ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-5796/20 от 03.12.2020 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Губина Е.Л. Дело № 2-5796/2020

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 03 декабря 2020 года № 33-5007/2020

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Образцова О.В.,

судей Вахониной А.М., Белозеровой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полысаловой Э.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ФИО1 и Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 02 сентября 2020 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области о включении периода прохождения военной службы в страховой и общий трудовой стаж, обязании произвести перерасчёт пенсии.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., объяснения истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области ФИО3, судебная коллегия

установила:

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является получателем страховой пенсии по старости с 21 февраля 2020 года.

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области (далее - УПФР в г. Вологде, пенсионный орган) от 05 июня 2020 года № 700 ФИО1 отказано в зачёте в страховой стаж периода прохождения военной службы на территории Эстонской республики с 14 ноября 1979 года по 05 сентября 1990 года, поскольку Договор между Российской Федерации и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 год основан на пропорциональном принципе и предусматривает распределение расходов на выплату пенсий в зависимости от величины пенсионных прав, приобретенных гражданами на территории государства каждой из договаривающихся сторон. В этой связи вопрос о зачете в стаж периода прохождения военной службы решается в зависимости от места ее прохождения.

Оспаривая правомерность принятого решения, ФИО1 обратился в суд с иском к УПФР в г. Вологде, в котором с учётом уточнения исковых требований просил отменить решение пенсионного органа об отказе в установлении страхового стажа, возложить обязанность на ответчика включить период прохождения военной службы в Эстонской ССР в его общий стаж, произвести перерасчёт пенсии с 21 февраля 2020 года.

Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 02 сентября 2020 года признано недействительным и не порождающим правовых последствий решение УПФР в г. Вологде от 05 июня 2020 года № 700 в части невключения ФИО1 в страховой и общий трудовой стаж периода прохождения службы с 14 ноября 1979 года по 31 октября 1981 года.

На УПФР в г. Вологде возложена обязанность зачесть в страховой и общий трудовой стаж ФИО1 период прохождения военной службы с 14 ноября 1979 года по 31 октября 1981 года.

На УПФР в г. Вологде возложена обязанность произвести ФИО1 перерасчет страховой пенсии по старости с учетом периода прохождения военной службы с 14 ноября 1979 года по 31 октября 1981 года с 21 февраля 2020 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1, выражая несогласие с отказом во включении в страховой стаж периода сверхсрочной военной службы по причине того, что она осуществлялась в добровольном порядке, просит решение суда изменить и возложить на ответчика обязанность включить в его страховой стаж и общий трудовой стаж период прохождения им сверхсрочной военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 01 ноября 1981 года по 20 августа 1990 года и произвести перерасчет страховой пенсии с учётом этого периода службы.

В апелляционной жалобе УПФР в г. Вологде, ссылаясь на незаконность судебного акта, просит решение суда отменить в части удовлетворенных требований и принять по делу новый судебный акт об отказе в их удовлетворении. Со ссылкой на международный Договор, заключенный между Российской Федерацией и Эстонской Республикой 14 июля 2011 года, предусматривающий пропорциональный учет страхового стажа, указывает, что поскольку период прохождения военной службы ФИО1 протекал на территории Эстонской Республики, то данный период, по мнению автора жалобы, не подлежит зачёту в страховой стаж.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб, находит основания для его частичной отмены.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Законом № 400-ФЗ, вступившим в силу с 01 января 2015 года.

Согласно частям 2 и 3 статьи 2 Закона № 400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный федеральный закон. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

14 июля 2011 года между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее также - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 года № 1-ФЗ и вступивший в силу с 01 апреля 2012 года (временно применялся с 16 октября 2011 года).

Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).

Данный Договор применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора (статья 3 Договора).

При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР (пункт 1 статьи 5 Договора).

Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на её территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

Под пенсионным стажем понимаются: в Российской Федерации - период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации; в Эстонской Республике - период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров (подпункт 4 пункта 1 статьи 1 Договора).

Таким образом, названный международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на пропорциональном принципе: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.

Как следует из материалов дела, УПФР в г. Вологде при рассмотрении заявления ФИО1 о назначении страховой пенсии по старости применило положения Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года. По результатам рассмотрения ответчиком в страховой стаж ФИО1 не включен период прохождения им действительной военной службы с 14 ноября 1979 года по 05 сентября 1990 года в рядах Вооруженных Сил СССР на территории Эстонской ССР. При этом, периоды прохождения ФИО1 военной службы не были включены в его пенсионный стаж и компетентным учреждением Эстонской Республики.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периода работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 12 Закона № 400-ФЗ).

Согласно части 8 статьи 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Закона № 400-ФЗ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

07 октября 1977 года Верховным Советом СССР была принята Конституция (Основной закон) СССР, в статье 63 которой устанавливалось, что воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почётная обязанность советских граждан.

В статье 70 Конституции (Основной закон) СССР от 07 октября 1977 года провозглашалось, что Союз Советских Социалистических Республик есть единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. В Союзе Советских Социалистических Республик объединялись 15 союзных республик, в том числе Эстонская Советская Социалистическая Республика (статья 71).

Территория СССР была едина и включала территории союзных республик. Суверенитет СССР распространялся на всю его территорию (статья 75 Конституции (Основной закон) СССР от 07 октября 1977 года).

Прохождение военной службы гражданами СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 12 октября 1967 года № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» (далее – Закон СССР № 1950-VII).

Статьями 3, 5 и 8 Закона СССР № 1950-VII предусматривалось, что все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны были проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР. Воинская обязанность состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходившие действительную военную службу в пределах сроков, установленных данным законом, считались состоящими на действительной срочной военной службе.

В статье 73 Закона СССР № 1950-VII закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.

Пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.

Из изложенного следует, что гражданин СССР, проходивший действительную срочную военную службу по призыву в составе Вооруженных Сил СССР, выполнял возложенную на него Конституцией (Основным законом) СССР обязанность советского гражданина. Период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежал включению в трудовой стаж гражданина независимо от места призыва его на военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР и места прохождения им военной службы.

Ссылка УПФР в г. Вологде лишь на закрепленный в Договоре от 14 июля 2011 года пропорциональный принцип подсчета пенсионного стажа без применения норм этого договора в системном единстве и взаимосвязи с нормами Закона № 400-ФЗ и положениями законодательства, действовавшего в период прохождения ФИО1 действительной срочной военной службы в Вооруженных Силах СССР, является несостоятельной, поскольку нормативные положения Договора от 14 июля 2011 года предусматривают применение норм национального законодательства при назначении пенсии в соответствии с нормами данного договора лицам, проживающим на территориях Российской Федерации и Эстонской Республики.

В связи с этим суждение пенсионного органа о том, что для решения вопроса об отнесении периода действительной военной службы ФИО1 к страховому стажу, приобретенному на территории Российской Федерации (РСФСР), юридическое значение имеет место несения такой службы, не основано на законе, поскольку прохождение службы в рядах Вооруженных Сил СССР гражданином Союза ССР - государства, имевшего единую территорию, включавшую территории союзных республик, засчитывалось в трудовой стаж гражданина независимо от того, на территории какой союзной республики гражданин Союза ССР проходил военную служба (аналогичная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2020 года № 16-КГ19-34).

Ввиду того, что компетентным учреждением Эстонской Республики период прохождения ФИО1 действительной срочной военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 14 ноября 1979 года по 31 октября 1981 года на территории Эстонской ССР не был включен в его страховой стаж, названный период с учетом норм Закона № 400-ФЗ подлежал включению в страховой стаж истца и учёту при расчёте величины индивидуального пенсионного коэффициента для назначения ему страховой пенсии по старости.

Иное разрешение данного вопроса приводило бы к умалению права ФИО1 на социальное обеспечение по возрасту, гарантированное Конституцией Российской Федерации и относящееся к основным правам и свободам человека и гражданина.

Тот факт, что воинская часть, в которой истец с 14 ноября 1979 года по 31 октября 1981 года проходил действительную срочную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР, дислоцировалась на территории Эстонской ССР, не может влиять на реализацию им права на пенсионное обеспечение в Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд пришёл к правильному выводу о том, что отказ УПФР в г. Вологде во включении истцу в его страховой и общий трудовой стаж периода прохождения им действительной срочной военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 14 ноября 1979 года по 31 октября 1981 года на территории Эстонской ССР и учёта этого периода при расчёте величины индивидуального пенсионного коэффициента для назначения ему страховой пенсии по старости, является неправомерным.

Однако, судом ошибочно не приняты во внимание приведенные выше нормы права при разрешении требований истца о включении в его страховой и общий трудовой стаж периода прохождения сверхсрочной военной службы с 01 ноября 1981 года по 20 августа 1990 года (приказом командира войсковой части 7519 № 196 с\ч от 20 августа 1990 года ФИО4 исключен из списков личного состава части), поскольку данный период с учетом норм Закона № 400-ФЗ, подлежал включению в страховой стаж ФИО1 пенсионным органом и учету при расчёте размера его страховой пенсии по старости, а то обстоятельство, что такая служба осуществлялась в добровольном порядке и воинская часть, в которой истец проходил сверхсрочную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР, дислоцировалась на территории Эстонской ССР, не может влиять на реализацию им права на пенсионное обеспечение в Российской Федерации.

При этом судебная коллегия отмечает, что период работы истца до призыва на военную службу с 24 июля 1978 года и периоды работы после прохождения им сверхсрочной военной службы с 03 сентября 1992 года зачтены пенсионным органом в его страховой стаж.

При таких обстоятельствах, вывод суда об отсутствии оснований для включения ФИО1 в его страховой стаж периода прохождения сверхсрочной военной службы с 01 ноября 1981 года по 20 августа 1990 года на территории Эстонской ССР и учета этого периода при расчете размера его страховой пенсии по старости нельзя признать обоснованным, в связи с чем решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 о включении в страховой и общий трудовой стаж периода службы с 01 ноября 1981 года по 20 августа 1990 года и учете данного периода при расчете размера его страховой пенсии подлежит отмене с принятием нового судебного акта об их удовлетворении.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 02 сентября 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 о включении в страховой и общий трудовой стаж периода службы с 01 ноября 1981 года по 20 августа 1990 года.

Принять в отмененной части новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворить в полном объеме.

Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:

«признать недействительным и не порождающим правовых последствий решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области от 05 июня 2020 года № 700 в части невключения ФИО1 в страховой и общий трудовой стаж периода прохождения военной службы с 14 ноября 1979 года по 20 августа 1990 года.

На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области возложить обязанность зачесть в страховой и общий трудовой стаж ФИО1 период прохождения военной службы с 14 ноября 1979 года по 20 августа 1990 года и произвести ФИО1 перерасчет страховой пенсии по старости с учетом периода прохождения военной службы с 14 ноября 1979 года по 20 августа 1990 года с 21 февраля 2020 года».

В остальном решение Вологодского городского суда Вологодской области от 02 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: