ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-583/20 от 05.10.2020 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело № 33-2358 Судья Терехова Ю.Б.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 октября 2020 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Фатеевой Л.В.

судей Стеганцевой И.М., Иваниной Т.Н.,

при секретаре Тепляковой К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-583/2020 по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Щекинский район Тульской области на решение Щекинского районного суда Тульской области от 27 мая 2020 года по иску ФИО1 к администрации МО Щекинский район Тульской области о взыскании убытков.

Заслушав доклад судьи Стеганцевой И.М., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, указав, что в целях предоставления ей в аренду земельного участка для строительства индивидуального жилого дома кадастровым инженером ООО «Кадастровый центр» ФИО2 проведено межевание участка площадью 956 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, который поставлен на кадастровый учет с К. Постановлением главы администрации МО Щекинский район от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения указанного земельного участка, и принято решение о предоставлении ей, ФИО1, его в аренду.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО Щекинский район и ею (ФИО1) заключен договор аренды земельного участка с К площадью 956 кв.м сроком на 20 лет.

После заключения договора аренды она, ФИО1, начала осуществлять работы по строительству жилого дома: участок расчищен с помощью тяжелой техники, на участке был вырыт котлован и произведена закладка песочной подушки для распределения нагрузки на фундамент, установлен электрический столб и электрический счетчик на столбе. Данные виды работ и услуг оплачены истцом за счет собственных средств.

Решением Щекинского районного суда Тульской области от 22.05.2018 результаты межевания земельного участка с К площадью 956 кв.м признаны недействительными, сведения о границах участка исключены из ЕГРН.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с письменным заявлением в администрацию МО Щекинский район о расторжении договора аренды и возмещении понесенных убытков. ДД.ММ.ГГГГ получен ответ о том, что исключение границ земельного участка из ЕГРН не является основанием для прекращения договорных обязательств по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО Щекинский район и ею, ФИО1, достигнуто соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Указала, что с ее стороны не допускались какие-либо нарушения исполнения договора аренды, к строительству дома она приступила сразу после заключения договора аренды земельного участка.

Просила взыскать с ответчика понесенные ею убытки в общей сумме 137 004,36 руб.

В судебном заседании представители истца ФИО1 по доверенности ФИО3 и ФИО4 заявленные требования поддержали.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО Щекинский район по доверенности ФИО5 просила отказать в удовлетворении требований, представила возражения на иск.

Решением Щекинского районного суда Тульской области постановлено:

исковые требования ФИО1 к администрации МО Щекинский район о взыскании убытков удовлетворить частично;

взыскать с администрации МО Щекинский район в пользу ФИО1 убытки в сумме 73 426 рублей 78 копеек, судебные расходы в размере 2 402 рубля 80 копеек, а всего 75 829 рублей 58 копеек;

в удовлетворении остальной части заявленных требований ФИО1 отказать.

В апелляционной жалобе представитель администрации МО Щекинский район просит отменить решение Щекинского районного суда Тульской области и принять по делу новое решение, которым отказать истице в удовлетворении исковых требований.

Изучив материалы настоящего гражданского дела, а также гражданских дел , , , обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истицы по доверенности ФИО3, представителя ответчика администрации МО Щекинский район по доверенности ФИО6, представителя третьего лица кадастрового инженера ФИО2 по доверенности ФИО7, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы сторон и обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных истицей требований.

Как следует из материалов дела 17.01.2017 между ООО «Кадастровый центр» и ФИО1 заключен договор на межевание земельных участков, включающее комплекс работ по установлению на местности границ земельных участков по адресу <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдала доверенности на имя ФИО2 на представление ее интересов.

ДД.ММ.ГГГГ действующая в интересах ФИО1 по доверенности ФИО2 обратилась в администрацию МО Щекинский район с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации МО Щекинский район утверждена схема расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу <адрес>, на кадастровом плане кадастрового квартала.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Кадастровый центр» и ФИО8 заключен договор на оформление части жилого дома и земельного участка по адресу <адрес>, 55, который расторгнут ДД.ММ.ГГГГ по взаимному согласию сторон. При рассмотрении дела установлено, что кадастровым инженером по указанному договору являлась ФИО2

ФИО8 земельный участок площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ. К свидетельству не приложен какой-либо документ, подтверждающий конфигурацию и местоположение земельного участка, координаты характерных точек границ и их линейные размеры. Из выписки из ЕГРП следует, что земельный участок ФИО8 поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ без установления границ.

ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок (для предоставления в аренду ФИО1) поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового .

На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ арендодатель администрация МО <адрес> предоставила арендатору ФИО1 в лице ее представителя по доверенности ФИО2 земельный участок с кадастровым площадью 956 кв.м., расположенный по адресу <адрес> (границы участка установлены на местности), вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство» (для индивидуального жилищного строительства). Согласно п.1.2 договора участок не обременен правами третьих лиц. Договор заключен на срок 20 лет.

ДД.ММ.ГГГГ главой администрации МО Щекинский район утвержден градостроительный план земельного участка с К с описанием координат характерных точек границ данного участка.

ДД.ММ.ГГГГ администрация МО Щекинский район выдала ФИО1 разрешение на строительство № , согласно которому на земельном участке с К ей разрешено строительство индивидуального жилого дома общей площадью 140 кв.м., количество этажей 2, по адресу <адрес>. Срок действия данного разрешения 10 лет.

Вступившим в законную силу решением Щекинского районного суда Тульской области от 22.05.2018 признаны недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым площадью 956 кв.м., расположенного по адресу <адрес> и исключены из ЕГРН сведения о границах данного земельного участка.

Как установлено данным решением суда, в результате межевания земельного участка с кадастровым произошло его наложение на земельный участок с кадастровым , принадлежащий ФИО8 Схема, отображающая пересечение земельных участков ФИО8 и ФИО1, имеется в материалах дела (т.1, л.д. 144).

Судебная коллегия не согласна с доводом апелляционной жалобы о том, что процедура согласования схемы расположения земельного участка проведена в соответствии с нормами действующего законодательства.

Ответчик полагает, что при утверждении администрацией схемы расположения земельного участка не должно было учитываться местоположение соседних земельных участков, в частности участка ФИО8, поскольку их границы не были определены в установленном законом порядке.

Данное мнение администрации основано на неверном толковании норм земельного законодательства.

В силу п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

На основании ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

В силу указанных норм для предоставления гражданину земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства должны быть объективные условия, в том числе наличие в муниципальном образовании свободных от прав третьих лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые предназначены к предоставлению гражданам для этих целей. Для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.

В п. 1.2 вышеназванного договора аренды указано, что участок не обременен правами третьих лиц.

Согласно ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Согласно ч.13 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Нормой ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» предусмотрено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Поскольку в спорной ситуации сведения о земельном участке, смежном со спорным и принадлежащем ФИО8, были внесены в ЕГРН, постольку местоположение границ этого участка в силу указанной нормы необходимо было уточнить в результате кадастровых работ по определению местоположения границ земельного участка, предоставляемого ФИО1, и согласовать с ФИО8

Постановка земельного участка ФИО8 на кадастровый учет без указания границ сама по себе не является основанием для освобождения органа местной власти от обязанности осуществить проверку наличия или отсутствия прав третьих лиц на предоставляемый в аренду земельный участок, в том числе путем выхода на место с целью его осмотра и определения собственников смежных земельных участков, а также изучения правоустанавливающих документов владельцев смежных земельных участков.

На основании данных норм судом первой инстанции верно указано, что именно орган местного самоуправления - администрация МО Щекинский район обязан был проверить правомерность образования спорного земельного участка, в том числе отсутствие правопритязаний на него со стороны третьих лиц, которое должно было быть подтверждено согласованием с ФИО8

Однако ответчик обязанность по предоставлению земельного участка в аренду истицы свободным от прав третьих лиц не выполнил, хотя при должной осмотрительности имел возможность проверить данные обстоятельства.

Также судебная коллегия не согласна с доводами апелляционной жалобы об осведомленности ФИО1 о наличии притязаний на часть спорного земельного участка со стороны ФИО8, которая не смотря на данное обстоятельство продолжила пользоваться им, начав строительство жилого дома, в связи с чем возникли спорные убытки.

Стороной истца в судебном заседании подтверждено отсутствие указанной осведомленности, поскольку ФИО8 при предъявлении требований летом 2017 года не были представлены правоустанавливающие документы на смежный со спорным земельный участок, а кадастровым инженером ФИО2 в адрес ФИО1 не сообщалось о наличии таких притязаний на спорный земельный участок. Доказательств обратного суду не представлено.

Наличие или отсутствие осведомленности кадастрового инженера ФИО2 о возможном наличии пересечения границ образуемого земельного участка в целях предоставления в аренду ФИО1 и земельного участка ФИО8 до момент обращения ФИО2, как представителя истицы, в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка после проведения соответствующих кадастровых работ не влияет на обязанность ответчика по соблюдению установленной законом процедуры предоставления земельных участков гражданам.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не согласна с мнением ответчика об отсутствии причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникновением убытков у истицы.

Вывод суда о наличии в действиях ответчика состава правонарушения, влекущего гражданско-правовую ответственность в виде возмещения убытков, в том числе наличие причинно-следственной связи между действиями администрации МО Щекинский район с убытками, возникшими у истца, подробно описан в постановленном по делу решении со ссылкой на нормы ст. ст. 15, 16, 1064, 1069 ГК РФ.

Анализируя доказательства в их совокупности суд первой инстанции пришел к правильному выводу о добросовестности истца при получении земельного участка в аренду, получении разрешения на строительство, об отсутствии в его действиях злоупотребления правом, в связи с чем обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца убытки, понесенные последним.

Перечни убытков, как определенных районным судом ко взысканию, так и отклоненных им, с указанием мотивов принятия такого решения подробно описаны в решении суда.

Тем не менее судебная коллегия полагает необходимым исключить из перечня подлежащих взысканию убытков по оплате расходов по оформлению документов на земельный участок по адресу <адрес> и установлению границ земельного участка на местности по договору от 17.01.17, заключенному с ООО «Кадастровый центр», в размере 11 000 рублей, поскольку данный договор заключен истицей в силу п. 4 ст. 11.10 ЗК РФ для самостоятельной организации подготовки схемы расположения земельного участка как лицом, заинтересованным в его предоставлении. Убытки же у истицы возникли после утверждения ответчиком схемы расположения земельного участка.

Доводы апелляционной жалобы ответчика сводятся к изложению собственного отношения к возникшему спору, субъективному толкованию норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, что основанием к отмене решения суда первой инстанции не является. По сути они направлены на иную оценку доказательств по делу и не влияют на правильность принятого судом решения.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.

В то же время в связи с уменьшением судебной коллегией подлежащей ко взысканию суммы, решение районного суда следует изменить, уменьшив сумму взыскания до 62 426 рублей 78 копеек, а судебных расходов до 2 072 рублей 80 копеек. В остальной части обжалуемое судебное решение подлежит оставлению без изменения.

руководствуясь ст. ст. 327.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Щекинского районного суда Тульской области от 27 мая 2020 года изменить, изложив абзац второй в следующей редакции:

«Взыскать с администрации муниципального образования Щекинский район в пользу ФИО1 убытки в сумме 62 426 рублей 78 копеек, судебные расходы в размере 2072 рубля 80 копеек, всего 64 499 рублей 58 копеек».

В остальной части решение Щекинского районного суда Тульской области от 27 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Щекинский район Тульской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи