ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-568/2016 от 21.07.2016 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Воронова В.М. Дело № 33-1867/2016 г. (№ 2-568/2016)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

ФИО2,

судей

Воскресенской В.А., ФИО3,

при секретаре

ФИО4,

21 июля 2016 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО5 на решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 30 мая 2016 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований ФИО5 к обществу с ограниченной ответственностью «Альянс» о защите прав потребителей: признании незаконным неисполнение требований Стандарта раскрытия информации на сайте «Реформа ЖКХ» по раскрытию до 1 апреля 2016 года достоверной информации о своей деятельности в полном объеме в соответствии с формами, утвержденными приказом Минстроя РФ № 882 от 2014 года, как ниже указано: сканированная копия документа годовой бухгалтерской отчетности ООО «Альянс» за 2015 год в виде файлов в электронной форме (в соответствии с п.4 формы 1.2, утвержденной приказом Минстроя РФ № 882); отчет по управлению домом <адрес> за 2015 год (в соответствии с п.п. 4-30, 51-53 формы 2.8, утвержденной приказом Минстроя РФ № 882); о возложении обязанности в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с пп. «з» п. 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства РФ № 416 и Стандартом, утвержденным постановлением Правительства РФ № 731 от 2010 года на сайте «Реформа ЖКХ» разместить следующую информацию: отчет по управлению домом <адрес> за 2015 год (в соответствии с п.п. 4-30, 51-53 формы 2.8. утвержденной приказом Минстроя РФ № 882); компенсации морального вреда; взыскании штрафа - отказать за необоснованностью.

Заслушав доклад судьи Воскресенской В.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО5 обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Альянс» (ООО «Альянс») о защите прав потребителя, мотивируя тем, что она является собственником квартиры в доме <адрес>, управление которым с 1 апреля 2015 года осуществляет ООО «Альянс», которое в нарушение ч. 11 ст. 162 ЖК РФ, пп. «з» п. 4 Правил № 416 и пп. «а» п. 5 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731, примечания к форме 1.2 приказа Минстроя № 882 в срок до 1 апреля 2016 года не раскрыла на сайте «Реформа ЖКХ» сканированную копию документа годовой бухгалтерской отчетности за 2015 год в виде файлов в электронной форме и отчет по управлению многоквартирным домом <адрес> за 2015 год, что, по мнению истца, нарушает ее права и интересы как потребителя на доступ к информации о деятельности управляющей организации в соответствии со Стандартом раскрытия информации.

На основании изложенного, с учетом отказа от части исковых требований и уточнения исковых требований просила суд: признать незаконным неисполнение ООО «Альянс» требований Стандарта раскрытия информации на сайте «Реформа ЖКХ» по раскрытию до 1 апреля 2016 года достоверной информации о своей деятельности в полном объеме в соответствии с формами, утвержденными приказом Минстроя РФ № 882 от 2014 года, как ниже указано: сканированная копия документа годовой бухгалтерской отчетности ООО «Альянс» за 2015 год в виде файлов в электронной форме (в соответствии с п. 4 формы 1.2. утвержденной Приказом Минстроя РФ № 882); отчет по управлению домом <адрес> за 2015 год (в соответствии с п.п. 4-30, 51-53 формы 2.8, утвержденной приказом Минстроя РФ № 882); обязать ответчика в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с пп. «з» п. 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства РФ № 416 и Стандартом, утвержденным постановлением Правительства РФ № 731 от 2010 года, на сайте «Реформа ЖКХ» разместить следующую информацию: отчет по управлению домом <адрес> за 2015 год (в соответствии с п.п. 4-30, 51-53 формы 2.8. утвержденной приказом Минстроя РФ № 882); взыскать с ООО «Альянс» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере, определенном судом; взыскать с ООО «Альянс» штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке.

Определением суда производство по делу прекращено в части заявленных исковых требований о возложении на ответчика обязанности разместить на сайте «Реформа ЖКХ» сканированную копию документа годовой бухгалтерской отчетности ООО «Альянс» за 2015 год в виде файлов в электронной форме в соответствии с пунктом 4 формы 1.2 утвержденной Приказом Минстроя РФ №882 от 2015 года.

ФИО5 и ее представитель ФИО1 в судебное заседание не явились.

Представитель ООО «Альянс» ФИО6 в судебном заседании иск не признал, пояснив, что права истца, как потребителя услуг, со стороны ответчика не нарушены, поскольку, помимо размещения на сайте «Реформа ЖКХ» и ГИС ЖКХ, ООО «Альянс» раскрывало информацию путем размещения ее в помещении управляющей организации и на информационных досках, расположенных в подъездах многоквартирных домов. Кроме того, в соответствии с п. 17-23 Стандарта раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса потребителя и запроса в электронном виде. Пояснил, что по письменному обращению истца ей был 13 апреля 2016 года предоставлен отчет об исполнении договора управления за 2015 год, поэтому она не была лишена возможности с ним ознакомиться, а также отчет был размещен на информационных досках в каждом подъезде многоквартирного дома. Считал, что несвоевременность размещения информации на сайте «Реформа ЖКХ» не нарушило прав истца и не повлекло за собой причинение ей каких-либо убытков, а также нравственных и физических страданий.

Государственная жилищная инспекция Камчатского края своего представителя в судебное заседание не направила.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ФИО5 просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, настаивая на наличии факта нарушения прав истца со стороны ответчика.

Лица, участвующие в деле, для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о времени и месте его проведения, что в силу ст. ст. 327, 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Согласно ч. 1 ст. 3271 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Частью 1 ст. 161 ЖК РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом. управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу ч. 11 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом.

На основании 2 ст. 165 ЖК РФ органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными (далее Стандарт), которым установлены требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом (далее соответственно - управляющие организации, информация), порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество, кооператив).

В соответствии со Стандартом под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

Согласно п. 6 Стандарта, информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте «а» пункта 5 и подпункте «а» пункта 5.1 настоящего Постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.

Пунктом 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 416, установлено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением, в числе прочего, следующих стандартов: предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме отчетов об исполнении обязательств по управлению многоквартирным домом с периодичностью и в объеме, которые установлены решением собрания и договором управления многоквартирным домом; раскрытие информации о деятельности по управлению многоквартирным домом в соответствии со стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО5 является собственником жилого помещения , расположенного в многоквартирном доме <адрес>, управление которым с 1 апреля 2015 года осуществляет ООО «Альянс».

В соответствии с пп. «и» п. 2.2.1 Договора управления многоквартирным домом от 30 марта 2015 года управляющая организация обязана ежегодно представлять отчет о выполнении условий настоящего договора собственникам помещений многоквартирном дома путем размещения соответствующей информации на стендах в общедоступном помещении управляющей организации либо на видных местах первых или вторых этажей подъездах многоквартирного дома.

В соответствии с требованиями статей 12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

По общему правилу ст. 56 ГПК РФ и в силу специальных норм Закона РФ «О защите прав потребителей» бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, лежит на исполнителе услуги, а факт нарушения прав потребителя, подлежит доказыванию истцом.

Дав оценку представленным доказательствам, суд первой инстанции, найдя доказанным факт допущенного ответчиком бездействия, выразившегося в ненадлежащем исполнении со стороны ООО «Альянс» требований Стандарта по раскрытию до 1 апреля 2016 года в полном объеме информации на сайте «Реформа ЖКХ» в соответствии с формами, утвержденными приказом Минстроя РФ № 882/пр, не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из отсутствия доказательств, свидетельствующих о том, что в результате названного выше бездействия ответчика права истца как потребителя услуг, предоставляемых ему управляющей организацией, были нарушены.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что отчет по управлению многоквартирным домом <адрес> за 2015 год был размещен на информационных досках в подъездах указанного многоквартирного дома, а также был предоставлен ФИО5 Информация о финансово-хозяйственной деятельности ООО «Альянс» за 2015 года до 1 апреля 2016 года была размещена на информационных стендах в помещении управляющей организации.

Кроме того, суд верно учел, что в соответствии с п.п. 17-23 Стандарта раскрытие информации может осуществляться также на основании письменного запроса потребителя и запроса в электронном виде, которых от истца в адрес ответчика не поступало, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о том, что истец не была лишена возможности получить информацию о финансово-хозяйственной деятельности ответчика, а также отчет по управлению ее многоквартирным домом за 2015 год.

Довод апелляционной жалобы о том, что не размещение информации на сайте «Реформа ЖКХ» в соответствии со Стандартом нарушает права истца, не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку как правильно указано судом первой инстанции в мотивировочной части решения, факт нарушения ответчиком прав истца как потребителя услуг не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего спора.

Поскольку выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, сделаны на основании исследованных доказательств при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, у судебной коллегии отсутствуют основания для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 3271, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 30 мая 2016года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи