ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-572/20 от 15.12.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Селецкая Е.П.

дело № 2-572/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-12105/2020

15 декабря 2020 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Загвоздиной Л.Ю.,

судей Андрусенко И.Д., Шушкевич О.В.,

при секретаре Татаринцевой А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нагайбакском районе Челябинской области (межрайонное) на решение Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 17 августа 2020 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нагайбакском районе Челябинской области (межрайонное) о включении периодов работы в стаж на соответствующих видах работ, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Андрусенко И.Д. об обстоятельствах дела, доводах, изложенных в апелляционной жалобе, объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нагайбакском районе Челябинской области (межрайонное) ФИО2, действующего по доверенности и поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца ФИО1, возражавшего относительно жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нагайбакском районе Челябинской области (межрайонное) (далее – УПФР в Нагайбакском районе, пенсионный орган), в котором после уточнения исковых требований просил включить в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в МОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в МОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Верхнеуральска»; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости. Считает отказ незаконным, поскольку в спорные периоды занимался педагогической деятельностью, у него имеется необходимый стаж для назначения пенсии.

В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО1 исковые требования поддержал.

Представитель ответчика УПФР в Нагайбакском районе ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Суд вынес решение об удовлетворении исковых требований, признал незаконным решение УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии; на УПФР в <адрес> (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный страховой стаж ФИО1 период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в МОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в МОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>»; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 –ФЗ « О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.

В апелляционной жалобе представитель ответчика УПФР в <адрес> (межрайонное) просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в специальный стаж, поскольку истцом не выработана норма рабочего времени; периоды работы в должности <данные изъяты> также не подлежат включению в специальный стаж, поскольку Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, не предусмотрены заместители директора, основными обязанностями которого не являлось обеспечение учебного или воспитательного процесса; включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. При исключении спорных периодов работы у ФИО1 отсутствует стаж на соответствующих видах работ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав приобщенные в суде апелляционной инстанции дополнительные (новые) доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, Федеральный закон «О страховых пенсиях», Закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно названному приложению возраст, дающий право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона №400-ФЗ, определяется путём суммирования значения возраста, при наступлении которого предоставлялось право на указанную пенсию по состоянию на 31 декабря 2018 года, и указанного в приложении количества месяцев.

Частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ (в редакции по состоянию на 31 декабря 2018 года) было предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

На основании приложения 6 к Закону № 400-ФЗ для лиц, у которых названный возраст наступает в 2019 году, дополнительно прибавляется 6 месяцев.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в соответствии с которой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечении».

Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 в разделе 1 «Наименование должностей» предусмотрен учитель, пунктом 1.1 раздела «Наименование учреждений» - школы всех наименований.

Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, предусмотрены аналогичные должности в общеобразовательных школах (начальной, основной, средней).

В Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, предусмотрена должность учителя школ всех типов и наименований.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 работал в должности <данные изъяты> в СОШ <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности заместителя директора по информатизации учебно-воспитательного процесса, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности исполняющего обязанности директора школы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности директора МОУ «СОШ <адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности <данные изъяты> в СОШ <адрес> (л.д. 9-12).

Согласно справке МОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей условия работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, ФИО1 принят в среднюю школу <адрес><данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ с полной педагогической нагрузкой <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ назначен <данные изъяты> на 1 ставку с правом преподавания часов, с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность исполняющего обязанности директора МОУ СОШ <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность <данные изъяты> МОУ СОШ <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию, с ДД.ММ.ГГГГ принят учителем информатики с полной педагогической нагрузкой (л.д.68)

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в УПФР в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (л.д. 39-40).

Постановлением Правления Пенсионного Фонда РФ от 16 марта 2020 года за № 191 п «О реорганизации некоторых территориальных органов ПФР в Челябинской области» установлено, что Управление Пенсионного фонда в Верхнеуральском районе реорганизовано в форме присоединения к Управлению Пенсионного фонда РФ в Нагайбакском районе Челябинской области (л.д. 29-35).

Решением УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в установлении страховой пенсии по старости ФИО1 по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (л.д. 14-23).

Как следует из указанного решения, продолжительность стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей составляет <данные изъяты>; продолжительность страхового стажа – <данные изъяты>, величина ИПК – <данные изъяты>

В стаж на соответствующих видах работ по пункту 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ не засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в МОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» на неполную ставку 0,87; период работы в должности <данные изъяты> в МОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1 о включении в стаж на соответствующих видах работ период работы в должности <данные изъяты> в МОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции исходил из суммарного расчета педагогической нагрузки за учебный 2002-2003 год, который складывается из периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с педагогической нагрузкой в <данные изъяты> ставки учителя и периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с педагогической нагрузкой в <данные изъяты> ставки учителя, и средней педагогической нагрузки за указанный период, и пришел к выводу о доказанности работы истца в спорный период на полную ставку учителя.

Судебная коллегия полагает окончательные выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, совокупности исследованных судом доказательств и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Довод апелляционной жалобы о том, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в специальный стаж, поскольку истцом не выработана норма рабочего времени, не является основанием к отмене решения суда.

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Разделом 2 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и других работников образовательных учреждений, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 года № 69, действовавшего в спорный период работы, определено, что выполнение преподавательской работы учителями (педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой. Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не нормировано по количеству часов (пункт 2.1 Положения № 69).

Режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой. Такой формой догрузки может являться, в том числе другая педагогическая работа, объем которой регулируется образовательным учреждением.

Работникам, ведущим преподавательскую работу (учителям), устанавливаются ставки заработной платы за определенную норму часов преподавательской работы в неделю (в год), являющиеся расчетными величинами при определении их месячной (среднемесячной) заработной платы в зависимости от фактического объема установленной им учебной нагрузки и условием включения периодов работы в льготный стаж. Сведения о заработной плате учителей за преподавательскую работу заносятся в тарификационные списки (Письмо Центрального совета Профсоюзов работников народного образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2012 года № 113 «Рекомендации по установлению учебной нагрузки учителей и преподавателей»).

Из анализа приведенных норм следует, что для включения периодов работы в педагогический стаж необходимо учитывать выполнение педагогической нагрузки.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно справке МОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 работал <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с полной педагогической нагрузкой <данные изъяты> (л.д. 68).

Как следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 работал в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с педагогической нагрузкой в <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с педагогической нагрузкой в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с педагогической нагрузкой 1 ставки <данные изъяты> (л.д. 56-67).

При этом работодателем МОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отражены с кодом льготной работы (28-ПД).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 пояснял, что в 2002-2003 учебном году он был тарифицирован на полную ставку; поскольку в школе не хватало учителей, то он в первом полугодии провел уроков больше, чем во втором, вместо 1 урока проводил два урока в классе. Во втором полугодии часов было меньше, потому что он провел их уже в первом полугодии, освободив уроки учителю английского языка, который принят был на работу во втором полугодии.

Таким образом, принимая во внимание, что истец был принят на работу учителем информатики на полную ставку, учебная нагрузка на основании приказа работодателя уменьшена истцу не была, неравномерная нагрузка в 2002-2003 учебном году обусловлена расписанием учебных занятий, работодателем в выписке из ИЛС спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отражен с кодом льготной работы, судебная коллегия приходит к выводу, что истцом выполнена норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и указанный период подлежит включению в педагогический стаж. Никаких доказательств, опровергающих это обстоятельство, ответчик в своей жалобе не приводит.

Удовлетворяя исковые требования ФИО1 о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по информатизации учебно-воспитательного процесса в МОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>», суд первой инстанции, проанализировав должностную инструкцию истца, справку, уточняющую характер работы, выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, пришел к выводу, что истец, наряду с другими заместителями директора осуществлял организацию учебно-воспитательного процесса в СОШ, контролировал его процесс, в том числе и осуществлял контроль выполнения учебных программ на основе учебно-методических комплексов и программного обеспечения, устанавливаемого им в СОШ <адрес>; его трудовая деятельность в данные периоды непосредственно осуществлялась в общеобразовательной школе, в непосредственном контакте с учителями, учениками, их родителями, направление деятельности – учебно-воспитательный процесс, его организация с помощью новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Оснований для несогласия с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, соответствуют закону.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что периоды работы в должности <данные изъяты> также не подлежат включению в специальный стаж, поскольку Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрены заместители директора, основными обязанностями которого не являлось обеспечение учебного или воспитательного процесса, отклоняются судебной коллегией как необоснованные в связи со следующим.

В соответствии с подпунктом «б» Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года, в стаж засчитывается работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом.

Пункт 8 названных выше Правил предусматривает дополнительные льготы для руководящих работников (заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» Списка, устанавливая право на включение такой работы в специальный стаж независимо от ведения ими или неведения преподавательской работы.

Согласно Приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» установлены квалификационные характеристики должности «заместитель руководителя образовательного учреждения», которые соответствуют квалификационным характеристикам, содержащимся в должностной инструкции заместителя директора по информатизации учебно-воспитательного процесса.

Так, в соответствии с ЕКС <данные изъяты> образовательного учреждения: обеспечивает использование и совершенствование методов организации образовательного процесса и современных образовательных технологий, в том числе дистанционных; оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий; организует учебно-воспитательную, методическую, культурно-массовую, внеклассную работу; организует работу по подготовке и проведению экзаменов.

Должностной инструкцией <данные изъяты> обязанность по организации и контролю выполнения учебных программ на основе учебно-методических комплексов и программного обеспечения по школьному курсу информатики, созданию условий для интеграции информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный и воспитательный процесс, ведению, сопровождению и заполнению электронного журнала в СОШ ; открывает учебный год в последнюю неделю августа в соответствии с информацией, полученной от директора, заместителя директора, вводит в систему перечень классов, сведения о классных руководителях, список учителей для каждого класса, режим работы школы в текущем учебном году, расписание; проводит обучение на общешкольных, классных родительских собраниях и педагогических ФИО11; организует обучение работе с электронным журналом администрацию, классных руководителей, учителей, родителей, учеников и обучает работе в системе учащихся и их родителей; ведет мониторинг использования системы учителями, учащимися и их родителями; контролирует совместно с завучами школы своевременное выставление учителями-предметниками оценок учащимся класса, в случае нарушения педагогами своих обязанностей, информирует об этом; имеет право в пределах своей компетенции присутствовать на любых занятиях, проводимых с учащимися школы.

Кроме того, в силу п. 3.3 должностной инструкции <данные изъяты> имеет право привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Уставом школы и Правилами о поощрениях и взысканиях (л.д. 50-52).

Судебная коллегия также принимает во внимание, что использование информационных технологий повышает эффективность урока, развивая мотивацию обучения, что делает процесс обучения более успешным; информационные технологии позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Основными направлениями деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе является организация учебно-воспитательного процесса в учреждении, руководство им и контроль развития этого процесса; методическое руководство педагогическим коллективом по организации образовательного процесса; контроль за соблюдением норм, правил охраны труда и безопасности в учебном процессе; обеспечение использования и совершенствования методов организации учебного процесса и современных образовательных технологий, в том числе дистанционных (л.д. 53-54).

Таким образом, работа истца в качестве <данные изъяты>, безусловно, была связана с образовательным (воспитательным) процессом, поскольку, как следует из должностных обязанностей истца как заместителя директора по информатизации учебно-воспитательного процесса, он отвечал за организацию учебно-воспитательного процесса, составление и выполнение учебных планов, качество преподавания.

Довод апелляционной жалобы о том, что включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, отклоняется судебной коллегией как основанный на ошибочном толковании норм материального права.

Так, согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Согласно статье 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности.

Кроме того, необходимость повышения учителями (педагогами) своей квалификации является необходимым условием для осуществления педагогическим работником своей деятельности, что прямо предусмотрено п. 7 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также Приказом Минобрнауки от 07 апреля 2014 года № 276.

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, прохождение курсов повышения квалификации являлось для ФИО1 обязательным условием работы в соответствующих должностях, в связи с чем периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Осуществление работодателем соответствующих отчислений в спорный период в Пенсионный фонд ответчиком не оспаривалось и доказательств обратного не представлено.

Поскольку специальный стаж истца ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (с учетом зачтенных УПФР периодов продолжительностью <данные изъяты>, в том числе периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда истец был временно нетрудоспособен, а также периодов, зачтенных по решению суда – 6 лет 09 месяцев 02 дня), на ДД.ММ.ГГГГ составил более требуемых 25 лет, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении истцу страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ – даты обращения с заявлением. Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии у истца стажа на соответствующих видах работ являются необоснованными.

Таким образом, в апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, поскольку представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона не допущено.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 17 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нагайбакском районе Челябинской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: