Судья Юрченко Д.А. дело № 33-8840/2021
дело № 2-558/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«18» августа 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Марчукова А.В.,
судей: Кудрявцевой А.Г., Ждановой С.В.,
при секретаре: Якуниной А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ерохова Е. В. к государственному казенному учреждению Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» об оспаривании приказа, возложении обязанности по регистрации в качестве безработного, по назначению пособия по безработице,
по апелляционным жалобам Ерохова Е. В. и ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения <адрес>»
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, которым:
вышеуказанные исковые требования Ерохова Е. В. были удовлетворены частично;
признан незаконным и отменен приказ ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> об отказе в признании Ерохова Е. В. безработным;
на ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» возложена обязанность по повторному рассмотрению заявления Ерохова Е. В. от ДД.ММ.ГГГГ о признании его безработным, назначении и выплате пособия по безработице;
в удовлетворении остальной части исковых требований Ерохова Е. В., было отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав Ерохова Е.В., поддержавшего доводы поданной им апелляционной жалобы, возражавшего против удовлетворения жалобы ответчика, представителя ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» по доверенности Багрову О.В., поддержавшую апелляционную жалобу ответчика, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы истца, судебная коллегия
установила:
Ерохов Е.В. обратился с иском к ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» об оспаривании приказа, возложении обязанности по регистрации в качестве безработного, по назначению пособия по безработице.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ был уволен с должности директора ООО «Юр-Центр» по ст. 78 ТК РФ.
С даты увольнения в трудовых отношениях с другими работодателями не состоит, заработка и иных доходов не имеет.
ДД.ММ.ГГГГ через личный кабинет информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
ДД.ММ.ГГГГ истец узнал об отказе в признании его безработным и в назначении пособия.
ДД.ММ.ГГГГ на электронную почту истца поступило письмо заместителя начальника ОЗН Ворошиловского и Центрального районов ГКУ ЦЗН г. Волгограда, согласно которому, отказ в признании безработным связан с тем, что истец является учредителем (участником) ООО «Юр-Центр» с ДД.ММ.ГГГГ и относится к категории граждан, занятых трудовой деятельностью, в связи с чем, не может быть признанным безработным.
Истец полагал, что принятое решение является незаконным, так как ДД.ММ.ГГГГ трудовые отношения с ООО «Юр-Центр» были прекращены, а ДД.ММ.ГГГГ решением единственного участника ООО «Юр-Центр» на него возложены полномочия ликвидатора.
Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с единственным участником ООО «Юр-Центр» Ероховым В.И., деятельность истца не является трудовой и осуществляется на безвозмездной основе.
На основании изложенного, истец просил признать незаконным и отменить приказ ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> об отказе в признании его безработным, возложить на ответчика обязанность по признанию его безработным с ДД.ММ.ГГГГ, а также по назначению пособия по безработице.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Ерохов Е.В. оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Полагает, что признав незаконным обжалуемый приказ, суд необоснованно отказал в иске о признании его безработным, возложении на ответчика обязанности по признанию его безработным с ДД.ММ.ГГГГ, а также по назначению пособия по безработице.
В апелляционной жалобе ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» также выражает несогласие с принятым по делу решением суда и просит его отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическим обстоятельствами дела.
В силу ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованием о признании недействительными ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными, если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с п. п. 1 - 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствие с абз. 6 ст. 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, занятыми считаются в том числе граждане, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей).
Согласно абз. 10 ст. 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, занятыми считаются, в том числе, граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
В соответствии с п. 3, 4 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, безработными не могут быть признаны граждане: представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в ст. 2 настоящего Закона.
В силу п. 1, 2 ст. 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах.
Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.
Согласно п. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В соответствии с п. 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. № 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорта или документа, его заменяющего; б) трудовой книжки или документа, ее заменяющего; в) документов об образовании, документов об образовании и о квалификации, документов о квалификации, документов об обучении, документов об ученых степенях и ученых званиях; г) справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, принимается органами службы занятости населения при представлении таким гражданином ряда документов, среди которых справка о его среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Представление гражданином, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы связано с необходимостью подбора ему подходящей работы, определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.
Согласно п.п. «д» п. 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. № 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными, в том числе в случае представления гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен с должности директора ООО «Юр-Центр» в соответствии со ст. 78 ТК РФ, что подтверждается записью в трудовой книжке истца.
ДД.ММ.ГГГГ между единственным участником ООО «Юр-Центр» Ероховым В.И. (заказчик) и ликвидатором Ероховым Е.В. (исполнитель) был заключен договор, по условиям которого, заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязанности ликвидатора общества в процедуре добровольной ликвидации общества по решению участника от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п. 3 договора, стороны договорились о том, что услуги ликвидатора не являются трудовыми отношениями между обществом и гражданином, а также между гражданином и участником общества. Услуги ликвидатора со стороны исполнителя являются добровольным принятием на себя оказания безвозмездных услуг.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» с заявлением № <...> о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы через личный кабинет информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России».
Из переписки, представленной в материалы дела следует, что истцом были представлены: копии паспорта, трудовой книжки, диплома о высшем образовании, справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
Согласно справке о среднем заработке для определения размера пособия по безработице, средний заработок истца за последние три месяца составил <.......> рублей.
Согласно представленной ответчиком справке от ДД.ММ.ГГГГ, Ерохов Е.В. состоял в ООО «Юр-Центр» в статусе руководителя юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также состоит в том же статусе с ДД.ММ.ГГГГ
В этой связи, приказом № <...> от ДД.ММ.ГГГГЕрохову Е.В. было отказано в признании безработным, так как он является учредителем (участником) организации.
Вместе с тем, по запросу суда, ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда были представлены сведения в отношении ООО «Юр-Центр», согласно которым, единственным участником общества принято решение о добровольной ликвидации общества, а также о назначении истца ликвидатором, о чем впоследствии в адрес налогового органа было направлено уведомление о ликвидации юридического лица, полученное адресатом ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, Ерохов Е.В. является ликвидатором, а не руководителем ООО «Юр-Центр».
Таким образом, сведения, указанные в обжалуемом истцом приказе ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, опровергаются материалами дела.
В этой связи, суд пришел к правильному выводу о том, что приказ ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> является незаконным и подлежит отмене, поскольку отказ в постановке истца на учет в качестве безработного принят по иному основанию, не указанному истцом при подаче заявления.
Принимая во внимание, что в силу ст. 2 ГПК РФ судебные акты не могут подменять собой решения административных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, в том числе в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность по принятию соответствующих решений, так как это противоречит принципу разделения полномочий исполнительной и судебной ветвей власти, установленному ст. 10 Конституции Российской Федерации, суд правильно указал, что являясь органом правосудия, не вправе подменять орган, к компетенции которого отнесено рассмотрение заявлений о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и признании безработным.
Так как в соответствии с п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. № 891 и приказом Минтруда России от 22 февраля 2019 г. № 116н, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения, обеспечивают и организуют на территории соответствующих субъектов РФ деятельность центров занятости населения по осуществлению социальных выплат, а также осуществляют постановку на регистрационный учет, ведение регистрационного учета, снятие с регистрационного учета граждан, а также принимают соответствующие решения, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность по повторному рассмотрению заявления истца, на основании поданного им ДД.ММ.ГГГГ заявления и по принятию соответствующего решения.
В этой связи, суд правомерно отказал в иске о признании истца безработным с ДД.ММ.ГГГГ, с назначением и выплатой ему пособия по безработице, так как данный вопрос отнесен к компетенции ответчика и с учетом ранее указанных обстоятельств, не подлежит разрешению в судебном порядке до принятия соответствующего решения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что признав незаконным обжалуемый приказ, суд необоснованно отказал в иске о признании его безработным, возложении на ответчика обязанности по признанию его безработным с ДД.ММ.ГГГГ, а также по назначению пособия по безработице, являются несостоятельными, так как судебной защите подлежит только нарушение право истца по незаконному отказу в признании его безработным.
Учитывая, что основанием для издания обжалуемого приказа послужили не указанные истцом основания, суд правомерно возложил на ответчика обязанность по повторному его рассмотрению и принятию соответствующего решения.
Производные требования истца о признании его безработным, возложении на ответчика обязанности по признанию безработным и по выплате пособия подлежат разрешению только при принятии ответчиком соответствующего решения и в последующем в судебном порядке в случае несогласия истца с вновь принятым решением.
По изложенным ранее основаниям, решение суда не может подменять собой решения административного органа по вопросам, отнесенным к его компетенции до рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и признания истца безработным.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с принятым по делу решением не содержат доводов, оснований и ссылок на нарушенные судом нормы материального права, наличие которых является основанием для его отмены.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения, в апелляционной жалобе не указано.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Ерохова Е. В. к государственному казенному учреждению Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» об оспаривании приказа, возложении обязанности по регистрации в качестве безработного, по назначению пособия по безработице оставить без изменения, апелляционные жалобы Ерохова Евгения Викторовича и ГКУ <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: