УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДСудья Зотова Л.И. Дело №33-928/2021 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е г. Ульяновск 2 марта 2021 года Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе: председательствующего Федоровой Л.Г., судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н. при секретаре Айзатулловой Ф.Ж. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-580/2020 по апелляционным жалобам Калашниковой Валентины Александровны, Калашникова Александра Юрьевича, Администрации муниципального образования «Барышский район» на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 27 ноября 2020 года, по которому постановлено: исковые требования Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области удовлетворить. Обязать Калашникову Валентину Александровну оформить жилое помещение, построенное за счёт средств социальной выплаты в соответствии с выданным последней свидетельством № 3 от 28.05.2018 в общую долевую собственность на всех членов семьи согласно выданному свидетельству на предоставление социальной выплаты в срок до 28.02.2021. Взыскать с Калашниковой Валентины Александровны государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 рублей. Решение суда является основанием для исключения из ЕГРН права единоличной собственности ФИО1 на жилой дом, расположенный по адресу: *** Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы ФИО1, представителей третьего лица администрации МО «Барышский район» ФИО2, ФИО3, поддержавших доводы апелляционных жалоб, полагавших решение подлежащим отмене, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области обратилось в суд с иском к ФИО1 о возложении обязанности оформить жилое помещение, построенное на средства социальной выплаты в общую долевую собственность на всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты. Требования мотивированы тем, что 25.12.2017 ФИО1 обратилась в Администрацию с заявлением о включении её в программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утверждённую Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598, при этом обязалась осуществить целевое использование полученных финансовых средств в сроки, предусмотренные указанной программой. 28.05.2018в целях реализации мероприятий, предусмотренных указанной программой ФИО1 с численным составом семьи 3 человека выдано свидетельство № 3 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 831 725 руб., из них в бюджет Российской Федерации в размере 437 717 руб., в бюджет Ульяновской области в размере 389 725 руб., в бюджет муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области в размере 4158 рублей. ФИО1 обязана была оформить в общую долевую собственность на всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты, жилое помещение, построенное на средства социальной выплаты в мае 2020 года. 20.07.2020 года Министерством в адрес ФИО1 направлено требование о предоставлении копий свидетельств о праве собственности на жилое помещение, в течении 30 календарных дней с момента получения настоящего требования, в администрацию МО «Барышский район» Ульяновской области, либо вернуть социальную выплату в добровольном порядке. До настоящего времени документы, подтверждающие регистрацию права собственности на указанный жилой дом в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, ФИО1 не представлены. Истец просил обязать ФИО1 оформить жилое помещение, построенное за счет средств социальной выплаты, в соответствии с выданным свидетельством 28.05.2018 № 3 в общую долевую собственность на всех членов семьи, согласно свидетельству на предоставление социальной выплаты. Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета, привлечён ФИО4 Рассмотрев исковые требования по существу спора, суд принял вышеуказанное решение. В апелляционной жалобе ФИО4 не соглашается с решением суда, считает его необоснованным, просит отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы считает, что его жена ФИО1 не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку она не может самостоятельно зарегистрировать построенный ими дом ни на себя, ни на членов семьи. Данные полномочия исполняет Управление федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии Ульяновской области, которое необоснованно отказывает в оформлении построенного дома на всех членов семьи, как того требует соглашение. Полагает, что именно Управление федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии Ульяновской области является надлежащим ответчиком по делу. В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что она никогда не отказывалась от оформления дома в общую собственность всех членов семьи, для чего ею подавались все необходимые документы на всех членов семьи во все правомочные инстанции. В связи с чем, в выписке из ЕГРН единоличным собственником указана только она – ей не известно. Указывает, что в МФЦ ей было отказано в приеме документов на оформление домовладения в общую долевую собственность. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является Управление федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии Ульяновской области. В апелляционной жалобе Администрация муниципального образования «Барышский район» не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства дела, не применены нормы права, подлежащие применению. Считает, что суд не дал надлежащей оценки доводам третьего лица и неправомерно не привлек к участию в деле непосредственных исполнителей заявленного предмета иска, в чьи обязанности входит надлежащее оформление правоустанавливающих документов на право собственности на построенный жилой дом, а именно Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области. Суд не установил, почему органы БТИ не зарегистрировали право собственности на объект недвижимости на всех членов семьи, не запросил необходимые сведения из МФЦ и УФРС. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, считает, что органы местного самоуправления были обязаны направить представленные ФИО4 документы, в том числе технический план, для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. Считает, что ФИО1 не может являться надлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанность по регистрации объекта недвижимости законодательством возложена на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области. Указывает, что земельный участок по адресу ул. ***, на котором расположен построенный дом, является совместной собственностью супругов К-вых, в связи с этим вопрос об оформлении дома в общую собственность является неправомерным, поскольку дом по закону является общей собственностью супругов. Считает, что истец неправомерно обратился в суд с данным иском к ненадлежащему ответчику. В возражениях на апелляционные жалобы представитель истца Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области полагает решение суда законным и обоснованным, апелляционные жалобы – не подлежащими удовлетворению. Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом. В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, судебная коллегия приходит к следующему. В силу пунктов «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (часть 2 статьи 1 этого закона). К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»). Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. Постановлением Правительства Российской Федерации № 598 от 15 июля 2013 года была утверждена федеральная целевая программа (далее – ФЦП) «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», которая действовала до 1 января 2018 года. Реализация мероприятий названной ФЦП в настоящее время осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 1544. Основными задачами ФЦП являлись: удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье; повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры. В целях реализации мероприятий, предусмотренных программой, между Министерством и Администрацией муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области заключено Соглашение от 25.05.2018 года № 73604000-1-2018-001 о предоставлении субсидий бюджету муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области на реализацию мероприятий программы на 2018 год. Согласно данному Соглашению Министерство перечисляет субсидии в бюджет муниципального образования «Барышский район» в объёмах, согласно приложениям № 1 к Соглашениям, на основании представленной Администрацией заявки на перечисление субсидий. Администрация в рамках данного Соглашения: использует субсидии и средства бюджета муниципального образования; обеспечивает целевое и эффективное использование субсидий перечисленных Министерством; обеспечивает перечисление средств областного бюджета Ульяновской области и местного бюджета МО «Барышский район» на счета получателей средств, а также на счета исполнителей работ в соответствии с заключёнными муниципальными контрактами в срок не более 30 календарных дней с момента зачисления на счёт; обеспечивает своевременность, полноту и достоверность представляемых в Министерство документов и сведений. В соответствии с пунктом 2 указа Губернатора Ульяновской области от 19.06.2018 года № 57 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области переименовано в Министерство сельского хозяйства Ульяновской области. На основании указа Губернатора Ульяновской области от 01.08.2018 года № 74 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» Министерство сельского хозяйства Ульяновской области переименовано в Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области. Из материалов дела следует, что ФИО1 и ФИО4 с августа месяца 2013 года состоят в зарегистрированном браке. От совместного брака у них имеется дочь К*** К*** А***, ***.2014 года рождения. 25.12.2017 ФИО1 обратилась в Администрацию МО «Барышский район» с заявлением о включении её в программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утверждённую постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 года № 598, при этом обязалась осуществить целевое использование полученных финансовых средств в сроки, предусмотренные указанной программой (действовала на момент обращения ФИО1 с заявлением о включении последней в список участников). С 01.01.2018 указанное Постановление утратило силу. 28.05.2018 в целях реализации мероприятий, предусмотренных указанной программой ФИО1 с численным составом семьи 3 человека (члены семьи ФИО4- муж, К*** К.А.- дочь) выдано свидетельство № 3 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 831 600 рублей, из них в бюджет Российской Федерации в размере 437 717 рублей, в бюджет Ульяновской области в размере 389 725 рублей, в бюджет муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области в размере 4 158 рублей. Подавая заявление на включение в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках федеральной целевой программы ФИО1 указала, что с условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы ознакомлена и обязуется их выполнять. Постановлением Правительства Российской Федерации № 598 от 15 июля 2013 года также было утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретения) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 4 к ФЦП), которым установлен порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее – Типовое положение). В соответствии с п. 2 Типового положения социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов. Пунктом 4 Типового положения установлено, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий: а) постоянное проживание в сельской местности; б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению № 6 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»); в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»; г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях названного Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно п. 8 Типового положения гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома (п.п. «б»). Как указано в п. 12 Типового положения, право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой, по форме, предусмотренной приложением № 5 к Программе. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве. Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Пунктом 13 Типового положения установлено, что расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти на очередной финансовый год исходя из фактической стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках Программы за предыдущий год с учетом прогнозного уровня инфляции, установленного в субъекте Российской Федерации на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на первый квартал очередного финансового года. Орган исполнительной власти вправе устанавливать стоимость 1 кв. метра общей площади жилья дифференцированно по муниципальным районам, сельским поселениям, сельским населенным пунктам и рабочим поселкам, а также по строительству и приобретению жилья (п. 14 Типового положения). Получатель социальной выплаты вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного пунктом 13 данного Типового положения размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер (п. 18 Типового положения). Пунктом 30 Типового положения установлено, что жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (абзац 1). Орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность (абзац 4). В настоящее время постановлением Правительства Ульяновской области от 26 мая 2020 года № 267-П срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, при получении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности, увеличен и не может быть более 1 года со дня окончания срока действия такого свидетельства. Таким образом, в силу приведенных выше правовых норм ФИО1 была обязана построить жилое помещение на полученные средства и оформить в общую долевую собственность на всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты жилое помещение, построенное на средства социальной выплаты в 2020 году. ФИО1 денежные средства социальной выплаты были использованы на строительство жилого дома, по адресу: ***, т.е. по целевому назначению, однако, право общей долевой собственности на жилой дом не зарегистрировано. В соответствии с Соглашениемот 25.05.2018 № 73604000-1-2018-001 Администрация МО «Барышский район» Ульяновской области обязалась обеспечить представление Министерству агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области копий документов, подтверждающих оформление жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный подпунктом 2.3 пункта 2 постановления Правительства Ульяновской области от 27.05.2014 года № 196-П «О некоторых мерах по устойчивому развитию сельских территорий Ульяновской области» (п.4.3.10.5). 20.07.2020 Министерством в адрес ФИО1 было направлено требование о предоставлении копий свидетельств о праве собственности на жилое помещение, построенное за счёт социальной выплаты на улучшение жилищных условий, в течении 30 календарных дней с момента получения настоящего требования, в Администрацию МО «Барышский район» Ульяновской области, либо вернуть социальную выплату в добровольном порядке. До настоящего времени документы, подтверждающие регистрацию права собственности на указанный жилой дом в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве ФИО1 не представлены, тем самым последней нарушены условия, предусмотренные пунктом 2.3 Постановления Правительства Ульяновской области от 27.05.2014 № 196-П «О некоторых мерах по устойчивому развитию сельских территорий Ульяновской области» ( в настоящее время действует Постановление Правительства Ульяновской области от 26 мая 2020 года № 267-П) и пунктом 30 Типового положения, согласно которому жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативно- правовым актом субъекта Российской Федерации. Исходя из вышеизложенного и учитывая то, что обязанность по оформлению построенного жилого помещения на средства предоставленной субсидии возложена именно на ФИО1, суд правильно пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является ФИО1 – получатель средств социальной выплаты на строительство жилья. Доводы апелляционных жалоб в части того, что надлежащим ответчиком является Управление федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии Ульяновской области, поскольку в силу закон данный орган проводит регистрацию права собственности на недвижимое имущество, не состоятельны и основаны на неверном толковании правовых норм. Так, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. В силу ст. 3 указанного Закона государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав). К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом. Таким образом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ульяновской области в силу предоставленных ему полномочий может только на основании поданных заявления и документов внести соответствующую запись о собственниках недвижимого имущества в Единый государственный реестр недвижимости. Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что УФРС не является участником правоотношений между Министерством агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области, администрации МО «Барышский район» и ФИО5, возникшими в связи с предоставлением субсидии на строительство жилого помещения, данный регистрирующий орган не может быть надлежащим ответчиком по делу. При этом необходимо учитывать то, что обращаясь с настоящим иском истец указал на нарушение ответчицей взятого на себя обязательства как по целевому использованию полученной субсидии на строительство жилого помещения, так и последующего оформления данного жилого помещения в общую собственность лиц, с учетом которых данная субсидия была ей предоставлена. В марте 2020 года ФИО1 предоставила в Администрацию МО «Барышский район» уведомление, в котором сообщила об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства- индивидуального жилого дома, по адресу: ***. После чего, 20.03.2020 года администрацией МО «Барышский район» в адрес ФИО1 было направлено уведомление о соответствии построенного жилого дома, по указанному выше адресу, требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Согласно изменениям, внесённым в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет созданных объектов ИЖС, и государственная регистрация прав на них должны осуществляться одновременно на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство. Заявление указанными органами подается в электронном виде, к заявлению должны прилагаться: уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС; технический план, представленный застройщиком вместе с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство; соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект ИЖС, заключенное между правообладателями земельного участка, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект ИЖС, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или передан в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора. Вместе с тем, ФИО1 в орган местного самоуправления в нарушение указанных законодательных норм, соглашение об определении долей на земельный участок, не было предоставлено. Доводы апелляционных жалобы в части того, что ФИО1, имея намерение оформить вновь построенный жилой дом в общую собственность членов своей семьи (свою, мужа и дочери) не может сделать это по причине отказа регистрирующего органа во внесении соответствующих сведений в ЕГРП несостоятельны. Так, ответчицей не представлены достаточные доказательства того, что она в период с апреля 2020 года по настоящее время обращалась в регистрирующий орган, МФЦ, либо в администрацию МО «Барышский район» с заявлением и полным пакетом документов, в том числе подписанным соглашением между ней и супругом о регистрации права общей собственности на дом и земельный участок, необходимых для регистрации права общей собственности на жилой дом не представлено. Равно как и не представлено доказательств того, что истице регистрирующим органом было отказано в регистрации права общей собственности на вновь построенный жилой дом и такой отказ был ею оспорен в судебном порядке. При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил исковые требвоания Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области, обязав ФИО1 оформить жилое помещение, построенное за счёт средств социальной выплаты в соответствии с выданным последней свидетельством № 3 от 28.05.2018 в общую долевую собственность на всех членов семьи согласно свидетельству на предоставление социальной выплаты. В остальной части доводы апелляционных жалобы аналогичны доводам истицы, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, изложенных в суде первой инстанции, которым судом была дана надлежащая правовая оценка. не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется. Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется. Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : решение Барышского городского суда Ульяновской области от 27 ноября 2020 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы ФИО1, ФИО4, Администрации муниципального образования «Барышский район» – без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Барышский городской суд Ульяновской области. Председательствующий Судьи |