Судья – Котихина А.В. 16 апреля 2014 г. Дело № 2-573/14-33-973
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего – Бобряшовой Л.П.,
судей – Хухры Н.В., Смирновой Л.Н.,
при секретаре – Горбачевой А.В.,
с участием Манькова И.М. и представителя Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области Яворских Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 апреля 2014 года по докладу судьи Смирновой Л.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Манькова И.М. на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 22 января 2014 года, которым в удовлетворении исковых требований Манькова И.М. к Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области об обязании перевести в списке граждан на получение государственного жилищного сертификата из категории граждан «пенсионеры» в категорию граждан «выезжающие из закрывающихся населенных пунктов» отказано,
у с т а н о в и л а :
Маньков И.М. обратился в суд с иском к Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области (далее – Департамент по ЖКХ и ТЭК), указав в обоснование на то, что с апреля 1989 года по апрель 2009 года он жил и работал в поселке Комсомольский Чаунского района Чукотского автономного округа, относящемся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. С 2001 года по 2009 год он состоял в списке очередников в Администрации Чаунского района на получение жилищной субсидии как выезжающий (переселенец) из Чукотского автономного округа. После выезда за пределы Чаунского района он встал на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилого помещения в г. Великий Новгород. Постановлением Администрации Великого Новгорода от 13 июля 2010 года он признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 №675, для включения в списки граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2011 году, по категории граждан - пенсионеры. После уточнения заявленных требований просил обязать ответчика перевести его из очередников категории граждан – получателей жилищной субсидии – пенсионеры в категорию – выезжающие из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация Великого Новгорода.
Судом по делу принято вышеуказанное решение, с которым не согласен ФИО1 В апелляционной жалобе указывает, что при установлении категории граждан, имеющих право на жилищную субсидию, к которой он относится, необходимо руководствоваться положениями Федеральный закон от 17 июля 2011 года № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», поскольку поселок Комсомольский Чаунского района Чукотского автономного округа, в котором он проживал до 2009 года, относится к закрывающимся населенным пунктам в районах Крайнего Севера, и находится в стадии ликвидации. Полагает, что он относится к категории граждан, выезжающих из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера, а потому у суда не было оснований для отказа в удовлетворении заявленных им требований.
В возражениях Департамента по ЖКХ и ТЭК на апелляционную жалобу указано на законность и обоснованность решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав ФИО1, поддержавшего жалобу, представителя Департамента ЖКХ и ТЭК ФИО2, возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Федеральный закон № 125-ФЗ).
Статьей 2 указанного Федерального закона №125-ФЗ была установлена следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации; во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого ч.2 и 3 ст. 5 настоящего Федерального закона; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого ч.2 ст.5 настоящего Федерального закона; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого ч. 2 ст. 5 настоящего Федерального закона; в пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
17 июля 2011 года в правовое регулирование предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с принятием Федерального закона № 212-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Федерального закона №211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» были внесены изменения.
Так ст.2 Федерального закона №125 предусматривает, что с 01 января 2012 года устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
С 1 января 2012 года из очереди на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом исключаются граждане, которые выезжают из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, и которым предоставление жилищных субсидий осуществляется на основании Федерального закона « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с сохранением имеющейся очередности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17 июля 2011 года № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее Федеральный закон № 211-ФЗ) право на получение жилищных субсидий имеют граждане, выезжающие из закрывающихся населенных пунктов, не имеющие иных жилых помещений на территории Российской Федерации или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели, проживающие по месту жительства в указанных населенных пунктах.
Право на получение жилищных субсидий имеют граждане, проживающие по месту жительства в закрывающемся населенном пункте на дату принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о его закрытии, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Граждане, выезжающие из закрывающихся населенных пунктов и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право состоять на данном учете, жилищные субсидии им предоставляются в соответствии с имеющейся очередностью для указанной категории граждан.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 с 1989 года по апрель 2009 года проживал и работал в пос. Комсомольский Чаунского района Чукотского автономного округа.
Указанный поселок в соответствии с Законом Чукотского автономного округа от 30 июня 1998 года № 33-ОЗ и Постановлением Правительства РФ от 02 февраля 1998 года № 128 находится в стадии ликвидации.
Постановлением Администрации Чаунского района от 04 февраля 2002 года ФИО1 был утвержден в списке граждан Чаунского района, состоящих на учете на получение жилья в климатически благоприятных регионах проживания РФ либо жилищных субсидий на его приобретение (строительство).
На момент отселения из вышеуказанного населенного пункта истец свое право на получение социальных выплат для приобретения жилья не использовал.
Из представленных материалов дела следует, что ФИО1 в период с 20 мая 2009 года по 19 мая 2012 года был зарегистрирован по месту пребывания в квартире <...>, а с 05 апреля 2010 года по настоящее время он зарегистрирован по месту жительства по адресу: <...>.
04 июня 2009 года ФИО1 обратился в Администрацию Великого Новгорода с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении и включении в число участников подпрограммы участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Однако ему в этом было отказано.
Решением Новгородского городского суда от 29 апреля 2010 года с учетом изменений, внесенных кассационным определением Новгородского областного суда от 16 июня 2010 года, на Администрацию Великого Новгорода была возложена обязанность признать ФИО1 участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством».
Постановлением Администрации Великого Новгорода от 13 июля 2010 года №3173 истец признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» для включения в списки граждан, выезжающих (выезжавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2011 году.
При этом, как следует из объяснений сторон, ФИО1 был включен в список очередников по категории «пенсионеры». По этой же категории очередников ФИО1 был включен в Сводный список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2013 и 2014 годы.
ФИО1 в обоснование требований ссылается на то, что поскольку за ним изначально было признано право на получение жилищной субсидии как за гражданином, выезжающим из поселка, находящегося в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающимся в соответствии с решениями органов государственной власти субъекта Российской Федерации, то после принятия Федерального закона №211 и внесения изменений в Федеральный закон №125, т.е. с 01 января 2012 года, он подлежит обеспечению жилищной субсидией по категории «выезжающие», а не по категории «пенсионеры».
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, данные доводы истца признал несостоятельными.
Такой вывод суда судебная коллегия находит правильным.
Как определено в ч.1 ст. 2 Федерального Закона №211, право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, выезжающие из закрывающихся населенных пунктов, не имеющие иных жилых помещений на территории Российской Федерации или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели, проживающие по месту жительства в указанных населенных пунктах.
Поскольку материалами дела установлено, что на момент вступления в силу Федерального закона №211 ФИО1 на территории пос. Комсомольский Чаунского района Чукотского автономного округа, находящегося в стадии ликвидации с 1998 года, не проживал, покинул его пределы в 2009 году в связи с переездом в Новгородскую область, то суд первой инстанции, дав анализ положениям Федерального закона №125 и Федерального закона №211, пришел к правильному выводу об отсутствии у ФИО1 права на включение в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «выезжающие».
Кроме того, пунктом 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года №879, установлено, что очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной ст.2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности).
Поскольку после переезда из района Крайнего Севера ФИО1 был поставлен в очередь для получения жилищной субсидии по категории, соответствующей его статусу, по дате подачи заявления, то оснований для изменения категории очередности истца в Сводном списке участников на 2014 год не имелось.
Исходя из установленных по делу обстоятельств и вышеприведенных положений закона, суд первой инстанции правомерно признал, что действиями ответчика права истца не нарушены, и обоснованно отклонил заявленные требования.
Доводы, приведенные ФИО1 в апелляционной жалобе, были известны суду первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка, оснований не соглашаться с которой у судебной коллегии не имеется.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам, верно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь принятие незаконного решения, не допущено.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, и по доводам апелляционной жалобы отмене или изменению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Новгородского районного суда Новгородской области от 22 января 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий: Л.П. Бобряшова
Судьи: Н.В. Хухра
ФИО3