Судья: Постоялко С.А. Дело № 2-5822/2019
Докладчик: Кузнецова Н.Е. Дело № 33-1793/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Недоступ Т.В.,
судей Кузнецовой Н.Е., Коваленко В.В.,
при секретаре Ведерниковой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 27 февраля 2020 года апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Черкашиной Натальи Геннадьевны на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 11 декабря 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Алексеевой Анастасии Николаевны удовлетворить частично;
взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> в пользу Алексеевой Анастасии Николаевны недоплаченную сумму отпускных выплат и компенсации за неиспользованный отпуск в размере 20 089,01 руб., компенсацию за задержку выплат в размере 1 846,85 руб., компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей;
взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> в пользу Алексеевой Анастасии Николаевны компенсацию за задержку причитающихся выплат в размере одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в соответствующие периоды, начисляемые на сумму основного долга начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета включительно;
взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1158.08 рублей.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кузнецовой Н.Е., объяснения представителя ответчика УФССП по НСО Черкашиной Н.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Алексееву А.Н., возражавшую по доводам жалобы, судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику и просила с учетом уточнений взыскать недоплаченную сумму отпускных выплат и компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 20089,01 руб., компенсацию за задержку указанных выплат в размере 1 846,85 руб., компенсацию за задержку указанных выплат начиная со дня вынесения решения суда до дня фактического погашения, компенсацию морального вреда в размере 4000 руб.
В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ истец назначена приказом УФССП по <адрес>№-к на должность федеральной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта отдела организации исполнительного производства. ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности по инициативе гражданского служащего. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Алексеевой А.Н. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 20 календарных дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 9 календарных дней. Считает, что при увольнении ответчик не в полном объеме выплатил истцу отпускные и компенсацию за неиспользованный отпуск, т.к. в расчет сумм отпускных не были включены суммы материального стимулирования, полученные истцом в период работы.
Считает, что положения закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в их взаимосвязи с разъяснениями Министерства финансов РФ, свидетельствуют о необходимости включения размера сумм материального стимулирования в размер среднего заработка при расчете сумм отпускных.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик.
В апелляционной жалобе ответчика изложена просьба об отмене решения суда первой инстанции, принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы апеллянт, ссылаясь на письмо Роструда от ДД.ММ.ГГГГ№ указывает, что стимулирующая выплата не предусмотрена в составе средств, включаемых в Фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственных органов согласно ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», т.к. не относится к выплатам по оплате труда. Поэтому при исчислении среднего заработка за отпуск, для расчета компенсации за отпуск, она не может учитываться.
Податель жалобы исходит из ч. 2 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», в силу которой денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. А также исходит из перечня ежемесячных и иных дополнительных выплат указан в ч. 5 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ».
Приходит к выводу, что вышеуказанная единовременная выплата, выплаченная при поощрении Правительством РФ, к дополнительным выплатам, а также иным выплатам, входящим в состав денежного содержания гражданского служащего, не относится.
Полагает, что такая позиция следует из п. 5 Письма Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, в силу которой выплаты, не входящие в состав денежного содержания и относящиеся к другим выплатам в соответствии сч. 10 ст. 50 Закона № 79-ФЗ, не должны учитываться при исчислении сохраняемого денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в оплачиваемом отпуске.
Выражая несогласие с взысканием компенсации за причинение морального вреда, указывает, что истцом не представлено допустимых доказательств причинения физических и нравственных страданий, его размера и причинной связи между причиненным моральным вредом и виновными действиями ответчика.
Также считает, что в решении суда не указан нормативно-правой документ, в соответствии с которым материальное стимулирование включалось бы в расчет среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а все расчеты произведены по аналогии расчета премии и материальной помощи.
В дополнении к апелляционной жалобе апеллянт не согласен со взысканием с него государственной пошлины, поскольку полагает, что он освобожден от ее уплаты в силу положений ст.333.36 НК РФ.
Также не согласны со взысканием с них денежной компенсации за задержку причитающихся выплат на будущее время.
Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что на основании приказа Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-к Алексеева А.Н. была принята на государственную гражданскую службу и назначена на должность федеральной государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта отдела организации исполнительного производства.
ДД.ММ.ГГГГ с Алексеевой А.Н. заключен служебный контракт №, установлен месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью в размере 4 374 рубля в месяц.
Приказом Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-К с Алексеевой А.Н. расторгнут служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№, она освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта отдела организации исполнительного производства УФССП России по <адрес> и уволена с федеральной государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ по инициативе гражданского служащего.
В период государственной гражданской службы Алексеевой А.Н. предоставлялись отпуска на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№-к/о с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительность 20 календарных дней за рабочий период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№-к/о с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 9 календарных дней за рабочий период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При увольнении Алексеевой А.Н. с должности федеральной государственной гражданской службы размер неиспользованного отпуска составлял 27,83 дн.
Как следует из представленного ответчиком расчетного листа Алексеевой А.Н., за неиспользованный отпуск истцу была выплачена компенсация при увольнении в размере 26 239,52 руб.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика не отрицали то обстоятельство, что при расчете истцу компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в расчет среднего заработка не были включены суммы материального стимулирования, полученные истцом в период работы.
Согласно приказа руководителя Управления ФССП по НСО от ДД.ММ.ГГГГ№-к Алексеевой А.Н. было выплачен единовременное денежное поощрение в размере двух должностных окладов с учетом районного коэффициента, которое составило 10 497 рублей 60 копеек (л.д.60-61,19).
Согласно приказа руководителя Управления ФССП по НСО от ДД.ММ.ГГГГ№-к Алексеевой А.Н. было выплачено единовременное денежное поощрение в размере двух должностных окладов с учетом районного коэффициента, которое составило 10 497 рублей 60 копеек (л.д.64-65,19).
На основании приказа руководителя Управления ФССП по НСО от ДД.ММ.ГГГГ№-к Алексеевой А.Н. было выплачено единовременное денежное поощрение в размере 1,5 должностных окладов с учетом районного коэффициента, которое составило 7873 рубля 20 копеек (л.д.69-70,20).
Кроме того, Алексеевой А.Н. были произведены выплаты материального стимулирования: за июль 2017 года 16 347,60 рублей; за августа 2017 года 16 347,60 рублей, за сентябрь 2017 года -16 347,60 рублей; за октябрь 2017 года -10 898,40 рублей; за январь 2018 года 5 667,60 рублей, за февраль 2018 года -5 667,60 рублей, за март 2018 года -5 667,60 рублей; за апрель 2018 года -5 667,60 рублей; за май 2018 года -5 667,60 рублей; за июнь 2018 года -11 335,20 рублей, за июль 2018 года- 17 002 рубля, за август 2018 года -17 002,80 рублей; за сентябрь 2018 года -17 002,80 рублей, за январь 2019 года -10 497,60 рублей; за февраль 2019 года -10 497,60 рублей, за март 2019 года – 10 497,60 рублей (л.д.17-18).
Разрешая заявленные требования, руководствуясь ст. ст.14, 50, 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п. 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№; п. 9 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»; п.2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№; Положением о Министерстве финансов Российско й Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, учитывая, что на Министерство финансов Росси йской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно –правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, а также принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Алексеевой А.Н. о перерасчете выплаченных сумм отпускных.
Проверяя расчет неоплаченных истцу денежных сумм, суд произвел перерасчет денежных сумм, беря за основу расчет истца, признав его математически верным.
Руководствуясь ст. 236 ТК РФ, ч.5 ст. 36 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, взыскал с УФССП по НСО в пользу Алексеевой А.Н. компенсацию за задержку выплат в размере 1 846,85 рублей и компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. ст.12,56,67 ГПК РФ, оснований для иной оценки представленных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии со ст. 50 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч. 1).
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5).
