Судья Вергунова Е.М. Дело № 33-10803/20
Дело №2-5659/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Назаренко О.Н.,
судей Кияшко Л.В., Ждановой О.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дмитриевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 11 декабря 2019 года по делу по иску ФИО1 < Ф.И.О. >10 к МУП <Адрес...> «Сочитеплоэнерго» о признании незаконным начисление платы за теплоснабжение квартиры <Адрес...> и возложении обязанности в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет за коммунальную услугу по отоплению указанной квартиры, исключив начисление платы за 2016,2017,2018 годы.
Заслушав доклад судьи Кияшко Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в Центральный районный суд г. Сочи к Муниципальному унитарному предприятию города Сочи «Сочитеплоэнерго» (далее – МУП г. Сочи «СТЭ») с вышеназванным иском.
В обоснование заявленных требований указал, что проживает в квартире <Адрес...> (далее – спорная квартира). В связи с отсутствием в его квартире необходимого для отопительного периода режима отопления в холодное время года, а также горячего водоснабжения, проживание в квартире его семьи, в том числе, малолетних детей, в зимнее время стало невозможным. Электрические отопительные приборы не обеспечивали необходимую установленную ГОСТ Р 51617-2014 и СНиП 2.01.01 температуру для жилых помещений в холодный период года, составляющую 18-25 градусов Цельсия, а также представляли угрозу противопожарной безопасности квартиры в ночное время суток, а также в период отсутствия членов семьи в квартире при электрических нагревательных приборах. В связи с изложенным истец был вынужден инициировать обеспечение его квартиры иным источником теплоснабжения и горячего водоснабжения. На общем собрании жильцов истцу было дано согласие на переустройство его квартиры, и в 2013 году он демонтировал радиаторы центрального отопления и установил индивидуальный газовый котел. В соответствии со статьями 14, 25-28 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) было проведено и согласовано с органами местного самоуправления переустройство. По согласованию с администрацией Центрального внутригородского района города Сочи истцом 30.09.2013 был заключен договор №95-НБ с ОАО «Сочигоргаз», в соответствии с условиями которого ОАО «Сочигоргаз» была разработана рабочая документация газоснабжения спорной квартиры.
В соответствии с требованиями МУП г. Сочи «СТЭ» истцом были демонтированы проходящие в квартире стояки отопления, радиаторы отопления заизолированы от стояков, заглушена система горячего водоснабжения в ванной и кухне, что подтверждается актом осмотра от 02.10.2013, составленным ООО «Югстройсервис» с участием представителя отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации Центрального района города Сочи. Копия указанного акта была предоставлена в МУП г. Сочи «Сочитеплоэнерго» в подтверждение отсутствия теплоснабжения и горячего водоснабжения в квартире №18 дома №29 по ул. Островского в городе Сочи.
27.11.2013 между истцом и ОАО «Сочигоргаз» заключен договор №722 технического надзора за строительством объекта газоснабжения в квартире истца, а с ОАО «Сочигоргаз» 28.11.2013 заключен договор №19310 на техническое обслуживание газопровода и газового оборудования квартиры истца, а именно, газового отопительного прибора BАХI-24, газового счетчика G-4, кранов и газопровода. Согласно п.15 ст.14 ФЗ №190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №307. В соответствии с указанным перечнем, в качестве индивидуальных источников тепловой энергии можно использовать установленный ФИО3 газовый котел. 29.11.2013 между истцом и ОАО «Сочигоргаз» заключен договор поставки природного газа на коммунально-бытовые нужды населения (для физических лиц), в результате чего принадлежащая истцу квартира была газифицирована, и с указанной даты отопление и горячее водоснабжение в ней обеспечивается установленным газовым оборудованием. Статьи 539-547 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) предусматривают возможность абонента расторгнуть в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергосберегающей ей компании и полной оплаты использованной энергии. Не имея долга, истец после переустройства и внесения соответствующих изменений в техпаспорт квартиры, уведомил МУП СТЭ об отказе от центрального отопления, что, по мнению истца, должно расцениваться как правомерная реализация предусмотренного положениями ст.546 ГК РФ права на расторжение договора теплоснабжения, такое прекращение договора теплоснабжения является основанием для прекращения исполнения сторонами обязательств по данному договору, в том числе, по оплате оказываемой услуги. Обязательным условием исполнения договора теплоснабжения в силу положений статьи 539 ГК РФ является наличие у абонента энергопринимающего устройства прибора отопления. Установленное отсутствие в квартире истца на законном основании радиаторов отопления, являющихся энергопринимающими устройствами, подтверждает факт отсутствия между истцом и ответчиком отношений по отоплению спорной квартиры.
Ответчик исковые требования не признал, ссылаясь на отсутствие оснований для их удовлетворения. Документов, свидетельствующих о переходе на индивидуальное отопление, в установленном законом порядке, истцом не представлено.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 11 декабря 2019 г. исковые требования ФИО2удовлетворены. Суд постановил: признать незаконным начисление платы за теплоснабжение спорной квартиры, возложить на МУП г. Сочи «СТЭ» обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет за коммунальную услугу по отоплению квартиры <Адрес...> исключив начисление платы за 2016,2017, 2018 годы.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, пояснений и возражений к неё, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности согласно статьи 67 ГПК РФ, выслушав истца, полагавшего решение суда законным и обоснованным и представителя ответчика, настаивавшего на отмене обжалуемого решения, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что в спорной квартире, принадлежащей истцу, отсутствует фактическое потребление тепловой энергии, обусловленное согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы.
С указанными выводами суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что многоквартирный жилой дом, в котором находится принадлежащая истцу спорная квартира, согласно технической документации, присоединен к централизованной системе теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Правоотношения между истцом и МУП «СТЭ» регулируются статьями 539-548 ГК РФ, статьями 153-155 ЖК РФ, Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее - Правила).
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через при соединенную сеть энергию, а потребитель обязуется оплачивать принятую энергию. К отношениям по договору энергоснабжения применяются обязательные Правила, принятые в соответствии с законом.
В соответствии с п.15 ст.14 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 г. №190 - запрещается переход на отопление помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Согласно п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установлено, что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Из взаимосвязанных положений статей 2, 29, 36 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная, в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 №115, отопительные приборы и трубопроводы внутренней системы жилых домов являются частью энергоустановки - системы отопления здания, которая, в свою очередь, является единым целым, подключена к энергосистеме на основании технических условий и проекта в установленном законодательством РФ порядке.
Согласно п. 2, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства от 13.08.2006 №491, внутридомовая система отопления входит в состав общего имущества, и, соответственно, находится в общей долевой собственности всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из указанных норм, следует, что собственник помещения в жилом многоквартирном доме не вправе самостоятельно, либо силами третьих лиц без наличия разрешительной документации производить отключение системы отопления от общедомовой системы теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 42.1 и 43 Правил в редакции, действовавшей до внесения изменений Постановлением от 28.12.2018 №1708 размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежал определению в одинаковом установленном Правилами порядке (с применением соответствующих расчетных формул) во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, вне зависимости от условий отопления отдельных помещений в многоквартирном доме, в том числе в отсутствии обогревающих элементов, установленных в помещении, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, при подключении многоквартирного дома к централизованной системе теплоснабжения.
Таким образом, отсутствие обогревающих элементов не являлось правовым основанием для освобождения потребителей, занимающих такие помещения от обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению, представленную на обогрев непосредственно самих жилых (нежилых) помещений.
В Постановлении Конституционного суда от 20.12.2018 №46-П указано, что вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления.
Правительству РФ было предписано внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
С 01.01.2019 вступили в силу поправки, внесенные в Правила №354 Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 №1708, в части изменения формул расчета стоимости отопления. 23 февраля 2019 г. Правительство РФ постановлением №184 внесло уточнения в некоторые нормы Правил №354, регулирующие порядок расчета стоимости отопления.
Поправками, внесенными в законодательство, исключено положение, согласно которому плата за услугу по отоплению вносится совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Определен порядок расчета платы за отопление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (установлены формулы расчета размера такой платы). Также уточнено, что переустройство жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, должно быть осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством РФ.
В частности, в настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с этим переходом, осуществляется главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации о переустройстве жилого помещения, предусматривающей, в числе прочего, разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (статья 26), а также Федеральным законом «О теплоснабжении» который - в целях реализации таких общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, как обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и развитие систем централизованного теплоснабжения (часть 1 статьи 1, пункты 1 и 4 части 1 статьи 3), - закрепляет основные требования к подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения и устанавливает запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического при со единения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В силу ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Вместе с тем, согласно ст. 26 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения представляет подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения.
В силу части 1 статьи 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Из взаимосвязанных положений статей 2, 29, 36 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная, в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процесс е эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. № 115, отопительные приборы и трубопроводы внутренней системы жилых домов являются частью энергоустановки - системы отопления здания, которая, в свою очередь, является единым целым, подключена к энергосистеме на основании технических условий и проекта в установленном законодательством РФ порядке.
Таким образом, переустройство жилого помещения путем отключения системы отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов и соблюдения особого предусмотренного законодательством порядка нарушает прямой запрет действующего законодательства и не влечет к освобождению от обязанности внесения платы за отопление.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, доказательств того, что переустройство жилого помещения выполнено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством РФ истцом, в нарушение вышеназванной нормы в суд не представлено.
Материалами дела подтверждается, что истцом проведено самовольное, в нарушение вышеуказанных норм права переустройство жилого помещения, что не является основанием для освобождения от обязанности отплаты за отопление.
Данным обстоятельствам судом надлежащей оценки не дано, в связи с чем, постановлено незаконное решение.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что указанные обстоятельства являются существенными, а отсутствие в описательной, мотивировочной частях надлежащей оценки всех заявленных стороной ответчика доводов по делу, позволяет прийти к выводу о несоответствии оспариваемого решения положениям статей 195-199 ГПК РФ, что в силу положений ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены судебного акта.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пунктами 2, 3, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003г. № 23 разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Кроме того, пунктом 3 постановления разъяснено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В связи с этим судебная коллегия считает правильным, отменив решение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя ответчика - удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 11 декабря 2019 года - отменить.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 < Ф.И.О. >11 - отказать.
Председательствующий: О.Н. Назаренко
Судьи Л.В. Кияшко
О.И. Жданова