ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-577/2021 от 19.10.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Емельянова Т.М. Дело № 33-3-9275/2021

№ 2-577/2021

УИД 26RS0001-01-2020-014170-18

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 19 октября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Кононовой Л.И.,

судей Леонова А.Н., Журавлевой О.В.,

при секретаре судебного заседания Пилипенко И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя КУМИ г. Ставрополя –ФИО1

на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 26 апреля 2021 года,

по гражданскому делу по исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя к ФИО5 ФИО13, ФИО6 ФИО14, ФИО2 (ФИО3) ФИО15, Рябоконь ФИО16 о приведении фактического использования земельного участка в соответствие с установленным видом разрешенного использования,

заслушав доклад судьи Леонова А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

КУМИ г. Ставрополя обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.

В обоснование иска указал, что специалистами комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, проведено обследование земельного участка по ул. 50 лет ВЛКСМ, .

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок по <адрес> с кадастровым номером , площадью 856 кв.м, с видом разрешенного использования «под нежилым зданием (литер «А» -административное»)» был предоставлен в аренду ФИО4 на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Также в ЕГРН содержатся сведения о государственной регистрации права собственности на нежилые помещения, расположенные в здании по <адрес>, зарегистрированные за ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО4

В результате обследования специалистом отдела муниципального земельного контроля установлено, что на земельном участке расположено капитальное строение, используемое под торгово-офисные помещения, ателье и предприятия общественного питания.

Таким образом, земельный участок <адрес>, с кадастровым номером используется ответчиками в нарушение требований, предусмотренных статьями 25, 26, 42 Земельного кодекса РФ, а именно: без оформленных надлежащим образом правоустанавливающих документов и не в соответствии с установленным видом разрешенного использования.

В адрес ответчиков были направлены претензии от ДД.ММ.ГГГГс с требованием устранить нарушения земельного законодательства, а именно привести вид разрешенного использования земельного участка в соответствие с его фактическим использованием, а также оформить правоустанавливающие документы на землю.

Просят суд обязать ФИО5 ФИО17, ФИО6 ФИО18, ФИО2 (ФИО3) ФИО19, Рябоконь ФИО20 прекратить использование земельного участка с кадастровым номером , площадью 856 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, под торгово-офисные помещения, ателье и предприятие общественного питания.

Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 26 апреля 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда отменить.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для их удовлетворения и отмене решения суда не нашла.

Судебногй коллегией установлено, что согласно выписки Единого государственного реестра недвижимости земельный участок по <адрес>, с кадастровым номером , площадью 856 кв.м, с видом разрешенного использования «под нежилым зданием (литер «А» - административное»)» был предоставлен в аренду ФИО4 на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Однако истец не представил суду договор аренды земельного участка расположенного по <адрес> кадастровым номером с видом разрешенного использования « под нежилые здания» от ДД.ММ.ГГГГ заключенный с ФИО4, что лишило суд возможности оценить данный договор как доказательство по делу.

В материалах дела имеется выписка из ЕГРН содержащая сведения о государственной регистрации права собственности на нежилые помещения, расположенные в здании по <адрес>, за ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО4

Из материалов дела следует, что комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 91, расположенного по адресу: <адрес>.

Из акта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате обследования установлено, что на земельном участке расположено капитальное строение, используемое под торгово-офисные помещения, ателье и предприятия общественного питания.

Истец считает, что земельный участок по <адрес>, с кадастровым номером используется ответчиками, в нарушение требований, предусмотренных статьями 25, 26, 42 Земельного кодекса РФ, а именно: без оформленных надлежащим образом правоустанавливающих документов и не в соответствии с установленным видом разрешенного использования, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчиков была направлена претензия с предложением о добровольном устранении нарушения земельного законодательства, в частности, привести использование земельного участка в соответствие с установленным видом разрешенного использования.

Вместе с тем ответа на претензию со стороны ответчика не последовало.

В заявленных исковых требованиях истец ссылается на то, что в ходе обследования специалистами отдела муниципального земельного контроля комитета по управлению муниципальным имуществом установлено, что на земельном участке по указанному адресу расположено капитальное строение, используемое по торгово-офисные помещения, ателье и предприятия общественного питания, ввиду чего, земельный участок <адрес> используется ответчиками в нарушение требований, предусмотренных ст. 42 Земельного кодекса РФ, а именно: без правоустанавливающих документов и не в соответствии с установленным видом разрешенного использования. Указанное обстоятельство истец подтверждает актом обследования от дата, а также фототаблицей.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 и пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.

Виды разрешенного использования земельных участков, а равно объектов капитального строительства определяются на основе градостроительного регламента соответствующей территориальной зоны, входящего в состав правил землепользования и застройки (пункт 9 ст. 1, подп. 3 п. 2 и п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).

Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой Территориальной зоны. Однако названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.

Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка.

Согласно пункту 1.2 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом, утвержденного Решением Ставропольской городской Думы от дата (далее - Положение), комитет является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования Ставропольского края, наделяется полномочиями для решения вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом в пределах своей компетенции, находящимся в муниципальной собственности, а также объектами земельных отношений, в том числе, земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в пределах границ муниципального образования.

В соответствии с пунктами 2.3, 2.9 Положения, к основным задачам комитета относятся: управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными участками в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами; защита имущественных и иных прав и законных интересов муниципального образования Ставропольского края в сфере имущественных и земельных отношений.

