Судья Минина В.А. Дело № 33-3531/2021
№ 2-576/2021
43RS0010-01-2021-000812-18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Бакиной Е.Н.,
судей Обуховой С.Г., Катаевой Е.В.,
при секретаре Кочевой Я.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 16 августа 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Вятскополянского районного суда Кировской области от 03 июня 2021 года, которым постановлено:
ФИО1 в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Бакиной Е.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда (ГУ-УПФ) РФ в Вятскополянском районе Кировской области (межрайонное) о признании решения об уменьшении размера страховой пенсии по старости незаконным, обязании произвести перерасчет пенсии и взыскании невыплаченных сумм пенсий. В обоснование указала, что с 05.02.2018 она является получателем страховой пенсии по старости. На основании ст.ст. 6, 8, 15 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ей была установлена пенсия по старости с обычными условиями назначения в размере 9376,27 руб. бессрочно, которую она получала с 01.01.2018 по 31.12.2018. В период с 01.01.2020 по 30.11.2020 с учетом индексации размер ее пенсии увеличился и составлял 10700,16 руб. Начиная с 01.12.2020, размер ее пенсии уменьшился на 2052,98 руб. и стал составлять 8647,18 руб. в месяц. На ее письмо о даче разъяснений по поводу уменьшения размера пенсии она получила от УПФР в Вятскополянском районе ответ, из которого следует, что при проверке в ноябре 2020 года был выявлен факт неверного применения пенсионного законодательства при определении отношения ее среднемесячной заработной платы. Считает действия пенсионного органа незаконными. Указывает, что ей, как застрахованному лицу, предоставлена возможность выбора наиболее выгодного варианта определения своего среднемесячного заработка для оценки пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002. Размер ее пенсии определен с учетом заработной платы за периоды работы с августа 1987 года по октябрь 1988 года согласно архивной справки о заработной плате от 17.11.2017 №, выданной ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан, с ноября 1988 года по декабрь 1992 года согласно справки от 01.12.2017 №, выданной ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Кировской области» и с января 1994 года по май 1997 года согласно справки от 27.10.2017 №, выданной ООО «Стратег». При этом отношение к среднемесячной заработной плате в стране за аналогичный период составило 1,874 (при максимально возможном 1,2). Для расчета размера пенсии применен коэффициент 1,2. Таким образом, была первоначально рассчитана ее страховая пенсия по старости, размер которой составил 9 376,27 руб. Однако наиболее выгодным вариантом исчисления пенсии считает расчет исходя из заработка за 60 месяцев работы в период с августа 1990 года по август 1995 года. Просила признать неправомерным решение ГУ-УПФ РФ в Вятскополянском районе Кировской области (межрайонное) об уменьшении ФИО1 размера страховой пенсии по старости с 9376,27 руб. до 8647,18 руб.; осуществить полный контроль соблюдения территориальным отделением законодательства при начислении ей страховой пенсии по старости; обязать ответчика установить ФИО1 страховую пенсию по старости согласно справке о размере пенсий и иных выплат № от 16.03.2018, произвести перерасчет и взыскать невыплаченную часть пенсии за период с 01.12.2020 с учетом индексации.
Вятскополянским районным судом Кировской области 03.06.2021 постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
ФИО1 не согласна с решением суда, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене. Отмечает, что суд не принял во внимание тот факт, что истец является получателем страховой пенсии по старости с момента подачи заявления в органы пенсионного обеспечения с 05.02.2018. В силу положений ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ застрахованному лицу предоставлена возможность выбора наиболее выгодного варианта определения своего среднемесячного заработка для оценки пенсионных право по состоянию на 01.01.2002. Суд необоснованно не принял в качестве доказательства представленную истцом справку ООО «Стратег» от 27.10.2017 №, возложил на истца обязанность по доказыванию факта уплаты работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за спорный период. Суд не дал оценки тому обстоятельству, что при принятии решения о назначении заявителю страховой пенсии по старости пенсионный орган в добровольном порядке включил в страховой стаж истца период ее работы с 01.01.1994 по 28.02.1997, что ухудшило материальное положение истца. Ссылается на конституционно-правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в постановлениях от 04.04.2017 № 696-О, 28.11.2019 № 3181-О.
В возражениях на жалобу представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда (ГУ-УПФ) РФ в Вятскополянском районе Кировской области (межрайонное) полагает решение суда законным и обоснованным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения не нее, выслушав объяснения истца, поддержавшую доводы и требования жалобы, представителя ответчика ФИО2, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ), расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами (на основании п. 4 указанной статьи).
Верховным Судом РФ в подп. 8 п. 28 постановления от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» даны разъяснения, что среднемесячный заработок, необходимый для исчисления расчетного размера трудовой пенсии определяется за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
При установлении пенсии, в том случае, если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника (разъяснения Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ в письме от 27.11.2001). В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные документы выдаются правопреемником, вышестоящим органом или организациями, осуществляющими хранение и использование архивных документов, располагающими необходимыми сведениями (п. 104 Приказ Минтруда России от 2811.2014 № 958н).
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 с 05.02.2018 бессрочно назначена пенсия по старости в соответствии со ст.ст. 6, 8, 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно справке, выданной ООО «Стратег» от 27.10.2017 №, ФИО1 20.10.1992 принята на работу на Вятско-Полянский мясокомбинат инженером лаборатории очистных сооружений в указанном предприятии, а 26.02.1997 уволена по сокращению штатов. 31.03.1993 Вятско-Полянский мясокомбинат неоднократно менял организационно правовую форму, после чего был окончательно преобразован в ООО «Стратег» (л.д. 28).
По сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 в периоды с 22.11.1988 по 19.10.1992 она работала в В-Полянской санэпидстанции, с 20.10.1992 по 26.02.1997 в В-Полянском мясокомбинате (ООО «Стратег»), с 04.03.1997 по 03.03.1998 являлась получателем пособия по безработице (л.д. 30-32).
При назначении пенсии с 05.02.2018 размер пенсии ФИО1 был определен, исходя из сведений о периодах работы с августа 1987 года по октябрь 1988 года согласно архивной справки о заработной плате от 17.11.2017 №, выданной ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан (л.д.12), с ноября 1988 года по декабрь 1992 года согласно справки от 01.12.2017 №, выданной ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Кировской области» (л.д.13), и с января 1994 года по май 1997 года согласно справки от 27.10.2017 №, выданной ООО «Стратег» (л.д. 14, 29).
ФИО1 была первоначально рассчитана страховая пенсия по старости в размере 9 376,27 руб. Согласно первоначальному расчету за период с 01.08.1990 по 31.08.1995, составленному на дату обращения 05.02.2018, отношение к среднемесячной заработной плате в стране за аналогичный период составило 1,874 (при максимально возможном 1,2). Для расчета размера пенсии применен коэффициент 1,2 (л.д. 15, 33-34, 35).
В ноябре 2020 года в ходе тематической проверки исчисления среднемесячного заработка для подсчета размера страховой пенсии был выявлен факт неверного применения пенсионного законодательства при определения отношения среднемесячной заработной платы. ГУ-УПФ РФ в Вятскополянском районе Кировской области (межрайонное) при подсчете среднемесячного заработка ФИО1 месяцы, в которых отсутствуют сведения о суммах заработной платы (отсутствуют бухгалтерские документы за период с августа 1990 года по декабрь 1993 года (40 месяцев), были учтены нулями, что противоречит действующему законодательству. Так как в случае представления справки о заработной плате за неполные 60 месяцев среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом сумм заработка за фактически подтвержденные месяцы 20 (60 – 40) путем деления на 60 месяцев (20/60). При этом среднемесячная заработная плата в РФ за тот же период подсчитывается путем деления общей суммы месячных данных о среднемесячной заработной плате в РФ за те же 20 месяцев на то же количество месяцев (20/20). По результатам приведения отношения среднемесячной заработной платы в соответствие с нормами действующего пенсионного законодательства коэффициент отношения заработной платы ФИО1 к заработной плате по стране составил 0,881, в связи с чем размер страховой пенсии по старости уменьшился на 2 052,98 руб., с 01.12.2020 составил 8 647,18 руб. За период с 05.02.2018 по 30.11.2020 возникла переплата страховой пенсии по старости в сумме 65223,43 руб. Вина ФИО1 в образовании переплаты отсутствует.
Решением ГУ-УПФ РФ в Вятскополянском районе Кировской области (межрайонное) от 30.11.2020 № принято решение об устранении выявленной ошибки (л.д. 36).
С ноября 2020 года ФИО1 была исчислена пенсия исходя из заработка истца за период с 01.01.1994 по 28.02.1997, при этом коэффициент по СМЗ составил 0,881, размер фиксированной выплаты пенсии составил 8 647,18 руб. (л.д. 37, 38).
В ходе рассмотрения дела установлено, что пенсионным органом рассматривался также вариант расчета пенсии ФИО1 исходя из дохода за 2000 – 2001 гг. (24 месяца). Однако поскольку в данном случае, исходя из конкретного размера заработка ФИО1 коэффициент по СМЗ составил только 0,316, что повлекло бы еще большее снижение размера фиксированной выплаты пенсии, данный вариант был отвергнут (л.д. 39).
Суд первой инстанции, дав оценку установленным по делу фактическим обстоятельствам в совокупности с представленными сторонами доказательствами, отказал в удовлетворении заявленных истцом требований о признании неправомерным решения ответчика об уменьшении ФИО1 размера страховой пенсии по старости, обязании произвести перерасчет пенсии и взыскании невыплаченных сумм пенсий. При этом обоснованно исходил из того, что размер пенсии по старости ФИО3 определен пенсионным органом в соответствии со ст. 30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ответчиком проведено несколько вариантов расчета размера трудовой пенсии застрахованного лица, при которых во внимание принимались разные периоды работы истца и сведения о заработной плате, назначенный размер пенсии является наиболее выгодным для истца.
Рассматривая доводы ФИО1 о применении при расчете размера пенсии за период работы с 01.08.1990 по 31.08.1995, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истцом не представлены документы, бесспорно подтверждающие фактический заработок в период с 01.08.1990 по декабрь 1993 года, при отсутствии сведений о заработной плате указанный период не может быть взят для расчета пенсии.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными, основанными на материалах дела и требованиях действующего пенсионного законодательства. Расчет пенсии ФИО1 произведен по наиболее выгодному для нее варианту в соответствии с нормами действующего законодательства.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают правильность выводов суда и не могут повлечь отмену постановленного по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь, ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вятскополянского районного суда Кировской области от 03 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Мотивированное апелляционное определение
составлено 18.08.2021