Судья Жамсуева В.С. Дело № 2-578/2014
№ 33-34/2015 (№ 33-1144/2014)
14 января 2015 года город Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Выглева А.В.,
судей Коваленко О.В., Кошак А.А.,
при секретаре судебного заседания Курышевой П.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 января 2015 года в городе Магадане в помещении Магаданского областного суда гражданское дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу к родовой общине коренных малочисленных народов Севера «Догор» («Товарищ») о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц
по апелляционной жалобе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу на решение Среднеканского районного суда Магаданской области от 14 октября 2014 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Коваленко О.В., объяснения представителя истца ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика ФИО2, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу обратилось в суд с иском к родовой общине коренных малочисленных народов Севера «Догор» («Товарищ») о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Исковое заявление мотивировано тем, что родовая община коренных малочисленных народов Севера «Догор» («Товарищ») (далее - Община) в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (далее - Управление) в качестве юридического лица.
При государственной регистрации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации представление в органы Минюста России документа, подтверждающего отношение конкретных лиц, выступивших учредителями общины, к малочисленному народу, включенному в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, не требуется, поскольку указанный документ в части 5 статьи 13.1 Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не поименован.
09 июня 2011 года Управлением было принято решение о регистрации Общины и 15 июня 2011 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о государственной регистрации Общества, включая сведения об учредителях.
20 августа 2014 года в Управление поступило информационное письмо из администрации муниципального образования «Среднеканский район» о том, что деятельность Общины не соответствует требованиям федерального законодательства.
Указывает, что субъектный состав учредителей общины не соответствует требованиям Федерального закона от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», а именно: четверо из пяти учредителей общины (ФИО2, А., Ж.А., Ж.Г.) по национальности являются <.......>.
Согласно Единому перечню коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 № 255, ессейские <.......> не относятся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и, соответственно, не обладают правом на создание общин коренных малочисленных народов.
Учитывая, что данное нарушение части 2 статьи 8 Федерального закона от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» носит неустранимый характер, истец просил суд ликвидировать Общину и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
14 октября 2014 года Среднеканским районным судом Магаданской области вынесено решение, которым в удовлетворении иска Управления отказано.
В апелляционной жалобе Управление ставит вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным.
Полагает, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность изменения состава учредителей общин коренных малочисленных народов Российской Федерации. Указывает, что сведения об учредителях представляются в уполномоченный орган единожды - для государственной регистрации общины при ее создании, и в последующем изменению не подлежат.
Ссылаясь на положения статьей 10-12, 22 Федерального закона от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», полагает, что учредители Общины могут выйти из состава общины как ее члены (участники). При этом состав учредителей, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц, изменен быть не может.
По мнению истца, то обстоятельство, что положения Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» могут распространяться на лиц, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, в данном случае значения не имеет, так как в Магаданской области отсутствует такой порядок.
Находит ошибочным вывод суда о том, что на момент рассмотрения дела выявленные нарушения устранены Общиной в полном объеме, так как по результатам рассмотрения направленных 24 октября 2014 года Общиной в Управление документов принято решение об отказе в государственной регистрации. В связи с этим, документы Общины в налоговые органы в порядке пункта 8 статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» не направлялись, изменения, вносимые в учредительные документы Общины, в Единый государственный реестр юридических лиц не включены.
В возражениях относительно апелляционной жалобы истца родовая община коренных малочисленных народов Севера «Догор» («Товарищ») считает решение суда законным и обоснованным, соответствующим нормам материального и процессуального права и обстоятельствам дела, не подлежащим отмене по доводам жалобы.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации муниципального образования «Среднеканский район», извещенного о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, в связи с чем на основании статей 167 (часть 3), 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, выслушав объяснения представителя истца, возражения представителя ответчика, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах и возражениях, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Гарантии самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов установлены Федеральным законом от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».Согласно части 1 статьи 12 данного Федерального закона лица, относящиеся к малочисленным народам, вправе создавать на добровольной основе общины малочисленных народов и иные объединения малочисленных народов в соответствии со своими национальными, историческими и культурными традициями в целях социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» предусмотрено, что учредителями общин малочисленных народов могут выступать только лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 18 лет. Число учредителей не может быть менее трех.
При этом положения указанного выше Федерального закона могут распространяться на лиц, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (часть 3 статьи 3 Федерального закона № 104-ФЗ).
В соответствии с Единым перечнем коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 № 255, <.......> не относятся к коренным малочисленным народам Российской Федерации.
Однако в силу статьи 1 Закона Магаданской области от 25.12.2007 № 963-ОЗ «О гарантиях лицам, не относящимся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающим в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов на территории Магаданской области» гарантии, установленные Федеральным законом № 82-ФЗ распространяются на лиц, не относящихся к коренным малочисленным народам, включенных в Регистр лиц, пользующихся гарантиями, установленными для коренных малочисленных народов.
В Регистр включаются лица, являющиеся <.......>, родившимися и постоянно проживающими на территории Магаданской области в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов и занимающиеся традиционными промыслами коренных малочисленных народов, которые являются основой существования для указанных лиц (абзац 1 статьи 2 Закона Магаданской области № 963-ОЗ).
Императивный характер нормы о включении в Регистр <.......>, родившихся и постоянно проживающих на территории Магаданской области в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов и занимающихся традиционными промыслами коренных малочисленных народов, свидетельствует о праве граждан, относящихся к указанному этносу северных народов, на гарантии, установленные Федеральным законом № 82-ФЗ, в том числе на создание общины.
В развитие приведенных выше положений закона администрацией Магаданской области постановлением от 07.11.2013 № 1093-па утверждена государственная программа Магаданской <адрес> «Социально-экономическое и культурное развитие коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Магаданской области» на 2014-2018 годы».
Данная программа относит <.......> к коренным малочисленным народам Севера, численность которых на территории Магаданской области составляет 407 человек.
Таким образом, граждане, являющиеся по национальности <.......>, родившиеся и постоянно проживающие на территории Магаданской области в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов и занимающиеся традиционными промыслами коренных малочисленных народов, имеет право на получение гарантий коренных малочисленных народов Российской Федерации, в том числе на право на создание общины в соответствии со своими национальными, историческими и культурными традициями.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, родовая община коренных малочисленных народов Севера «Догор» («Товарищ») зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службы по Магаданской области в качестве юридического лица с внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 16 июня 2011 года на основании решения о государственной регистрации некоммерческой организации, принятого 09 июня 2011 года Управлением.
Из учредительного договора Общины от 03 апреля 2011 года и справок «Ассоциация коренных малочисленных народов и этнических групп Севера» от 16 мая 2011 года видно, что учредителями некоммерческой организации являются:
ФИО2, <дата> года рождения, национальность - <.......>; место рождения - <.......>; место жительства - <.......>;
А., <дата> года рождения, национальность - <.......>; место рождения - <.......>; место жительства - <.......>;
Ж.А., <дата> года рождения, национальность - <.......>; место рождения - <.......>; место жительства - <.......>;
Ж.Г., <дата> года рождения, национальность - <.......>; место рождения - <.......>; место жительства - <.......>;
Х., <дата> года рождения, национальность - <.......>, место рождения <.......>; место жительства - <.......>.
В соответствии с Перечнем мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и Перечнем видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.05.2009 № 631-р, такими местами в Магаданской области является, в том числе Среднеканский муниципальный район (городское поселение пос. Сеймчан, сельское поселение с. Колымское).
Учитывая, что право на создание указанной общины гражданами, являющимися по национальности <.......>, родившимися и проживающими в Среднеканском муниципальном районе и занимающимися традиционными промыслами коренных малочисленных народов, предусмотрено указанными выше положениями Закона Магаданской области № 963-ОЗ и Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ, нарушений законодательства при государственной регистрации Общины допущено не было, в связи с чем суд правильно разрешил спор.
При этом неисполнение соответствующим органом государственной власти Магаданской области предусмотренной императивной нормой закона публично-правовой обязанности по совершению соответствующего административно-правового действия по ведению Регистра лиц, пользующихся гарантиями, установленными для коренных малочисленных народов, не может повлечь ограничение прав граждан.
Поскольку у граждан, являющимися по национальности <.......>, в силу абзаца 1 статьи 2 Закона Магаданской области № 963-ОЗ возникло право на получение гарантий коренных малочисленных народов Российской Федерации, доводы апелляционной жалобы о том, что изменения, внесенные в учредительные документы Общины, в Единый государственный реестр юридических лиц не включены, в том числе по причине отсутствия в действующем законодательстве возможности изменения состава учредителей некоммерческих организаций, подлежат отклонению.
Иные доводы апелляционной жалобы вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований не опровергают и не являются основанием для отмены по существу правильного решения суда.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 329, пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Среднеканского районного суда Магаданской области от 14 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Выглев
Судьи О.В. Коваленко
А.А. Кошак