Дело № 33-3038/2022
Судья: Словеснова А.А. (дело № 2-568/2022,
УИД 68RS0002-01-2022-000205-05)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
3 октября 2022 года г.Тамбов
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Рязанцевой Л.В.,
судей Сорокиной С.Л. и Туевой А.Н.,
при секретаре Каркавиной М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Неретина Виктора Васильевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области о включении периодов работы в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 9 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Сорокиной С.Л., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
01.09.2021 Неретин В.В., *** года рождения, обратился в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области (далее также ОПФР по Тамбовской области, пенсионный орган) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.17 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОПФР по Тамбовской области от 08.10.2021 Неретину В.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 15 лет.
ОПФР по Тамбовской области не засчитано в стаж на соответствующих видах работ 12 лет 4 месяца 7 дней, в том числе периоды работы:
- с 23.03.2001 по 20.05.2001 - в должности *** ИТК - поселения ***, так как работа с осужденными не подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета;
- с 21.05.2001 по 30.03.2010 - в должности ****** разряда ФКУ «Колония-поселение № ***» ***, так как отсутствует справка, уточняющая условия труда, не подтверждена занятость в течение полного рабочего дня, работа с осужденными не подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
26.01.2022 ФИО1 обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области о включении вышеуказанных периодов работы, а также периода работы с 31.03.2010 по 21.05.2021 в должности *** ФГУП «***» ФСИН России, которому ОПФР по Тамбовской области не была дана оценка в решении от 08.10.2021, в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 01.09.2021, компенсации морального вреда в размере 3000 рублей.
В обоснование исковых требований указал, что в спорные периоды его работа была связана с постоянным контактом с осужденными, в его обязанности, как ***, входило осуществление приема осужденных при выводе их на работу, по окончании работы сопровождение осужденных в жилую зону, а также надзор за осужденными в течение рабочего времени.
В подтверждение спорных периодов работы им были представлены в ОПФР по Тамбовской области льготные справки из ФГУП «***» ФСИН России от 01.06.2021, из ФКУ КП-****** от 01.09.2021 № ***.
Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 N 85, предусмотрены инженеры и механики, то есть профессии, в которых он осуществлял работу в спорные периоды. Учреждения, в которых проходила его работа в спорные периоды, относятся к учреждениям, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы.
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 9 июня 2022 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
На ОПФР по Тамбовской области возложена обязанность включить ФИО1 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой с осужденными, периоды работы:
- с 23.03.2001 по 20.05.2001 - в должности *** ИТК - поселения ***;
- с 21.05.2001 по 30.03.2010 - в должности ****** разряда ФБУ «Колония-поселение № ***» ***;
- с 31.03.2010 по 31.12.2011, с 01.01.2021 по 21.05.2021, а также 167 рабочих дней в 2012 г., 171 рабочий день в 2013 г., 230 рабочих дней в 2014 г., 214 рабочих дней в 2015 г., 270 рабочих дней в 2016 г., 303 рабочих дня в 2017 г., 230 рабочих дней в 2018г., 227 рабочих дней в 2019 г., 257 рабочих дней в 2020 г. (в соответствии с лицевыми счетами) - в должности *** ФГУП «***» ФСИН России.
На ОПФР по Тамбовской области возложена обязанность назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 1 сентября 2021 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказано.
Взысканы с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб.
В апелляционной жалобе ОПФР по Тамбовской области просит решение суда отменить в части включения истцу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 21.05.2001 по 30.03.2010 в должности ****** разряда ФБУ «Колония-поселение № ***» ***, с 31.03.2010 по 31.12.2011, с 01.01.2021 по 21.05.2021, а также 167 рабочих дней в 2012 г., 171 рабочего дня в 2013 г., 230 рабочих дней в 2014 г., 214 рабочих дней в 2015 г., 270 рабочих дней в 2016 г., 303 рабочих дней в 2017 г., 230 рабочих дней в 2018 г., 227 рабочих дней в 2019 г., 257 рабочих дней в 2020 г. (в соответствии с лицевыми счетами) в должности *** ФГУП «***» ФСИН России, а также назначения досрочной страховой пенсии по старости с *** и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части.
В обоснование доводов апелляционной жалобы учреждение указало, что ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ***. Согласно сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1, данные о периодах работы с 21.05.2001 по 30.03.2010, с 01.07.2010 по 31.12.2011, с 01.01.2021 по 21.05.2021, а также данные за период работы с 2012 года по 2020 год представлены работодателями (ФБУ «Колония-поселение № ***» *** и ФГУП «***» ФСИН России) в ОПФР по Тамбовской области без указания кода льготной деятельности истца. Справкой от 01.09.2021 № 70/ТО/41/9-2748, выданной работодателем ФБУ «Колония-поселение № ***» ***, не подтверждается льготный стаж ФИО1
Также работодателем ФБУ «Колония-поселение № ***» *** 23.11.2021 представлены в ОПФР по Тамбовской области корректирующие сведения, в соответствии с которыми, по пояснению работодателя, допущена ошибка при внесении сведений в индивидуальный лицевой счет истца, в частности работодателем исключены периоды работы за 2003 и 2006 годы из льготного стажа истца. Таким образом, льготный стаж истца за оспариваемые периоды не подтвержден.
Работодателем ФГУП «***» ФСИН России с 01.01.2013 не уплачен дополнительный тариф в отношении истца в соответствии с ч.6 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ. Согласно представленной отчетности по форме РСВ-1 по страховым взносам за 2013-2016 годы, ФГУП «***» ФСИН России не начислен и не уплачен дополнительный тариф. Вывод суда о том, что права истца не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения либо не выполнения работодателем своих обязанностей по уплате дополнительных тарифов, возложенных законом, противоречит положениям ч.6 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ.
ФИО1 в период работы в ФГУП «***» ФСИН России находился в командировках, не связанных с работой с осужденными (с 14 по 15 апреля 2011 г. командировка в г*** (приобретение запасных частей), с 19 по 24 декабря 2011 г. командировка в г.*** (обучение в ***), с 5 по 6 апреля 2012 г. командировка (доставка агрегата)). В соответствии с Правилами № 516, данные периоды командировок не подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, однако суд включил периоды нахождения истца в вышеуказанных командировках в льготный стаж.
В соответствии с Правилами № 516, работа должна выполняться постоянно в течение полного рабочего дня; полная занятость истца в оспариваемый период работы в ФГУП «***» ФСИН России не подтверждается, поскольку имеются приказы от 30.06.2015 № *** об изменении условий труда, о переводе работника на другую работу от 06.08.2018 № ***, заявление истца о переводе на полную ставку с ***, тогда как в соответствии с приказом от 01.04.2019 № *** ФИО1 только повысили оклад до *** рублей, но не перевели его на полную ставку.
Справка от 01.06.2021, выданная ФГУП «***» ФСИН России, не содержит номера и выдана неуполномоченным лицом - заместителем директора ФГУП «***» ФСИН России ФИО17., тогда как на основании решения Арбитражного суда *** области от *** в отношении ФГУП «***» ФСИН России открыто конкурсное производство и утвержден конкурсный управляющий ФИО18. Согласно общедоступным сведениям, полученным с сайта ФНС России, с 23.07.2019 и по настоящий момент ФИО18. является конкурсным управляющим ФГУП «***» ФСИН России. Таким образом, справка от 01.06.2021 б/н, выданная ФГУП «***» ФСИН России, также не подтверждает занятость истца в течение полного рабочего дня и является недопустимым доказательством в соответствии со ст.60 ГПК РФ.
Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 N 85, предусмотрена льготная должность «инженер», однако согласно трудовой книжке истца, он принят на должность главного инженера в ФБУ «Колония-поселение № ***» *** и в ФГУП «***» ФСИН России, это также подтверждается приказами работодателей от 21.05.2001 № ***, согласно которому истец принят на работу по контракту до 31.12.2001, притом, что приказов о продлении контракта истец в суд не представил, и приказом от 31.03.2010 № ***. Следовательно, должность истца не относится к должности, предусмотренной Списком, работа в которой дает право на пенсию в связи с особыми условиями труда.
Ссылки в решении суда на п.1.8 должностной инструкции не свидетельствует о том, что истец был занят на работах с осужденными в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. ФГУП «Тамбовское» ФСИН России является коммерческим юридическим лицом. Предприятия, осуществляющие производство сельхозпродукции, могут входить в УИС РФ, но не являются учреждениями, исполняющими уголовное наказание в виде лишения свободы.