Комитет осуществляет муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами Ставропольского края и принятыми в соответствии с ними муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 3.1.5 Положения, комитет обеспечивает представление и защиту имущественных и иных прав и законных интересов Ставропольского края по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета, в арбитражных судах, судах общей юрисдикции, мировых судах, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, правоохранительных органах, органах прокуратуры, иных органах, предприятиях, учреждениях, организациях.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Вместе с тем в процессе рассмотрения дела факт осуществления ответчиками действий, нарушающих права на землю граждан и юридических лиц или создающих угрозу их нарушения, не нашел своего подтверждения.

Истец в своем иске не указал конкретно, кто из собственников нежилого помещения и каким образом использовал земельный участок не по назначению.

Из заявленных исковых требований следует, что истец просит суд обязать ответчиков, как всех собственников помещений в здании привести фактическое использование. земельного участка по адресу: <адрес> кадастровым номером в соответствии с разрешенным использованием, а именно о прекращении использования земельного участка под торгово - офисные помещения и предприятия общественного питания.

Вместе с тем. Как правильно указал суд первой интанции, доказательств тому, что нежилые помещения используются всеми ответчиками под торгово - офисные помещения и предприятия общественного питания, в материалы гражданского дела не представлены.

При этом районный суд правильно критически отнесся к фототаблице, представленной истцом к акту обследования, как к подтверждению заявленных требований, поскольку изображения, на которых зафиксированы вывески с надписями «салон- ателье, «блок почтового бизнеса» «мастер-центр» достоверно не свидетельствуют о факте использования земельного участка по торгово- офисные помещения, ателье и предприятия общественного питания, в здании расположенном на заявленном земельном участке.

Иных доказательств в обоснование заявленных требований об осуществлении ответчиками торговой и иной указанной в иске деятельности, которые бы подтверждали те обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, в материалы дела не представлено.

Кроме того, как указывает истец в своем исковом заявлении, в ходе обследования специалистами отдела муниципального земельного контроля КУМИ, установлено, что на земельном участке по указанному адресу расположено капитальное строение, используемое под торгово- офисные помещения, ателье и предприятия общественного питания.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с исковыми требованиями к собственникам нежилых помещений здания по адресу: <адрес>.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 и пункту 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Однако названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.

Согласно пункту 9 статьи 1, подпункту 3 пункта 2 и пункту 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков, а равно объектов капитального строительства определяются на основе градостроительного регламента соответствующей территориальной зоны, входящего в состав правил землепользования и застройки.

Однако, истцом не представлено доказательств того, что градостроительным планом на данном земельном участке на основании Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Ставрополя Ставропольского края, утвержденных Решением Ставропольской городской Думы, в данной территориальной зоне не разрешено использование земельных участков под торгово- офисные помещения, ателье и предприятия общественного питания.

Кроме того, ЗК РФ предусматривает осуществление органами местного самоуправления муниципального земельного контроля.

Согласно пункту 1 статьи 72 ЗК РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

В соответствии с пунктом 3 статьи 72 ЗК РФ органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

Согласно пункту 2.4 Положения о КУМИ г. Ставрополя, одной из Основных задач комитета является осуществление контроля за целевым использованием, состоянием и сохранностью муниципального имущества и земельных участков.

Пунктом 6 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края, предусмотрено осуществление муниципального земельного контроля посредством проведения проверок, предметом которых является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Ставропольского края, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Ставропольского края предусмотрена административная и иная ответственность.

Вместе с тем в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие установить соблюдение истцом правил Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Ставропольского края, при осмотре уполномоченным лицом спорной территории (ознакомление или фиксация отказа в ознакомлении проверяемого лица с актом проверки, наличие его подписей или сведений об отказе от совершения подписей, вручение акта проверки или соблюдение порядка вручения или направления акта осмотра проверяемому лицу, а также копии акта в уполномоченный орган для рассмотрения и принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении).

Согласно пункту 5 статьи 72 ЗК РФ в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с указанным законодательством (пункт 8 статьи 72 ЗК РФ).

Таким образом, полномочия на осуществление муниципального Земельного контроля сами по себе не предусматривают возможность предъявления органами местного самоуправления иска об обязании использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования.

В рассматриваемом случае правовым последствием выявления нарушения земельного законодательства в ходе муниципального земельного контроля является привлечение уполномоченным органом нарушителя к административной ответственности за использование земельного участка не по целевому назначению (статья 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее - КоАП РФ), выдача предписания, влекущая, в том числе, при его невыполнении ответственность по статье 19.5 КоАП РФ).

Дела по данному виду правонарушений рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (статья 23.21 КоАП РФ).

Должностные лица, уполномоченные осуществлять муниципальный земельный контроль, в случае выявления признаков, указывающих на наличие административного правонарушения, составляют акт проверки земельного участка и направляют его в территориальное подразделение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии для рассмотрения.

Таким образом, помимо вышеуказанного, истец не лишен права устранить нарушение своих прав избрав иной способ защиты.

В силу изложенного суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении исковых требований.

Исходя из изложенного, постановленное по делу решение отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения, а доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для его отмены.

Руководствуясь ст.ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 26 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.10.2021.