ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-57/2021 от 21.06.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Куршева Н.Г. № 33-6129/2021

(гражданское дело первой инстанции № 2-57/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июня 2021 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего судьи Шельпук О.С.,

судей Кривицкой О.Г., Дудовой Е.И.,

при секретаре Зенкевиче В.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кинельского районного суда Самарской области от 8 февраля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Кривицкой О.Г., судебная коллегия суда апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛА:

Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, указав, что истец по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 г. осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области.

Ответчик является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Общая площадь объекта недвижимости составляет <данные изъяты> кв. м.

Региональный оператор принимал твердые коммунальные отходы, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащим образом.

В адрес ответчика региональным оператором были направлены платежные документы на оплату оказанных услуг с указанием: фамилии, имени, ответчика, адреса регистрации, суммы задолженности, периода просрочки оплаты, номера лицевого счета, реквизитов для оплаты, которые по своему содержанию являются письменным требованием, адресованным ответчику об устранении нарушений исполнения обязательства, то есть претензий.

Однако обязательство по оплате оказанных региональным оператором услуг за период с января 2019 года по февраль 2020 года не было исполнено должником, в связи с чем за указанный период образовалась задолженность, которая составляет 21 451 руб. 92 коп.

Истцом было подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по февраль 2020 года в размере 21 451 руб. 92 коп.

12 мая 2020 года и.о. мирового судьи судебного участка №63 Кинельского судебного района Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу истца задолженности за предоставление услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по февраль 2020 года в размере 21 451 руб. 92 коп., расходы по оплате госпошлины в размере 298 руб.

От ФИО1 поступили возражения относительно исполнения судебного приказа от 19.05.2020г.

Определением и.о. мирового судьи судебного участка №63 Кинельского судебного район Самарской области от 26 мая 2020 года указанный судебный приказ отменен.

До настоящего момента вышеуказанная задолженность ответчиком не погашена. В связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском, в котором просит взыскать с ответчика в свою пользу задолженность за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с января 2019 года по февраль 2020 года в размере 21 451 рубля 92 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в размере 844 рублей.

ФИО1 обратилась со встречным иском к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» о признании счета на оплату услуг по обращению с ТКО необоснованным, обязать произвести перерасчет, указав, что услуги фактически не оказывались. Также нарушено законодательство по защите прав потребителей в части выставления дублирующих счетов на одну фамилию и объект, но разные лицевые счета, что является недопустимым.

Сбор твердых коммунальных отходов в <адрес> осуществляется только автомобилем-мусоровозом, принадлежащем не Обществу «ЭкоСтройРесурс», а подрядчику Муниципальному бюджетному учреждению «Служба благоустройства и содержания городского округа Кинель» на основании трехстороннего соглашения выше перечисленных организаций и Администрации <адрес>.

В <адрес> вообще отсутствуют контейнерные площадки или места для сбора мусора. Тогда как региональным оператором услуги по сбору мусора фактически не оказываются.

ФИО1 во встречном иске просила признать счета на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, выставленные ООО «ЭкоСтройРесурс» ФИО1 за период с 01.01.2019 г. по 27.01.2020 г. необоснованными, с нарушением публичного договора и Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с неоказанием услуг, обязать регионального оператора произвести перерасчет платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, исключив из расчета задолженности период с 01.01.2019 г. по 27.01.2020 г.

Решением Кинельского районного суда Самарской области от 8 февраля 2021 года исковые требования Общества «ЭкоСтройРесурс» удовлетворены в полном объеме. В удовлетворении встречных исковых требований ФИО1 отказано в полном объеме.

ФИО1, не согласившись с указанным решением суда, подала в суд апелляционную жалобу, согласно которой просила решение суда отменить.

Лица, участвующие в деле в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежаще.

Исследовав материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации лицо граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункт 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (пункт 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, регулируется положениями Жилищного Кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с Региональным оператором.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. территории муниципальных образований подлежат регулярно очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальным отходами, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 1 ноября 2018 года общество с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В силу пунктов 4 и 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Типовая форма договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 641» (далее - Правила № 1156).

Согласно пунктам 8(4) - 8(17) Правил № 1156, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Предложение о заключении договора по обращению с твердыми коммунальными отходами и типовой договор опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018г.

Таким образом, в силу публичности договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также согласно статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с 1 января 2019 года, то есть с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю.

Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 октября 2018 года №41963-АЧ/04 договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственниками помещений и региональным оператором считаются заключенными с даты начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства заключения договора между истцом и ответчиком о вывозе твердых коммунальных отходов подлежат отклонению по вышеуказанным обстоятельствам, как не основанные на приведенных выше нормах материального права.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018г. № 846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019г. №95 утвержден предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год для населения в сумме - 598,16 руб./м3 (с учетом НДС).

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 № 1023 (далее - Приказ № 1023) утвержден норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов (далее - МКД и ИЖС соответственно) и составляет 0,091 м3 в год.

Согласно части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Согласно формуле расчета суммы (единица измерения (площадь объекта недвижимости) х годовой норматив накопления ТКО (0,091 куб. м.) х предельный тариф (598,16 руб. / куб. м.) / 12 (количество месяцев в году) ежемесячная плата за коммунальную услугу для ответчика составляет 1532 рублей 28 копеек.

С 1 января 2019 года региональный оператор принимал твердые коммунальные отходы, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащим образом.

ФИО1 является собственником объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, площадь объекта <данные изъяты> кв. м., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 7 августа 2020 года, а также постоянно проживает в указанном жилом доме.

Однако обязательство по оплате оказанных региональным оператором услуг за период с января 2019 года по февраль 2020 года не было исполнено должником, в связи с чем за указанный период образовалась задолженность, которая составляет 21 451 руб. 92 коп. (1532 руб. 28 коп. (сумма в месяц) х 14 (количество месяцев) = 21451 руб. 92 коп. (общая сумма задолженности).

Истцом в адрес ответчика были направлены платежные документы на оплату оказанных услуг, однако обязанность по оплате услуг не была исполнена.

12 мая 2020 года и.о. мирового судьи судебного участка №63 Кинельского судебного района Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу Общества «ЭкоСтройРесурс» задолженности за предоставление услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по февраль 2020 года в размере 21 451 рубля 92 копеек, расходы по оплате госпошлины в размере 422 рублей.

26 мая 2020 года судебный приказ отменен, поскольку поступили возражения от ответчика.

Разрешая исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс», суд первой инстанции исходил из того, что региональным оператором предоставлены ФИО1 услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Однако оплата за полученные услуги не произведена, в связи с чем судом взыскана с ответчика сумма задолженности в размере 21 451 рубля 92 копеек, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 844 рублей.

Такой вывод суда первой инстанции является правильным.

Правилен вывод суда об отказе в удовлетворении встречных исковых требований ФИО1, поскольку в силу публичности договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя, потребителю оказаны услуги, которые вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с 01.01.2019г., то есть с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю.

Отказ ответчика от фактического получения услуг в адрес истца не поступал, доказательств ненадлежащего исполнения или неисполнения истцом обязанности по предоставлению коммунальных услуг, не представлено.

Кроме того, судом первой инстанции проверены доводы о том, что контейнеры не были установлены и не организована контейнерная площадка в микрорайоне Горный г.о. Кинель.

В соответствии с п. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема обращения с отходами).

Региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами с использованием сведений об источниках образования подлежащих транспортированию твердых коммунальных отходов и местах их накопления в соответствии территориальной схемой обращения с отходами Самарской области, утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 г. №228.

Кроме того, в соответствии с разделом 6 постановления Правительства Самарской области №44, в случае отсутствия специально обустроенной контейнерной площадки накопление твердых коммунальных отходов может производиться децентрализованным способом на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан.

В соответствии п. 2.6 постановления Правительства Самарской области от 06.08.2018 №449 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области» (далее – постановлением Правительства Самарской области№449) количество, объем и тип контейнеров и бункеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяются ответственными за содержание контейнерных площадок лицами с учетом установленных нормативов накопления твердых коммунальных отходов и в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека и иного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 8.6. постановления Правительства Самарской области №449 бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на территории, не входящей в состав общего имущества собственников жилых помещений, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория, самостоятельно.

Согласно п. 8.7. постановления Правительства Самарской области №449 бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников жилого дома несут собственники этого дома.

Согласно п. 8.9. Постановления Правительства Самарской области№449 в случае, если земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка, не разграничен, собственник такого участка не определен, бремя содержания такой контейнерной площадки и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, возлагается на органы местного самоуправления.

В п. 13 постановления Правительства Российской Федерации №1156 и постановлении Правительства Самарской области №449 указано, что региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

При этом под погрузкой твердых коммунальных отходов понимается перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов.

В свою очередь под уборкой мест погрузки твердых коммунальных отходов понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз (п. 2 постановления Правительства Российской Федерации № 1156).

Таким образом, для создания мест накопления твердых коммунальных отходов, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованному лицу необходимо обратиться в органы местного самоуправления с соответствующей заявкой.

Действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу твердых коммунальных отходов в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок, включенных в территориальную схему.

В целях развития территориальной схемы в обязанности органов местного самоуправления к вопросам местного значения отнесены участие в организации сбора, в том числе раздельного ТКО, а также создание мест накопления в соответствии с санитарными нормами и правилами и ведение их реестра.

Допускается приобретение контейнеров и бункеров, а также пакетов и емкостей при децентрализованном вывозе мусора, непосредственно региональным оператором. Указанное следует из положений основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016г. № «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Основы).

Пунктом 90 Основ предусмотрено, что расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 % необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

Однако, в тариф на услугу регионального оператора на 2019 год, установленный Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, не включены расходы на приобретение контейнеров, бункеров и специально предназначенных емкостей.

Таким образом, контейнеры могут приобретаться и устанавливаться в местах накопления твердых коммунальных отходов, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления твердых коммунальных отходов, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора.

Случаи и основания уменьшения размера платы за коммунальные услуги определены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила№354).

Пунктом 148(45) Правил № 354 установлено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом и нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающую установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

При этом единственным надлежащим доказательством неоказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, порядок составления которого содержится в разделе VI Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №1156.

Между тем, ФИО1 не представлено ни одного акта, соответствующего требованиям действующего законодательства, являющегося доказательством, подтверждающим ненадлежащее оказание региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При этом, судом обоснованно не приняты во внимание показания свидетелей ФИО5, ФИО6, допрошенных в суде первой инстанции, и показавших о том, что услуги региональным оператором не оказывались, поскольку такие показания не исключают необходимости представления допустимых доказательств нарушения региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении правил начисления платы за вывоз твердых коммунальных отходов со ссылкой на то, что сбор твердых коммунальных отходов осуществляется в <адрес> периодичностью два раза в неделю, чем нарушаются требования действующего законодательства о ежедневном вывозе твердых коммунальных отходов, не могут быть основанием для отмены решения суда первой инстанции.

В силу п. 148(30) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № 2 к Правилам № 354, составляющей которой является значение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения № 2 к Правилам № 354.

Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в приказе от 29 декабря 2018 года № 1023 «Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения» (далее - Приказ № 1023) утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории 10 городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов в размере 0,091 м3/год.

Министерство в Приказе № 1023 реализовало закрепленное в п. 4 (1) постановления Правительства Российской Федерации № 857 от 27 августа 2012 года «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» право Самарской области на установление порядка осуществления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории 10 городских округов Самарской области исходя из общей площади жилого помещения.

Кроме того, решением Самарского областного суда по делу №3а-1004/2019 от 06.11.2019 г., апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции по делу № 66а-253/20120 от 18.02.2020 г., постановлением Шестого кассационного суда общей юрисдикции по делу№ 8а-14094/2020 от 13.07.2020 г. приказ № 1023 признан действующим и законным.

В соответствии с п.п. 63, 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354) потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами вносится потребителями на основании платежных документов, представляемых региональным оператором.

Согласно пп. «а» п. 69 Правил № 354 в платежном документе указываются почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица).

Аналогичные требования установлены Приказом Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг».

Во исполнение требований действующего законодательства региональным оператором формируются платежные документы, в которых указывается, в том числе почтовый адрес жилого помещения, сведения о собственнике помещения с указанием фамилии, имени и отчества физического лица.

Все обязательные сведения, предусмотренные пп. «а» п. 69 Правил № 354, содержатся в платежном документе по адресу: <адрес><данные изъяты>, <адрес>.

Начисление платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г.о. <адрес> в силу Приказа Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 29.12.2018 № 1023 «Об утверждении и применении нормативов накопления твердных коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения», производится исходя из общей площади жилого помещения.

Региональный оператор осуществляет сбор данных (информации) для формирования платежных документов из различных открытых источников:

путем направления запроса в Росреестр о предоставлении выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН);

путем обработки сведений, содержащихся в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ);

путем обработки обращений потребителей, поступающих в центры обслуживания населения Регионального оператора;

путем обработки сведений, предоставленных управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (далее - МКД);

а также иными способами, не запрещенными действующим законодательством РФ. Собранные данные Региональный оператор вносит в свою единую базу для последующего формирования платежных документов - квитанций.

При сборе данных (сведений) о собственнике объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес><данные изъяты>, <адрес>, региональным оператором сделан запрос о предоставлении выписки из Единого государственного реестра недвижимости на объект недвижимости. Согласно полученным данным из ЕГРН установлен собственник объекта недвижимости.

Региональным оператором на основании полученных сведений сформирован лицевой счет на жилое помещение и выставлены платежные документы для внесения платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на имя собственника ФИО1

Таким образом, региональным оператором были сформированы корректные платежные документы для внесения платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Надлежащим доказательством исполнения обязательств регионального оператора по своевременному предоставлению платежных документов собственнику жилого помещения по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес> является карточка расчетов по лицевому счету за период с 01.01.2019 г. по 15.06.2020 г., из которой видно, что региональным оператором произведены начисления платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, платежные документы потребителю направлены в предусмотренный законом срок.

Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, расположенном на территории 10 городских округов Самарской области, в том числе в <адрес>, правомерно определен в соответствии с формулой 9(2) приложения № 2 к Правилам № 354, исходя из площади жилого объекта 337,8 м2.

Кроме того, ответчиком не представлены сведения об иной площади жилого дома, иной расчёт в обоснование своих доводов.

С 01.01.2019 г. региональный оператор принимал твердые коммунальные отходы, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащим образом.

Кроме того, лицами, ответственными за организацию, содержание контейнерных площадок и определяющими количество, объем и тип контейнеров и бункеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, являются собственники земельного участка, собственники помещений или лица, ответственные за содержание общего имущества многоквартирного дома, органы местного самоуправления.

В силу п. 18 ст. 14, п. 15 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образованиях.

В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований.

Указанные в ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия органов местного самоуправления относятся к вопросам местного значения муниципальных образований на основании статей 14,15,16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Территориальная схема Самарской области утверждена приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 г. № 228, в связи с чем является нормативно - правовым документом.

Кроме того, Постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 № 471 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области, в котором места сбора твердых коммунальных отходов определяются, согласно утвержденной территориальной схеме обращения с отходами на территории Самарской области.

Согласно п. 11 постановления Правительства Самарской области № 471 накопление твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов, на территории Самарской области осуществляется путем складирования твердых коммунальных отходов, в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии внутридомовой инженерной системы); централизованным способом - в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, а также с использованием специально предназначенных емкостей при отсутствии контейнерных площадок - децентрализованным способом.

Таким образом, исходя из императивных указаний Федерального законодательства, регулирующего обращение с твердыми коммунальными отходами, в частности постановления Правительства Российской Федерации № 1156, следует, что место накопления твердых коммунальных отходов - это непосредственно контейнерная площадка, которая соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также включена в территориальную схему обращения с отходами.

В соответствии пп. «в» п. 11 постановления Правительства Самарской области № 471 в случае отсутствия специально обустроенной контейнерной площадки накопление твердых коммунальных отходов может производиться исключительно децентрализованным способом на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан.

При этом децентрализованный способ накопления твердых коммунальных отходов предусматривает следующее:

расположение мест накопления твердых коммунальных отходов при децентрализованном способе накопления определяется потребителями по согласованию с региональным оператором и в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 11 постановления Правительства Самарской области № 471);

изменение децентрализованного способа накопления, указанного в пп. «в» п. 11 постановления Правительства Самарской области № 471, на способ, указанный в пп. «б» п. 11 постановления Правительства Самарской области № 471, осуществляется путем создания контейнерных площадок и размещения на них контейнеров и бункеров.

Из анализа указанных выше норм следует, что места накопления твердых коммунальных отходов при децентрализованном способе накопления твердых коммунальных отходов в обязательном порядке должны быть согласованы с органами местного самоуправления с учетом санитарно-эпидемиологического законодательства, а сам по себе децентрализованный способ накопления не подразумевает вывоз твердых коммунальных отходов от каждого домовладения, расположенного на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан.

Кроме того, положения, устанавливающие периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, распространяют свое действия лишь в отношении мест накопления твердых коммунальных отходов, включенных в территориальную схему, по этой причине разделом 4.1 территориальной схемы Самарской области установлена периодичность вывоза твердых коммунальных отходов при «поведерном» сборе, которая составляет 1 раз в неделю или реже.

При этом, под децентрализованным способом накопления твердых коммунальных отходов подразумевается, что потребители коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами выносят собранные ими твердые коммунальные отходы на заранее согласованные время и места забора твердых коммунальных отходов, при этом само накопление твердых коммунальных отходов производится лично каждым потребителем у себя дома.

Вывоз твердых коммунальных отходов из мест сбора отходов в <адрес> г. о. Кинель осуществляется децентрализованным способом, т.е. с использованием специально предназначенных емкостей, пакетов и прочее. Вывоз производится с периодичностью 2 раза в неделю (понедельник с 16.45 до 20.00, четверг с 16.45 до 20.00), что не противоречит требованиям территориальной схемы Самарской области.

Таким образом, региональным оператором при указанных обстоятельствах приняты все зависящие от него меры по своевременному вывозу твердых коммунальных отходов, а именно: организован и осуществляется вывоз твердых коммунальных отходов с территории указанного выше населенного пункта децентрализованным способом.

Учитывая общедоступность к маршруту следования специализированной техники организации - перевозчика для сбора отходов и обязанность собственников твердых коммунальных отходов накопления отходов одним из предусмотренных нормативно-правовыми актами способов, ответчик не был лишен возможности получения услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Кроме того, ответчиком не предоставлены доказательства, подтверждающие самостоятельное обращение с твердыми коммунальными отходами способами, не нарушающими законодательства в области обращения с отходами, санитарного законодательства, на основании которых можно сделать вывод о том, что собственник жилого дома не пользовался предоставляемой региональным оператором услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При указанных обстоятельствах, у ответчика имелась возможность получения коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами посредством использования ближайшего к объекту недвижимости маршрута следования специализированной техники организации -перевозчика, проходящей по территории общего пользования, услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором оказывались своевременно, надлежащим образом и подлежат оплате с 01.01.2019 г.

Кроме того, ответчик не представил доказательств, подтверждающих факт неоказания и (или) ненадлежащего оказания услуг региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами за спорный период, а также не представил документального подтверждения самостоятельного вывоза и захоронения твердых коммунальных отходов, оплаты услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами иным лицам.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что все существенные условия типового договора, утвержденного Постановлением № 1156 соблюдены, оснований для освобождения потребителя от оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 г. по 27.01.2020г. отсутствуют.

Судом первой инстанции правильно отклонены доводы ФИО1 о непредоставлении информации о вывозе мусора с адреса: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес> подтверждением аппаратурой спутниковой системы ГЛОНАСС.

Система ГЛОНАСС является способом удаленного слежения за перемещениями транспортного средства, основанного на спутниковой навигации. Данная система предназначена для слежения в режиме реального времени – онлайн – за передвижением транспортных средств и не подразумевается под собой обязательное хранение полученных данных.

Как следует из материалов дела, у регионального оператора отсутствует установленная законом обязанность хранить и предоставлять архивные сведения из системы ГЛОНАСС.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции отклонен довод о необходимости учёта данных ГЛОНАСС, не являются основанием к отмене обжалуемого решения суда.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 1156 подпункт "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" дополнен словами "транспортирования твердых коммунальных отходов".

Вместе с тем, система ГЛОНАСС является условием допуска транспортного средства к вывозу твердых коммунальных отходов и не служит обязательным условием для подтверждения факта оказания услуг потребителю, который не лишен возможности представить иные доказательства в подтверждение своих доводов.

Неисполнение такого условия региональным оператором еще не свидетельствует безусловное о том, что услуги по вывозу твердых бытовых отходов не были оказаны фактически.

При этом, в материалах дела имеется ответ МБУ «Служба благоустройства и содержания городского округа Кинель», согласно которого в <адрес> осуществляется децентрализованный способ (поведерный сбор) вывоза твердых коммунальных отходов автомашиной <данные изъяты>.

Сопроводительным документом при вывозе твердых коммунальных отходов является путевой лист, который аналогичен для всех видов работ автомашин, в том числе и при вывозе твердых коммунальных отходов. Вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется по установленному графику <адрес> понедельник, четверг с обязательным объездом всех улиц поселка. Автомашина оснащена спутниковой системой ГЛОНАСС и в процессе работы контролируется в системе онлайн, данные системы ГЛОНАСС за 2019 год не сохранены.

С учетом изложенного оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного постановления в апелляционном порядке по изложенным в жалобе доводам не усматривается.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия суда апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кинельского районного суда Самарской области от 8 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 28 июня 2021г.