Конкурсный управляющий ФГУП «***» ФСИН России ФИО18., будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился; об уважительных причинах неявки в суд не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, по доверенности ФИО2, поддержавшую апелляционную жалобу, истца и его представителя ФИО3, возражавших против удовлетворения жалобы, представителя третьего лица ФКУ КП № *** УФСИН России по Тамбовской области, по доверенности ФИО4, полагавшую решение законным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч.2 ст.327.1 ГПК РФ).
Поскольку решение обжалуется в части включения в специальный стаж периодов работы с 21.05.2001 по 30.03.2010 в должности ****** разряда ФБУ «Колония-поселение № ***» ***, с 31.03.2010 по 31.12.2011, с 01.01.2021 по 21.05.2021, а также 167 рабочих дней в 2012 г., 171 рабочего дня в 2013 г., 230 рабочих дней в 2014 г., 214 рабочих дней в 2015 г., 270 рабочих дней в 2016 г., 303 рабочих дней в 2017 г., 230 рабочих дней в 2018 г., 227 рабочих дней в 2019 г., 257 рабочих дней в 2020 г. (в соответствии с лицевыми счетами) в должности *** ФГУП «***» ФСИН России, а также назначения досрочной страховой пенсии по старости с 01.09.2021, то судебная коллегия проверяет решение в указанной части.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также ГПК РФ), основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены в части обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, имеются.
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации, социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому.
Государство в силу ст.2 и ст.7 Конституции Российской Федерации обязано обеспечить права граждан. Согласно ст.15 Конституции Российской Федерации, она имеет высшую юридическую силу, Законы и иные правовые акты, применяемые на территории Российской Федерации, Конституции противоречить не должны.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях».
В соответствии со ст.4, ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
При этом согласно статье 35 данного Федерального закона, устанавливающей переходные положения, для определения права на установление страховой пенсии по старости в 2021 году требуется наличие не менее 12 лет страхового стажа и величины ИПК не ниже 21,0.
В силу п.17 ч.1, ч.2, ч.3, ч.4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4).
Согласно подп. «к» п.1, п.3 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", принятого в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, - список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 2 Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 N 85, предусмотрены руководители, специалисты и служащие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в частности инженеры, механики.
При этом, как следует из пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516), и постановления Минтруда России от 22 мая 1996 г. N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", одним из условий реализации права на досрочное назначение пенсии по старости является постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах с осужденными. Факт занятости на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня (не менее 80 % рабочего времени) для зачета соответствующих периодов работы в специальный стаж подтверждается справкой, выданной администрацией учреждения, исполняющего наказания.
Согласно ч.2 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 декабря 2009 г. N 1580-О-О, установление для лиц, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшую в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) связывается не с любой работой в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а лишь с такой, которая непосредственно связана с осужденными и при выполнении которой подвергается риску здоровье работников этих учреждений, учитываются также и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях.
Исходя из этого, в утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85 Списке указаны не только определенные должности, но и условие - постоянная и непосредственная занятость на работах с осужденными. Основанная на указанных признаках дифференциация условий реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. N 145-О-О).
Судом установлено и следует из материалов дела, что *** ФИО1 был принят на работу в учреждение *** (в настоящее время ФКУ КП-******) ***, а *** назначен на должность *** по *** разряду; *** ФИО1 уволен в соответствии с п.5 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации (перевод работника по его просьбе на работу к другому работодателю) (т.1 л.д.10-13, 14, 44-45, 56, 58, 81-86, 87, 88).
В период с 31.03.2010 по 21.05.2021 ФИО1 работал в ФГУП «***» ФСИН России в должности *** (т.1 л.д.10-13).
ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования *** (т.1 л.д.32-41).
01.09.2021 ФИО1, *** года рождения, полагая, что имеет право на досрочную страховую пенсию, поскольку был занят на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, не менее 15 лет, обратился в ОПФР по Тамбовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (т.1 л.д.27-31).
Решением ОПФР по Тамбовской области от 08.10.2021 ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.17 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (т.1 л.д.8-9, 60-61)
ОПФР по Тамбовской области, согласно решению от 08.10.2021, не засчитано в стаж на соответствующих видах работ 12 лет 4 месяца 7 дней, в том числе периоды работы:
- с 23.03.2001 по 20.05.2001 - в должности *** ИТК - поселения ***, так как работа с осужденными не подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета;
- с 21.05.2001 по 30.03.2010 - в должности ****** разряда ФКУ «Колония-поселение № ***» ***, так как отсутствует справка, уточняющая условия труда, не подтверждена занятость в течение полного рабочего дня, работа с осужденными не подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
При этом периоду работы ФИО1 с 31.03.2010 по 21.05.2021 в должности *** ФГУП «***» ФСИН России ОПФР по Тамбовской области в решении от 08.10.2021 оценка не была дана.
Не согласившись с решением пенсионного органа, полагая, что вышеуказанные периоды работы должны быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, исходя из предписаний статей 4, 8, 11, 13, статьи 14, пункта 17 части 1, частей 2, 3 и 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», абзаца 2 подпункта «к» пункта 1, пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 N 85, статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», оценив представленные доказательства, констатировал, что в оспариваемые периоды с 21.05.2001 по 30.03.2010, с 31.03.2010 по 21.05.2021 ФИО1 работал в должности, предусмотренной Списком, в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, постоянно и непосредственно был занят на работах с осужденными полный рабочий день; в связи с чем, пришел к выводу о включении указанных периодов в стаж на соответствующих видах работ для досрочного назначения страховой пенсии по старости, исчислив при этом период работы в ФГУП «***» ФСИН России частично в рабочих днях.
Судебная коллегия, соглашаясь с приведенными выводами суда первой инстанции, сделанными в отношении периода работы ФИО1 с 21.05.2001 по 30.03.2010 в должности ****** разряда ФБУ Колония-поселение № ******, считает необходимым указать также следующее.
Досрочное назначение пенсии по старости рабочим и служащим, занятым на работах с осужденными, впервые было предусмотрено статьей 36 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", норма которой впоследствии включена в пенсионное законодательство.
В целях реализации этого права постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 N 85 был утвержден Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, пунктом 2 которого предусмотрены руководители, специалисты и служащие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в частности инженеры, механики.
Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 39 утверждены разъяснения от 20 мая 1994 г. № 8 "О порядке применения списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85", в соответствии с которыми пенсии в связи с особыми условиями труда по Списку работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85, назначаются в соответствии со статьей 36 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" работникам, профессии и должности которых предусмотрены в Списке: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 15 лет - на работах с осужденными (п.1).
Правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку пользуются рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня (п.2).
Руководители, специалисты и служащие пользуются правом на пенсию на льготных условиях независимо от образования, квалификации и специализации (п.6).
В подтверждение специального трудового стажа для установления льготного пенсионного обеспечения работникам администрацией учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, выдается справка о периодах работы с осужденными в профессиях и должностях, предусмотренных Списком (п.10).
Из справки ФКУ КП-****** от 01.09.2021 № *** (т.1 л.д.58), форма которой соответствует форме справки, являющейся приложением к вышеуказанным разъяснениям от 20 мая 1994 г. № ***, следует, что ФИО1 с 21.05.2001 по 30.03.2010 работал в должности ****** разряда в учреждении, исполняющем уголовное наказание в виде лишения свободы, и постоянно и непосредственно занят на работах с осужденными полный рабочий день.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 (т.1 л.д.99-104), указанный период отражен в сведениях персонифицированного учета без указания кода льготной работы.
При этом из пояснений представителя третьего лица, ФКУ КП-*** УФСИН России по Тамбовской области, по доверенности ФИО4, в суде первой и апелляционной инстанций следует и подтверждается штатным расписанием учреждения, что в учреждении была предусмотрена только лишь должность главного инженера, должности инженера не было; сведения персонифицированного учета в отношении ФИО1 после корректировки поданы без указания кода льготной работы в связи с тем, что Списком предусмотрена должность ***. Поскольку ФИО1 работал в учреждении, исполняющем уголовное наказание в виде лишения свободы, фактически в должности, предусмотренной Списком, и постоянно и непосредственно был занят на работах с осужденными полный рабочий день, учреждением была выдана льготная справка.
ФИО1, настаивая на том, что в период с 21.05.2001 по 30.03.2010 работал в учреждении, исполняющем уголовное наказание в виде лишения свободы, в должности, предусмотренной Списком, постоянно и непосредственно был занят на работах с осужденными полный рабочий день, фактически заявляет о недостоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета и в таком случае именно на нем лежит обязанность подтвердить факт выполнения работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, путём представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Истцом в подтверждение факта льготной работы представлена справка ФКУ КП-****** от 01.09.2021 № *** (т.1 л.д.58), которая, по мнению судебной коллегии, вопреки доводам апелляционной жалобы, обоснованно положена в основу решения суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в части включения в льготный стаж периода работы ФИО1 с 21.05.2001 по 30.03.2010 в должности ****** разряда ФБУ «Колония-поселение № ***» ***.
Учреждение, ФКУ КП-******, в котором истец с 21.05.2001 по 30.03.2010 осуществлял трудовую деятельность, относится к учреждениям, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы; при отсутствии в штатном расписании иной должности, кроме должности ***, ФИО1, по мнению судебной коллегии, фактически работал в должности, предусмотренной Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85, был занят на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня, что подтверждается справкой ФКУ КП****** от 01.09.2021 № ***. Поскольку истцом представлены допустимые доказательства, подтверждающие занятость на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня в спорный период работы в должности инженера, вывод суда об удовлетворении исковых требований ФИО1 о включении в специальный стаж указанного периода работы является обоснованным.
В связи с чем, период работы истца с 21.05.2001 по 30.03.2010 в должности ****** разряда ФКУ «Колония-поселение № ***» *** обоснованно зачтен судом в льготный стаж истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что должность истца не относится к должности, предусмотренной Списком, судебная коллегия, оценив в совокупности представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, отклоняет, учитывая при этом также разъяснения, содержащиеся в п.16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для включения в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периода работы ФИО1 с 31.03.2010 по 21.05.2021 в должности *** ФГУП «***» ФСИН России, в частности периодов работы с 31.03.2010 по 31.12.2011, с 01.01.2021 по 21.05.2021, а также 167 рабочих дней в 2012 г., 171 рабочий день в 2013 г., 230 рабочих дней в 2014 г., 214 рабочих дней в 2015 г., 270 рабочих дней в 2016 г., 303 рабочих дня в 2017 г., 230 рабочих дней в 2018г., 227 рабочих дней в 2019 г., 257 рабочих дней в 2020 г. (в соответствии с лицевыми счетами), поскольку они не соответствуют нормам материального права, применимым к спорным правоотношениям, обстоятельствам дела, представленным доказательствам, опровергнуты доводами жалобы.
Как следует из статьи 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", уголовно-исполнительная система включает в себя: 1) учреждения, исполняющие наказания; 2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы; 3) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации.
Виды учреждений, исполняющих наказания, определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами (статья 6 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I).
Так, согласно ст.74 «Виды исправительных учреждений» Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I, исправительными учреждениями являются, в том числе исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2000 № 89 утвержден Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, которым предусмотрены, в том числе предприятия, осуществляющие лесоводство и лесозаготовки, производство сельскохозяйственной продукции, производство пищевых продуктов и оборудования для их изготовления, швейное производство, производство обуви, обработку древесины и производство изделий из дерева, строительство, производство, ремонт и техническое обслуживание медицинского оборудования и аппаратуры, торговлю, организацию перевозок грузов.
Согласно ст.17 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I, учреждения, исполняющие наказания, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду, в том числе на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы.
Из материалов дела усматривается, что приказом ФСИН России от 08.06.2007 № 300 (т.1 л.д.179) было создано ФГУП «Тамбовское» ФСИН России (п.1 приказа), а также утвержден устав ФГУП «Тамбовское» ФСИН России (п.2 приказа).
Согласно уставу ФГУП «***» ФСИН России (т.1 л.д.180-185), ФГУП «***» ФСИН России, именуемое Предприятие, создано путем выделения его из состава реорганизуемого Государственного унитарного предприятия учреждения ****** Минюста России по *** в соответствии с приказом ФСИН России от 08.06.2007 № 300 (п.1.1).
Предприятие находится в ведомственном подчинении ФСИН России (п.1.3).
Предприятие является юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков; действует на основании хозяйственного расчета, отвечает за результаты хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед поставщиками, потребителями, бюджетом, банками (п.1.4, п.1.6). Предприятие находится в ведомственном подчинении ФСИН России (п.1.10). Предприятие создано в целях удовлетворения потребностей уголовно-исполнительной системы в продуктах питания и обеспечения продовольственной безопасности, а также обеспечения трудовой занятости осужденных (п.2.1).
ФИО1 с 31.03.2010 по 21.05.2021 работал в должности *** в ФГУП «***» ФСИН России, куда был принят в порядке перевода из ФБУ «Колония-поселение № ***» *** (т.1 л.д.10-13, 191, 226).
Разрешая спор в части периода работы истца в ФГУП «***» ФСИН России, судом оставлено без внимания, что согласно уставу ФГУП «***» ФСИН России, утвержденному приказом ФСИН России от 08.06.2007 № 300, данная организация (предприятие) является коммерческой организацией и не является учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что судом при рассмотрении спора неверно применены нормы материального права, подлежащие применению в данной ситуации, в результате чего сделан вывод о том, что работа истца в должности главного инженера в ФГУП «***» ФСИН России в спорный период предусматривала выполнение работником трудовых обязанностей при непосредственной и постоянной занятости с осужденными в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
В связи с чем, решение суда в части удовлетворения исковых требований ФИО1 о включении в стаж на соответствующих видах работ периодов работы с 31.03.2010 по 31.12.2011, с 01.01.2021 по 21.05.2021, а также 167 рабочих дней в 2012 г., 171 рабочий день в 2013 г., 230 рабочих дней в 2014 г., 214 рабочих дней в 2015 г., 270 рабочих дней в 2016 г., 303 рабочих дня в 2017 г., 230 рабочих дней в 2018 г., 227 рабочих дней в 2019 г., 257 рабочих дней в 2020 г. (в соответствии с лицевыми счетами) в должности главного инженера ФГУП «***» ФСИН России подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Ссылки представителя истца в суде апелляционной инстанции на нахождение предприятия в ведомственном подчинении ФСИН России, на вхождение предприятия в уголовно-исполнительную систему, а также на справку ФГУП «***» ФСИН России от 01.06.2021, основанием для удовлетворения иска в указанной части не являются; несмотря на то, что ФГУП «***» ФСИН России действительно входит в уголовно-исполнительную систему, предприятие не является учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы.
Удовлетворяя исковые требования в части назначения досрочной страховой пенсии по старости с ***, суд первой инстанции исходил из наличия у истца достаточной продолжительности специального стажа.
Судебная коллегия с указанными выводами суда согласиться не может, поскольку с учетом периодов работы, включенных в специальный стаж решением суда, продолжительность стажа истца, достигшего *** возраста *** лет, на работах с осужденными составит менее требуемых 15 лет. В связи с чем, отсутствуют основания для назначения ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости.
Решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости с *** г.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 9 июня 2022 г. в части удовлетворения исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области о возложении обязанности включить в стаж на соответствующих видах работ периоды работы с 31.03.2010 по 31.12.2011, с 01.01.2021 по 21.05.2021, а также 167 рабочих дней в 2012 г., 171 рабочий день в 2013 г., 230 рабочих дней в 2014 г., 214 рабочих дней в 2015 г., 270 рабочих дней в 2016 г., 303 рабочих дня в 2017 г., 230 рабочих дней в 2018 г., 227 рабочих дней в 2019 г., 257 рабочих дней в 2020 г. (в соответствии с лицевыми счетами) в должности *** ФГУП «***» ФСИН России и назначить досрочную страховую пенсию по старости с *** г. отменить и принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области о возложении обязанности включить в стаж на соответствующих видах работ периоды работы с 31.03.2010 по 31.12.2011, с 01.01.2021 по 21.05.2021, а также 167 рабочих дней в 2012 г., 171 рабочий день в 2013 г., 230 рабочих дней в 2014 г., 214 рабочих дней в 2015 г., 270 рабочих дней в 2016 г., 303 рабочих дня в 2017 г., 230 рабочих дней в 2018 г., 227 рабочих дней в 2019 г., 257 рабочих дней в 2020 г. (в соответствии с лицевыми счетами) в должности *** ФГУП «***» ФСИН России и назначить досрочную страховую пенсию по старости с *** г. отказать.
В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.10.2022