ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-583/2022 от 27.04.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело 91RS0002-01-2021-008325-80 №2-583/2022 №33-3780/2022

Председательствующий судья первой инстанции

Хулапова Г.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 апреля 2022 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Готовкиной Т.С.,

судей - Курской А.Г., Любобратцевой Н.И.,

при секретаре - Устиновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 25 января 2022 года,

УСТАНОВИЛА:

В сентябре 2021 года ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым, в котором просил признать незаконными действия ответчика по отказу в учете в страховой стаж периодов трудовой деятельности с 06.06.1978г. по 31.10.1978г. и с 04.12.1980г. по 09.09.1991г., а также по отказу в учете справки от 04.09.2019г. № 128/01-44 о заработной плате с октября 1991г. по сентябрь 1997г. и обязать ответчика осуществить перерасчет пенсии ФИО1 с даты ее назначения с 04.01.2020г. с учетом включения в страховой стаж периодов трудовой деятельности с 06.06.1978г. по 31.10.1978г. и с 04.12.1980г. по 09.09.1991г. в соответствии с записями в трудовой книжке серии ; заработной платы за период с октября 1991 года по сентябрь 1997 года в соответствии со справкой Администрации Марьевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 04.09.2019 .

Заявленные требования мотивированы тем, что с 04.01.2020 года истец является получателем страховой пенсии по старости. При назначении пенсии в страховой стаж не включены периоды его трудовой деятельности с 06.06.1978г. по 31.10.1978г. - работа в войсковой части 04061, поскольку оттиск печати, проставленный на записи об увольнении, не поддается прочтению; с 04.12.1980г. по 09.09.1991г. - работа в Производственном предприятии «Узбекэнергоремонт», так как оттиск печати, проставленный на записи об увольнении, не соответствует названию организации при приеме на работу, а также при исчислении размера пенсии не учтена справка, выданная Администрацией Марьевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 04.09.2019г. о заработной плате истца за период с октября 1991 г. по сентябрь 1997 г., поскольку она не содержит указания на вид денежных единиц, в которых выплачивалась заработная плата.

С указанными действиями пенсионного органа истец не согласен, поскольку не включение указанных периодов работы в страховой стаж, а также не учет справки о заработной плате, повлекло назначение ему пенсии в меньшем размере. Указал, что записи в трудовую книжку осуществлялась работником отдела кадров, и он не должен нести за это ответственность.

Определением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 03 ноября 2021 года, занесенным в порядке ст. 229 ГПК РФ в протокол судебного заседания, произведена замена ответчика - Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым.

Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 25 января 2022 года исковые требования ФИО1 удовлетворены; признаны незаконными действия Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым по отказу в учете в страховой стаж периодов трудовой деятельности истца с 06.06.1978г. по 31.10.1978г. (работа в войсковой части 04061) и с 04.12.1980 по 09.09.1991 (работа в производственном предприятии «Узбекэнергоремонт»), а также по отказу в учете справки от 04.09.2019 о заработной плате с октября 1991 г. по сентябрь 1997 г.; на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность осуществить перерасчет пенсии ФИО1 с даты ее назначения - 04.01.2020г. с учетом включения в страховой стаж периодов трудовой деятельности с 06.06.1978г. по 31.10.1978г. и с 04.12.1980г. по 09.09.1991г. в соответствии с записями в трудовой книжке серии ; заработной платы за период с октября 1991 года по сентябрь 1997 года в соответствии со справкой Администрации Марьевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 04.09.2019 (с учетом, что в декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР; с 01.04.1992 - купоны; с 12.11.1992 - украинский карбованец; с 02.09.1996 - гривна).

Не согласившись с таким решением суда, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, действуя через представителя ФИО2, подало апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.

Доводы жалобы сводятся к неправильному применению судом норм материального права. По мнению апеллянта, судом первой инстанции не определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

В частности, автор жалобы указывает, что пенсионным органом при назначении страховой пенсии ФИО1 не учтены периоды работы с 06.06.1978г. по 31.10.1978г. - работа в войсковой части 04061, поскольку оттиск печати, проставленный на записи об увольнении, не поддается прочтению; с 04.12.1980г. по 09.09.1991г. - работа в Производственном предприятии «Узбекэнергоремонт», так как оттиск печати, проставленный на записи об увольнении, не соответствует названию организации при приеме на работу, что не соответствует требованиям Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. № 162.

О периодах, не включаемых в стаж при расчете пенсии, ФИО1 уведомлен, при подаче заявления о формировании макета электронно-выплатного дела, в рамках заблаговременной подготовки документов для пенсии 14.08.2019г.

В соответствии с предоставленным заявлением об оказании содействия об истребовании документов от 14.08.2019г. Управлением направлен запрос в Бекабадской городской отдел Внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан 20.08.2019г. о подтверждении периодов работы с 06.06.1978г. по 31.10.1978г. и с 04.12.1980г. по 09.09.1991г.; ответы на запрос не поступили.

Кроме того, автор жалобы указывает, что Отделением повторно направлен запрос о стаже работы истца в Бекабадский городской отдел Внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве Финансов Республики Узбекистан 29.04.2020г.

Также автор жалобы ссылается на то, что для расчета пенсии рассматривалась архивная справка о заработной плате от 04.09.2019г., полученная по запросу Управления, за период с октября 1991 года по сентябрь 1997 года.

Суммы в справках о заработной плате указываются в той валюте, в которой эта зарплата выплачивалась. Таким образом, при оформлении справок о зарплате должны быть указаны суммы без переводов и изменений. Для удобства справки о зарплате выдаются отдельно за период начисления зарплаты в советских рублях, купонах, карбованцах и гривнах.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым ФИО2 поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение суда отменить.

Истец ФИО1 и его представитель ФИО3 против доводов апелляционной жалобы возражали, указывая на обоснованность решения суда первой инстанции и отсутствие оснований к его отмене.

Судебная коллегия, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца и представителей сторон, приходит к нижеследующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданин Российской Федерации, является получателем страховой пенсии по старости с 04.01.2020 года (л.д. 47).

Письмом Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым, правопреемником которого является Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, от 30.04.2020г. ФИО1 сообщено, что пенсионным органом при назначении страховой пенсии ФИО1 в его трудовой книжке выявлены записи, которые не соответствует требованиям Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. , в связи с чем, при расчете пенсии ФИО1 в расчет стажа не включены периоды с 06.06.1978г. по 31.10.1978г. - работа в войсковой части 04061, поскольку оттиск печати, проставленный на записи об увольнении, не поддается прочтению; с 04.12.1980г. по 09.09.1991г.- работа в Производственном предприятии «Узбекэнергоремонт», так как оттиск печати, проставленный на записи об увольнении, не соответствует названию организации при приеме на работу (л.д. 16-19).

В названном сообщении пенсионным органом также указано, что о периодах, не включаемых в стаж при расчете пенсии, ФИО1 уведомлен при подаче заявления о формировании макета электронно-выплатного дела, в рамках заблаговременной подготовки документов для пенсии 14.08.2019г.

Дополнительно сообщено, что Управлением в рамках оказания содействия об истребовании документов направлен запрос в Бекабадский городской отдел Внебюджетного Пенсионного фонда при Министерству финансов Республики Узбекистан 20.08.2019г. за исх. относительно периодов работы истца с 06.06.1978г. по 31.10.1978г. и с 04.12.1980г. по 09.09.1991г., а также повторный запрос от 29.04.2020г, Ответы на запросы не поступили.

Кроме того, ФИО1 разъяснено, что при назначении пенсии ему отказано в учете справки от 04.09.2019г. о заработной плате с октября 1991 г. по сентябрь 1997 г., выданной Администрацией Марьевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, поскольку в ней не указана валюта конкретно за каждый год, в которой выплачивалась заработная плата, не упоминается украинская валюта - купон, введенная в действие с 01.04.1992г. по 11.11.1992г., поэтому в расчет включен только «советский» период с октября 1991 года по марта 1992 года. Отношение по заработной плате составило 0,047 (л.д. 16-19).

Согласно данных трудовой книжки ФИО1 серии от 31.10.1978г., последний в частности 06.06.1978г. принят на должность начальника смены котельной войсковой части 04601 (приказ от 06.06.1978г.); 31.10.1978г. уволен с занимаемой должности по собственному желанию в связи с призывом в ряды Советской Армии (приказ от 31.10.1978г.) (л.д. 10).

В вышеуказанной записи об увольнении () от 31.10.1978г. оттиск печати не поддается прочтению (л.д. 10).

В записи в трудовой книжке истца внесена запись о службе ФИО1 в рядах Советской Армии с 02.11.1978г. по 04.11.1980г.

Согласно записи ФИО1 04.12.1980г. принят в Производственное предприятие «Узбекэнергоремонт» слесарем пятого разряда по ремонту оборудования котельных цехов тепловых сетей на Бекабадский участок. В указанном предприятии истец работал на различных должностях до 09.09.1991г.

Согласно записи в трудовой книжке истца ФИО1 09.09.1991г. уволен по ст. 38 КЗОТ УЗ ССР, в связи с переездом в другую местность (приказ от 09.09.1991г.). Наименование предприятия в печати в записи об увольнении 09.09.1991г. из ПП «Узбекэнергоремонт» не соответствует наименованию предприятия при приеме на работу (л.д. 11).

Вместе с тем, согласно записи трудовой книжки истца согласно приказа Минэнерго СССР №653 от 05.12.1988г. Производственное предприятие «Узбекэнергоремонт» переименовано с 01.01.1989г. (л.д. 11).

Согласно архивной справке Территориального управления по архивному делу Ташкентской области (Государственный архив) Республики Узбекистан от 12.09.2019г. Государственный архив города Бекабада Территориального Управления по архивному делу Ташкентской области документы «Узбекэнергооргремонт» в архив на хранение не поступали, поэтому предоставить сведения о работе гр. ФИО1 не представляется возможным (л.д. 74 оборот).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (части 7, 8 ст.21 указанного Закона).

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Статьей 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. предусматривается, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу требований пункта 2 статьи 6 данного Соглашения, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Узбекистане) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

В силу ст. 66 ТК РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно п.п.2.3.,2.5.,2.7.,4.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР № 162 от 20.06.1974 г., действовавшей на момент заполнения трудовой книжки и в дальнейшем, все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).

В случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе на другую постоянную работу и др. исправление производится администрацией того предприятия, где была внесена соответствующая запись. Администрация по новому месту работы обязана оказать работнику в этом необходимую помощь. Если предприятие, внесшее неправильную или неточную запись, ликвидировано, исправления вносятся правопреемником, а при его отсутствии - вышестоящей организацией, которой было подчинено ликвидированное предприятие.

При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.

Согласно п.18 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих» ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и ведению трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трут книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и вы; трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а предусмотренных законом случаях иную ответственность.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В силу ч.1 ст.28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно п.2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, - для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением |случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В силу п.п.6,12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

Как установлено п.22 Правил N 884н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1 в части возложения на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым обязанность включить в страховой стаж ФИО1 периоды работы с 06.06.1978г. по 31.10.1978 г. в войсковой части 04061 и с 04.12.1980г. по 09.09.1991г. в производственном предприятии «Узбекэнергоремонт», и произвести перерасчет размера пенсии с учетом указанных периодов с даты назначения страховой пенсии - с 04.01.2020г., суд первой инстанции, правильно применив вышеприведенные положения Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ, Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015, оценив в их совокупности имеющиеся в деле доказательства, а именно трудовую книжку ФИО1, архивные справки, пришел к правильному выводу об обоснованности данных требований, с чем соглашается судебная коллегия.

Доводы апелляционной жалобы в данной части, по сути, направлены на иную оценку доказательств, которым судом даны надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ, повторяют правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, а также дублируют содержание письменного сообщения ФИО1 о невозможности учесть данные периоды. Указанные доводы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения.

Как было указано судебной коллегией ранее и установлено при рассмотрении спора, с 04.01.2020 года ФИО1 назначена страховая пенсия по старости; при первоначальном обращении с заявлением о назначении пенсии истцом были предоставлены все необходимые документы и справки. Соответственно, пенсия ФИО1, исходя из положений ч.1 ст.23 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», подлежит перерасчету с 04.01.2020г.

Суд первой инстанции, на основании совокупности исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, также пришел к правильному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, о наличии оснований для учета при перерасчете страховой пенсии ФИО1 заработной платы за период с октября 1991 года по сентябрь 1997 года в соответствии со справкой, выданной Администрацией Марьевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 04.09.2019 (с учетом, что в декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР; с ДД.ММ.ГГГГ - купоны; с ДД.ММ.ГГГГ - украинский карбованец; с ДД.ММ.ГГГГ - гривна).

Доводы ответчика о том, что вышеуказанные справки не подлежат учету при определении размера пенсии ФИО1, поскольку в них не отражено наименование денежных единиц начисления заработной платы, являются необоснованными.

Фактическое осуществление ФИО1 трудовой деятельности в указанные в архивных справках периоды работы в птице-совхозе «Краснофлотский» Ленинского района с октября 1991 года по сентябрь 1997 года ответчиком не оспаривается; данные периоды включены в подсчет страхового стажа ФИО1 в бесспорном порядке (л.д. 48).

В соответствии со ст.6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

Как предусмотрено п.п.10,11 Указаний Министерства социальной защиты населения РФ от 18 января 1996 года №1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» - в случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, Центральным банком России не установлен (например, переходных денежных единиц), соответствующие суммы заработка исключаются из подсчета. Исчисление пенсии может быть произведено из заработка за периоды работы, предшествующие введению переходных денежных единиц (национальной валюты) либо за последующие периоды работы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В периоды, когда на территории государств - бывших республик Союза ССР действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты и с учетом этого рассматривается вопрос о возможности исчисления пенсий по представленным сведениям о заработке. Разъяснено, что национальная валюта являлась единственным платежным средством на территории государства.

В случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года Центральным Банком России не установлен, соответствующие выплаченные суммы заработка исключаются из подсчета.

Согласно Приложению №1 к Указаниям до 01 апреля 1992 года заработная плата на территории Украины начислялась и выплачивалась в рублях, с апреля 1992 года по 11 ноября 1992 года была введена и действовала переходная денежная единица «купон», с 12 ноября 1992 года введена национальная валюта «карбованец».

Согласно Указу Президента Украины «О денежной реформе в Украине» от 25.08.1996 года со 2 сентября 1996 года в Украине введена гривна, предусмотрен обмен украинских карбованцев на гривну в соотношении 100000/1.

В соответствии с п.11 раздела III Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 года №99р (ред. от 28.01.2005 года) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» при обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 года перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 года (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним. Информация о сроках введения национальной валюты содержится в Указании Минсоцзащиты РФ от 18 января 1996 года У1-1 -У).

Согласно п.1 Указа Президента РФ от 4 августа 1997 года №822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» принято решение об укрупнении российской денежной единицы, проведении с 1 января 1998 года деноминации рубля и замене обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах, обеспечив параллельное обращение старых и новых денежных знаков в течение 1998 года.

В соответствии с Указаниями Министерства социальной защиты населения РФ от 20 августа 1992 года №1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии» утверждена форма справки о заработке для рекомендации её всем предприятиям, учреждениям, организациям.

Определено, что справки подписываются должностными лицами предприятий, организаций или архивов. В форме справки предусматривается, что сведения о суммах заработной платы и, соответственно, сведения о среднемесячном заработке и среднемесячном скорректированном заработке отражаются обязательно с указанием денежных единиц.

Удовлетворяя заявленные исковые требования в указанной части, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что законных оснований не учитывать сведения, содержащиеся в предоставленной ФИО1 справке о заработной плате за периоды с октября 1991г. по сентябрь 1997г. (включительно), у органа пенсионного обеспечения не имелось, а информация относительно национальной валюты, действовавшей на территории Украины в периоды, указанные в справке (1989-2002 годы), является общепризнанной.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они являются верными, сделаны с учетом фактических обстоятельств по делу и соответствуют вышеприведенным требованиям действующего законодательства.

По мнению судебной коллегии, отсутствие указания в архивных справках о заработной плате денежной единицы не является препятствием к их зачету при назначении страховой пенсии и расчета ее суммы. Вышеуказанные сведения являются общедоступными, в связи с чем, ответчик может самостоятельно определить денежную единицу, подлежащую применению.

По сути, доводы жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, и переоценке исследованных судом доказательств, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом даны надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ, а потому не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 25 января 2022 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым - без удовлетворения.

Председательствующий - Т.С. Готовкина

Судьи - А.Г. Курская

Н.И. Любобратцева