ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-584/2021 от 18.11.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Сальникова Е.Н.

Докладчик: Хомутова И.В. Дело № 33-10165/2021 (№ 2-584/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 ноября 2021 года г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего: Хомутовой И.В.,

судей: Макаровой Е.В., Лемзы А.А.,

при секретаре: Некрасовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Хомутовой И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе в интересах Шайгородской Е.Е. - Соколенко А.С.,

на решение Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 10 августа 2021 года,

по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе в интересах Шайгородской Елизаветы Евгеньевны, к обществу с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «Победа» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛА:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе (далее – Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области-Кузбассу) обратились с иском к ООО «Авиакомпания «Победа» в защиту прав и законных интересов потребителя Шайгородской Е.Е.

Требования мотивированы тем, что 20.02.2020 на имя Шайгородской Е.Е., приобретены билеты для перелета ООО «Авиакомпания «Победа» сообщением: Кемерово-Москва с датой вылета 30.03.2020, и Москва-Кемерово с датой вылета 02.04.2020 на общую сумму 13 600 рублей.

Указанные билеты были приобретены в связи с участием истца в составе хореографической группы в период с 30.03.2020 по 02.04.2020 в Международном конкурсе-фестивале хореографического искусства «GRANDFESTIVAL», проводимом в г. Москва.

11 марта 2020 Всемирной организацией здравоохранения была объявлена пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19).

Указом Мэра Москвы от 16.03.2020 №21-УМ «О введении режима повышенной готовности» в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции» проведение массовых мероприятий в г. Москве было запрещено.

Международный конкурс-фестиваль хореографического искусства «GRANDFESTIVAL», запланированный к проведению в г. Москве с 30.03.2020 по 02.04.2020, был перенесен до отмены мер по предупреждению распространения эпидемии коронавируса.

Согласно Распоряжению Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14.03.2020 № 21-рг "О введении режима "Повышенная готовность" на территории Кемеровской области - Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" следует отказаться от проведения мероприятий с участием обучающихся на территории Кемеровской области - Кузбасса и за ее пределами.

17.03.2020 руководителем хореографической группы «Шоу-балет «Затмение» было направлено по электронной почте в Службу обработки возвратов ООО «Авиакомпания «Победа» уведомление о невозможности вылета группы из 17 человек, в том числе, Шайгородская Е.Е., по приобретенным авиабилетам ООО «Авиакомпания «Победа» в связи со сложившимися обстоятельствами.

20.03.2020 от авиакомпании был получен ответ о том, что поскольку указанные авиабилеты были приобретены по невозвратному тарифу, соответственно денежные средства в случае добровольного отказа не возвращаются.

27.03.2020 ООО «Авиакомпания «Победа» приняла решение о приостановлении с 01.04.2020 по 31.05.2020 регулярных рейсов по всем направлениям маршрутной сети. Обратный вылет по направлению Москва-Кемерово должен был состояться 02.04.2020.

В адрес ООО «Авиакомпания «Победа» Шайгородской Е.Е. направлена претензия о возврате денежных средств за авиабилеты.

В ответе на претензию авиакомпания отказала в возврате денежных средств за авиабилеты, приобретенные по невозвратному тарифу, мотивируя тем, что пассажиры не прибыли на регистрацию, отказавшись от полета добровольно; список оснований вынужденного отказа от перевозки, указанный в п. 227 ФАП, не обязывает авиакомпанию возвращать денежные средства в данном случае.

24.06.2020 ООО «Авиакомпания «Победа» сообщила о том, что денежные средства по коду брони <данные изъяты> в сумме 22 500 рублей будут возвращены на депозитный счет в личном кабинете на сайте ООО «Авиакомпания «Победа»; в случает, если указанные средства не будут использованы для приобретения новых билетов и/ил дополнительных услуг до 01.06.2021, они автоматически будут возвращены на банковскую карту, с которой производилась оплата по текущему бронированию.

Истец считает, что отказ авиакомпании от совершения перелетов сообщением: Кемерово-Москва с датой вылета 30.03.2020, Москва-Кемерово с датой вылета 02.04.2020 в составе группы является вынужденным, связанным с пандемией и указанием государственными органами на ограничение вывоза детских групп, а также отменой рейса от 02.04.2020 ответчиком.

Истец просит расторгнуть договор перевозки пассажира с ООО «Авиакомпания «Победа», взыскать с ответчика стоимость авиабилета – 13 600 рублей, компенсацию морального вреда – 10 000 рублей, проценты на основании ст. 395 ГК РФ – 746,60 рублей, штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке.

Решением Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 10 августа 2021 года постановлено: отказать в удовлетворении исковых требований Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе, действующего в интересах Шайгородской Елизаветы Евгеньевны, к Обществу с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «Победа» о защите прав потребителей, расторжении договора, взыскании стоимости договора, компенсации морального вреда, процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафа в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе в интересах Шайгородской Е.Е. - Соколенко А.С. просит отменить решение суда в связи с неверным применением материального закона и неправильной оценкой доказательств, принять по делу новое решение об удовлетворении иска, повторяя доводы искового заявления, ссылаясь на судебную практику.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, не возражают против рассмотрения дела в их отсутствие, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ст. 327, п. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

На основании п. 1 статьи 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа, а п. 2 ст. 786 ГК РФ установлено, что заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

В силу ч. 1 ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Согласно п. 1 статьи 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона РФ от 07.02.1993 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг) (п. 2 ст. 1 Закона № 2300-1).

Правоотношения сторон по договору перевозки регулируются Воздушным кодексом РФ.

Из материалов дела следует, что 20.02.2020 на имя Шайгородской Е.Е. приобретены билеты , код бронирования <данные изъяты> для перелета ООО «Авиакомпания «Победа» сообщением: Кемерово-Москва с датой вылета 30.03.2020, и Москва-Кемерово с датой вылета 02.04.2020 на общую сумму 13600 рублей (л.д. 9).

Указанные билеты были приобретены в связи с участием истца в составе хореографической группы «Шоу-балет «Затмение» в период с 30.03.2020 по 02.04.2020 в Международном конкурсе-фестивале хореографического искусства «GRANDFESTIVAL», проводимом в г. Москва (л.д.12-19).

11 марта 2020 Всемирной организацией здравоохранения была объявлена пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19).

Указом Мэра Москвы от 16.03.2020 №21-УМ «О введении режима повышенной готовности» в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции» проведение массовых мероприятий в г. Москве было запрещено

Международный конкурс-фестиваль хореографического искусства «GRANDFESTIVAL», запланированный к проведению в г. Москве с 30.03.2020 по 02.04.2020, был перенесен до отмены мер по предупреждению распространения эпидемии коронавируса (л.д. 23-25).

Согласно Распоряжению Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14.03.2020 № 21-рг "О введении режима "Повышенная готовность" на территории Кемеровской области - Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" следует отказаться от проведения мероприятий с участием обучающихся на территории Кемеровской области - Кузбасса и за ее пределами.

17.03.2020 руководителем хореографической группы «Шоу-балет «Затмение» было направлено по электронной почте в Службу обработки возвратов ООО «Авиакомпания «Победа» уведомление о невозможности вылета группы из 17 человек, в том числе, Шайгородская Е.Е., по приобретенным авиабилетам ООО «Авиакомпания «Победа» в связи со сложившимися обстоятельствами (л.д. 30-34).

20.03.2020 от авиакомпании был получен ответ о том, что поскольку указанные авиабилеты были приобретены по невозвратному тарифу, соответственно денежные средства в случае добровольного отказа не возвращаются (л.д. 33-34).

27.03.2020 ООО «Авиакомпания «Победа» приняла решение о приостановлении с 01.04.2020 по 31.05.2020 регулярных рейсов по всем направлениям маршрутной сети (л.д. 35-36). Обратный вылет по направлению Москва-Кемерово должен был состояться 02.04.2020.

В адрес ООО «Авиакомпания «Победа» Шайгородской Е.Е. направлена претензия о возврате денежных средств за авиабилеты (л.д. 37-39).

В ответе на претензию авиакомпания отказала в возврате денежных средств за авиабилеты, приобретенные по невозвратному тарифу, мотивируя тем, что пассажиры не прибыли на регистрацию, отказавшись от полета добровольно; список оснований вынужденного отказа от перевозки, указанный в п. 227 ФАП, не обязывает авиакомпанию возвращать денежные средства в данном случае (л.д. 40).

24.06.2020 ООО «Авиакомпания «Победа» сообщила о том, что денежные средства по коду брони <данные изъяты> в сумме 22500 рублей будут возвращены на депозитный счет в личном кабинете на сайте ООО «Авиакомпания «Победа»; в случае, если указанные средства не будут использованы для приобретения новых билетов и/ил дополнительных услуг до 01.06.201, они автоматически будут возвращены на банковскую карту, с которой производилась оплата по текущему бронированию (л.д. 41).

Сумма включает в себя, в том числе, перелет Шайгородской Е.Е. от 02.04.2020 Москва-Кемерово, стоимостью 7500 рублей (базовый тариф + выбор места).

Из сведений ООО «Авиакомпания «Победа» следует, что на персональном счете Шайгородской Е.Е. находится сумма 6100 рублей, эквивалентна размеру провозной платы за отмененный ответчиком перелет (л.д. 75).

Согласно позиции истца, отказ ею от совершения перелетов сообщением: Кемерово-Москва с датой вылета 30.03.2020, Москва-Кемерово с датой вылета 02.04.2020 в составе группы является вынужденным, связанным с пандемией и указанием государственными органами на ограничение вывоза детских групп, а также отменой рейса от 02.04.2020 ответчиком.

Представитель ответчика в письменных возражениях ссылается на приобретение Шайгородской Е.Е. билета по тарифу «невозвратный», а поскольку, регулярный рейс 30.03.2020 авиакомпанией был совершен, однако истец добровольно отказалась от полета, правовых оснований для возврата ей денежных средств за билет по перелету от 30.03.2020 не имеется.

Разрешая спор, проанализировав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.

Федеральным законом от 08 июня 2020 г. N 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» Воздушный кодекс Российской Федерации дополнен новой статьей 107.2, устанавливающей особый порядок возврата пассажиру провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, (введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части).

В соответствии со ст. 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 1).

В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 2).

Во исполнение предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации постановлением от 06 июля 2020 г. N 991 утвердило Положение, устанавливающее особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения. Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 01 мая 2020 г. (п. 1 Положения).

Как указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2020 N АКПИ20-489, данные полномочия обусловлены угрозой возникновения и (или) возникновением отдельных чрезвычайных ситуаций, введением режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части и реализуются Правительством Российской Федерации не произвольно, а исходя из баланса интересов пассажиров и авиаперевозчиков, продиктованы необходимостью сохранения авиационной отрасли.

В соответствии с п. 1 Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе, о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 N 991, оно применяется к договорам, подлежащим исполнению с 01 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 01 мая 2020 г.

Применение данных правил по возврату провозной платы законодатель увязывает с диапазоном дат, когда должны были состояться рейсы, и при условии приобретения билетов до 01 мая 2020 г. Иные дополнительные требования отсутствуют, в том числе в части маршрута перевозки, порядка оформления билета (единый, отдельный и т.д.).

Таким образом, к указанным договорам положения статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации и пункта 227 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82 (о добровольных и вынужденных отказах), не применяются.

В связи с чем, суд апелляционной инстанции отклоняет, как необоснованный довод ответчика о том, что оснований для возврата истцу провозной платы по договору воздушной перевозки по «невозвратному» тарифу не имеется, в связи с добровольным отказом пассажира от перелета 30.03.2020.

Ответчику следует учесть, что обязанность авиакомпании, установленная статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, предусматривающая возвратить пассажиру провозную плату по договорам воздушной перевозки, в случае вынужденного отказа пассажира от перелета, не ставится в зависимость от выбранного тарифа («возвратного» или «невозвратного»), а также, что по указанным договорам перевозки стандартный порядок возврата провозной платы, установленный положениями статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации и пунктом 227 Федеральных авиационных правил (о добровольных и вынужденных отказах), не применяется.

По спорным договорам статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено императивное требование о возврате провозной платы, а порядок и сроки возврата установлены Положением, утвержденным постановлением Правительства N 991 от 06 июля 2020 г.

В соответствии с пунктом 3 Положения от 06 июля 2020 г. N 991, в случаях, указанных в пункте 1 настоящего Положения, перевозчик вправе в одностороннем порядке:

а) изменить условия договора (в части даты, времени, маршрута (изменение прямого маршрута на маршрут с пересадкой либо изменение пункта назначения на ближайший к первоначальному пункту назначения), типа воздушного судна). Изменение условий договора осуществляется в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации;

б) отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.

Согласно пункту 4 Положения от 06 июля 2020 г. N 991, при отказе пассажира от воздушной перевозки в случаях, указанных в пункте 1 или подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения, провозная плата, уплаченная за воздушную перевозку пассажира, подлежит возврату пассажиру в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.

Согласно пункту 6 указанного Положения, в случае если пассажир не воспользуется услугами по перевозке с возможностью зачесть ранее оплаченную сумму в счет их оплаты, то провозная плата подлежит возврату пассажиру по истечении трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете, за исключением определенных категорий граждан, для которых установлен иной срок возврата.

Поскольку договор между истцом и ответчиком заключен до 01.05.2020, рейсы должны были состояться 30.03.2020 и 02.04.2020, то есть договор подлежал исполнению после 18.03.2020, на договорные отношения, возникшие между Шайгородской Е.Е. и ООО «Авиакомпания «Победа», распространяется указанное Положение, которым установлены порядок и сроки возврата провозной платы.

Денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения.

В силу абзаца первого пункта 10 Положения, денежные средства, указанные в пункте 6 Положения, возвращаются по заявлению пассажира, поданному по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете. В течение 10 календарных дней со дня получения авиаперевозчиком заявления денежные средства должны быть направлены на банковскую карту либо возвращены в пункте, предусмотренном правилами перевозчика (п. 12 Положения N 991).

При этом абзацем вторым пункта 10 указанного положения пассажир, признанный инвалидом или группы, ребенок<данные изъяты>, а также ветеран Великой Отечественной войны, лицо, сопровождающее инвалида группы или ребенка-<данные изъяты> лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, наделены правом подать заявление о возврате провозной платы до истечения трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете, а также до даты воздушной перевозки, указанной в билете.

Доказательств того, что истец относится к категории пассажиров, указанных в абз. 2 п. 10 Положения, суду не представлено.

В данном случае возврат истцу провозной платы должен осуществляться в порядке и сроки, которые установлены Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 N 991.

Учитывая изложенные выше положения законодательства с внесенными в него по причине необходимости предупреждения распространения коронавирусной инфекции изменениями, суд не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку обязанность для ответчика по возврату стоимости перелетов в настоящее время не наступила, три года, установленные Положением для возврата денежных средств, не истекли. В список исключения Шайгородская Е.Е. не входит.

Следовательно, в настоящее время отсутствуют основания для признания действий ответчика, нарушающими права потребителя. В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации и принимаемыми государством мерами правового регулирования по возврату пассажирам денежных средств, действия ответчика в данном случае нельзя расценивать как нарушение обязательств по возврату провозной платы.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.

Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 10 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: