ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-575/20 от 16.06.2021 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД 66RS0058-01-2020-000930-21

Дело № 33-7294/2021

(№ 2-575/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 16.06.2021

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ивановой Т.С., судей Мурашовой Ж.А., Кокшарова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи помощником судьи Кривоноговой Н.К., Михайловой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску ФИО2 ( / / )14 к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 9 о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности выдать справку на получение мер социальной поддержки,

по апелляционной жалобе ответчика на решение Тугулымского районного суда Свердловской области от 29.12.2020.

Заслушав доклад судьи Мурашовой Ж.А., объяснения представителя ответчика ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца ФИО2, представителя истца ФИО3, возражавших относительно удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 9 (далее – Управление), в обоснование которого указала, что является педагогическим работником, вышедшим на пенсию в 2019 году и имеющим стаж педагогической деятельности более 10 лет в сельской местности, в связи с чем имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации 100% по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с положениями ст. 24 Закона Свердловской области от 15.07.2013 № 78-03 «Об образовании в Свердловской области». Истец обратилась в Управление с заявлением о выдаче ей справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 690-ПП «О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа». На поданное заявление истец получила отказ в связи с тем, что её стаж работы в сельских населенных пунктах составляет менее 10 лет. Ответчиком к зачету был принят стаж в размере 3 года 8 месяцев 17 дней. Полагает, что Управлением необоснованно не были учтены периоды работы истца с 13.04.1985 по 23.06.1989 на предприятии совхоз Тугулымский детский комбинат в должности воспитателя, с 01.06.2011 по настоящее время в должности воспитателя Государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тугулымского района».

На основании изложенного, истец просила суд:

- признать за истцом право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

- признать незаконным отказ Управления в выдаче справки, удостоверяющей право на получение мер социальной поддержки;

- возложить на Управление обязанность выдать справку на получение мер социальной поддержки.

Определением Тугулымского районного суда Свердловской области от 10.11.2020 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной политики Свердловской области.

Ответчик иск не признал, указал, что истцу было отказано в выдаче справки поскольку её стаж, дающий право на получение компенсации, составляет менее 10 лет, а точнее – 3 года 8 месяцев 17 дней. Управление не включило в стаж истца периоды работы с 13.04.1985 по 23.06.1989 на предприятии совхоз Тугулымский детский комбинат в должности воспитателя, с 01.06.2011 по настоящее время в должности воспитателя Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тугулымского района». Поскольку совхоз Тугулымский детский комбинат и Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних не относятся к федеральным государственным образовательным организациям, государственным образовательным организациям Свердловской области, государственным образовательным организациям других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальным образовательным организациям, расположенным в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и (или) в обособленных структурных подразделениях федеральных государственных образовательных организаций, государственных образовательных организаций Свердловской области, государственных образовательных организациях других субъектов РФ и (или) муниципальных образовательных организаций, то и стаж работы в вышеуказанных организациях не дает право на получение компенсации.

Третье лицо в представленных в суд возражениях указало, что исковые требования ФИО2 необоснованными, считает решение Управления законным.

Решением Тугулымского районного суда Свердловской области от 29.12.2020 исковые требования ФИО2 удовлетворены. Признаны незаконными действия Управления, выразившиеся в отказе в выдаче справки, удостоверяющей право на получение мер социальной поддержки ФИО2 За ФИО2 признано право на получение мер социальной поддержки, предусмотренное п. 2 ст. 24 Закона Свердловской области от 15.07.2013 года №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области». На Управление возложена обязанность выдать ФИО2 справку на получение мер социальной поддержки.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права. Указывает, что судом неправильно изучен вопрос организационно-правовой формы СРЦН Тугулымского района, который не является образовательной организацией. Считает, что периоды работы истца с 13.04.1985 по 23.06.1989 и с 01.06.2011 по настоящее время не подлежат включению в стаж, так как совхоз Тугулымский детский комбинат и СРЦН Тугулымского района не относятся к федеральным государственным образовательным организациям. Также указывает, что судом не исследован вопрос должностных обязанностях истца в спорные периоды.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просит в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО1 поддержала доводы апелляционной жалобы.

Истец ФИО2, представитель истца ФИО3 возражали относительно удовлетворения апелляционной жалобы.

Представитель третьего лица ФИО4 в заседании суда апелляционной инстанции 25.05.2021 полагала апелляционную жалобу ответчика обоснованной.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы, представленных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда таким требованиям соответствует.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец с 2019 года является получателем пенсии по старости.

05.07.2020 истец обратилась в Управление с заявлением о выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Решением Управления от 15.07.2020 ФИО2 отказано в выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по мотиву ее не отнесения к категории граждан, вышедших на пенсию и имеющих стаж работы по специальности в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах не менее 10 лет в соответствии с законом Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области".

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, установив, что истец имеет стаж работы в сельской местности более 10 лет и, соответственно, имеет право на предоставление мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных п. 2 ст. 24 Закона Свердловской области от 13.07.2013 N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области", пришел к выводу о том, что действия ответчика, отказавшего в выдаче истцу справки, не основаны на законе.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам.

В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2019 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее также - компенсация). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пунктом. 2 ст. 24 закона Свердловской области от 15.07.2013 № 78-03 «Об образовании в Свердловской области» предусмотрено право педагогических работников государственных образовательных организаций Свердловской области, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию, имеющих стаж работы по специальности в федеральных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях Свердловской области, государственных образовательных организациях других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и (или) в обособленных структурных подразделениях федеральных государственных образовательных организаций, государственных образовательных организаций Свердловской области, государственных образовательных организаций других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет и проживающих на территории Свердловской области, на меры социальной поддержки, указанные в части первой настоящего пункта, а именно: по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 100 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме исходя из минимального размера такого взноса, установленного Правительством Свердловской области; платы за коммунальные услуги в части платы за электрическую энергию, тепловую энергию, газ, предоставленный для отопления жилого помещения, твердое топливо при наличии печного отопления в домах, не имеющих центрального отопления (в том числе на оплату транспортных услуг для доставки этого топлива), за обращение с твердыми коммунальными отходами; платы за коммунальные услуги в части платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, - в случаях, когда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации плата за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, включена в плату за коммунальные услуги.

Порядок предоставления на территории Свердловской области мер социальной поддержки, устанавливается законами Свердловской области и иными нормативными правовыми актами Свердловской области.

Получение справки, на которую претендует истец, предусмотрено постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 690-ПП «О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа» (далее - Порядок).

Указанный порядок устанавливает механизм назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, порядок исчисления и перерасчета размера компенсации расходов, а также случаи и порядок прекращения выплаты компенсации расходов отдельным категориям граждан, проживающих на территории Свердловской области, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законами Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области», от 21.11.2012 № 91-ОЗ «Об охране здоровья граждан в Свердловской области», от 22.07.1997 № 43-ОЗ «О культурной деятельности на территории Свердловской области», от 14.06.2005 № 57-ОЗ «О социальной поддержке работников организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, подведомственных уполномоченному исполнительному органу государственной власти Свердловской области в сфере ветеринарии», от 03.12.2014 № 108-ОЗ «О социальном обслуживании граждан в Свердловской области», устанавливающими меру социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для отдельных категорий граждан (п. 1).

В п. 2 названного Порядка установлено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является формой предоставления меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация расходов) отдельным категориям граждан в соответствии с законами Свердловской области, указанными в пункте 1 настоящего Порядка.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется педагогическим работникам государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (пп. 2 п. 5 Порядка).

Назначение компенсации расходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделенными государственным полномочием Свердловской области по предоставлению меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (пребывания) граждан (далее - уполномоченный орган) на основании заявления по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку и информации, необходимой для назначения компенсации расходов, предоставляемой органами и организациями различных форм собственности (п. 6 Порядка).

Для подтверждения информации, указанной в п. 6 настоящего Порядка, лица, указанные в п. 5 настоящего Порядка, могут по собственной инициативе представить в уполномоченный орган следующие документы (с предъявлением паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность), в частности справку, удостоверяющую право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку (пп. 1 п. 9 Порядка).

Согласно положениям пп. 5 п. 9 Порядка лицам, вышедшим на пенсию и (или) достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) приобретшим в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили (за исключением лиц, которым справка, удостоверяющая право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, оформляется организацией-работодателем), и имеющим стаж работы по специальности в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах не менее 10 лет в соответствии с законами Свердловской области, из числа категорий, указанных в п. 5 настоящего порядка, справка, удостоверяющая право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выдается управлениями социальной политики по месту жительства без ограничения срока действия на основании записей в трудовой книжке и (или) справки, выданной работодателем, заверенной подписью руководителя и печатью организации, или архивной справки, а также справки о назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо приобретении в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ права на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили.

Основания для отказа в назначении компенсации расходов предусмотрены п. 13 Порядка, ими являются:

1) отсутствие у лица, обратившегося за назначением компенсации расходов, права на меру социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

2) получение лицом, обратившимся за назначением компенсации расходов, меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям;

3) наличие у лица, обратившегося за назначением компенсации расходов, задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, при отсутствии и (или) невыполнении гражданами соглашений по ее погашению;

4) получение лицом, обратившимся за назначением компенсации расходов, компенсации расходов по месту жительства (в случае, если заявление о назначении компенсации расходов подано по месту пребывания);

5) заявление и документы, направленные в форме электронных документов, не подписаны электронной подписью;

6) выявлено несоблюдение установленных законодательством Российской Федерации условий признания действительности усиленной квалифицированной электронной подписи;

7) если в течение пяти дней со дня подачи заявления, подписанного простой электронной подписью, не представлены документы в соответствии с пунктами 7 и 10 настоящего Порядка.

Из изложенного следует, что юридически значимыми по настоящему делу являются следующие обстоятельства: наличие у истицы педагогического стажа не менее 10 лет, нахождение организации, в которой осуществлялась трудовая деятельность, в поселке городского типа, рабочем поселке, или в сельском населенном пункте, проживание на территории Свердловской области, занятие педагогической деятельностью в государственных и муниципальных образовательных организациях.

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением было установлено для педагогических работников сельских школ постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1948 № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ».

Пункт 1 данного постановления обязывал исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности.

Постановлением Совета Министров СССР от 04.05.1971 № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» предусматривалось, что за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет (подпункт "б" пункта 6 названного постановления).

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 № 154/12-22 были утверждены разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)», в подп. «а» п. 1 которых, в частности, указывалось на то, что за руководящими и педагогическими работниками дошкольных учреждений, перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности, сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если стаж их работы в сельских дошкольных учреждениях составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.

Согласно пункту 4 разъяснений право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за перешедшими на пенсию и ранее работавшими учителями и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов, независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу.

Закон СССР от 19.07.1973 № 4536-VIII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» было предусмотрено, что система народного образования СССР включает, в том числе и дошкольное воспитание (ст. 5). Статьей 15 закона предусматривалось, что детские дошкольные учреждения организуются исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов, а также с их разрешения государственными предприятиями, учреждениями и организациями, колхозами, иными кооперативными и другими общественными организациями.

Суд пришел к выводу, что ФИО2 с 13.04.1985 по 23.06.1989 осуществляла педагогическую деятельность в Детском комбинате совхоза Тугулымский, являющимся государственным предприятием, расположенном в сельской местности. Детский комбинат, в котором работала истец, находился в структуре совхоза «Тугулымский».

Из архивных сведений, полученных ФИО2 из администрации Тугулымского городского округа следует, что ФИО2 была принята воспитателем детского комбината совхоза Тугулымский с 15.04.1985 года (Приказ №23 от 06.05.1985 года), уволена по собственному желанию с должности воспитателя детского сада «Сказка» 22.06.1989 года приказ №15 от 22.06.1989 года (л.д.37).

Согласно выписке из исторической справки фонда №42 «Тугулымское управление сельского хозяйства» Специализированное производственное объединение (фирма) «Тугулымская» организована в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства РСФСР от 06 сентября 1974 года №230. Совхоз «Тугулымский» входит в состав фирмы «Тугулымская». Совхоз «Тугулымский» приказом №479 от 10.11.1992 года реорганизован в Тугулымскую государственную сортоиспытательную станцию (ГСС) (л.д.38).

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для учета в качестве педагогической деятельности периода работы истца с 06.12.1989 по 31.12.1991 в качестве воспитателя в Детском комбинате совхоза Тугулымский, исходя из того, что в указанный период истец выполняла работу в должности и в учреждении, предусмотренных соответствующими списками для целей пенсионного обеспечения (список и правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781), а также перечень, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397), наименование "детский комбинат" приравнивалось к наименованию учреждения "детский сад", "ясли-сад", дошкольное образовательное учреждение детский комбинат являлось структурным подразделением организации - совхоза Тугулымский.

В соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 в специальный стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, включались периоды работы в детских садах в должности воспитателя (пп. 4 п. 1 раздела "Учителя и иные работники просвещения").

При этом в п. 2 Примечаний отражено, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.

В соответствии со списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются воспитатели, работавшие в дошкольных образовательных учреждениях: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли.

Наименование учреждения как "детский комбинат" ни одним из приведенных списков, не предусмотрено. Между тем, в действовавшем в спорный период работы истца в детском комбинате Общесоюзном классификаторе "Отрасли народного хозяйства" (утвержден 01.01.1976 и утратил силу 01.01.2003) содержался перечень наименований учреждений дошкольного образования, в которых могла осуществляться педагогическая деятельность.

Разделом 92400 3 Общесоюзного классификатора к учреждениям дошкольного воспитания относятся детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки, из чего следует, что наименование учреждения "детский комбинат" соответствовало и приравнивалось к наименованию учреждения "ясли-сад".

Следовательно, действовавшее законодательство предусматривало, что педагогическая деятельность может осуществляться в детских комбинатах.

В соответствии с пунктами 3, 4 Временного положения о дошкольном детском учреждении яслях-саде, утвержденном Постановлением Совмина РСФСР от 08.03.1960 N 327, ясли-сады организуются районными, городскими отделами народного образования, промышленными предприятиями, учреждениями, совхозами и другими организациями, а также колхозами.

Руководство и контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью яслей-садов осуществляется администрацией предприятий или учреждений, совхозов, правлениями колхозов, в ведении которых они находятся.

Руководство и контроль за педагогической работой осуществляется районными, городскими отделами народного образования во всех яслях-садах независимо от их принадлежности.

Исходя из приведенных положений, в спорный период работы истца в детском комбинате допускалась организация детских дошкольных учреждений предприятиями, которые осуществляли руководство и контроль за их хозяйственно-финансовой деятельностью.

Соответственно, то обстоятельство, что детский комбинат, в котором работала истец в спорный период, был организован и финансировался совхозом Тугулымский, не свидетельствует о том, что выполняемая ею работа в должности воспитателя не относилась к педагогической.

Таким образом, период с 13.04.1985 по 23.06.1989 (4 г. 2 мес. 11 дн.) подлежал учету Управлением в качестве педагогической деятельности истца.

Оценивая доводы апелляционной жалобы относительно необоснованного принятия судом первой инстанции периода работы истца в качестве педагогической в ГАУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тугулымского района» с 01.06.2011 по настоящее время, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с подп. 1, 2 п. 12 Устава государственного автономного учреждения социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тугулымского района», утвержденного приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 30.05.2018 №193, основными видами деятельности, которые Автономное учреждение осуществляет в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, является, в том числе, предоставлением социально-педагогических услуг.

В целях реализации основных видов деятельности Автономное учреждение осуществляет уход за детьми, организацию получения детьми образования, а также воспитание детей, в том числе, физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, включая духовно-нравственное, патриотическое, трудовое (подп. 3 п. 13 Устава).

Судебной коллегией в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приняты в качестве новых доказательств штатные расписания Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тугулымского района» за период 2011-2021 года, выписка из ИЛС, должностные инструкции воспитателя за период 2011-2021 года.

Из штатных расписаний Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тугулымского района» за период с 2011 по 2021 года усматривается наличие должности «воспитатель».

В соответствии с должностной инструкцией воспитателя стационарного отделения, утвержденной 11.01.2011, в должностные обязанности воспитателя входят, в том числе, оказание помощи детям в учебе, получении дополнительного образования, вовлечение их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции и кружки (п. 3.4); осуществление мероприятий по социально-педагогической реабилитации детей (п. 3.9).

В соответствии с должностной инструкцией воспитателя стационарного отделения, утвержденной 01.03.2015, в должностные обязанности воспитателя входят, в том числе, осуществление помощи воспитанникам в учебной деятельности, способствование уровня их подготовки требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям (п. 2.4); использование разнообразных приемов, методов и средств воспитания и обучения (п. 2.6).

В соответствии с должностной инструкцией воспитателя стационарного отделения, утвержденной 09.01.2017, в должностные обязанности воспитателя входят, в том числе, внесение необходимых корректировок в систему воспитания (п. 2.1); организация подготовки домашнего задания (п. 2.2); осуществление помощи воспитанникам в учебной деятельности, при необходимости осуществление сопровождения образовательного процесса в учреждении образования (п. 2.3); использование разнообразных приемов, методов и средств воспитания и обучения с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития детей (п. 2.6).

В соответствии с должностной инструкцией воспитателя отделения социальной реабилитации (временный приют), утвержденной 01.10.2017, в должностные обязанности воспитателя входят, в том числе, организация подготовки домашнего задания (п. 2.4); планирование и проведение с воспитанниками социально-педагогического консультирования (п. 2.6); разработка и реализация одного из направлений воспитательной программы, организация досуга несовершеннолетних (п. 2.7); использование разнообразных приемов, методов и средств воспитания с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития детей (п. 2.8).

В соответствии с должностной инструкцией воспитателя отделения социальной реабилитации (временный приют), утвержденной 01.11.2018, в должностные обязанности воспитателя входят, в том числе, разработка и реализации одного из направлений воспитательной программы, способствующей усвоению знаний (п. 2.10); контроль подготовки домашнего задания воспитанниками школьного возраста и при необходимости оказание помощи в их выполнении (п. 2.13).

Анализируя положения указанных должностных инструкций, а также сведения индивидуального лицевого счета застрахованного лица (ИЛС) ФИО2, судебная коллегия приходит к выводу, что осуществляемая истцом в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тугулымского района» в период с 01.01.2015 по 31.12.2015 (1 г. 0 мес. 0 дн.) и с 01.05.2013 по 31.12.2014 (1 г. 8 мес. 0 дн.) деятельность являлась педагогической, поскольку указанные периоды работодателем отображены в отчетах, а пенсионным органом учтены как льготные периоды работы (п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Таким образом, на момент обращения ФИО2 с письменным заявлением в Управление 05.07.2020 о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как проживающему в сельской местности педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, ее общий стаж педагогической деятельности в сельских населенных пунктах составил более 10 лет (3 г. 8 мес.17 дн. + 4 г. 2 мес. 11 дн. + 1 г. 0 мес. 0 дн. + 1 г. 8 мес. 0 дн.).

Довод апеллянта о том, что судом при рассмотрении дела не исследовался вопрос должностных обязанностей истца в спорные периоды судебной коллегией отклоняется, поскольку указанное обстоятельство не привело к принятию неправильного решения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тугулымского районного суда Свердловской области от 29.12.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий Т.С. Иванова

Судьи Ж.А. Мурашова

Е.В. Кокшаров