ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-579/20 от 11.12.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 декабря 2020 года по делу № 33-10097/2020

Судья в 1-й инстанции Пикула К.В. дело № 2-579/2020

УИД 91RS0011-01-2020-000423-13

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи

Гоцкалюка В.Д.

Судей

Бондарева Р.В.

Матвиенко Н.О.

при секретаре

Кочмареве Н.В.

заслушав в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи В.Д. Гоцкалюка гражданское дело по иску Великодного В.В. к Администрации Колодезянского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым о возложении обязанности произвести зачет излишне уплаченной денежной суммы по договору аренды,

по апелляционной жалобе представителя Великодного В.В. – Жукова А.И. на решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 21 сентября 2020 года,

у с т а н о в и л а:

Великодный В.В. обратился в суд с иском к Администрации Колодезянского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым о возложении обязанности произвести зачет излишне уплаченной денежной суммы по договору аренды в счет будущих платежей по договору аренды земельного участка от 10 марта 2017 года, заключеннного в отношении земельного участка общей площадью 37 922 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 115695, 68 рублей, а также в связи с наличием недостатков переданного земельного участка в виде охранной зоны линии электропередач, в размере 209 530 рублей.

Требования мотивированы тем, что 10 марта 2017 года между Администрацией (арендодателем) и Великодным В.В. (арендатором) заключен договор №09/03-2017 аренды земельного участка общей площадью 37 922 кв.м, имеющего кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 49 лет. Арендная плата за пользование участком определена исходя из установленной ответчиком нормативной цены земельного участка 5909919,20 рублей, в размере 184389,48 рублей в год. Он обратился к арендодателю с заявлением произвести перерасчет размера арендной платы по договору и зачет излишне уплаченных денежных средств в счет будущих платежей, которое было оставлено без удовлетворения.

По мнению заявителя, основанием для перерасчета арендной платы является неправильное определение нормативной цены земельного участка. Постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года №450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» утверждено Положение о порядке определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым. Пунктом 1 названного постановления определено, что нормативная цена земельных участков, установленная по состоянию на 2014 года, пересчитывается в рубли с 1 ноября 2014 года с коэффициентом 3,8. Решением ХХХХII сессии VI созыва Колодезянского сельского совета Красногвардейского района №12/222-ХХХХII от 30 января 2014 года в отношении спорного земельного участка была установлена нормативная денежная оценка в размере 1 198521,72 гривен.

Нормативная цена переданного в аренду земельного участка подлежала определению исходя из указанной в решении Колодезянского сельского совета Красногвардейского района от 30 января 2014 года нормативной денежной оценки. С учетом уровня инфляции, на дату заключения договора аренды, нормативная цена земельного участка подлежала определению как 4700122,78 рублей (1198521,72 гривен х 3,8 х 1,032). Соответственно, годовая арендная плата подлежала исчислению из указанной нормативной цены земельного участка. Кроме того, в пользование истцу был передан земельный участок, часть которого обременена охранной зоной линии электропередач, размером 9 463 рублей. Указанное обременение препятствует нормальному использованию земельного участка по его целевому назначению. Обременение участка охранной зоной не было и не могло быть обнаружено арендатором в ходе обычного осмотра участка, поскольку не относится к физическим характеристикам земельного участка и вопреки требованиям земельного законодательства, арендодателем не были представлены полные и достоверные сведения при заключении договора аренды относительно площади и границ охранной зоны.

Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 21 сентября 2020 года в удовлетворении иска Великодного В.В. отказано.

В апелляционной жалобе представитель Великодного В.В. – Жукова А.И. просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. Обжалуемое решение считает незаконным, принятым с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

Заслушав докладчика, пояснения лиц явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.

Из содержания положений статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд обязан разрешать дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, её субъектов и органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а так же тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, соответствует изложенным требованиям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Согласно пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 424).

Основания, условия и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или мунипипальной собственности урегулирован положениями главы V.I. Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются на основании, в частности, договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным, для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности может применяться кадастровая стоимость земельного участка.

Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (пункт 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Вопросы интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, социальную и правовую системы Российской Федерации были урегулированы положениями Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Федеральный конституционный закон).

Статьей 23 Федерального конституционного закона установлено, ч то законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Согласно статье 12 Федерального конституционного закона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона, до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым определены положениями Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Статьей 11 Закона Республики Крым №38-ЗРК определено, что нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, до 1 января года, следующего за годом утверждения, в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, считается нормативной ценой земли и является основой для определения нормативной цены земли в отношении таких земельных участков.

До утверждения в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности, результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, в государственный кадастр недвижимости вместо сведений о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определяемой в отношении соответствующих земельных участков.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 года № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» (постановление утратило силу с 01 января 2020 года, далее - Постановление о плате за земельные участки), было установлено, что нормативная цена земельных участков, установленная по состоянию на 2014 год, пересчитывается в рубли с 1 ноября 2014 года с коэффициентом 3,8.

Пунктом 2 Постановления о плате за земельные участки утверждена нормативная цена 1 квадратного метра земель населенных пунктов Республики Крым (приложение 1).

В отношении земель Колодезянского сельского поселения Республики Крым с видом разрешенного использования - обеспечение сельскохозяйственного производства нормативная цена 1 квадратного метра составила 146,47.

Согласно пункту 2.1 Положения о порядке определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 года № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» (далее - Положение), нормативная цена земельного участка используется для целей налогообложения, определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым и муниципальной собственности, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Крым.

При отсутствии документов, в которых была определена нормативная денежная оценка земельного участка, нормативная цена земельного участка определяется на основании нормативной цены 1 квадратного метра земель, расположенных на территории Республики Крым, но формуле, приведенной в пункте 2.3 Положения.

Нормативная цена земельных участков определяется органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по месту расположения соответствующих земельных участков (пункт 2.6 Положения).

Документы, содержащие сведения о нормативной цене земельных участков, направляются органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный в сфере государственной регистрации нрав и государственного кадастрового учета, для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 11 Закона Республики Крым от 3 1 июля 2014 года № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (абзац первый пункта 2.7 Положения).

Перечень земельных участков, сведения о кадастровой стоимости которых отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, предоставляется органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, по запросам органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в виде кадастровых планов территории в электронной форме в течение пяти рабочих дней с даты поступления соответствующего запроса, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (абзац второй пункта 2.7 Положения).

Пунктом 2.7.1 Положения была возложена обязанность на органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в срок до 15 ноября 2016 года представить в орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, сведения о нормативной цене земельных участков.

Из материалов дела следует, что 10 марта 2017 года между администрацией Колодезянского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым (арендодатель) и Великодным В.В. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка №09/03-2017, в соответствии с условиями которого арендодатель передал по акту о передаче, а арендатор принял во временное владение и пользование земельный участок площадью 37 922 кв.м из земель, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Колодезянское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 31 июля 2017 года, ), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - обеспечение сельскохозяйственного производства (1.18), с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

В соответствии с пунктом 2 договора на земельном участке имеются охранные зоны линии электропередач, границы которых не установлены.

Условия об арендной плате за земельный участок предусмотрены сторонами в пункте 5 договора.

В соответствии с пунктом 5.1 договора, сумма арендной платы в год составляет 184 389,48 рублей в соответствии с расчетом, приведенным в приложении №1 к договору.

В пункте 7.1 договора стороны условились о том, что изменения и (или) дополнения условий договора оформляются сторонами в письменной форме путем заключения дополнительных соглашений.

По условиям договора аренды, его неотъемлемой частью является приложение №1 «Расчет размера годовой арендной платы», согласно которого по состоянию на 10 марта 2017 года арендная плата за пользование земельным участком определена в размере 3 % от нормативной цены земельного участка - 5909919,20 рублей и составляет 1 84 389,48 рублей в год.

На дату заключения договора аренды действовало Положение о порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Колодезянское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым, утвержденного решением XXIX заседания I созыва Колодезянского сельского совета Красногвардейского района Республики Крым от 21 ноября 2016 года №2/117 (далее Положение №2/117).

В соответствии с пунктом 2.2 Положения Колодезянского сельского совета №2/117 годовой размер арендной платы за пользование земельным участком муниципальной собственности, предоставленным без проведения торгов, рассчитывается в размере 3 процентов от нормативной цепы земельного участка с видом разрешенного использования - обеспечение сельскохозяйственного производства (1.18).

Согласно информации, содержащейся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 31 июля 2017 года, действовавшей на дату заключения спорного договора, земельный участок с кадастровым номером , отнесенный к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования обеспечение сельскохозяйственного производства, общей площадью. 37 922 кв.м +/- 39,94 кв.м, находится в муниципальной собственности Колодезянского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, его кадастровая стоимость определена в размере 5909764,48 рублей.

Расчет арендной платы по договору произведен с применением нормативной цены земельного участка, установленной на дату заключения договора и указанной в публичном реестре, и соответствует нормативному правовому акту, принятому уполномоченным органом местного самоуправления.

По мнению истца, при расчете арендной платы по договору арендодатель должен был руководствоваться нормативной ценой земельного участка, установленной по состоянию на 2014 год.

В подтверждение таких доводов стороной истца представлено извлечение межрайонного управления Госземагентства в г.Джанкое, Джанкойском и Красногвардейском районах АР Крым из технической документации о нормативной денежной оценке земельных участков от 12 ноября 2013 года № 1864.

Однако следует отметить, что правовые основы проведения оценки земель в Украине были урегулированы Законом Украины «Об оценке земель» (положения Закона приводятся в редакции, действовавшей на дату принятия Республики Крым в состав Российской Федерации).

Статья 13 Закона Украины «Об оценке земель» предусматривала обязательное проведение денежной оценки земельных участков в случаях: определения размера земельного налога; определения размера арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности; определения размера государственной пошлины при мене, наследовании и дарении земельных участков согласно закону; определения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства; отчуждения земельных участков площадью более 50 гектаров, которые принадлежат к государственной или коммунальной собственности, для размещения открытых спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений.

Согласно статьи 18 Закона Украины «Об оценке земель», нормативная денежная оценка земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения, должна была проводиться не реже чем один раз в 5 - 7 лет.

