ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-5621/2021 от 23.03.2022 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Судья: Блиева Р.С. Дело №33-647/2022

дело №2-5621/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 марта 2022 года г. Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего Макоева А.А.

судей Мисхожева М.Б. и Шомахова Р.Х.

при секретаре Геттуеве А.А.

с участием: истца ФИО1, представителя истца ФИО18 и представителей ответчика ФИО20 и ФИО19,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шомахова Р.Х. гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконными заключения служебной проверки, приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде выговора, о возложении обязанности отменить приказ,

по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике на решение Нальчикского городского суда КБР от 10 декабря 2021 года,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний, в котором просил признать незаконными, в части касающейся ФИО1, заключение служебной проверки, приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде выговора и возложить обязанность отменить приказ.

Исковые требования были мотивированы тем, что приказом УФСИН России по КБР от 15.03.2021 №124 «О создании комиссии и проведении служебной проверки» проведена служебная проверка, по результатам которой приказом начальника УФСИН России по КБР от 02.06.2021г. №184-к полковник внутренней службы ФИО1, заместитель начальника УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике, был привлечен к дисциплинарной ответственности и наложено дисциплинарное взыскание - выговор.

Считая приказ от 02.06.2021г. № 184-к о наложении дисциплинарного взыскания незаконным, необоснованным и нарушающим его конституционные права и охраняемые законом интересы, в исковом заявлении приводятся положения ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 19.07.2018г. №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», и указывается, что основанием для проведения служебной проверки послужили докладные записки от 10.02.2021 №вн-3-182 от 09.03.2021 №вн-1-358.

Из представленного ему на ознакомление заключения служебной проверки от 16 марта 2020 года, копия которого ему предоставлена не была, следует, что им не были выполнены указания ФСИН России от 25.12.2020 № исх-09-83999 «О разработке планов ремонтов на 2021 год».

Вместе с тем, оснований для привлечения его к дисциплинарной ответственности не имелись

Указание ФСИН России от 25.12.2020 № исх-09-83999 зарегистрировано за № 19103 и отписано на исполнение ФИО1 и начальнику группы капитального строительства и ремонта капитану внутренней службы ФИО13 со сроком исполнения, установленным начальником УФСИН до 24.01.2021 (срок представления документов в ФСИН России установлен до 25.01.2021). При этом вплоть до 24.01.2021 ФИО1 находился в очередном трудовом отпуске.

В соответствии с приказом УФСИН о распределении обязанностей между заместителями начальника Управления, на период отсутствия ФИО1 на службе обязанности возлагались на полковника внутренней службы ФИО2, заместителя начальника УФСИН, которому по непонятной причине указание ФСИН России от 25.12.2020 № исх-09-83999 отписано не было.

По выходу на службу он за один день физически не мог исполнить данное указание, так как это требовало значительных временных затрат. После выхода из отпуска им организована работа по составлению схематических решений по объекту «капитальный ремонт здания ШИЗО, СУС». Составлена смета на проведение капитального ремонта здания ШИЗО и СУС.

Комиссией по проведению служебной проверки сделан вывод о нарушении им срока исполнения Указания ФСИН России от 25.12.2020 № исх-09-83999, установленного генерал-лейтенантом внутренней службы ФИО10, заместителем директора ФСИН России, до 25.01.2021, который начальник УФСИН России по КБР, полковник внутренней службы ФИО11 перенес на 20.02.2021 (пункт 1.6.1. протокола оперативного совещания у начальника УФСИН России по КБР от 02.02.2021года № 6-С).

УФСИН России по КБР подало возражение, в котором указало, что служебная проверка проведена в соответствии с требованиями приказа Минюста России, дисциплинарный проступок истца привел к срыву сроков подачи годового плана капитального ремонта УФСИН России по КБР, в результате чего, ФИО1 привлечен к не самой строгой дисциплинарной ответственности в виде выговора.

Решением Нальчикского городского суда КБР от 10 декабря 2021 года постановлено: исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным приказ Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике от 02.06.2021г. № 184-к о привлечении полковника внутренней службы ФИО1, заместителя начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике, к дисциплинарной ответственности, наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора.

Признать незаконным заключение служебной проверки Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике, предшествовавшее изданию приказа Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике от 02.06.2021г. №184-к от 27 мая 2021 года, в части, касающейся ФИО1.

Возложить на Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике обязанность отменить приказ от 02.06.2021г. № 184-к «О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудников Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике», в части, касающейся ФИО1.

Не согласившись с решением, считая его незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, УФСИН России по КБР подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить полностью и принять по делу новое решение о полном отказе в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе указано, что вывод суда о том, что при проведении служебной проверки был нарушен порядок ее проведения, не соответствует материалам и фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела.

В связи с нахождением сотрудника в командировке (полковник внутренней службы ФИО12 в командировке Ивановский филиал ФКУ ЦНТЛ ФСИН России г. Иваново и ФСИН России г.Москва на 5 суток), отпуске (капитан внутренней службы ФИО13 на 40 суток) срок проведения служебной проверки должен быть перенесен на срок равный сроку командировки, отпуска. При этом какое-либо решение дополнительно не выносится, приказ не издается. То есть в данном случае без наличия каких-либо санкций руководителя, без учета 30 дневного срока на который продлено проведение служебной проверки датой окончания проверки является 18 мая 2020 года (дата 9 апреля 2020 года установленный месячный срок окончания служебной проверки, с переносом на 40 дней попадает на дату 18 мая 2020г.).

Вместе с тем, суд в своем решении указал, что срок проведения служебной проверки с учетом дней командировки ФИО12 и отпуска ФИО13 истек 08.04.2021г. Указанное не соответствует закону и обстоятельствам дела. Так капитан внутренней службы ФИО13 находилась, как указано выше только в отпуске сроком на 40 суток с 06 апреля по 15 мая 2021 и как видно служебная проверка никак не могла быть завершена 08 апреля 2021 года. В соответствии с материалами дела 30 дневный срок проведения служебной проверки истекал только 09 апреля 2021.

Также, суд в своем решении указал, что решение о продлении срока проведения служебной проверки начальником УФСИН России по КБР полковником внутренней службы ФИО11 не было принято, поскольку его резолюция «в установленном законом порядке» на рапорте председателя комиссии, полковника внутренней службы ФИО14 от 09.04.2021 г. в котором он пишет, что в связи с нахождением полковника внутренней службы ФИО12 в командировке (Ивановский филиал ФКУ ЦНТЛ ФСИН России г. Иваново и ФСИН России г. Москва), капитана внутренней службы ФИО13 в отпуске, с которых необходимо получить дополнительные письменные объяснения прошу разрешить продлить срок проведения служебной проверки на период, равный периоду их отсутствия, нельзя признать продлением им срока проведения служебной проверки, поскольку этот срок может быть продлен до 30 дней в связи с чем, этот срок должен быть указан должностным лицом конкретно.

Однако, данные выводы суда, по мнению автора жалобы, не соответствуют положениям действующего законодательства. Нормами права не регламентировано, что срок, на который продлевается проведение служебной проверки в обязательном порядке, должен быть указан должностным лицом.

Так, начальником УФСИН России по КБР полковником внутренней службы ФИО11 было принято решение о продлении служебной проверки на 30 суток, что и следует из его резолюции на рапорте председателя комиссии, полковника внутренней службы ФИО14 В соответствии с пунктом 4 статьи 54 Федерального закона 197-ФЗ срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

Пунктом 18 Порядка в срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске, командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам. Срок проведения служебной проверки в таких случаях переносится на период, равный периоду отсутствия сотрудника по месту службы.

Как видно закон не предусматривает при переносе срока проведения служебной проверки принятия какого-либо дополнительного решения, издания приказа и т.д. На данные нормы законодательства, совершенно справедливо ссылается в своем решении от 10 декабря 2021 года Нальчикский городской суд, где указано, что нахождение полковника внутренней службы ФИО12 в командировке, а также нахождение капитана внутренней службы ФИО13 в отпуске вообще не являются основанием для его продления, а являются основанием переноса этого срока, так как дни нахождения в командировке и отпуске, в установленные 30 дней срока проведения служебной проверки вообще не входят, это определено в нормативном акте, и в этой связи нет необходимости выносить какое-либо решение.

То есть резолюция (решение) начальника УФСИН России по КБР полковника внутренней службы ФИО11 необходима только в случае продления служебной проверки. Максимальный срок продления проведения служебной проверки составляет 30 дней.

Кроме этого, во вводной части заключения служебной проверки утвержденного 27 мая 2021 года, самим же начальником УФСИН России по КБР, полковником внутренней службы ФИО11 указывается: «Срок проверки продлен на 30 дней на основании рапорта председателя комиссии, полковника внутренней службы ФИО14 от 09.04.2021». То есть в материалах служебной проверки отражена позиция и воля уполномоченного лица о фактическом продлении на 30 суток срока ее проведения.

Таким образом, из анализа имеющихся материалов и обстоятельств дела следует, что материалы проведенной служебной проверки и вынесенное по ее результатам заключение подтверждают, что в ходе вынесения решения судом неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, имеется существенное несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.

От ФИО1 поступило возражение на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Шомахова Р.Х., изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, выслушав поддержавших жалобу представителей ответчика ФИО20 и ФИО19, возражавших против удовлетворения жалобы истца ФИО1 и его представителя ФИО18, Судебная коллегия приходит к следующему.

Приказом Минюста России от 31.12.2020 N 341 "Об утверждении Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.01.2021 N 62057), утвержден порядок проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее Порядок).

Пунктом 17 Порядка предусмотрено, что служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении должностным лицом, указанным в пункте 7 Порядка, за исключением случаев продления срока проведения служебной проверки в соответствии с пунктами 12, 19 Порядка или ее переноса в соответствии с пунктом 18 Порядка.

В связи с рапортом заместителя начальника УФСИН России по КБР ФИО9 от 09.03.2021, на основании приказа начальника УФСИН России по КБР от 10.03.2021 №112, назначена служебная проверкадля дачи принципиальной оценки действиям должностных лиц, не принявших меры по обеспечению контроля и своевременного доклада начальнику территориального органа по факту неисполнения пункта 1.6.1 решения оперативного совещания от 02.02.2021 №6-С в установленный срок до 20.02.2021. Для проведения служебной проверки создана комиссия, председателем которой назначен заместитель начальника УФСИН России по КБР ФИО14

По результатам служебной проверки установлено нарушение ФИО1 служебной дисциплины, выразившейся в ненадлежащем исполнении требований пунктов 1, 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", пунктов 7, 36 должностной инструкции, утвержденной 15.02.2019, пунктов 2.3, 3.1 должностной инструкции, утвержденной 16.02.2021, подпунктов 4.2 и 4.3 Контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от 25.08.2020 №456/2020, пункта 17 дисциплинарного Устава Уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 12.09.2019 №202, пункта 1.13 Инструкции о порядке организации и осуществления контроля за исполнительской дисциплиной в ФСИН России, утвержденной приказом ФСИН России от 28.05.2005 №192, подпункта 4.4 приказа УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике от 20.11.2020 №496 «О распределении обязанностей между заместителями начальника УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике», подпункта 4.4 приказа УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике от 28.01.2021 №49 «О распределении обязанностей между заместителями начальника УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике».

Заключение о результатах служебной проверки утверждено начальником УФСИН России по КБР ФИО11 27.05.2021.

Как следует из приказа УФСИН России по КБР от 02.06.2021 «О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудников УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике», служебная проверка проведена на основании приказа УФСИН России по КБР от 15.03.2021 №124 «О создании комиссии и проведении служебной проверки» в отношении должностных лиц УФСИН России по КБР, по сведениям, изложенным в докладных записках от 10.02.2021 №вн-3-182, от 09.03.2021 №вн-1-358, по результатам которой ФИО1 объявлен выговор.

Согласно пункту 18 Порядка, в срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске, командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам. Срок проведения служебной проверки в таких случаях переносится на период, равный периоду отсутствия сотрудника по месту службы.

В соответствии с пунктом 19 Порядка, срок проведения служебной проверки может быть продлен должностным лицом, издавшим приказ (распоряжение) о проведении служебной проверки, на срок до 30 дней в соответствии с частью 4 статьи 54 Федерального закона N 197-ФЗ и (или) на 10 рабочих дней в соответствии с частью 2 статьи 54 Федерального закона N 197-ФЗ.

В случае продления срока проведения служебной проверки сроком, с которого начинается продление служебной проверки, будет считаться дата окончания срока, установленного для проведения служебной проверки, а датой завершения служебной проверки - дата, до которой уполномоченным руководителем принято решение о ее продлении.

Согласно рапорту председателя комиссии по проведению служебной проверки ФИО15 от 09.04.2021, последний просит разрешить продлить срок проведения служебной проверки на период равный периоду нахождения ФИО12 в служебной командировке и ФИО13 в основном отпуске, в связи с чем, начальником УФСИН России по КБР ФИО11 на рапорте указана резолюция начальника УФСТН России по КБР ФИО11 от 09.04.2021 - «в уст-м законом порядке».

Как следует из материалов служебной проверки, оснований для продления срока проведения служебной проверки, предусмотренных пунктом 19 Порядка, не имелось, имелось основание для переноса срока служебной проверки, предусмотренное пунктом 18 Порядка, в связи с нахождением в служебной командировке ФИО12, в период с 06.04.2021 по 10.04.2021 (на основании приказа от 02.04.2021 №11-км) и в связи с нахождением в основном отпуске ФИО13, в период с 06.04.2021 по 15.05.2021 (на основании приказа от 06.04.2021 №109-к).

При таких обстоятельствах, является верным вывод суда первой инстанции о том, что срок служебной проверки не подлежал продлению, так как он подлежал переносу в соответствии с пунктом 18 Порядка.

Судом первой инстанций нормативные положения, регулирующие основания и порядок проведения служебной проверки, были применены в их системном толковании, однако, вывод о том, что дисциплинарное взыскание могло быть наложено на ФИО1 не позднее 18 мая 2021 года, судом не мотивирован и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В пункте 20 Порядка отмечается право, а не обязанность выделения материалов служебной проверки.

Согласно пункту 21 Порядка, заключение подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа УИС или уполномоченным руководителем, принявшим решение о проведении служебной проверки.

При несогласии члена комиссии с содержанием отдельных положений заключения или заключением в целом оно подписывается членом комиссии с отметкой: "с особым мнением", которое излагается в приобщаемом к заключению рапорте (заявлении) члена комиссии.

Датой завершения служебной проверки является дата подписания членами комиссии заключения.

В случае если последний день служебной проверки приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока ее проведения считается следующий за ним рабочий день.

Не позднее чем через 3 рабочих дня со дня завершения служебной проверки заключение представляется должностному лицу, издавшему приказ (распоряжение) о проведении служебной проверки.

Указанное должностное лицо не позднее чем через 5 рабочих дней со дня представления заключения принимает решение об утверждении заключения либо о продлении служебной проверки по основаниям, предусмотренным пунктом 19 Порядка.

Сотрудник, в отношении или по рапорту которого проводилась служебная проверка на основании поданного письменного ходатайства, имеет право ознакомиться с утвержденным заключением. Ознакомление сотрудника с заключением производится членом (членами) комиссии не позднее 10 рабочих дней со дня регистрации такого ходатайства.

При изложенных обстоятельствах, на основании приведенных норм законодательства, служебная проверка, назначенная на основании рапорта от 09.03.2021 должна была быть завершена не позднее 09.04.2021 (пункт 17 Порядка, часть 4 статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ), а с учетом прерывания срока ее проведения, в связи с нахождением в служебной командировке ФИО12, в период с 06.04.2021 по 10.04.2021 и в связи с нахождением в основном отпуске ФИО13, в период с 06.04.2021 по 15.05.2021, служебная проверка подлежала завершению 18.05.2021 (пункт 18 Порядка, часть 4 статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ), после чего, не позднее чем через 3 рабочих дня со дня завершения служебной проверки (не позднее 21.05.2021) заключение должно было быть представлено начальнику УФСИН России по КБР, который не позднее чем через 5 рабочих дней со дня представления заключения (не позднее 28.05.2021) должен был принять решение об утверждении данного заключения (пункт 21 Порядка, часть 5 статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ).

Заключение о результатах служебной проверки было утверждено начальником УФСИН России по КБР ФИО11 27.05.2021, а приказ о наложении на ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде выговора, вынесен 02.06.2021 за №184-к, то есть в пределах одного месяца со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки, предусмотренного частью 6 статьи 52 "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что нормативные положения, регулирующие основания и порядок проведения служебной проверки, ответчиком нарушены не были.

При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене с принятием нового – об отказе в удовлетворении иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нальчикского городского суда КБР от 10 декабря 2021 года отменить и принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконными заключения служебной проверки, приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде выговора, о возложении обязанности отменить приказ, отказать.

Мотивированное определение изготовлено 23 марта 2022 года.

Председательствующий А.А. Макоев

судьи М.Б. Мисхожев

Р.Х. Шомахов