Судья: Поротикова Л.В. Дело 2-5755/2021
Докладчик: Крейс В.Р. 33-4463/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Недоступ Т.В.,
судей Крейса В.Р., Быковой И.В.
при секретаре Давыденко Д.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 12 мая 2022 года гражданское дело
по иску П.И.И. к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области о взыскании задолженности по заработной плате,
по апелляционной жалобе Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 20 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Крейса В.Р., объяснения представителя Новосибирскстата – С.Е.С., П.И.И., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
П.И.И. обратилась в суд с иском к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области (далее также - Новосибирскстат).
В обоснование требований указала, что работает в организации ответчика, является государственным служащим; с 2014 года ей производилась выплата материального стимулирования.
После получения расчетных листков узнала, что несмотря на то, что выплаты отражены в платежных документах как премия, на данную сумму ответчиком в нарушение требований закона не производилось начисление сумм районного коэффициента; за период с 2014 по 2021 годы задолженность составила 67 552,85 руб.
Истец, уточнив требования, просила суд взыскать с ответчика задолженность по денежному содержанию в размере 67 552,85 руб.
20 декабря 2021 года решением Центрального районного суда города Новосибирска взысканы с территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области в пользу П.И.И. 67 552,85 руб.
В апелляционной жалобе (с дополнениями) представитель Новосибирскстата указывает на необоснованность выводов суда о том, что с 2014 года истица постоянно проживала в г.Иркутске и работала удаленно, в связи с чем расчетные листки не получала, так как истец, являясь членом комиссии по осуществлению закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ответчика, присутствовала на собраниях данной комиссии, где присутствуют все члены комиссии.
Поскольку истец присутствовала на собраниях лично в г.Новосибирске, то заявление о том, что она работает удаленно и на основном месте работы с 2014 года не присутствовала и не имела возможности получать расчетные листы на руки, не соответствует действительности.
Факт того, что истец проживала в г. Новосибирске, подтверждается больничными листами, выданными в г.Новосибирске ГУЗ НСО ГПК №2.
Суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о вызове свидетелей, которые могут подтвердить, что П.И.И. работала в здании Новосибирскстата по адресу <адрес>, а в период удаленной работы рабочее место посещала неоднократно.
Вывод суда о том, что на дополнительные выплаты в виде материального стимулирования должен начисляться районный коэффициент, противоречит разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 и от 04.12.2014 г., где указано, что начисление районных коэффициентов на суммы средств материального стимулирования не должно производиться.
Данная позиция подтверждается Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 N 34-КГ19-4, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28.08.2017 N 2-КГ17-13.
Поскольку премии за выполнение особо важных и сложных заданий выплачиваются в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности и по результатам работы, а материальное стимулирование выплачивается вне зависимости от результатов профессиональной служебной деятельности, то суд неправильно применил к спорным отношениям нормы материального права о составе денежного содержания федерального государственного служащего.
Ссылка суда на письмо Министерства труда РФ от 05.05.2021 года безосновательна, поскольку Министерство труда РФ не наделено полномочиями по выработке государственной политики в бюджетной и налоговой сфере, оно может только рекомендовать о порядке, сроках, условиях начисления и выплаты премий стимулирующего характера.
Рассмотрев дело в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что П.И.И. с 01.08.2005 проходит государственную службу и замещает должность федерального государственного служащего – главного специалиста-эксперта административного отдела в территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области.
В период с 2014 по 2021 год ежегодно поступало финансирование на выплату государственным служащим, в том числе, работникам ответчика, сумм материального стимулирования, которые учитывались и выплачивались как премия за особо важные работы, что следует из содержания расчетных листков, расчета ответчика и им подтверждено.
Истец утверждала, что на суммы материального стимулирования, которые выплачивались как премия, не начислялся и не выплачивался районный коэффициент.
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее закон №79-ФЗ), как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 закона, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 закона №79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 закона №79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 закона №79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 закона №79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 51 закона, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 закона №79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 закона №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 6 статьи 51 закона установлено, что порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 данного Указа фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации ежегодно принимались постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающее объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
При этом постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые ежегодно в целях утверждения объемов средств материального стимулирования федеральным государственным органам, не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее - Правила).
В пункте 2 Правил установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил. Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в частях 2 и 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, в указанном пункте Правил не предусмотрены.
Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 закона №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Судом установлено, что в период с 2014 по 2021 год ежегодно поступало финансирование на выплату работникам ответчика сумм материального стимулирования, которые учитывались и выплачивались как премия за особо важные работы.
Таким образом, ответчик, производя выплату в таком виде, принял решение, что данные денежные средства входят в состав денежного содержания гражданского служащего, предусмотренного частями 2 и 5 статьи 50 закона №79-ФЗ.
В соответствии с частью 9 статьи 50 закона №79-ФЗ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).
Согласно пункту 4 Правил для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанного в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока (далее - процентная надбавка) в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом, районный коэффициент и процентная надбавка в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяются ко всем составляющим денежного содержания гражданского служащего, указанного в пунктах 2 и 3 Правил.
Разрешая спор, руководствуясь положениями закона №79-ФЗ, Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, письмом Минтруда России от 05.05.2021 N 14-0/10/В-5300 «О выплатах, производимых федеральным государственным гражданским служащим за счет бюджетных ассигнований, доводимых до федеральных государственных органов на материальное стимулирование гражданских служащих», ст.ст. 129, 135, 315-317, 381, 292 Трудового кодекса РФ, исходя из того, что дополнительное материальное стимулирование, выплачиваемое истцу как премия за особо важные работы в период с 2014 по 2021 год, является выплатой, входящей в систему оплаты труда, гарантированной законом и локальными актами работодателя, суд пришел к выводу о том, что на данную премию подлежит начислению районный коэффициент.
Проверив расчеты сторон, которые идентичны по своему содержанию, признав оба расчета верными, суд взыскал с ответчика в пользу истца задолженность по заработной плате (денежному содержанию) за период с 2014 по 2021 годы в размере 67 552,85 руб.
При этом суд не нашел оснований для применения к требованиям истца последствий пропуска срока исковой давности, поскольку нарушение работодателем трудовых прав работника (истца) неполной выплаты заработной платы носило длящийся характер и имело место в течение всего периода с 2014 по 2021 годы.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 ГПК РФ.
Вопреки доводам жалобы, именно ответчик, производя выплату в виде премии за выполнение особо важных и сложных заданий, принял решение, что данные денежные средства входят в состав денежного содержания гражданского служащего, предусмотренного частями 2 и 5 статьи 50 закона №79-ФЗ.
Поскольку дополнительное материальное стимулирование, выплачиваемое истцу как премия за особо важные работы в период с 2014 по 2021 год, является выплатой, входящей в систему оплаты труда, гарантированной законом и локальными актами работодателя, то на данную премию подлежит начислению районный коэффициент.
Учитывая вышеизложенное, довод апеллянта о том, что на дополнительные выплаты в виде материального стимулирования не должен начисляться районный коэффициент, не соответствует действительности, так как указанный довод основан на ошибочном толковании и применении норм материального права ввиду того, что данная выплата входит в систему оплаты труда, гарантированную законом и локальными актами работодателя, выплачивается ежегодно и в качестве премии, следовательно на данную премию подлежит начислению районный коэффициент..
Судом также установлено, что дополнительное материальное стимулирование, выплачиваемое истцу как премия за особо важные работы в период с 2014 по 2021 год, как выплата, входящая в систему оплаты труда, не носит разовый характер, поскольку выплачивается ежегодно и в качестве премии, а потому на данную премию подлежит начислению районный коэффициент.
Является правомерной и ссылка суда на письмо Министерства труда РФ от 05.05.2021 года, поскольку Минтруд сообщил, что районный коэффициент и процентную надбавку надо начислять на все денежное содержание гражданского служащего.
Судебная коллегия не может согласиться и с позицией апеллянта в части того, что истцом пропущен срок исковой давности.
Судом было установлено, что с 2015 года истец, находясь в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком, в административном отпуске, проживала в г. Иркутске, по выходу с отпуска осталась проживать в Иркутске и работала удаленно, расчетных листков не получала и не могла получить, ввиду того, что бухгалтерия располагается в г. Новосибирске.
Из материалов дела следует, что истец неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями о предоставлении ей как расчетных листков, так и подробного расчета состава ее заработной платы, однако ответ получила лишь в сентябре 2021 года.
Поскольку истец лишь в сентябре 2021 года узнала о том, что в период с 2014 по 2021 годы заработная плата ей начислялась и выплачивалась не в полном объеме, то срок на обращение в суд надлежит исчислять с даты, когда истцу стало известно о недоплате - с сентября 2021 года.
По поводу участия в заседаниях Комиссии по осуществлению закупок истец пояснила судебной коллегии, что участвовала в заседаниях как секретарь, в ее обязанности входило оповещение состава комиссии, размещение протоколов на сайте и эту работу она делала дистанционно. Данные обстоятельства подтверждаются представленными ответчиком протоколов заседаний комиссии.
Ввиду того, что нарушение работодателем трудовых прав работника (истца) неполной выплаты заработной платы носило длящийся характер и имело место в течение всего периода с 2014 по 2021 годы, а истец обратилась в суд с настоящим иском в октябре 2021 года, то есть в срок, установленный ч. 2 ст. 392 ТК РФ - в течение одного года после получении полного расчета составляющего своего заработка и расчетных листков, из которых узнала о нарушении своих прав.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, у суда не имелось оснований для применения к требованиям истца последствий пропуска срока исковой давности.
Доводы жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, не опровергают правильность выводов суда и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и изложил в решении, в связи с чем не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда города Новосибирска от 20 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: