Судья Лигус О.В. Дело №33-1945/2020
(№2-574/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 сентября 2020 года город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.
судей Старцевой С.А., Хомяковой М.Е.
при секретаре Гороховой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации города Орла о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации города Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 8 июня 2020 года с учетом определения об исправлении описки от 25 июня 2020 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации города Орла о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указывала, что является лицом, оставшимся без попечения родителей.
Постановлением администрации Свердловского района Орловской области №120 от 01.03.2017 она была поставлена на учет в качестве имеющей право на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в Свердловском районе. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. С осени 2018 и по настоящее время постоянно проживает в г. Орле.
По изложенным основаниям просила суд обязать администрацию города Орла принять ее на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и обязать администрацию города Орла предоставить ей на территории муниципального образования «Город Орел» благоустроенное жилое помещение общей площадью по норме предоставления.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе администрация города Орла просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что на основании постановления администрации Свердловского района Орловской области №120 от 01.03.2017, истец поставлена на учет и включена в список детей-сирот, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения в Свердловском районе Орловской области. Указанное постановление ФИО1 оспорено не было, также как и не было подано заявления о снятии ее с учета, в связи с чем ФИО1 должна быть обеспечена жилым помещением в Свердловском районе Орловской области.
Обращает внимание на то, что судом оставлен без внимания тот факт, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, предоставлялось ли истцу жилое помещение на основании указанного выше постановления администрации Свердловского района Орловской области, тогда как действующее законодательство не предусматривает возможности состоять на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей одновременно в нескольких населенных пунктах.
Приводит довод о том, что установить характер постоянного проживания в г. Орле истца по материалам дела не представляется возможным.
Указывает также на то, что законодательство о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и жилищное законодательство не предусматривают обязанность по внеочередному предоставлению ФИО1, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения из специализированного жилищного фонда.
Считает, что судом не дана правовая оценка доводам ответчика о недостаточном финансировании на исполнение переданных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации г. Орла по доверенности ФИО2 поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, истец ФИО1 и ее представитель адвокат Лысенко С.В. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь в том числе на то обстоятельство, что администрацией Свердловского района со ссылкой на постановление Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 отказано истцу в исключении из списка по прежнему месту жительства, поскольку с таким заявлением необходимо обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ по новому месту жительства. Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, Департамент финансов Орловской области, Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, администрация Свердловского района Орловской области в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для изменения решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 (п. 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (ч. 3).
Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 г. № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее также – Закон).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 2 ст. 1).
Порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц определен статьей 3 Закона, в соответствии с которой по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров.
В случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 кв. м по месту жительства ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, уменьшается не более чем на 5 кв.м. или увеличивается не более чем на 12 кв.м.
В соответствии со статьей 2 Закона Орловской области № 727-ОЗ (в редакции Закона Орловской области от 05.09.2012 № 1400-ОЗ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, осуществляется органами местного самоуправления Орловской области, уполномоченными на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - уполномоченный орган местного самоуправления), по месту жительства (ч.1).
При этом в силу статьи 2 Закона Орловской области № 727-ОЗ (в редакции Закона Орловской области от 30.03.2020 № 2462-ОЗ) формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в Орловской области (далее - список) осуществляется органом местного самоуправления Орловской области, уполномоченным в соответствии со статьей 6 настоящего Закона на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту жительства (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) (ч.1).
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - Правила формирования списка) (ч.2 ст. 2).
При перемене места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прием заявления об исключении из списка осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления по их новому месту жительства в случаях и порядке, установленных постановлением Правительства Орловской области (ч.7 ст. 2)
Пунктом 23 Правил формирования списка предусмотрено, что при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители.
Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет.
Прием заявления об исключении из списка осуществляется органом местного самоуправления или уполномоченной организацией в случаях и в порядке, которые определяются законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится новое место жительства детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот.
В соответствии с пунктом 24 вышеприведенных Правил в заявлении об исключении из списка указываются следующие сведения о детях-сиротах, детях-сиротах, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лицах из числа детей-сирот: фамилия, имя, отчество (при наличии); число, месяц и год рождения; сведения о паспорте гражданина Российской Федерации или ином документе, удостоверяющем личность (военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу), временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта); сведения о субъекте Российской Федерации, в котором дети-сироты, дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот включены в список (по прежнему месту жительства); сведения о месте проживания; сведения о регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания (при наличии); сведения о наличии или отсутствии права собственности на жилое помещение, или права пользования по договору социального найма жилого помещения, или права пользования жилым помещением в качестве члена семьи нанимателя по договору социального найма. Лица, указанные в пункте 23 настоящих Правил, подтверждают своей подписью с проставлением даты подачи заявления об исключении из списка указанные в нем сведения.
К заявлению об исключении из списка прилагаются следующие документы: а) копия свидетельства о рождении детей-сирот; б) копия паспорта гражданина Российской Федерации детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот; в) копия акта органа опеки и попечительства, подтверждающего полномочия опекуна (попечителя); г) копия доверенности представителя законных представителей опекуна, представителя детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, представителя лиц из числа детей-сирот, оформленная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (п.25 Правил).
Заявление об исключении из списка регистрируется органом по новому месту жительства (органом местного самоуправления, уполномоченной организацией) в день подачи (поступления) в журнале регистрации заявлений по форме, утвержденной органом по новому месту жительства (п. 28 Правил).
Орган по новому месту жительства (орган местного самоуправления, уполномоченная организация по новому месту жительства) не вправе отказать в приеме заявления об исключении из списка и прилагаемых к нему документов.
В случае выявления недостоверности и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении об исключении из списка и представленных с заявлением документах, орган по новому месту жительства (орган местного самоуправления, уполномоченная организация по новому месту жительства) направляет лицам, указанным в пункте 23 настоящих Правил, запрос об уточнении указанных сведений. Запрос может быть передан этим лицам под расписку, направлен заказным письмом с уведомлением о вручении или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 29 Правил).
Орган по новому месту жительства в течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления об исключении из списка направляет, в том числе в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором дети-сироты, дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот включены в список (далее - орган по прежнему месту жительства), письменный запрос о предоставлении учетного дела, а также запрос в орган опеки и попечительства по новому месту жительства о постановке детей-сирот на учет в установленном порядке (п. 30 Правил).
Орган по прежнему месту жительства осуществляет проверку отсутствия оснований, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 4 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе посредством межведомственного запроса в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия в органы, предоставляющие подтверждение таких сведений. Ответы на запросы органа по прежнему месту жительства о подтверждении сведений, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, направляются органами, предоставляющими подтверждение таких сведений, в орган по прежнему месту жительства в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса (п. 32 Правил).
В случае отсутствия оснований, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 4 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», орган по прежнему месту жительства не позднее 20 рабочих дней со дня поступления запроса о предоставлении учетного дела направляет в орган по новому месту жительства заказным письмом с уведомлением о вручении учетное дело. При наличии оснований, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 4 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", орган по прежнему месту жительства принимает решение об исключении детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот из списка. Решение об исключении из списка оформляется актом органа по прежнему месту жительства, на основании которого орган по прежнему месту жительства в течение 3 рабочих дней со дня его принятия вносит соответствующие изменения в список. Копия акта об исключении из списка направляется в орган по новому месту жительства в течение 3 рабочих дней со дня внесения изменений в список, а также лицам, указанным в пункте 23 настоящих Правил, способом, обеспечивающим подтверждение ее получения. При направлении копии акта об исключении из списка лицам, указанным в пункте 23 настоящих Правил, разъясняется порядок обжалования соответствующего решения (п. 32 Правил).
Информация о постановке детей-сирот на учет в установленном порядке направляется органом опеки и попечительства в орган по новому месту жительства в течение 5 рабочих дней со дня поступления от органа по новому месту жительства соответствующего запроса (п. 33 Правил).
Орган по новому месту жительства не позднее 10 рабочих дней со дня поступления информации по запросам в соответствии с пунктом 30 настоящих Правил принимает одно из следующих решений: а) о включении детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот в список по новому месту жительства (далее - решение о включении в список по новому месту жительства); б) об отказе во включении детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот в список по новому месту жительства (далее - решение об отказе во включении в список по новому месту жительства) (п. 34 Правил).
Орган по прежнему месту жительства на основании копии акта органа по новому месту жительства о включении детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот в список исключает их из списка в течение 10 рабочих дней со дня ее поступления (п. 37 Правил).
Орган по новому месту жительства включает детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот в список (п. 38 Правил).
Как следует из материалов дела, ФИО1 родилась <дата>.
Мать истца ФИО7 осуждена приговором Краснослободского районного суда Волгоградской области от 26.01.2016 за совершение тяжких преступлений против половой неприкосновенности, отбывает наказание в виде лишения свободы. Сведения об отце внесены в запись акта о рождении истца на основании заявления матери.
Постановлением Краснослободского районного суда Волгоградской области от 26.01.2016 ФИО1 передана органам опеки и попечительства администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области для решения вопроса о передаче на попечение близких родственников или других лиц, либо помещении в детские или социальные учреждения.
При этом по материалам дела следует, что жилье за ФИО1 не закреплялось, в собственности либо на ином праве она жилья не имеет, что подтверждается представленными сведениями Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, а также отделом по опеке и попечительству администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 25.04.2016 № 533 (л.д. 16, 33).
Постановлением администрации Свердловского района Орловской области от 29.02.2016 над ФИО1 установлена предварительная опека, ее попечителем назначен ФИО8
Постановлением администрации Свердловского района Орловской области от 19.10.2016 с ФИО8 снята обязанность попечителя над ФИО1, последняя передана органу опеки и попечительства Управления образования, молодежи и спорта администрации Свердловского района.
Постановлением администрации Свердловского района Орловской области от 24.10.2016 над несовершеннолетней ФИО1 установлена предварительная опека, попечителем назначена ФИО9
Постановлением администрации Свердловского района Орловской области от 01.03.2017 №120 ФИО1 поставлена на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
24.01.2020 ФИО1 обратилась в администрацию г. Орла с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещения (по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397) и с заявлением в произвольной форме в связи с изменением места жительства о принятии ее на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, и предоставлении ей благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, с приложением необходимых документов.
При этом в суде апелляционной инстанции ФИО1 и ее представитель Лысенко С.В. пояснили, что отдельного заявления об исключении из списков ФИО1 не подавала, так как форма такового не предусмотрена какими-либо нормативными актами, в своем заявлении ФИО1 указала о подаче такового в связи с изменением места жительства, сотрудник администрации не довел до сведения о необходимости указания в заявлении по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, одновременно об исключении из списка в связи с изменением места жительства. Такие разъяснения для указанной категории лиц стали давать только с июля 2020 г., что не оспаривалось представителем администрации г. Орла и допрошенным судом апелляционной инстанции специалистом ФИО3 и подтверждается представленными суду копиями заявлений других лиц указанной категории, датированных 31.07.2020.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, по материалам дела установлено, что истцом до обращения в суд соблюдена установленная вышеприведенными Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, процедура об исключении ее из списка по прежнему месту жительства и включении в список по новому месту жительства, что подтверждается поданными ФИО1 заявлениями от 24.01.2020 с приложением соответствующих документов в орган местного самоуправления по новому месту жительства, из текста которых однозначно следует, что ФИО1 при перемене места жительства обратилась именно с заявлением в письменной форме об исключении ее из списка по прежнему месту жительства и включении ее в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, форма которого не утверждена вышеприведенными Правилами, а также какими-либо иными нормативными правовыми актами. При этом судебная коллегия также учитывает, что в силу п. 29 Правил формирования списка, приняв указанные заявления, администрация города Орла, как орган местного самоуправления по новому месту жительства, не направила истцу запрос об уточнении указанных в заявлениях сведений.
Из материалов дела также следует, что постановлением администрации города Орла от 11.02.2020 ФИО1 отказано в постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по тем основаниям, что она состоит на учете в администрации Свердловского района Орловской области.
При этом согласно ответу администрации Свердловского района Орловской области от 23.03.2020 № 422 на заявление ФИО4 об исключении из списка по прежнему месту жительства, ей разъяснено, что с таковым она вправе обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ по новому месту жительства (в силу статьи 6 Закона Орловской области № 727-ОЗ в администрацию города Орла). Соответственно, решения об исключении истца из соответствующего списка администрацией Свердловского района Орловской области не было принято.
Проверяя доводы истца о переезде на постоянное место жительства в город Орел и возражения ответчика по данному вопросу, судом установлено, что с 01.09.2016 по 30.06.2019 ФИО1 обучалась в БПОУ ОО «Глазуновский сельскохозяйственный техникум» п.Змиевка Орловской области. Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания №6250 от 01.10.2019, ФИО1 зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <...> на срок с 01.10.2019 по 01.10.2020, с 06.11.2019 и на момент рассмотрения спора в суде работала в г. Орле в ООО «Европа» в должности повара, что подтверждается трудовым договором.
При этом в суде апелляционной инстанции ФИО1 пояснила, представив подтверждающие документы, что в настоящее время обучается по очной форме обучения в БПОУ ОО «Орловский техникум сферы услуг», расположенном в городе Орле. Ранее не имела возможности зарегистрироваться по постоянному месту жительства на территории города Орла и Орловской области ввиду отсутствия на то согласия попечителей, а также регистрации в общежитии по месту учебы только по месту пребывания.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ и установив, что ФИО1 имеет право на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда, учитывая, что до настоящего времени жилое помещение истцу, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, и нуждающемуся в обеспечении жилым помещением, не предоставлено, принимая во внимание, что после достижения совершеннолетнего возраста ФИО1 переехала на постоянное место жительства в г. Орел, где в настоящее время проживает, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Учитывая, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.
Не могут повлечь отмену решения суда доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 ввиду необращения последней в администрацию Свердловского района Орловской области с заявлением о снятии ее с учета, поскольку из материалов дела следует, что ФИО1 обращалась с таким заявлением, при рассмотрении которого ей был дан ответ о необходимости обращения с с соответствующим заявлением в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ по новому месту жительства, т.е. в администрацию города Орла, с которым на то период времени истец уже обратилась.
Довод жалобы о том, что действующее законодательство о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и жилищное законодательство не предусматривают обязанность по внеочередному предоставлению истцу как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения из специализированного жилищного фонда, не является основанием к изменению решения суда, поскольку истец подлежит обеспечению жилым помещением с момента возникновения у него такого права.
По существу доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 8 июня 2020 года с учетом определения об исправлении описки от 25 июня 2020 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Орла – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Лигус О.В. Дело №33-1945/2020
(№2-574/2020)