РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33-8106/2019 В суде 1 инстанции дело № 2-563/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Хабаровск 06 ноября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Ю.В.Моргунова
судей О.М.Шиловой,Г.И.Федоровой
при секретаре Я.А.Пащенко
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романенко Ю. В. к ФГУП «Почта России», ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН-магазин ООО «СК-ГРУПП ХОЛДИНГ ТЕХНОЛОДЖИ» о признании незаконными действия (бездействия) в связи с нарушением сроков рассмотрения ходатайства, взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, штрафа по апелляционной жалобе Романенко Ю.В. на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 24 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Федоровой Г.И., пояснения представителя АО «Почта России» Николаевой О.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Романенко Ю.В. обратился в суд с иском к ФГУП «Почта России», ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН-магазин ООО «СК-ГРУПП ХОЛДИНГ ТЕХНОЛОДЖИ» о признании незаконными действия (бездействия) в связи с нарушением сроков рассмотрения ходатайства, взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, штрафа. В исковом заявлении указал, что его сестрой Романенко Л.В. 20.01.2019 была отправлена посылка, которую ему выдали 14.02.2019 мокрую, изорванную, с испорченными продуктами. В этот же день им была подана претензия руководителю Амурского почтамта, поскольку были нарушены сроки доставки, а также в связи с несоответствием качества услуг. 22.02.2019 им был получен ответ с просьбой предоставить код оправления и другие данные. 25.02.2019 им было подано ходатайство на имя и.о. начальника ФКУ ИК-6 о предоставлении данных, запрашиваемых специалистом Почты. 25.02.2019 он подал ходатайство на имя специалиста Почты с просьбой запросить необходимые документы и видеозапись из ФКУ ИК-6. До настоящего времени ответы на его обращения не получены, ему причинен материальный и моральный вред. Просил признать незаконными действия (бездействие) за нарушение сроков рассмотрения его ходатайств, взыскать компенсацию материального ущерба по ставке ЦБ РФ 7,75 % в размере 8 249 руб. 30 коп.; присудить компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб. за причинение ему глубоких психических и физических страданий; в силу ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» взыскать в его пользу штраф.
06.05.2019 истцом были принесены уточнения к исковому заявлению, в которых он указал, что из-за действий (бездействий) сотрудников «Почта России», ФКУ ИК-6, ФСИН-магазина он остался без посылки целый год (ему разрешено получать только 1 посылку в год) и не сможет попить чаю и съесть конфету до 2020 года, чем ему причинены глубокие психические и физические страдания. Просил признать несоответствие товара, оплаченного и отправленного, например вместо каши гречневой вложили кашу перловую, которая стоит дешевле, а также отсутствие товара, например, соли и многих других продуктов; признать действия ФСИН-магазин ООО «СК-Групп Холдингтехнолоджи» мошенническими; материальный ущерб взыскать со всех ответчиков соразмерно, поскольку они все причастны к порче продуктов в посылке, в том числе из-за сроков доставки; моральный вред взыскать с каждого ответчика по 100 000 руб. за причинение глубоких психических и физических страданий, а также за причинение физических и психических страданий его родным, поскольку они винят себя; наложить штраф в силу ч. 6 ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей» на ФГУП «Почта России» и ФСИН-магазин ООО «СК-Групп Ходингтехнолоджи».
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 24 июня 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не дана оценка тому, что в посылке отсутствовал товар и был заменен на более дешевый. С учетом установленного факта замедления доставки посылки на один день судом ошибочно отказано в удовлетворении иска о нарушении прав потребителя. Просит рассмотреть дело с его участием посредством видеоконференц-связи.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ФГУП «Почта России» ФИО2 просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Рассмотрев ходатайство ФИО1 об обеспечении его участия в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции посредством видеоконференц-связи судебная коллегия приходит к следующему.
Положения статьи 155.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не содержат безусловной обязанности суда организовать участие лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы при рассмотрении гражданского дела посредством видеоконференц-связи, решение данного вопроса закон ставит в зависимость от характера спора, значения последствий принятого решения по спору, наличия мотивированного ходатайства лица и наличия технической возможности.
Из материалов дела следует, что ФИО1 принимал участие в рассмотрении дела в суде первой инстанции посредством видеоконференц-связи, где ему была обеспечена возможность давать объяснения, заявлять ходатайства, возражать на доводы ответчиков. Так как на день рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции дело рассматривается по имеющимся в деле материалам, новых доказательств сторонами не представлено, истец изложил свою позицию по делу в апелляционной жалобе, а также учитывая характера спора судебная коллегия оснований для проведения судебного заседания посредством видеоконференц-связи не находит.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии с абзацем первым статьи 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Статьей 34 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" установлено, что за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
Убытки, причиненные при оказании услуг почтовой связи, возмещаются оператором почтовой связи в следующих размерах: в случае утраты или порчи (повреждения) почтового отправления с объявленной ценностью - в размере объявленной ценности и суммы тарифной платы, за исключением тарифной платы за объявленную ценность.
Пунктом 52 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 г. № 221, установлено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. Претензии, связанные с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой внутреннего почтового отправления, невыплатой или несвоевременной выплатой переведенных денежных средств, предъявляются как оператору почтовой связи, принявшему отправление, так и оператору почтовой связи по месту назначения почтового отправления, в течение 6 месяцев со дня отправки почтового отправления или осуществления почтового перевода.
Операторы почтовой связи не несут ответственность за утрату, порчу (повреждение), недоставку почтовых отправлений или нарушение контрольных сроков их пересылки, если будет доказано, что таковые произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы или свойства вложения почтового отправления.
Согласно ст. 15 УИК РФ органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.
В соответствии со ст. 12 УИК РФ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 17.01.2019 года через интернет - магазин между сестрой истца - ФИО3 и ООО «СК-Групп Холдингтехнолоджи» был заключен договор оферты, согласно которому она осуществила заказ, покупку товара и организацию доставки товара до конечного потребителя.
Согласно п. 3.3 пользовательского соглашения доставка заказа осужденному осуществляется в течение 7 рабочих дней со дня поступления оплаты на расчетный счет исполнителя в отделение почтовой связи Почты РФ, доставка заказа до почтового отделения, закрепленного за учреждением ФСИН России, где содержится конечный получатель, осуществляется лицензированным оператором почтовой связи в соответствии с нормативами, установленными Почтой РФ.
Заказ был оформлен и оплачен 17.01.2019 года и сформирована посылка, вес которой составил 12,920 кг, данная посылка была передана в отделение почтовой связи 25.01.2019 № и ей был присвоен трек-номер №, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений.
08.02.2019 посылка весом 12,920 кг прибыла в место вручения п. Эльбан ОПС № и 14.02.2019 была получена сотрудником ФКУ ИК-6. В тот же день данная посылка, поступившая на имя осужденного ФИО1, была вскрыта в его присутствии, часть содержимого посылки было испорчено, о чем составлен акт.
14.02.2019 ФИО1 на имя руководителя Амурского почтамта была подана претензия, которая была получена адресатом 18.02.2019.
19.02.2019 главным специалистом Комсомольского почтамта ФИО4 был составлен ответ на данную претензию, который согласно отчету отслеживания почтовых отправлений был направлен ФИО1 20.02.2019 и получен адресатом 22.02.2019.
25.02.2019 ФИО1 на имя главного специалиста Комсомольского почтамта ФИО4 было направлено ходатайство об истребовании из ФКУ ИК-6 сведений, необходимых специалистам Комсомольского почтамта для ответа на его обращение. Данное ходатайство было получено адресатом 27.02.2019.
Ответ на данное ходатайство 21.03.2019 главным специалистом Комсомольского почтамта ФИО5 был составлен и направлен ФИО1 21.03.2019. Согласно отчету об отслеживании почтовой корреспонденции данный ответ был получен адресатом 25.03.2019.
25.03.2019 ФИО1 на имя и.о. начальника ФКУ ИК-6 было подано ходатайство об предоставлении в ОСП Амурский почтамт УФПС по Хабаровскому краю сведений об отправлении, получении данной посылки. Ответ на данное ходатайство был получен им 26.03.2019, с приложенным к нему актом получения посылки, 14-значным почтовым идентификатором и сообщением о том, что другую интересующую его информацию он может запросить в ОПС п. Эльбан.
Согласно распоряжению №-р от 29.06.2018 «Об утверждении контрольных сроков пересылки» контрольные сроки не включают день приема и нерабочие (выходные и праздничные) дни. Контрольные сроки пересылки посылок между административным центром субъекта Российской Федерации и городскими округами, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, составляют не более 4-х рабочих дней. Между городами Российской контрольные сроки пересылки посылок составляют не более 5-ти рабочих дней. Между административным центром муниципального района и поселениями, расположенными на территории муниципального района - не более 4-х рабочих дней. Таким образом, срок пересылки посылки с трек-номером № должен составлять тринадцать дней.
Как следует из отчета об отслеживании отправления с трек-номером №, посылка в отделение почтовой связи поступила 25.01.2019. Согласно Распоряжению тринадцатидневный срок пересылки начал течь с 28.01.2019, поскольку 26.01.2019 и 27.01.2019 – выходные дни. Данная посылка была доставлена в отделение почтовой связи п. Эльбан № – 08.02.2019 и была получена адресатом 14.02.2019.
Как следует из материалов дела, в посылке на имя ФИО1 пересылалось следующее: чай «Tecc Style», чай «Гринфилд», кофе «Жардин Кения», кофе «Жардин», семечки «Б-ны тыквенные», семечки «Б-ны XXL», молоко сгущенное с сахаром, крекер «Французский», чипсы «Гросс Холодец», чипсы «Лейс Сметана-Зелень», колбаса «Сервелат Финский», колбаса «Сервелат Столичный», сахар «Рафинад», соль «Каменная», сухари «Посольские Ванильные», хлебцы «Макси Вита 5 злаков», батончик «Твикс», карамель «Дюшес», шоколад «OZERO», салат из морской капусты с баклажаном, консервы «Каша гречневая с Говядиной», маслины «Барко», оливки «Барко», сливки сухие, молоко сухое, майонез «ФИО6 с перепелиным яйцом», аджика «ГвинПин Кавказская», масло традиционное сладко-сливочное, сыр «Гауда», лук репчатый, морковь мытая, яблоки, мандарины, чеснок, лимоны. Общий вес посылки составил 12,920 кг.
Данная посылка была получена истцом 14.02.2019, содержание которой в виде яблок, чеснока, лимонов, аджики, майонеза, апельсинов было испорчено, остальное содержимое при вскрытии посылки испорчено не было, что подтверждается актом от 14.02.2019 и подтверждено истцом в судебном заседании. Сведений о том, что посылка поступила в ненадлежащем виде (мокрая и рваная) материалы дела не содержат.
Согласно п. 82 «Почтовых правил» в почтовых отправлениях запрещается пересылать: ядовитых животных и растения, оружие, порох, патроны, бензин, керосин, спирт, ртуть, яды, кислоты, наркотики, химреактивы, токсические, радиоактивные, взрывчатые, легковоспламеняющиеся и другие опасные для здоровья вещества и предметы, а также скоропортящиеся продукты питания (свежие рыба и мясо, битая птица, сливочное масло и т.п.).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О почтовой связи» в почтовых отправлениях, пересылаемых в пределах Российской Федерации, запрещены к пересылке: скоропортящиеся продукты питания; предметы и вещества, которые по своему характеру или упаковке могут представлять опасность для почтовых работников, загрязнять или портить (повреждать) другие почтовые отправления и почтовое оборудование.
Учитывая, что майонез, аджика, масло сливочное, сыр, лук репчатый, морковь, яблоки, мандарины, чеснок, лимоны являются скоропортящимся продуктами, суд пришел к выводу о том, что при оформлении заказа заказчиком не был учтен характер вложения - его хрупкость и подверженность к порче. При этом суд указал, что заключая договор оферты и выбора вложения при оформлении заказа, заказчик тем самым принял на себя обязательства по соблюдению его условий и, исходя из содержимого заказа, должен был осознавать, что часть вложения является скоропортящимися продуктами, взял на себя все сопутствующие тому риски.
Отказывая в удовлетворении искового заявления, суд сослался на то, что права истца ответчиками нарушены не были: доводы истца о нарушении ответчиками сроков рассмотрения его ходатайств не основаны на законе, поскольку обращение, поступившее должностному лицу в соответствии с его компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, а письменные ответы на претензию должны быть даны в течение тридцати дней. Как установлено судом и следует из материалов дела, ответы на обращения и претензию ФИО1 были даны ответчиками в установленные законом сроки. Довод истца о том, что в результате нарушения ответчиком «Почта России» сроков доставки посылки часть продуктов была испорчена, при рассмотрении дела не нашел своего подтверждения. Судом установлено и следует из отзыва ответчика, что замедление доставки посылки составило 1 день, что не является причиной порчи продуктов. Судом установлено, что порче подверглись скоропортящиеся продукты, которые в силу п. 82 «Почтовых правил» запрещается пересылать в почтовых отправлениях. Довод истца о том, что содержимое посылки, которое поступило в неиспорченном виде, было приведено в негодность сотрудниками ФКУ ИК - 6 и не было употреблено истцом суд отклонил в связи с тем, что данный довод противоречит акту от 14.02.2019г.
Судебная коллегия считает, что выводы суда обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат.
Доводы апелляционной жалобы оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, не содержат.
Так, довод о том, что часть товара была заменена на более дешевый, материалами дела не подтверждается.
Задержка доставки посылки на один день в причинно-следственной связи с порчей продуктов не состоит.
При таких данных решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Амурского городского суда Хабаровского края от 24 июня 2019 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к ФГУП «Почта России», ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН-магазин ООО «СК-ГРУПП ХОЛДИНГ ТЕХНОЛОДЖИ» о признании незаконными действия (бездействия) в связи с нарушением сроков рассмотрения ходатайства, взыскании компенсации материального ущерба, компенсации морального вреда, штрафа оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия.
Решение Амурского городского суда Хабаровского края от 24 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 06 ноября 2019 года могут быть обжалованы через суд первой инстанции в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток) в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий: Ю.В.Моргунов
Судьи: О.М.Шилова
ФИО7