Данные о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка оформлялись как извлечение из технической документации по нормативной денежной оценке земель (статья 20) и выдавались центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений (статья 23).

Согласно сведений, содержащихся в извлечении из технической документации о нормативной денежной оценке земельных участков от 12 ноября 2013 года №1864, земельный участок общей площадью 39 477 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , предназначен для ведения товарного сельскохозяйственного производства, его нормативная денежная оценка составляет 1 198521,72 гривен.

Сведения, содержащиеся в извлечении из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка с кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, были актуальны для целей проведения денежной оценки (статья 13 Закона Украины «Об оценке земли») в отношении указанного земельного участка с площадью 39 477 кв.м на дату выдачи извлечения - 12 ноября 2013 года.

Как указано ранее, документы, выданные государственными органами Украины, действуют на территории Республики Крым, если иное не вытекает из самих документов или существа отношений.

На дату определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым (пункт 2.7.1 Положения), органы государственной власти Республики Крым и местного самоуправления на её территории не имели доступа к данным государственного кадастра Украины.

По смыслу статьи 3 Закона Республики Крым №38-ЗРК сохраняют свою силу права пользования земельными участками, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, в частности, право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут) соответствуют нраву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

При этом ни суду первой инстанции, ни судебной коллегии не представлены сведения о том, что до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации между сторонами сложились правоотношения относительно использования спорного земельного участка.

Соответственно, из существа сложившихся правоотношений не следует, что представленное истцом извлечение из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка с кадастровым номером , могло быть принято во внимание при заключении договора аренды в 2017 году и использовано в качестве определения нормативной цены земельного участка.

Договор аренды земельного участка с кадастровым номером был заключен 10 марта 2017 года и на дату его заключения нормативная цена земельного участка была определена в размере 5909764,48 рублей, что подтверждается копией выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 31 января 2017 года, ссылка на которую содержится в договоре аренды.

Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости установлен главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации).

Согласно статье 245 КАС Российской Федерации, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и гражданами в случае, если таковые затрагивают права и обязанности этих лиц.

Установленная на дату заключения договора аренды и указанная в публичном реестре нормативная цена земельного участка не была оспорена в предусмотренном законом порядке, сведений об обратном суду не представлено.

Проверка правильности определения нормативной цены спорного земельного участка, установленной на основании статьи 11 Закона Республики Крым №38-ЗРК, до утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, не может входить в предмет рассмотрения по делу о зачете встречного однородного требования.

При этом истец не лишен возможности обратиться за защитой своих прав в порядке, предусмотренном главой 25 КАС Российской Федерации.

Принимая во внимание, что заключение договора аренды стало результатом достижения между сторонами соглашения по всем существенным условиям договора и суду не представлены сведения относительно внесения в его условия изменений, которые не принимаются арендодателем к исполнению, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований о зачете встречного однородного требования в связи с неправильным определением арендодателем размера арендной платы но договору.

Великодным В.В. также заявлены требования о зачете в счет будущих платежей по договору излишне уплаченных суммы арендной платы в связи с наличием недостатков земельного участка.

Доводы заявитель в этой части сводятся к незаконности взимания арендной платы за весь земельный участок, а не за часть, возможного к использованию без недостатков (без учета части земельного участка, попавшего в охранную зону линии электропередач).

Согласно пункту 1 статьи 611 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

В соответствии с положениями статьи 612 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.

Последствия обнаружения у имущества, сданного в аренду, недостатков, полностью или частично препятствующих пользованию им, определены статьей 612 названного Кодекса. В этом случае арендатор вправе совершить одно из предусмотренных пунктом 1 данной статьи действий, в частности, потребовать от арендодателя либо безвозмездного устранения недостатков имущества, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков имущества; непосредственно удержать сумму понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя; потребовать досрочного расторжения договора.

Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду (пункт 2 статьи 612 ГК Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, спорный земельный участок предоставлен истцу по договору аренды, заключенному в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов в связи с наличием в его собственности объектов недвижимости, расположенных на земельном участке.

Земельный участок передан по акту о его передаче, подписанному сторонами 10 марта 2017 года.

Обременение участка охранной зоной линии электропередач оговорено сторонами но условиям заключенного между ними договора аренды (пункт 2 договора).

При указанных обстоятельствах, отсутствие в публичном реестре сведений о наличии в границах земельного участка охранной зоны линии электропередач и непредставление арендатору сведений о площади и границах охранной зоны, не свидетельствует о недобросовестности со стороны арендодателя, и, соответственно, в силу пункта 2 статьи 612 ГК Российской Федерации, не влечет для него ответственности за недостатки переданного в аренду имущества.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования истца подлежат отклонению в полном объеме.

С таким выводом суда первой инстанции соглашается и судебная коллегия.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

При принятии по делу решения, суд первой инстанции правильно установил правоотношения сторон и обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку, нормы материального права судом применены и истолкованы верно. При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 21 сентября 2020 года – оставить без изменений, апелляционную жалобу представителя Великодного В.В. – Жукова А.И, – без удовлетворения.

Председательствующий Гоцкалюк В.Д.

Судьи Бондарев Р.В.

Матвиенко Н.О.