Судья Милевская Л.В. Дело № 2-5699/2021
№ 33-3208/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Шарыповой Н.В.,
судей Коуровой В.Е., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Булгаковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 25 ноября 2021 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Кургана о признании постановления незаконным, включении в список детей-сирот и предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 9 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика Администрации города Кургана - ФИО2, истца ФИО1, судебная коллегия
установила:
ФИО1, <...> года рождения, обратилась в суд с иском к Администрации города Кургана, в котором с учетом дополнительных требований просила отменить постановление № от <...>; обязать ответчика включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г. Кургана; обязать предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории г. Кургана, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
В обоснование иска указано, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать лишена родительских прав, отец умер. Постановлением от <...>№ она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Шумихинского района Курганской области. С <...> истец проживает в г. Кургане и проходит обучение в Курганском базовом медицинском колледже, зарегистрирована по месту пребывания с <...> в общежитии учебного заведения по адресу: <адрес>. Постановлением Администрации г. Кургана от <...>№ ей было отказано во включении в список лиц данной категории для получения жилья на территории г. Кургана. Полагая постановление ответчика незаконным, истец обратилась в суд с настоящим иском.
В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО1 и ее представитель по устному ходатайству ФИО3 поддерживали исковые требования.
Представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности ФИО2 в судебном заседании с требованиями не согласилась.
Представитель третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области в заявлении просил о рассмотрении дела без его участия, в отзыве на исковое заявление просил в удовлетворении иска отказать.
В качестве третьих лиц Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, Финансовое управление Курганской области своих представителей в суд первой инстанции не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Курганским городским судом Курганской области постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным постановление Администрации города Кургана от <...>№ об отказе ФИО1 во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.
На Администрацию города Кургана возложена обязанность включить в названный список на территории города Кургана ФИО1
На ответчика возложена обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории города Кургана, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям,- общей площадью не менее 15 кв.м, приобретенное за счёт средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
С решением не согласен представитель Администрации города Кургана, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и в удовлетворении исковых требований отказать, указывая на отсутствие доказательств нарушения прав истца. Ссылаясь на п. 4 ст. 6-1 Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье», разъяснениями Министерства просвещения Российской Федерации (утверждены письмом от 23.06.2020 №ДГ-812/07) некоторых норм, регламентированных Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее по тексту – Правила формирования списка), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397, статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, автор жалобы указывает, что новое место жительства у ребенка-сироты должно появиться именно до приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
ФИО1 с <...> проживает по адресу: Курганская область, Щучанский район, г. Щучье, где зарегистрирована по месту жительства, что подтверждается отметкой в паспорте. Из представленных документов усматривается, что истец имеет регистрацию в г. Кургане лишь по месту пребывания, место ее жительства не менялось.
Автор жалобы указывает, что на момент подачи заявления в Администрацию города Кургана ФИО1 уже включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, постановлением Администрации Шумихинского района Курганской области по месту жительства в районе, из данного списка не исключена. Администрация Шумихинского района Курганской области не отказывалась от предоставления жилого помещения истцу, не исключала ее из списка.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области просит решение суда оставить без изменения, полагая доводы апелляционной жалобы необоснованными.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности ФИО2 поддерживает доводы апелляционной жалобы, указав, что истцу было отказано в удовлетворении заявления, поскольку она не меняла своего места жительства.
Истец ФИО1 в судебном заседании просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу просит оставить без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), с учетом мнения истца, представителя ответчика, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность судебного решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее – Правила), а также форма заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397.
Согласно абзацу третьему ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей, в том числе в связи с установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов.
Как следует из материалов дела, истец ФИО1, <...> года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО4 решением Щучанского районного суда Курганской области от <...> лишена родительских прав, отец ФИО5 органичен в родительских правах.
<...> отец истца ФИО5 умер (представлено свидетельство о смерти).
На основании договора № от <...>, заключенного между Администрацией Шумихинского района Курганской области и ФИО3, несовершеннолетняя ФИО1 передана в приемную семью.
По сообщению Отдела народного образования Администрации Щучанского района Курганской области от <...>№ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, закрепленное за несовершеннолетней ФИО1, на основании распоряжения от <...>№-р «О закреплении жилого помещения», является непригодным для проживания.
Постановлением Администрации Шумихинского района Курганской области от <...>№ истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку местом жительства несовершеннолетней являлось место жительства ее приемного родителя в Шумихинском районе Курганской области.
По информации Администрации Шумихинского района Курганской области от <...>№ ФИО1 муниципальное жилье на территории Шумихинского муниципального округа по договору социального найма не предоставлялось.
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, МКУ города Кургана «Жилищная политика», Администрации Щучанского района Курганской области, Администрации Шумихинского муниципального округа Курганской области договор социального найма с ФИО1 не заключался, членом семьи нанимателя она не является, право на приватизацию не использовала, в собственности жилых помещений не имеет.
Представлены сведения об отсутствии жилого помещения на условиях социального найма или иного вида обеспечения истца жилым помещением на территории Щучанского района Курганской области, где находилось закрепленное за несовершеннолетним ребенком жилое помещение.
<...> ФИО6 обратилась в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана с заявлением о включении ее как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список лиц указанной категории, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Постановлением Администрации города Кургана от <...>№ ФИО1 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что представленные документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении – перемена места жительства с территории Щучанского района Курганской области в г. Курган осуществлена после достижения возраста 18 лет. Регистрацией по месту жительства ФИО1 является: <адрес>.
В уведомлении об отказе во включении в список от <...>, направленном в адрес истца, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана сообщено, что на момент подачи заявления местом регистрации заявителя по месту жительства с <...> является г. Щучье Курганской области, что установлено на основании данных паспорта, на территории г. Кургана имеется лишь регистрация по месту пребывания.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 1, 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 6.1 Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье», Обзором практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <...>, установив, что ФИО1 проживает в <...>, там же зарегистрирована по месту пребывания, свое право как ребенок-сирота по прежнему месту жительства в г. Щучье и г. Шумихе Курганской области не реализовала, пришел к выводу о наличии у нее права на обеспечение жилым помещением по месту проживания на территории г. Кургана.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
При этом, решение суда основано на положениях Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <...>№, согласно п. 23 которых при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из Списка по прежнему месту жительства и включении их в Список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства в уполномоченный орган по новому месту жительства детей-сирот обращаются их законные представители.
С заявлением об исключении из Списка могут обратиться действующие на основании доверенности, оформленной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, представители законных представителей, представители детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения совершеннолетия, представители лиц из числа детей-сирот.
Прием заявления об исключении из Списка осуществляется органом местного самоуправления или уполномоченной организацией в случаях и в порядке, которые определяются законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится новое место жительства детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку ФИО1 изменила место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации – Курганской области, то и реализация е прав на предоставление жилого помещения должна быть возложена на орган исполнительной власти Курганской области. Изменение места жительства истца не должно лишать ее права на обеспечение жилым помещением. При этом, судом установлено на основании представленных в деле доказательств, что ФИО1 с момента определения ее в приемную семью проживала на территории Шумихинского района курганской области, а не по месту регистрации.
В суде апелляционной инстанции истец пояснила, что регистрацию по месту жительства в г. Щучье сохраняла по рекомендации органа опеки, всегда проживала в приемной семье до момента поступления в учебное заведение в г. Кургане, где учится и проживает в общежитии с августа 2018 года.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания ОВМ УМВД России по г. Кургану с <...> ФИО1 имеет регистрацию по месту пребывания с <...> по <...> по адресу: <адрес>, общежитие. Вопреки доводам ответчика о перемене истцом места жительства после достижения 18-летнего возраста, к указанному времени истец достигла возраста 16 лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020), обстоятельством, имеющим значение для рассмотрения дел, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот по договорам найма специализированных жилых помещений, является правильное определение судом места жительства лиц указанной категории.
Отказывая истцу во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории г. Кургана, Администрацией города Кургана не проведена проверка, где фактически проживала и проживает ФИО1 Во внимание принята лишь указанная в паспорте регистрация по месту жительства в г. Щучье Курганской области, где истец не проживает с четырехлетнего возраста, как отмечено в решении суда о лишении родительских прав ее матери и об ограничении родительских прав ее отца.
При таких обстоятельствах не обоснована ссылка ответчика в апелляционной жалобе и на письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 23.06.2020 № ДГ-812/07, которым разъяснены положения п. 23 вышеуказанных Правил, регулирующих порядок исключения и включения в список детей-сирот при смене места жительства с территории одного субъекта Российской Федерации на другой.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы об отказе во включении в список в связи со сменой места жительства истца после достижения возраста 18 лет судебной коллегией отклоняются, как не основанные на нормах материального права.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы Администрации города Кургана о том, что жилое помещение указанной категории лиц должно предоставляться по месту жительства (регистрации), и поскольку ФИО1 зарегистрирована в г. Щучье Курганской области постоянно, а в г. Кургане лишь по месту пребывания, то она подлежит обеспечению жилым помещением по месту жительства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <...>), единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания или временного пребывания.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1 о возложении на Администрацию города Кургана обязанности по предоставлению жилого помещения, суд первой инстанции обоснованно указал, что предоставляемое жилое помещение должно быть приобретено за счет средств бюджета Курганской области и передано в муниципальную собственность.
При этом суд первой инстанции принял решение, не противоречащее положениям статьи 19, части 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Курганской области от 24.12.2012 № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым утвержден порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области.
Иные доводы апелляционной жалобы Администрации города Кургана на законность постановленного решения не влияют, поэтому во внимание судебной коллегией не принимаются.
Судебная коллегия находит указанные выводы и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся между сторонами правоотношениям, соответствующим установленным судом обстоятельствам дела.
Апелляционная жалоба не содержит новых доводов, которые могут повлиять на законность обжалуемого судебного решения. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены принятого по делу решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 9 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кургана – без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 1 декабря 2021 года