Пунктом 10 статьи 50 Закона N 79-ФЗ установлено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 562.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих составляет фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых на выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения, - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 ст. 51 названного закона фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента,.. .;в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта р) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до ДД.ММ.ГГГГ представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом N 601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 238-7, предусматривающее объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ принимались постановления соответственно N 302-12 и N 347-7, которыми в 2015 и 2016 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд первой инстанции обоснованно указал, что выплаченное Алексеевой А.Н. в соответствии с названными выше приказами руководителя Управления ФССП по <адрес> материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
При таких обстоятельствах ссылки апеллянта на письмо Роструда от ДД.ММ.ГГГГ№ и письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ основаны на неправильном применении норм материального права.
Доводы ответчика о том, что материальное стимулирование истца за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем не учитывается при расчете среднего заработка истца для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, исследовались судом первой инстанции, который обоснованно, со ссылкой на указанные выше нормы закона, признал их несостоятельными, в связи с чем доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней в указанной части также не подлежат удовлетворению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14-04-05/34482 о том, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплат компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 238-7.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 названного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Поскольку, как правильно указал суд, на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, его разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов от ДД.ММ.ГГГГ, подлежат применению к спорным правоотношениям сторон.
Доводы ответчика о том, что единовременная выплата, в соответствии с приказом УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-к «О поощрении государственных гражданских служащих», в расчет среднего заработка для начисления отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск не входит, были предметом оценки суда первой инстанции, выводы в данной части изложены с приведением необходимых мотивов, обоснованы ссылками на нормы права, ошибки в толковании и применении к установленным фактическим обстоятельствам судом допущено не было.
Доводы жалобы о том, что истцом не представлено допустимых доказательств причинения физических и нравственных страданий, его размера и причинной связи между причиненным моральным вредом и виновными действиями ответчика, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку в связи с тем, что судом был установлен факт нарушения ответчиком прав истца на своевременную и полную выплату заработной платы (отпускных), то в силу ст. 237 ТК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда ввиду ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств, которое влечет для работника отрицательные последствия, нравственные переживания.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействиями работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как следует из позиции Верховного Суда РФ, указанной в п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» учитывая, что Кодекс не содержит каких- либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
При определении размера подлежащей взысканию компенсации морального вреда, суд с учетом фактических обстоятельств дела, исходя из принципа разумности и справедливости, правомерно взыскал в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.
В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно абзацу второму ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 указанного кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в этой статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Вместе с тем в целях предоставления дополнительных гарантий гражданам при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, и обеспечения их права на судебную защиту при рассмотрении судом споров по таким требованиям, в ст. 393 ТК РФ установлено исключение из общего правила о распределении судебных расходов.
В соответствии с названной нормой Трудового кодекса Российской Федерации при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.
В п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу подп. 1 п. 1 ст. 333.36 части второй НК РФ и ст. 393 ТК РФ работники при обращении в суд с исками о восстановлении на работе, взыскании заработной платы (денежного содержания) и иными требованиями, вытекающими из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, освобождаются от уплаты судебных расходов.
Исходя из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, законодатель, предопределяя обязанность государства обеспечивать надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, учитывая не только экономическую (материальную), но и организационную зависимость работника от работодателя, в распоряжении которого находится основной массив доказательств по делу, предоставил дополнительную гарантию гражданам при обращении их в суд с иском о защите нарушенных или оспариваемых трудовых прав, освободив их от уплаты судебных расходов.
Таким образом, указанные гарантии предоставлены только работнику, но не предоставлялись работодателю, как экономически сильной стороне, следовательно, судом первой инстанции вопреки доводам апелляционной жалобы, обоснованно взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета, а доводы жалобы в этой части основаны на неверном понимании норм материального права.
Не обоснованы доводы жалобы и в части взыскания денежной компенсации по ст.236 ТК РФ по день фактического расчета.
Как следует из положений ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Таким образом, выводы, приведенные в оспариваемом решении, судебная коллегия находит правильными, должным образом мотивированными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, верном применении норм материального права. Основания для отмены решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, отсутствуют.
Руководствуясь ст. 328 -330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда города Новосибирска от 11 декабря 2019 года в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Черкашиной Натальи Геннадьевны без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: