезианскую скважину №4030 в с. Ромашкино Сакского района; артезианскую скважину №4037 в с. Ромашкино Сакского района; артезианскую скважину №4035 в с. Ромашкино Сакского района; артезианскую скважину №4031 в с. Колоски Сакского района; артезианскую скважину №4034 в с. Колоски Сакского района; артезианскую скважину №4029 в с. Колоски Сакского района за трассой Евпатория-Черноморск;

- провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся муниципальным имуществом зарегистрированном в реестре муниципальной собственности Администрации Ромашкинского сельского поселения, а именно: сети водоотведения на территории муниципального образования Ромашкинского сельского поселения; водопроводной сети на территории муниципального Ромашкинского сельского поселения; артезианской скважины №4030 в с. Ромашкино Сакского района; артезианской скважины №4037 в с. Ромашкино Сакского района; артезианской скважины №4035 в с. Ромашкино Сакского района; артезианской скважины. №4031 в с. Колоски Сакского района; артезианской скважины №4034 в с. Колоски Сакского района; артезианской скважины №4029 в с. Колоски Сакского района за трассой Евпатория-Черноморск.

Требования мотивированы тем, что проверкой Сакской межрайонной прокуратурой установлено, что в реестре муниципальной собственности муниципального образования Ромашкинское сельское поселение Сакского района Республики Крым, зарегистрированы сети водоотведения на территории муниципального образования Ромашкинского сельского поселения, водопроводная сеть на территории муниципального Ромашкинского сельского поселения; артезианская скважина №4030 в с. Ромашкино Сакского района; артезианская скважина №4037 в с. Ромашкино Сакского района; артезианская скважина №4035 в с. Ромашкино Сакского района; артезианская скважина №4031 в с. Колоски Сакского района; артезианская скважина №4034 в с. Колоски Сакского района; артезианская скважины №4029 в с. Колоски Сакского района за трассой Евпатория-Черноморск, которые в настоящее время не зарегистрированы в ЕГРН.

Крымским сельским советом Сакского района 5 декабря 2008 года заключён концессионный договор с ООО «Сакская водная компания», согласно которому ООО «Сакская водная компания» предоставлено право пользования системой водоснабжения сел Ромашкинского сельского совета с целью удовлетворения общественных потребностей в сфере водоснабжения со сроком действия 10 лет со дня его заключения.

Из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Сакская водная компания» на территории Российской Федерации не зарегистрирована, вследствие чего с 1 марта 2015 года утратило право на осуществление деятельности на территории России, а ООО «Крымская водная компания» является с 4 июля 2014 года вновь созданным юридическим лицом.

Из указанного следует, что коммунальные услуги жителям домов на территории Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым предоставляются объектами водоснабжения, которые введены в эксплуатацию более пяти лет назад, при этом с учётом того, что дата ввода в эксплуатацию вышеуказанных объектов превышает пять лет, передача данных объектов в силу вышеприведённых норм закона должна осуществляться путём проведения конкурсных процедур с целью заключения концессионного соглашения.

Указанные требования ответчиком не исполнены, что и послужило основанием для обращения в суд с соответствующим исковым заявлением.

Решением Сакского районного суда Республики Крым от 18 марта 2022 года иск удовлетворен.

Возложена обязанность на Администрацию Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым осуществить государственную регистрацию объектов водоснабжения и водоотведения в ЕГРН, являющихся муниципальным имущество муниципального образования, зарегистрированных в реестре муниципальной собственности Администрации Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым, а именно:

- сети водоотведения на территории муниципального образования Ромашкинского сельского поселения;

- водопроводные сети на территории муниципального Ромашкинского сельского поселения;

- артезианскую скважину №4030 в с. Ромашкино Сакского района;

- артезианскую скважину №4037 в с. Ромашкино Сакского района;

- артезианскую скважину №4035 в с. Ромашкино Сакского района;

- артезианскую скважину №4031 в с. Колоски Сакского района;

- артезианскую скважину №4034 в с. Колоски Сакского района;

- артезианскую скважину №4029 в с. Колоски Сакского района за трассой Евпатория-Черноморск;

Возложена обязанность на Администрацию Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся муниципальным имуществом зарегистрированном в реестре муниципальной собственности Администрации Ромашкинского сельского поселения, а именно:

- сети водоотведения на территории муниципального образования Ромашкинского сельского поселения;

- водопроводной сети на территории муниципального Ромашкинского сельского поселения;

- артезианской скважины №4030 в с. Ромашкино Сакского района;

- артезианской скважины №4037 в с. Ромашкино Сакского района;

- артезианской скважины №4035 в с. Ромашкино Сакского района

- артезианской скважины №4031 в с. Колоски Сакского района;

- артезианской скважины №4034 в с. Колоски Сакского района;

- артезианской скважины №4029 в с. Колоски Сакского района за трассой Евпатория-Черноморск.

В апелляционных жалобах Общество с ограниченной ответственностью «Крымская водная компания» и Администрация Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым просят решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения требований о возложении обязанности на Администрацию Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся муниципальным имуществом, зарегистрированном в реестре муниципальной собственности, принять по делу в указанной части новое решение, которым в удовлетворении иска в указанной части отказать, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение по делу, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение по делу, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам по делу, неправильное применение норм материального и процессуального права.

В судебном заседании представитель третьего лица поддержал апелляционную жалобу, поданную ООО «Крымская водная компания», прокурор возражал против удовлетворения апелляционных жалоб.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, сведения о причинах неявки суду неизвестны.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Рассмотрением дела установлено, что водопроводная сеть, сеть водоотведения, находящаяся по адресу: <адрес>; артезианская скважина №4029 в с. Колоски за трассой Евпатория-Черноморск 1969г.; артезианская скважина №4034 в <...>; артезианская скважина №4031 в с. Колоски на тр. Бригаде; артезианская скважина №4035 в с. Ромашкино в саду 1974 г.; артезианская скважина №4037 в с. Ромашкино; артезианская скважина №4030 в с. Ромашкино является муниципальной собственностью. Указанные обстоятельства подтверждены выписками из реестра муниципального имущества Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым № 21-28 (л.д.13 -16).

Сведений о государственной регистрации вышеуказанных объектов недвижимости водоснабжения и водоотведения в ЕГРН в полном объеме не имеется.

Ромашкинским сельского советом Сакского района АР Крым 5 апреля 2008 года заключён концессионный договор с Обществом с ограниченной ответственностью «Сакская водная компания», согласно которому ООО «Сакская водная компания» сроком на 10 лет предоставлено право управления (эксплуатации) системой водоснабжения Ромашкинского сельского поселения с целью удовлетворения общественных нужд в сфере водоснабжения, сроком действия до 4 декабря 2018 года. Указанный договор пролонгирован сроком на пять лет (л.д. 19-20).

Из сведений в Едином государственном реестре юридических лиц ООО «СВК» на территории Российской Федерации не зарегистрирована, то есть согласно положениям ст.19 Федерального закона от 30.11.1994 №52-ФЗ, не выполнило обязанности по приведению своих учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации, вследствие чего с 01.03.2015 утратило право на осуществление деятельности на территории Российской Федерации, а ООО «КРЫМВК») является с 04.07.2014 вновь созданным юридическим лицом, что подтверждается уставом от 01.06.2014 (л.д.88-96), сообщением Межрайонной ИФНС №6 по Республике Крым от 01.09.2021 (л.д.106).

Удовлетворяя требования в части возложения на Администрацию Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым осуществить государственную регистрацию объектов водоснабжения и водоотведения в ЕГРН, являющихся муниципальным имущество муниципального образования, зарегистрированных в реестре муниципальной собственности Администрации Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности данных требований.

Решение суда в данной части не обжаловано, в связи с чем, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является предметом апелляционного пересмотра.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.

П. 1 ч. 1 ст.50, ч. 1 ст. 51 данного закона следует, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения. При этом органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Положения ч. 1 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регламентируют, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Частью 3 ст. 41.1 вышеуказанного закона установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В силу ч. 1 ст. 3 ФЗ от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного п. 21 ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно ч. 11 ст. 4 ФЗ «О концессионных соглашениях», объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты коммунальной инфраструктуры; одним из объектов концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ «О концессионных соглашениях», концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 указанного Закона.

Истечение срока действия концессионного договора, заключенного между Ромашкинским сельским советом Сакского района АР Крым и ООО «Сакская водная компания», в связи с прекращением деятельности на территории Российской Федерации ООО «Сакская водная компания» обуславливало необходимость заключения нового концессионного соглашения по результатам конкурсных процедур.

Произведенный ответчиком порядок пролонгации соглашений не основан на законе, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в части в части возложения обязанности на ответчика провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения.

В ходе рассмотрения дела доказательств, свидетельствующих о своевременном совершении действий направленных на заключение указанного соглашения в отношении спорных объектов ответчиком не представлено.

Доводы апелляционных жалоб в той части, что ООО «Крымская водная компания» является правопреемником ООО «Сакской водной компании» судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.

18.03.2014 года между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», ратифицированный Российской Федерацией 21.03.2014 года.

В соответствии с частью первой статьи 1 Договора Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образовались новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (ст. 2 Договора).

Согласно статье 10 ФКЗ от 21.03.2014 N6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым» государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ от 30.11.1994 №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 №124-ФЗ) в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в состав Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 01.03.2015 г., если иной срок не установлен Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ.

Пунктом 5 ст. 19 ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» определено, что указанные в п. 1 настоящей статьи юридические лица, которые обратились с заявлением, приобретают права и обязанности российских организаций с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц, при этом их личным законом становится право Российской Федерации.

Материалы гражданского дела не содержат сведений о том, что вновь созданное юридическое лицо ООО «Крымская водная компания» является правопреемником ООО «Сакская водная компания».

Следовательно, ООО «Крымская водная компания» правопреемником ООО «Сакская водная компания» по всем обязательствам и правам не является.

Доводы апелляционных жалоб относительно того, что прокурором не доказано нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц отклоняются судебной коллегией.

Часть 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривает право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статье 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (пункт 3).

Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Обоснования нарушения прав неопределенного круга лиц указаны прокурором в исковом заявлении, законность указанным доводом дана судом первой инстанции в соответствии действующими нормами права.

Доводы апелляционных жалоб о том, что концессионный договор не признан недействительным, ввиду чего является действующим, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.

Иные доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и такими что не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и постановил законное и обоснованное решение, нарушений норм материального права и процессуального закона не допущено, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного решения по доводам жалоб судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Сакского районного суда Республики Крым от 18 марта 2022 года оставить без изменения.

Апелляционные жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Крымская водная компания» и Администрации Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено и подписано 27 сентября 2022 года.

Председательствующий судья

Судьи