Дело № 2-574/2019 (33-2347/2020) судья Мошовец Ю. С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Тверской областной суд в составе председательствующего судьи
Рязанцева В. О.,
при секретаре судебного заседания Джамалове Б. И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по частной жалобе администрации Конаковского района Тверской области на определение Конаковского городского суда Тверской области от 15 июня 2020 года, которым постановлено:
«в удовлетворении заявлений администрации Конаковского района Тверской области, Министерства социальной защиты населения Тверской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказать»,
установил:
решением Конаковского городского суда от 31.05.2019 частично удовлетворены требования Конаковского межрайонного прокурора в интересах Храповой О. Н.
Указанным решением на администрацию Конаковского района возложена обязанность предоставить Храповой О. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в пределах норм, установленных действующим законодательством, соответствующее санитарно-техническим требованиям в срок до 31.12.2019, на Министерство социальной защиты населения Тверской области возложена обязанность в 2019 году выделить администрации Конаковского района Тверской области денежные средства для приобретения жилого помещения Храповой О. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с действующим законодательством».
Ответчиками Министерством социальной защиты населения Тверской области и администрацией Конаковского района Тверской области поданы заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 31.12.2020.
В обоснование заявления Министерства указано, что в настоящее время ответчик не может исполнить данное решение в силу следующих обстоятельств.
Храпова О. Н. состоит на учете в реестре лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Протоколом от 12.12.2019 № 55 Комиссия по формированию списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения включила Храпову О. Н. в список на обеспечение жильем в 2020 году.
Постановлением Правительства Тверской области от 26.02.2013
№ 62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен Порядок предоставления благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Тверская область. Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения для детей-сирот в соответствии с федеральным законодательством. Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения по стоимости в пределах средств из областного бюджета Тверской области, предоставляемых в виде субвенций бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Площадь приобретаемого жилого помещения не может быть ниже нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, установленной Законом Тверской области от 17.04.2006 № 39-30
«О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тверской области» для указанной категории лиц. Жилые помещения должны отвечать требованиям, предусмотренным статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области после регистрации права собственности на жилое помещение заключают договоры найма специализированного жилого помещения с детьми-сиротами, включенными в список.
На основании постановления Правительства Тверской области от 05.04.2012 № 142-пп «Об утверждении Порядка расходования субвенций, представленных из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию переданных государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», субвенции перечисляются органам местного самоуправления в соответствии со списком, утвержденным комиссией по формированию списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения после предоставления в Министерство заявки с приложением копии муниципального контракта на приобретение жилого помещения лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключения Комиссии.
Включение в список на очередной год подразумевает и предоставление жилого помещения в очередном году.
Список лиц из числа детей-сирот, которым будет приобретено жилье, составляется на весь год и не ограничивается датами, кроме 31 декабря соответствующего года.
До настоящего времени администрацией Конаковского района не представлена в Министерство заявка с приложением копии муниципального контракта на приобретение жилого помещения для Храповой О. Н., в связи с чем Министерство в части финансирования приобретения жилого помещения по независящим от него причинам не может исполнить решение суда.
Считает, что изложенные обстоятельства являются непреодолимым препятствием к исполнению решения суда.
В обоснование заявления администрации указано, что согласно выписке из протокола № 55 Комиссией по формированию списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения от 12.12.2019 года, был утвержден список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в 2020 году будут обеспечены жилыми помещениями.
Храпова О. Н. в данный список внесена.
Включение в список на очередной год подразумевает предоставление жилого помещения в очередном году. Список лиц из числа детей-сирот, которым будет приобретено жилье, составляется на весь год и не ограничивается датами, кроме 31 декабря соответствующего года.
В настоящее время администрацией Конаковского района Тверской области внесена закупка на приобретение благоустроенного изолированного жилого помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в план-график. Планируемый срок приобретения жилого помещения - до 31.12.2020.
Стоит учесть, что процедура поиска жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим требованиям, установленных действующим законодательством, занимает достаточно длительный период. Процедура приобретения жилого помещения будет проходить в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором чётко предусмотрены сроки для размещения закупки, подачи заявки для участия в аукционе, проведения аукциона, заключения договора. Необходимо учитывать тот факт, что может сложиться ситуация, когда на аукцион не будет подано ни одной заявки, после чего аукцион считается не состоявшимся и данную процедуру необходимо проводить повторно.
В судебное заседание, извещенные надлежащим образом, представители заявителей Министерства социальной защиты населения Тверской области, администрации Конаковского района, представители заинтересованных лиц ГКУ ТО «Центр социальной поддержки населения» Конаковского района, Министерства финансов Тверской области, УФССП России по Тверской области, Конаковского районного отдела судебных приставов УФССП России по Тверской области не явились, представителем Министерства представлено ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебном заседании заинтересованное лицо Храпова О. Н. возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что еще зимой ей сообщили о выделении денежных средств и начале поиска квартиры, но до настоящего времени решение не исполнено. Предлагаемые варианты не пригодны для проживания. Считает, что денежные средства выделены в недостаточном количестве.
В судебном заседании помощник Конаковского межрайонного прокурора Смородкина В. В. возражала против удовлетворения заявлений, указала, что у заявителей было достаточно времени для исполнения решения суда в установленный срок.
Судом постановлено вышеприведенное определение.
В частной жалобе администрация Конаковского района Тверской области просит отменить определение от 15.06.2020 и принять новое, которым предоставить администрации отсрочку исполнения решения до 31.12.2020.
В обоснование требований жалобы указано, что подбор жилого помещения, отвечающего нормам действующего законодательства, и процедура заключения контракта для приобретения жилого помещения, занимает достаточно длительный период времени.
В Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» чётко предусмотрены сроки для размещения закупки, подачи заявки для участия в аукционе, проведения аукциона, заключения контракта (договора).
Необходимо учитывать и тот факт, что может сложиться ситуация, когда на аукцион не будет подано ни одной заявки, после чего аукцион считается не состоявшимся и данную процедуру необходимо проводить повторно.
В соответствии с частью 2 статьи 333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Положениями статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что должник, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело вопрос об отсрочке исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 № 13
«О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
Разрешая заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении в связи с тем, что представленные заявителями документы не свидетельствуют о том, что предоставление отсрочки исполнения решения суда на срок до 31.12.2020 будет способствовать исполнению требований решения суда в полном объеме после указанной даты и администрацией Конаковского района действия, направленные на исполнение решения суда, начали осуществляться только в 2020 году, то есть по истечении установленного судом срока, что приводит к длительному нарушению права Храповой О. Н. на получение жилого помещения.
С данным выводом соглашается суд апелляционной инстанции.
По смыслу вышеприведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного суда Российской Федерации, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу части 4 статьи 15, части 3 статьи 17, частей 1, 2 статьи 19 и частей 1, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнения вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что указанные заявителями обстоятельства не могут являться основанием для предоставления отсрочки исполнения вступившего в законную силу судебного постановления.
При этом суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что в материалы дела не представлено доказательств наличия обстоятельств, носящих исключительный характер и препятствующих исполнению решения суда.
Доводы жалобы администрации повторяют обстоятельства, указанные в обоснование заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, и не опровергают правильность выводов суда.
Тот факт, что жилое помещение должно быть приобретено с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не является основанием для признания таких обстоятельств исключительными, не позволяющими исполнить решение суда в виду того, что с момента вступлении решения суда в законную силу – 06.07.2019 у администрации района было достаточно времени для исполнения судебного акта.
При этом, как следует из сведений Единой информационной системы в сфере закупок, план-график, на который ссылается заявитель размещен в указанной системе только 11.03.2020, то есть по истечении девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд первой инстанции верно указал, что представленные заявителями документы не свидетельствуют о том, что предоставление отсрочки исполнения решения суда на срок до 31.12.2020 будет способствовать исполнению требований решения суда в полном объеме после указанной даты.
Доводы частной жалобы, выражающие несогласие с выводами суда первой инстанции, не опровергают выводов обжалуемого судебного акта и не подтверждают наличие правовых оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного решения.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену определения, не установлено.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции,
определил:
определение Конаковского городского суда Тверской области от
15 июня 2020 года оставить без изменения, частную жалобу администрации Конаковского района Тверской области – без удовлетворения.
Председательствующий В. О. Рязанцев