ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-55/2014 от 30.04.2014 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Судья Засядько Е.А. Дело № 2-55/2014

№ 33-338/2014

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе

председательствующего Бежевцовой Н.В.,

судей Бобылева С.В., Кошкиной М.Г.,

при секретаре судебного заседания Гуторовой О.А.

рассмотрела 30 апреля 2014 года в открытом судебном заседании в городе Магадане, в помещении Магаданского областного суда, расположенного по ул. Якутской, д. 49, апелляционную жалобу К. на решение Ягоднинского районного суда Магаданской области от 10 февраля 2014 года по делу по заявлению К. об оспаривании решения Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» «Об освобождении от должности председателя Собрания представителей муниципального образования «поселок Ягодное» №... от 21 января 2014 года, о признании незаконным заседания Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное», на котором это решение было принято.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кошкиной М.Г., выслушав объяснения заявителя и его представителей ФИО1, ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя заинтересованного лица Собрания представителей муниципального образования «поселок Ягодное» ФИО3, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

К. обратился в Ягоднинский районный суд с заявлением об оспаривании решения Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» «Об освобождении от должности председателя Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» №... от 21 января 2014 года, а также о признании незаконным заседания Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное», на котором это решение было принято.

В обоснование заявления указал, что 21 января 2014 года депутатами Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» было проведено внеочередное заседание, на котором принято оспариваемое решение.

Полагал, что основанием принятия решения №... от 21 января 2014 года послужили возникшие с главой муниципального образования «Поселок Ягодное» разногласия по вопросу несвоевременного предоставления администрацией муниципального образования «Поселок Ягодное» на рассмотрение Собрания представителей проекта решения о бюджете муниципального образования на 2014 год, а также документов, к нему прилагаемых.

В связи с необходимостью рассмотрения вышеуказанного проекта депутатами Собрания представителей 20 января 2014 года было принято предварительное решение о проведении заседания 21 января 2014 года в 18 часов 00 минут.

Поскольку проект бюджета на 2014 год, а также прилагаемые к нему документы не поступили заявителю 21 января 2014 года до 14 часов 00 минут, заявителем в соответствии с полномочиями, предусмотренными Уставом муниципального образования «Поселок Ягодное» и Регламентом Собрания представителей МО «Поселок Ягодное», было принято решение о переносе внеочередного заседания Собрания представителей на 30 января 2014 года, о чем депутаты и глава администрации муниципального образования «Поселок Ягодное» были своевременно уведомлены в письменной форме.

Вместе с тем, внеочередное заседание Собрания представителей в нарушение распоряжения Председателя не было перенесено на 30 января 2014 года и состоялось 21 января 2014 года. На заседании были приняты решения по пяти вопросам повестки дня, в том числе по четвертому вопросу «Об освобождении от должности председателя Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное».

Указывал, что о времени и месте проведения данного заседания, а также о включении в повестку заседания вопроса об его освобождении от должности председателя Собрания представителей не был уведомлен, с требованием об отзыве с должности председателя не был ознакомлен.

Ссылался на правовую позицию, сформулированную Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 21 декабря 2000 года № 246-О, согласно которой облегченная процедура отзыва, в том числе выборного должностного лица местного самоуправления, которая может приводить к злоупотреблению его использованием, недопустима, в том числе с точки зрения необходимости обеспечения непрерывности осуществления функций выборной публичной власти.

Полагал, что оспариваемое решение №... от 21 января 2014 года является незаконным, поскольку принято депутатами Собрания представителей с нарушением требований федерального законодательства, Устава муниципального образования «Поселок Ягодное», а также Регламента Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное».

Просил суд признать незаконными решение Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» «Об освобождении от должности председателя Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» №... от 21 января 2014 года и заседание Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» от 21 января 2014 года, на котором это решение было принято.

Решением Ягоднинского районного суда Магаданской области от 10 февраля 2014 года К. в удовлетворении заявления об оспаривании решения Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» №... от 21 января 2014 года «Об освобождении от должности председателя Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное», а также о признании незаконным заседания Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» от 21 января 2014 года, на котором это решение было принято, отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе заявитель выражает несогласие с постановленным решением, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его заявления ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.

Считает, что судом первой инстанции при принятии обжалуемого судебного постановления об отказе К. в удовлетворении заявления неверно применены нормы федерального законодательства, регламентирующие вопросы организации местного самоуправления в Российской Федерации, Устава муниципального образования «Поселок Ягодное», а также Регламента Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное».

Указывает, что в связи с отсутствием возможности подготовить вопросы для включения в повестку заседания депутатов Собрания представителей по причине непредставления соответствующих документов, в том числе проектов решений Собрания представителей по ранее предложенным вопросам, председателем Собрания в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 6 Регламента, было принято правомочное решение о переносе заседания с 21 января 2014 года на более позднюю дату, т.е. на 30 января 2014 года.

Решение о переносе заседания Собрания представителей было принято председателем Собрания в форме распоряжения, о чем депутаты Собрания представителей и глава муниципального образования «Поселок Ягодное» были уведомлены в письменной форме, а также посредством отправки СМС-сообщений.

Кроме того, инициатором проведения заседания, назначенного на 21 января 2014 года, явился глава муниципального образования «поселок Ягодное», который документы, необходимые для его проведения, не представил. Иные лица правом вносить предложения на рассмотрение Собрания Представителей по вопросам, связанным с расходованием средств бюджета муниципального образования, не обладают.

Таким образом, предварительная повестка заседания Собрания представителей была необоснованно дополнена и в окончательном варианте включала пять вопросов, три из которых были внесены на рассмотрение Собрания представителей лицами, не имеющими соответствующих полномочий.

Полагает, что заседание Собрания представителей 21 января 2014 года было незаконно проведено заместителем председателя, поскольку поручение председателя на его проведение А. отсутствовало, а документы, необходимые для его проведения, не были представлены.

Считает, что заявитель и депутат В. не были извещены о включении в повестку заседания вопроса о досрочном освобождении К. от должности председателя Собрания представителей. Требования об отзыве К. с обоснованием обстоятельств, послуживших основанием для досрочного освобождении от должности председателя Собрания, в письменном варианте заявитель не получал, в связи с чем был лишен возможности дать объяснения по существу вменяемых ему действий, послуживших основанием для его отзыва.

Указывает, что заявитель является членом выборного органа местного самоуправления, что, по его мнению, равнозначно выборному должностному лицу.

По этим мотивам полагает, что разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу порядка принятия решений о прекращении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления распространяются и на него.

Выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о соблюдении при принятии оспариваемого решения принципа гласности. Участие в заседании представителей органов прокуратуры и ФСБ России не обеспечивает соблюдение вышеуказанного принципа. В нарушение положений Регламента Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» до жителей данного муниципального образования не были доведены сведения о времени и месте проведения заседания, а также проект повестки заседания Собрания представителей.

Ссылаясь на статью 107 Устава муниципального образования «Поселок Ягодное», полагает, что в результате принятия оспариваемого решения нарушены его права как выборного должностного лица местного самоуправления в части обеспечения гарантий осуществления предоставленных ему полномочий.

Оспариваемым решением работодателем (Собранием представителей) нарушены его трудовые права, а также не соблюдены гарантии, связанные с прекращением трудовых отношений по инициативе работодателя.

В результате незаконного увольнения с должности председателя Собрания представителей он не имеет возможности содержать семью, состоящую из супруги и трех малолетних детей, лишен возможности устроиться на прежнее место работы в школу, остался без средств к существованию.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.

Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о соответствии решения Собрания представителей №... от 21 января 2014 года «Об освобождении К. от должности председателя Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» требованиям федерального законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения заявления К. не имелось.

Этот вывод суда первой инстанции является правильным, соответствующим обстоятельствам дела и нормам права.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования (часть 3 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Нормам указанного Федерального закона корреспондируют положения Устава муниципального образования «Поселок Ягодное» Магаданской области (далее - Устав), в котором определены компетенция, полномочия, порядок формирования и деятельности Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное», являющегося представительным органом муниципального образования «Поселок Ягодное» Магаданской области (ч. 1 ст. 24 Устава).

Частями 1 и 2 статьи 24 Устава муниципального образования «Поселок Ягодное» Магаданской области определено, что Собрание представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» является представительным органом муниципального образования «Поселок Ягодное» Магаданской области и состоит из 10 депутатов, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе.

Согласно части 4 статьи 24, частей 1 и 2 статьи 37 Устава, депутаты из своего состава избирают председателя Собрания представителей, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе.

Порядок работы Собрания представителей определяется его Регламентом, принятым Собранием для решения вопросов внутренней организации и деятельности представительного органа муниципального образования (п. 6 ст. 21, ст. 22 Устава) (далее - Регламент).

Как следует из материалов дела и установлено судом, председателем Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» решением представительного органа №... от 05 мая 2011 года избран депутат К.

В соответствии с принятым решением К. приступил к исполнению обязанностей председателя СП МО «Поселок Ягодное».

Решением Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» №... от 21 января 2014 года К. на основании письменного требования депутатов Собрания представителей об отзыве и досрочном прекращении полномочий председателя Собрания представителей, в соответствии с п.п. «б» пункта 8.1 статьи 8 Регламента Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное», утвержденного постановлением Собрания представителей №... от 13 марта 2007 года, результатами тайного голосования был освобожден от должности председателя Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» (л.д. 144).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, что установлено частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Исчерпывающий перечень выборных органов и должностных лиц местного самоуправления приведен в статье 23 Устава муниципального образования «Посёлок Ягодное», к ним относятся:

Собрание представителей п. Ягодное - представительный орган муниципального образования;

глава муниципального образования «Посёлок Ягодное» - высшее должностное лицо муниципального образования;

администрация муниципального образования «Посёлок Ягодное» - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.

Другие выборные органы и выборные должностные лица местного самоуправления муниципального образования «Посёлок Ягодное» не предусмотрены.

Указывая в заявлении и в апелляционной жалобе на то, что К. является должностным лицом, избранным представительным органом местного самоуправления из своего состава, заявитель полагает, что является выборным должностным лицом местного самоуправления.

Вместе с тем выборным должностным лицом местного самоуправления признаётся должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; должностным лицом местного самоуправления признаётся выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления (статья 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Таким образом, необходимым критерием отнесения должностного лица к должностным лицам местного самоуправления, в т.ч. выборным, является наделение их на основании муниципального правового акта (Устава) собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

К вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования, в частности принятие, изменение уставов муниципальных организаций, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, местные финансы и т.д., что определено статьёй 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьёй 12 закона Магаданской области от 19.02.1996 г. № 4-ОЗ (ред. от 03.06.2010) «О местном самоуправлении в Магаданской области», статьями 9, 9.1, 9.2, 10 Устава муниципального образования.

Заявитель же избран Собранием представителей муниципального образования «Посёлок Ягодное» из своего состава и наделен лишь полномочиями по решению организационных вопросов Собрания представителей (осуществляет руководство подготовкой заседаний Собрания, созывает заседания Собрания, ведет их, принимает меры по обеспечению гласности в работе Собрания, руководит работой аппарата и т.д.) в силу части 4 статьи 24, частей 1 и 2 статьи 37 Устава муниципального образования «Посёлок Ягодное», статьи 6 Регламента Собрания представителей муниципального образования «Посёлок Ягодное».

Прямое указание на отсутствие у председателя Собрания представителей каких-либо полномочий по решению вопросов местного значения содержится в пункте 2.2 статьи 2 Регламента Собрания представителей муниципального образования «Посёлок Ягодное».

Председатель Собрания представителей муниципального образования «Посёлок Ягодное» избирается из числа депутатов не как должностное лицо местного самоуправления для решения вопросов местного значения, а как должностное лицо представительного органа местного самоуправления, в компетенцию которого входит лишь организация деятельности Собрания представителей муниципального образования «Посёлок Ягодное» в соответствии со ст. 38 Устава муниципального образования «Посёлок Ягодное».

Прямое указание об этом содержится в части 14 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава, осуществляет организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

При этом ни названный выше Федеральный закон, ни закон Магаданской области от 19.02.1996 г. № 4-ОЗ (ред. от 03.06.2010 г.) «О местном самоуправлении в Магаданской области» не устанавливают порядок образования внутренней структуры и штата выборных органов местного самоуправления, так как эти вопросы отнесены к компетенции самих выборных представительных органов местного самоуправления, т.е. к компетенции депутатов Собрания представителей муниципального образования «Посёлок Ягодное» в соответствии со статьёй 12 Конституции Российской Федерации, частью 3 статьи 34, частью 14 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ.

Следовательно, не обладая собственной компетенцией по решению вопросов местного значения (статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ), председатель Собрания представителей муниципального образования «Посёлок Ягодное», вопреки доводам апелляционной жалобы, не является ни выборным должностным лицом местного самоуправления, ни должностным лицом местного самоуправления.

Уставом муниципального образования «Посёлок Ягодное» предусмотрено, что Собрание представителей обладает правами юридического лица (ч. 5 ст. 24), имеет обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности (ч. 6 ст. 24), по вопросам организации своей деятельности принимает регламент (п. 6 ч. 1 ст. 25), определяет порядок материально-технического и организационного обеспечения деятельности (п. 8 ч. 1 ст.25), избирает из своего состава председателя Собрания (ч. 4 ст. 24), принимает решение об освобождении председателя Собрания представителей (ч. 5 ст. 37) и т.д.

Полномочия Собрания представителей по вопросам организации его деятельности предусмотрены также в статье 42 Устава.

Пунктом «б» статьи 1 Регламента Собрания представителей муниципального образования «Посёлок Ягодное» установлена его компетенция по определению порядка освобождения от должности председателя Собрания.

В соответствии с пунктом 5.3 статьи 5 Регламента полномочия председателя представительного органа муниципального образования могут быть досрочно прекращены в случаях и в порядке, установленных Уставом муниципального образования и указанным Регламентом (л.д. 53).

Следовательно, решение Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» №... от 21 января 2014 года об освобождении К. от должности председателя районного Собрания не противоречит действующему законодательству, принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, на что обоснованно указал суд первой инстанции.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о противоречии федеральному законодательству оспариваемого решения, Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не регулирует и не содержит обязательного требования о регулировании в уставе муниципального образования оснований и порядка освобождения от должности должностного лица представительного органа местного самоуправления, каким является председатель Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное».

Не имеет отношения к существу заявленного требования и ссылка в апелляционной жалобе на правовую позицию Конституционного суда РФ применительно к отзыву выборных должностных лиц органов власти, так как предметом проверки Конституционного суда РФ являлись положения о досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в случае его отзыва избирателями субъекта Российской Федерации, тогда как заявитель к такой категории лиц не относится, отзыв его избирателями как депутата не имел места.

Уставом муниципального образования должны определяться виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, к которым должностное лицо представительного органа местного самоуправления не относится согласно п.п. 8 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вместе с тем в п. 12 ч. 2 ст. 33 Устава МО «Посёлок Ягодное», п. 8.2. ст. 8 Регламента предусмотрено право депутатов заявлять письменное требование о досрочном прекращении полномочий председателя Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное».

Порядок реализации этого права устанавливается Регламентом представительного органа местного самоуправления муниципального образования «Поселок Ягодное», в том числе в статье 8 Регламента.

Суд первой инстанции, проверив процедуру принятия Собранием представителей оспариваемого решения о прекращении полномочий председателя Собрания представителей муниципального образования «Посёлок Ягодное», пришел к обоснованному выводу о её соблюдении.

Доводы апелляционной жалобы о несоблюдении процедуры принятия оспариваемого решения основаны на иной, неверной оценке обстоятельств дела, отличной от оценки суда, которая приведена в решении с указанием на доказательства и является обоснованной.

Вопреки доводам жалобы о безосновательном принятии оспариваемого решения о досрочном прекращении полномочий председателя, таким основанием является принятие решения Собранием представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» об освобождении от должности, что соответствует положениям подпункта «б» пункта 8.1. статьи 8 Регламента (л.д. 56).

Освобождение от занимаемой должности осуществляется на основании письменного требования депутатов Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» об отзыве и досрочном прекращении полномочий, подписанного не менее 1/3 от установленного числа депутатов (п. 8.2. ст. 8 Регламента). Это требование также Собранием представителей соблюдено.

Доводы жалобы о наличии у председателя Собрания представителей полномочий по переносу заседания Собрания представителей противоречат статье 6 Регламента, которой возможность отмены или переноса уже назначенного заседания Собрания представителей не предусмотрена.

При этом доводы жалобы об уважительности причин переноса заседания Собрания представителей с 21 января 2014 года на более позднюю дату, а именно ввиду отсутствия возможности подготовить вопросы для включения в повестку заседания депутатов Собрания представителей по причине непредставления соответствующих документов, в том числе проектов решений Собрания представителей по ранее предложенным вопросам, правового значения для разрешения этого вопроса не имеют, равно и форма решения председателя о переносе заседания Собрания представителей, а также и факт, и форма извещения депутатов Собрания представителей и главы муниципального образования «Поселок Ягодное» о переносе заседания.

Указание в жалобе на отсутствие полномочий вносить предложения на рассмотрение Собрания представителей по вопросам, связанным с расходованием средств бюджета муниципального образования у иных лиц, кроме главы муниципального образования «поселок Ягодное», и указание в судебном заседании суда апелляционной инстанции на отмену решения Собрания представителей от 21 января 2014 года №... по протесту прокурора к существу заявленных К. требований не относится, так как заявителем оспаривается только решение депутатов Собрания представителей №... от 21 января 2014 года и собрание депутатов, на котором это решение было принято.

Доводы жалобы о нарушении процедуры включения в повестку заседания Собрания представителей вопроса о прекращении полномочий председателя и необоснованном дополнении предварительной повестки противоречат положениям абзаца 2 пункта 8.3 статьи 8 Регламента, предусматривающей исключение из общего правила процедуры подготовки заседания - если требование о прекращении полномочий председателя Собрания представителей поступает в день заседания, то этот вопрос включается в повестку дня без голосования и рассматривается незамедлительно, в любое время по ходу заседания Собрания представителей, что и имело место в рассматриваемом деле.

Учитывая изложенное, а также отсутствие в Регламенте оснований для отложения или переноса заседания депутатов Собрания представителей, информированность К. о дате заседания 21 января 2014 года, назначенного им самим, ссылка в жалобе на неизвещение К. о дате заседания Собрания представителей, на котором рассматривался спорный вопрос, о включении в повестку заседания вопроса о досрочном освобождении К. от должности председателя Собрания представителей, неполучении требования об его отзыве с обоснованием обстоятельств, послуживших основанием для досрочного освобождении от должности председателя Собрания, в связи с чем он был лишен возможности дать объяснения по существу вменяемых ему действий, послуживших основанием для его отзыва, является несостоятельной.

На наличие уважительных причин неявки на заседание депутатов Собрания представителей 21 января 2014 года К. не ссылался ни в суде первой, ни апелляционной инстанции.

Противоречат пункту 8.4 статьи 8 Регламента доводы заявителя о незаконном проведении заседания 21 января 2014 года заместителем председателя, так как при рассмотрении вопроса об освобождении от должности председателя ведение заседания Собрания представителей осуществляет заместитель председателя.

Доводы жалобы о необоснованности проведения заседания Собрания представителей 21 января 2014 года по другим вопросам, по которым были приняты решения №№ <.......>, <.......>, <.......>, <.......>, отношения к рассматриваемому делу не имеют, судом не проверялись, так как требований об оспаривании решений №№ <.......>, <.......>, <.......>, <.......> и заседаний Собрания представителей, на которых они были приняты, заявителем не заявлялись.

Доводы жалобы о нарушении оспариваемым решением прав и законных интересов жителей муниципального образования «Посёлок Ягодное» необоснованны.

Действительно, граждане имеют право присутствовать на открытых заседаниях Собрания представителей в порядке, установленном Регламентом этого органа, в соответствии с частью 6 статьи 11 Устава МО «Посёлок Ягодное».

Однако именно председатель, т.е. К., обязан принимать меры по обеспечению гласности в работе Собрания представителей в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 38 Устава, пунктом «ж» статьи 6.1 Регламента; и довести до сведений жителей муниципального образования время и место проведения заседаний Собрания представителей согласно подпункта «в» пункта 6.1 статьи 6 Регламента.

Поэтому в рассматриваемом случае неизвещение К. жителей муниципального образования о времени проведения заседаний Собрания представителей 21 января 2014 года, при том, что извещение об этом является его обязанностью, не может являться препятствием депутатам Собрания представителей в рассмотрении вопроса о прекращении полномочий председателя Собрания представителей.

В сходной ситуации вероятного конфликта интересов между председателем Собрания представителей и его депутатами ожидаемым поведением абстрактного хорошего поведения председателя Собрания представителей являлось бы соблюдение им его обязанностей, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 38 Устава, пунктом «ж» статьи 6.1, подпунктом «в» пункта 6.1 статьи 6 Регламента.

Указанные обстоятельства, в свою очередь, не позволяют применить к заявителю презумпцию добросовестности и переносят на него бремя доказывания: именно заявителю, действующему с потенциальным конфликтом интересов, надлежало доказать то, что им, как председателем Собрания представителей, выполняются все обязанности, налагаемые на него Уставом МО «Посёлок Ягодное» и Регламентом Собрания представителей МО «Посёлок Ягодное».

С учетом изложенного, а также тех обстоятельств, что председатель Собрания представителей получает свои полномочия от представительного органа местного самоуправления, а не от жителей муниципального образования «Посёлок Ягодное», он не наделен собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, оспариваемое решение не носит нормативного характера, заседание Собрания представителей было открытым, Регламентом регулируются вопросы взаимодействия между председателем и Собранием представителей (п. 4.3 статьи 4 Регламента), то наделение одного из депутатов полномочиями председателя или прекращение полномочий председателя Собрания представителей является процедурным вопросом в сфере внутренней организации деятельности Собрания представителей и не нарушает прав жителей муниципального образования.

Кроме того, возражения против вывода суда первой инстанции о соблюдении при принятии оспариваемого решения принципа гласности в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ доказательствами не подтверждены. Ссылок на наличие жителей муниципального образования «Поселок Ягодное», изъявивших желание присутствовать на заседании Собрания представителей 21 января 2014 года и лишенных этой возможности, чьи права были нарушены оспариваемым решением № <.......>, апелляционная жалоба не содержит, доказательств этому не представлено.

Процедура прекращения полномочий председателя Собрания представителей проведена в соответствии с требованиями Регламента, кворум имелся, проведено тайное голосование, итоги голосования подведены правильно, протоколы и решение соответствуют фактическим обстоятельствам, при которых принималось оспариваемое решение. Из этого следует, что результаты голосования однозначно свидетельствуют о волеизъявлении депутатов на прекращение полномочий К., при этом доказательств влияния на существо волеизъявления депутатов факта отсутствия или присутствия на заседании жителей муниципального образования, заявителем не представлено.

Ссылка в жалобе на нарушение оспариваемым решением трудовых прав заявителя как выборного должностного лица местного самоуправления в части обеспечения гарантий осуществления предоставленных ему полномочий и гарантий, связанных с прекращением трудовых отношений по инициативе работодателя, предусмотренных статьёй 107 Устава муниципального образования «Поселок Ягодное», является необоснованной.

Часть 1 статьи 107 Устава муниципального образования «Поселок Ягодное» предусматривает гарантии осуществления полномочий депутата, которые заявителю не прекращались, а также члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, к числу которых должность, занимаемая К., не относится в силу положений статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вопрос о предоставлении заявителю гарантий в соответствии с частями 2 и 3 статьи 107 Устава муниципального образования «Поселок Ягодное» как депутату, осуществлявшему свои полномочия на постоянной основе, может быть разрешен в индивидуальном порядке, в том числе при наличии спора - в судебном.

Доводы заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции об отсутствии в Трудовом кодексе РФ положений, позволяющих уволить работника по решению руководителя, не относятся к существу рассматриваемых требований, а также не соответствуют положениям пункта 2 статьи 278 ТК РФ.

Учитывая всё вышеизложенное, вывод суда первой инстанции об освобождении К. от должности председателя Собрания представителей уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленного Регламентом этого органа порядка и в соответствии с действующим законодательством является правильным, поэтому оснований для признания незаконным решения Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» «Об освобождении от должности председателя Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» №... от 21 января 2014 года и собрания депутатов, на котором это решение было принято, у суда первой инстанции не имелось.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу допущено не было, нормы материального права применены правильно. При таких обстоятельствах вынесенное судебное постановление является законным и обоснованным, оно подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ягоднинского районного суда Магаданской области от 10 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.

Председательствующий Н.В. Бежевцова

Судьи С.В. Бобылев

М.Г. Кошкина

Председательствующий подпись

Судьи подписи

Верно

Судья Магаданского

областного суда М.Г. Кошкина