Судья: Мухина М.В. Дело 2-563/2019
Докладчик: Крейс В.Р. (33-13879/2019) 33-943/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Белик Н.В.
судей Крейса В.Р., Выскубовой И.А.,
при секретаре Солодовой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 30 января 2020 года гражданское дело
по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мошковском районе Новосибирской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, об установлении тождественности профессиональной деятельности, обязании включить спорные периоды в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначении пенсии,
по апелляционной жалобе ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Мошковском районе НСО (межрайонное) на решение Мошковского районного суда Новосибирской области от 08 октября 2019 года;
заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Крейса В.Р., объяснения представителя ГУ – УПФ РФ в Мошковском районе НСО - ФИО2, ФИО1 и ее представителя ФИО3,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мошковском районе Новосибирской области (межрайонное).
В обоснование требований указала, что решением пенсионного органа от 19.03.2019 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 25 лет.
Необоснованно не засчитаны в стаж следующие периоды работы:
- с 17.12.1990 по 24.07.1991 - в <данные изъяты> ДЮСШ в должности тренера по баскетболу, так как нет справки, уточняющий особый характер работы и в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающей право на досрочное назначение пенсии значится тренер-преподаватель;
- с 31.07.1992 по 27.09.1993 - в АО «<данные изъяты> завод неорганических производств» в качестве штукатура (работа в Казахстане), так как нет подтверждающих документов;
- с 08.10.1993 по 23.08.1994 - работа в должности воспитателя в школе глухих детей, так как нет справки, уточняющей особый характер работы, и в архивной справке не указано название учреждения;
- с 14.09.1994 по 31.08.2000 - в должности педагога дополнительного образования в Марьяновском детско-юношеском клубе физической подготовки, так как в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, значится детско-юношеская спортивная школа, в индивидуальных сведениях не указан код особых условий труда;
- с 01.09.2013 по 25.08.2014 - в должности руководителя физического воспитания в «Новосибирском колледже пищевой промышленности и переработки», так как согласно акту проверки перечня льготных профессий обучается менее 50% детей в возрасте до 18 лет;
- с 01.07.1994 по 23.08.1994 - в должности воспитателя в школе глухих детей, так как в справке по заработной плате не указана причина отсутствия заработной платы.
Также не засчитаны:
- с 01.09.2000 по 28.09.2000 - отпуск без сохранения заработной платы, в соответствии с пунктом 5 Правил № 516 от 11.07.2002 года не включаются в специальный стаж, стаж засчитывается на общих условиях;
- с 20.12.2005 по 20.12.2005, 27.04.2006, 14.10.2014, с 16.10.2014 по 17.10.2014 - отпуск без сохранения заработной платы, в соответствии с пунктом 5 Правил № 516 от 11.07.2002 года не включаются в общий и специальный стаж;
- с 11.03.2013 по 26.03.2013, с 02.11.2015 по 18.11.2015 - курсы повышения квалификации. Правилами № 516, включение периодов прохождения курсов повышения квалификации в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не предусмотрено.
Истец, уточнив исковые требования, просила признать решение ответчика № 210 от 19.03.2019 года незаконным и отменить его.
Включить в общий трудовой стаж период работы в АО «<данные изъяты> завод неорганических производств» в качестве штукатура (работа в Казахстане).
Установить тождественность профессиональной деятельности и включить в специальный страховой стаж периоды работы: 0 лет 7 мес. 9 дней - работа в <данные изъяты> ДЮСШ в должности тренера по баскетболу (Казахстан); 10 лет 10 мес. 17 дней - работа в должности воспитателя в школе глухих детей (Казахстан); 5 лет 11 мес. 17 дней - работа в должности педагога дополнительного образования в <данные изъяты> детско-юношеском клубе физической подготовки.
Включить в специальный стаж период работы на должности руководителя физического воспитания в Новосибирском техникуме пищевой промышленности и переработки периоды нахождения на курсах повышения квалификации, семинарах, секциях, командировках - 16 дней и 17 дней соответственно.
Включить ей в специальный стаж на должности руководителя физического воспитания в Новосибирском техникуме пищевой промышленности и переработки, период работы - 11 месяцев 25 дней. Признать за ней право на досрочную пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет на 24.10.2018.
Решением Мошковского районного суда Новосибирской области от 08 октября 2019 года решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Мошковском районе Новосибирской области (межрайонное) № 21 от 19 марта 2019 года признано незаконным.
Установлена тождественность профессиональной деятельности работы истицы в Серебрянской ДЮСШ (Казахстан) с 17.12.1990 по 24.07.1991 в должности тренера по баскетболу должности тренера-преподавателя.
ФИО1 в специальный страховой стаж включены периоды работы:
- с 17.12.1990 по 24.07.1991 - в <данные изъяты> ДЮСШ (Казахстан) в должности тренера по баскетболу;
- с 08.10.1993 по 23.08.1994 - в должности воспитателя в школе глухих детей (Казахстан);
- с 14.09.1994 по 31.08.2000 - в должности педагога дополнительного образования в <данные изъяты> детско-юношеском клубе физической подготовки.
Включен в общий трудовой стаж ФИО1 период работы в АО «<данные изъяты> завод неорганических производств» в качестве штукатура (работа в Казахстане) с 31.07.1992 по 27.09.1993.
Включены в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию на должности руководителя и физического воспитания в Новосибирском техникуме пищевой промышленности и переработке, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, семинарах, секциях, командировках с 11.03.2013 по 26.03.2013, с 02.11.2015 по 18.11.2015.
Включен ФИО1 в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию на должности руководителя физического воспитания в Новосибирском техникуме пищевой промышленности и переработке, период работы с 01.09.2013 по 25.08.2014.
За ФИО1 признано право на досрочную пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет на 24.10.2018.
В апелляционной жалобе представитель ответчика указывает, что суд неправомерно включил в стаж периоды работы в должности тренера по баскетболу; в должности воспитателя в школе глухих детей; должности педагога дополнительного образования; курсы повышения квалификации; период работы в качестве штукатура и на должности руководителя физического воспитания в техникуме.
Вышеуказанные периоды не могут быть включены в стаж в связи с педагогической деятельностью на основании п. 12 Правил №781 от 29.10.2002 г., которые утв. Правительством Российской Федерации, поскольку на 01.01.2001 г. у истицы педагогический стаж составляет менее 16 лет 8 месяцев.
Поскольку в период обучения на курсах повышения квалификации ФИО1 не выполняла своих служебных обязанностей, то данные спорные периоды (курсы повышения квалификации) не подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Во время прохождения курсов повышения квалификации ФИО1 не работала по профессиональной деятельности полный рабочий день.
Действующими Правилами №781, №516, а также Правилами утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066 не предусмотрено включение периодов нахождения работника на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в льготный стаж для досрочного назначения пенсии.
Кроме этого из лицевого счета истицы за периоды нахождения на курсах повышения квалификации отсутствуют сведения о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
От уплаты государственной пошлины органы Пенсионного фонда РФ освобождены в соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ и п.25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.05.2019 №13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса РФ, связанных с исполнением судебных актов по решению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
На апелляционную жалобу ФИО1 поданы возражения.
Рассмотрев дело в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 (добрачная фамилия Кочубей) сменила фамилию на ФИО4, затем на ФИО1.
Согласно трудовой книжке, истица с 17.12.1990 по 24.07.1991 работала тренером по баскетболу в <данные изъяты> ДЮСШ г.Серебрянска; с 31.07.1992 по 27.09.1993 - в цехе №10 штукатуром по 1 разряду; с 08.10.1993 по 23.08.1994 - воспитателем в школе глухих детей; с 14.09.1994 по 25.09.2000 - в должности педагога дополнительного образования в <данные изъяты> ДКФП; с 20.09.2012 по 25.08.2014 – на должности руководителя физического воспитания в ГАОБУ СПО НСО «Новосибирский техникум пищевой промышленности и переработки» (ГАОУ СПО НСО «НТППиП); с 28.08.2014 по настоящее время – в должности учителя физической культуры в средней общеобразовательной школе №28 с углубленным изучением математики (07.07.2015 МБОУ г. Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №28 с углубленным изучением математики» переименовано в МБОУ г. Новосибирска «Лицей №28» (л.д. 15-21, 52).
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мошковском районе Новосибирской области (межрайонное) от 19.03.2019 №210 ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по пункту 19 пункта 1 статьи 30 Закона в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет.
Истцу зачтено в специальный стаж 16 лет 10 месяцев 3 дня; не включены в стаж периоды, указанные истцом в иске, а также отпуска без сохранения заработной платы и курсы повышения квалификации (л.д.28-32)
Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о включении в специальный страховой стаж истицы спорных периодов ее работы, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации, семинарах, секциях, командировках.
Суд также включил в общий трудовой стаж период работы в качестве штукатура, признав за ФИО1 право на досрочную пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет на 24.10.2018.
Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции, исходя из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно которой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
В соответствии с подпунктом «м» п.1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по стрости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» тренер-преподаватель, воспитатель, педагог дополнительного образования.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2014 года № 869 «Об утверждении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по стрости»: Правительство Российской Федерации постановило Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19-21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а с 1 января 2015 г. предусмотренных пунктами 19-21 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности устанавливать тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости.
В соответствии с п.16 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона №173-Ф3), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, дол5кностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствии с п. 19 вышеуказанного Постановления в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067, периоды работы до 01.11.1999 засчитываются в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в соответствии со Списком N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Согласно Списку N 463, право на пенсию по выслуге лет имеют тренер - преподаватель, старший тренер - преподаватель внешкольных учреждений, в том числе детско-юношеских спортивных школ.
В п. 2 Постановления Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 указано, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В соответствии с Типовым положением о ДЮСШ, утвержденным приказом Государственного комитета по физической культуре и спорту N 228 от 09 апреля 1987 года, детско-юношеская спортивная школа являлась внешкольным учреждением, пользующимся правами юридического лица и осуществляющим физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу среди детей, подростков, направленную на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие, вела работу по привлечению учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, оказывала всестороннюю помощь общеобразовательным школам в организации методической и спортивно - массовой работы. Данным Положением в разделе 5 "Руководство школы" поименованы тренеры - преподаватели, в том числе и старшие, без указания на наличие в школе тренера.
Согласно разделу "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 N 916н тренер осуществляет подготовку спортсменов к спортивным соревнованиям, а также руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов. Осуществляет подбор перспективных спортсменов в спортивную команду. Обеспечивает физическую, техническую, тактическую и морально-волевую подготовку спортсменов. Разрабатывает индивидуальные планы подготовки спортсменов (команды) согласно утвержденным планам проведения спортивных мероприятий. Участвует в разработке комплексной программы подготовки спортсменов спортивной команды к спортивным соревнованиям по соответствующему направлению в работе. Ведет учет спортивных результатов спортсменов. Контролирует выполнение программы подготовки спортивной команды, своевременное прохождение спортсменом допинг-контроля (в соответствии с утвержденными правилами). Анализирует результаты выступления спортсменов, спортивной команды на спортивных соревнованиях, вносит коррективы в их дальнейшую подготовку.
Принимает участие в организации и проведении мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним. Обеспечивает внедрение новейших методик подготовки спортсменов (по виду спорта) в практику тренировочного процесса.
Согласно разделу "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г N 761н тренер-преподаватель осуществляет набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности детей и подростков, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний. Отбирает наиболее перспективных обучающихся, воспитанников для их дальнейшего спортивного совершенствования. Проводит учебно-тренировочную и воспитательную работу, используя разнообразные приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий с использованием наиболее эффективных методов спортивной подготовки обучающихся и их оздоровления. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся, воспитанников, в т.ч. самостоятельную, исследовательскую, проблемное обучение, ориентируясь на их личность, развитие мотивации их познавательных интересов, способностей; осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. В данном разделе должность "тренер" не предусмотрена.
Кроме того, в соответствии с приказом Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму от 28.12.1995 N 1588-ИТ "О вопросах пенсионного обеспечения" спортивные школы являются образовательными учреждениями, а должность тренера - педагогической деятельностью.
Из имеющихся в материалах дела документов (трудовой книжки, архивных справок), которые также представлялись ФИО1 в пенсионный орган, судом установлено, что в период с 17.12.1990 по 24.07.1991 истец работала в Серебрянской ДЮСШ в должности тренера по баскетболу.
Суд первой инстанции, дав оценку представленным доказательствам, исходя из системного толкования действующего законодательства, приведенного выше, пришел к выводу, что работы истца с 17.12.1990 по 24.07.1991 (7 месяцев 9 дней) в Серебрянской ДЮСШ в должности тренера по баскетболу тождественна должности тренер-преподаватель.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда в указанной части. поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым судом дана оценка в соответствии со ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, оснований для иной оценки представленных доказательств у судебной коллегии не имеется.
Фактически доводы подателя жалобы в указанной части повторяют позицию последнего, изложенную в суде первой инстанции, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, и данным возражениям была дана надлежащая правовая оценка, с чем соглашается апелляционная инстанция.
Доводы жалобы о неправомерности включения в специальный стаж истца периода работы воспитателем в школе глухих детей с 08.10.1993 по 23.08.1994г., судебная коллегия также считает несостоятельными.
Факт осуществления истицей в данный спорный период именно педагогической деятельности следует из самого наименования учреждения и должности истицы, которая работала воспитателем в школе-интернате. Данное обстоятельство подтверждается как трудовой книжкой, так и архивной справкой от 09.04.2019., согласно которой на основании распоряжения ВК Облисполкома от 14.06.1962 №236 и приказа ВК Областного отдела народного образования от 22.06.1962 №93 Зайсанская областная школа-интернат для глухонемых детей была переведена в п.Серебрянск Восточно-Казахстанской области и стала именоваться - Серебрянская школа-интернат для детей глухих и детей с подчинением Восточно-Казахстанскому Областному отделу народного образования.
Приказом Серебрянской школы-интернат для глухих детей г.Серебрянска Зыряновского района Восточно-Казахстанской области от 31.10.1997 №23 школа-интернат для глухих детей ликвидирована с 01.11.1997 (л.д.45)
Сомнения апеллянта в достоверности данных принятых судом доказательств не влияет на правильность принятого судом решения
При этом судебная коллегия принимает во внимание тот факт, что ответчиком не было представлено суду никаких доказательств, свидетельствующих о том, что работа воспитателя в указанном учреждении с педагогической деятельностью не связана. Отсутствует ссылка на такие доказательства и в апелляционной жалобе, доводы которой сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, но не опровергают их.
Из материалов дела бесспорно усматривается, что характер профессиональной деятельности истицы в спорный период полностью соответствует наименованию учреждения содержащегося в п. 1.3 Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Кроме этого, суд первой инстанции правомерно включил ФИО1 в специальный страховой стаж период работы в должности педагога дополнительного образования в <данные изъяты> детско-юношеском клубе физической подготовки, поскольку Детско-юношеский клуб физической подготовки (ДЮКФП), независимо от наименования по своим целям и задачам является той же детско-юношеской спортивной школой.
Согласно справке, уточняющей особый характер работ или условий труда, необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, ФИО1 в период с 14.09.1994 по 28.09.2000 работала в <данные изъяты> ДЮКФП полный рабочий день в течение полной рабочей недели в должности педагога дополнительного образования (л.д.53)
Из выписки из приказа №165 следует, что детско-юношеская спортивная школа <данные изъяты> района реорганизована в детско - юношеский клуб физической подготовки (ДЮКФП) <данные изъяты> района с 01.09.1993 (л.д.54).
При решении вопроса о включении периода работы истца в должности педагога дополнительного образования ДЮКФП в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, необходимо дать надлежащую правовую оценку созданию клуба, направлениям его деятельности, а также тем функциональным обязанностям, которые истец исполнял как педагог дополнительного образования этого клуба.
Согласно приказу Госкомитета СССР по народному образованию от 24.10.1989 года N 802 "О создании детско-юношеских клубов физической подготовки (ДЮКФП)" в целях совершенствования организации системы внеклассной и внешкольной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с учащимися были созданы как вид внешкольных учреждений ДЮКФП, а существующие детско-юношеские спортивные школы преобразованы в ДЮКФП.
С учетом рекомендаций Министерства образования Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, перечнем видов образовательных учреждений дополнительного образования детей, примерным перечнем внешкольных учреждений Гособразования СССР от 23.04.1990 года N 280 детско-юношеский клуб физической подготовки отнесен к разновидности детско-юношеских спортивных школ.
ДЮКФП были включены в номенклатуру внешкольных учреждений в соответствии с Приказом Гос. комитета СССР по народному образованию от 10 мая 1989 г. N 395 (Бюллетень, 1989, N 8, с. 41).
Условием открытия ДЮКФП является наличие собственной или арендуемой спортивной базы, а также баз общеобразовательных школ и ПТУ, предоставляемых ДЮКФП безвозмездно для проведения учебного процесса квалифицированным руководящим и педагогическим составом, административных помещений, возможности организации оздоровительно-спортивного лагеря, обеспеченности финансированием для содержания минимального количества кружков, предусмотренного Положением. В своей деятельности детско-юношеский клуб физической подготовки руководствуется Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, законом о народном образовании союзной республики, Типовым положением.
Из Типового положения детско-юношеского клуба физической подготовки (Приказ Гособразования СССР от 24.10.1989 N 802) следует, что деятельность ДЮКФП направлена на физическую и спортивную подготовку детей, подростков и молодежи, их личностное развитие. Основными задачами клуба являются: физическая подготовка, укрепление здоровья учащихся средствами физической культуры и спорта, привлечение к систематическим занятиям различными видами спорта, подготовка инструкторов-общественников и спортивных судей из числа занимающихся.
Согласно инструктивному письму Минобразования России от 24.03.1997 года N 12, клубы детско-юношеской физической подготовки отнесены к образовательным учреждениям дополнительного образования детей. ДЮКФП входит в примерный перечень внешкольных учреждений, утвержденный приказом Гособразования СССР. В соответствии с примерным положением о внешкольном учреждении, его основные задачи - создание оптимальных условий для интеллектуального развития, удовлетворения интересов, склонностей и дарований учащихся, их самообразования и творческого труда, профессионального самоопределения, разумного досуга, отдыха и развлечений. Внешкольные учреждения являются составной частью единой системы народного образования и предназначены для духовного и физического развития детей, подростков и юношества, удовлетворения их разнообразных творческих потребностей.
В соответствии с Типовым Положением "Об образовательном учреждении дополнительного образования детей", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 233, образовательные учреждения дополнительного образования детей - тип образовательного учреждения, основное предназначение которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства; основные задачи учреждения - это обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда относительно того, что Детско-юношеский клуб физической подготовки независимо от наименования по своим целям и задачам является той же детско-юношеской спортивной школой, поскольку фактически было изменено только название учреждения.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что истец осуществлял педагогическую деятельность по физическому воспитанию детей.
Согласно разъяснениям в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30, периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года на основании ранее действовавших постановлений Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" и от 01 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 1 января 2001 года засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в вышеприведенном пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Аналогичная правовая позиция выражена и в Определении Конституционного Суда РФ от 18.10.2012 г. N 1881-О, где, в том числе указано, что введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и в правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лет. Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений Закон "Об образовании" также не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами образовательных учреждений.
По смыслу пенсионного законодательства основным критерием для назначения льготной пенсии является непосредственное осуществление педагогической деятельности, работа с детьми в государственных и муниципальных учреждениях.
Организационное устройство образовательного учреждения, а также наименование детско-юношеского клуба физической подготовки (ДЮКФП) не в соответствии с наименованием, предусмотренным Списками, как обстоятельство, не зависящее от истца, не может лишить его права на назначение досрочной пенсии.
Учитывая характер и специфику, условия осуществляемой истцом работы в государственном учреждении дополнительного образования детско-юношеском клубе физической подготовки, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должности, с учетом нагрузки, целей и задач, а также направления деятельности учреждения, суд приходит к выводу о том, что в спорный период деятельность истца соответствовала необходимым признакам педагогической деятельности, так как он выполнял педагогические, образовательные функции, в связи с чем педагогическая деятельность истца в спорный период отвечает требованиям Списка N 463, Списка N 1067, а также Списка N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, где предусмотрена должность "педагог дополнительного образования" и учреждение "детско-юношеская спортивная школа всех наименований".
Из изложенного следует, что период работы истца в детско-юношеском клубе физической подготовки подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Разрешая требования в части включения в специальный стаж периода с 20.09.2012 по 25.08.2014 в должности руководителя физического воспитания в ГАОУ СПО НСО «НТППиП», суд исходил из того, что в оспариваемый период работы ФИО1 в промышленном колледже обучалось не менее 50% детей в возрасте до 18 лет.
Согласно пункту 14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, работа за период с 1 ноября 1999 года в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях), засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
Приведенные выше нормы пенсионного законодательства предусматривают возможность зачета в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы в образовательных учреждениях при обучении не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет исключительно во всем учебном заведении, в целом, с учетом общего числа числящихся в нем студентов.
Из представленной справки ГАОУ СПО НСО «НТППиП» следует, что в промышленном колледже в спорный период обучалось не менее 50% детей в возрасте до 18 лет (л.д. 50-51).
Оснований не доверять представленным работодателем сведениям у судебной коллегии не имеется, в связи с чем, исходя из представленных данных, включению в специальный стаж истца подлежал период с 20.09.2012 по 25.08.2014, так как в данный период количество лиц младше 18 лет составляло более 50%, что соответствует условиям п. 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002 N 781.
Довод жалобы о невозможности включения в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения на курсах повышения квалификации, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку для прохождения курсов повышения квалификации ФИО1 была направлена работодателем с соблюдением норм действующего трудового законодательства с 11.03.2013 по 26.03.2013, с 02.11.2015 по 18.11.2015 в связи с осуществляемой ею педагогической деятельностью, что подтверждается приказом от 11.03.2013 №41, приказом от 28.10.2015 №279-к, а также свидетельством о повышении квалификации и удостоверением о повышении квалификации (л.д. 35,-38)
В указанные периоды за ФИО1 сохранялось рабочее место, средний заработок, прохождение ею обучения обуславливало возможность дальнейшей работы истца в должности и учреждении, учтенных ответчиком при определении ее стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В силу ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Прохождение педагогом обучения на курсах повышения квалификации на основании приказа руководителя являлось обязательной частью ее трудовой деятельности.
Исходя из приведенных норм закона, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
В связи с чем, суд обоснованно признал оспариваемое решение пенсионного органа незаконным.
Ответчиком не представлено доказательств отсутствия у истицы требуемого для назначения досрочной пенсии специального стажа. Совокупность представленных истицей доказательств подтверждает правомерность и обоснованность заявленных ею требований о наличии у нее, как лица, осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, права на досрочное пенсионное обеспечение на момент обращения с соответствующим заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
При том, что суд обоснованно включил в общий трудовой стаж период работы ФИО1 с 31.07.1992 по 27.09.1993 в АО «Серебрянский завод неорганических производств» в качестве штукатура, который не относится к педагогической деятельности истца; у ФИО1 достаточно стажа для досрочной пенсии ввиду того, что на 24.10.2018г. педагогический стаж истца составил не менее 25 лет.
Доводы жалобы об отсутствии у суда правовых оснований для удовлетворения требований ФИО1 повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, основаны на иной оценке фактических обстоятельствах дела, иной оценке доказательств, представленных в материалы дела, и отклоняются судебной коллегией.
Доводы апеллянта о необоснованности взыскания расходов по госпошлине, судебной коллегией отклоняются, поскольку положение ст. 98 ГПК РФ применены судом обоснованно.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 11.12.2012 N 30, при удовлетворении требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным ст. ст. 98 и 100 ГПК РФ (п. 4).
Доводы жалобы не опровергают выводов суда, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и сводятся к иной оценке представленных доказательств, при этом они не могут являться основанием для отмены постановленного решения суда, так как суд воспользовался правом, предоставленным ему ст. 67 ГПК РФ, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оснований для отмены суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Мошковского районного суда Новосибирской области от 08 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Мошковском районе Новосибирской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: