Судья: Муромская С.В. Дело № 33-353-2020 г.
(суд первой инстанции
дело № 2-5869/22-2019,
46RS0030-01-2019-008050
- 29)
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Курск 4 февраля 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Лобковой Е.А.,
судей: Чупрыной С.Н., Журавлева А.В.,
при секретаре: Крюковой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Ишковой О.Л. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
поступившее по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области на решение Ленинского районного суда г. Курска от 23 октября 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования Ишковой О.Л. удовлетворить.
Признать за Ишковой О.Л. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Курске Курской области засчитать Ишковой О.Л. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>№, № центра трудовой адаптации осужденных ФКУ Исправительная колония - <данные изъяты> Управления федеральной службы исполнения наказаний России по <данные изъяты> области.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области назначить Ишковой О.Л. досрочную страховую пенсию по старости в связи с занятостью на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области в пользу Ишковой О.Л. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей».
Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации г. Курске Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№ Ишковой О.Л. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по п. 17 ч.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ввиду отсутствия требуемого специального стажа; из необходимых 10 лет работы с особыми условиями труда, подтверждено 7 лет 9 месяцев 3 дня (страхового стажа требуется 20 лет, подтверждено 23 года 00 месяцев 25 дней).
При этом, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитан период работы Ишковой О.Л. с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. со ссылкой на то, что в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом, условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. Представленными документами не подтверждается соответствие условий труда Ишковой О.Л. вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Не согласившись с данным решением, Ишкова О.Л. обратилась в суд с вышеназванным иском, в котором просила признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы; обязать ответчика засчитать ей в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, период работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>№, № центра трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по <данные изъяты> области и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы по уплате государственной пошлины размере 300 рублей. Требования мотивировала тем, что в спорный период она была занята на работах с осужденными, предусмотренных Разделом 2 Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.02.1994г. №85, которым поименованы <данные изъяты> и <данные изъяты>.
Суд постановил вышеуказанное решение об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации г. Курске Курской области просит решение суда отменить, как незаконное, в иске отказать, указывая, что суд, удовлетворяя заявленные требования, не применил нормы права, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в то время как по результатам специальной оценки условий труда <данные изъяты>№ и <данные изъяты>№ в центре трудовой адаптации осужденных, условия труда отнесены ко 2 классу (допустимый); кроме того, согласно сведениям персонифицированного учета, за спорный период работы истца работодателем не проставлен код льготной работы.
Поскольку истцом и третьим лицом решение суда не обжаловано, на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе представителя ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Ишковой О.Л. и ее представителя Сергеевой С.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии со ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (п. 17 ч. 1).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2).
Периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда (ч. 6).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ Правительством Российской Федерации 16.07.2014г. принято постановление №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с пп. «к» п. 1 данного Постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 85 «Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».
В разделе 2 данного Списка значатся руководители, специалисты и служащие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в частности, инженеры, мастера.
Из п.2 Разъяснений «О порядке применения Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994г. № 85» (утверждено постановлением Минтруда РФ от 20.05.1994г. № 39), следует, что правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку пользуются рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня.
В подтверждение специального трудового стажа для установления льготного пенсионного обеспечения работникам администрацией учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, выдается справка о периодах работы с осужденными в профессиях и должностях, предусмотренных Списком (п. 10).
Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002г., которые в силу п.3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. №665 применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Разъяснений Министерства труда РФ № 5 от 22.05.1996г. под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. Ишкова О.Л. была принята на работу в отдел <данные изъяты> центра трудовой адаптации осужденных на должность <данные изъяты> ФГУ «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <данные изъяты> области»; с ДД.ММ.ГГГГ переведена <данные изъяты> того же отдела (приказ от ДД.ММ.ГГГГ№); с ДД.ММ.ГГГГ переведена в <данные изъяты> центра трудовой адаптации осужденных на должность <данные изъяты> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ. №); с ДД.ММ.ГГГГ переведена в <данные изъяты> центра трудовой адаптации осужденных на должность <данные изъяты> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ№); с <данные изъяты>. переведена в <данные изъяты> центра трудовой адаптации осужденных на должность <данные изъяты> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ. №); с ДД.ММ.ГГГГ. переведена в <данные изъяты> центра трудовой адаптации осужденных на должность <данные изъяты> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ№), где продолжает работать по настоящее время.
По результатам специальной оценки условий труда, проведенной в ФКУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по <данные изъяты> области, условия труда <данные изъяты> в центре трудовой адаптации осужденных - <данные изъяты> и <данные изъяты><данные изъяты> отнесены к итоговому классу условий труда 2 (допустимый); в качестве гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам на указанных рабочих местах, предусмотрено право на досрочное назначение пенсии, что отражено в картах специальной оценки условий труда от 28.11.2014г. №201-57 и №202-18.
Согласно должностной инструкции <данные изъяты><данные изъяты> центра трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-<данные изъяты> УФСИН по <данные изъяты> области, <данные изъяты><данные изъяты> центра трудовой адаптации осужденных (ЦТАО) постоянно и непосредственно занят на работах с осужденными в течение полного рабочего дня, проводит в <данные изъяты><данные изъяты>. Постоянно оказывает содействие администрации учреждения в выполнении осужденными распорядка дня. Обо всех готовящихся или совершенных нарушениях осужденными, докладывает начальнику <данные изъяты>, дежурному помощнику начальника колонии (п.12).
В справке, выданной ФКУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ., работодатель подтвердил, что Ишкова О.Л. работает в учреждении, исполняющем уголовные наказания в виде лишения свободы, постоянно и непосредственно занята на работах с осужденными при полном рабочем дне и полной рабочей неделе. На основании п.17 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. 3400-ФЗ «О страховых пенсиях» имеет право на досрочное назначение страховой пенсии (т-1 л.д. 51).
По данным выплатного дела, период работы Ишковой О.Л. в ФКУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по <данные изъяты> области с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности <данные изъяты> включен в специальный стаж в бесспорном порядке (т-1 л.д. 60).
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. истец работала в должностях <данные изъяты> и <данные изъяты>, предусмотренных Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3.02.1994г. № 85, была занята полный рабочий день при полной рабочей неделе непосредственно с осужденными к наказанию в виде лишения свободы, пришел к выводу о том, что Ишкова О.Л. осуществляла деятельность с соблюдением условий, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда, потому она имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Поскольку с учетом спорного периода специальный стаж работы истца с особыми условиями труда составляет более 10 лет, суд пришел к выводу о признании за Ишковой О.Л. права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначив досрочную страховую пенсию по старости в связи с занятостью на работах с особыми условиями труда со дня достижения возраста 50 лет – с ДД.ММ.ГГГГ.
Выводы суда о праве истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с особыми условиями труда и включении в специальный стаж спорного периода работы судебная коллегия находит правомерными, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и правильном применении норм материального права, регулирующих спорное отношение.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что суд неверно применил нормы права, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, так как по результатам специальной оценки условий труда <данные изъяты><данные изъяты> и <данные изъяты><данные изъяты> в центре трудовой адаптации осужденных, условия труда отнесены ко 2 классу (допустимый); кроме того, согласно сведениям персонифицированного учета, за спорный период работы истца работодателем не проставлен код льготной работы, судебная коллегия находит несостоятельными.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 1 января 2014 года, согласно которому специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3).
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 указанного Федерального закона.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной в 2014 году специальной оценки условий труда на рабочих местах истца, ее условия труда отнесены к допустимым (класс 2); в этих же актах подтверждено право Ишковой О.Л. на досрочное назначение пенсии со ссылкой на ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 01.01.2015г. в связи с вступлением в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», данные правоотношения урегулированы ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Специальная оценка условий труда проводится на основании Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению, утвержденных приказом Минтруда России от 24.01.2014г. № 33н.
Согласно п. 1, настоящая Методика устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: 1) идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; 2) исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; 3) отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) или опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; 4) оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.
В силу пп.1 п.11 Методики, идентификация не осуществляется в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Как усматривается из карт специальной оценки условий труда, в перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, при проведении специальной оценки условий труда, исследование фактора занятости работника на работах с осужденными не предусмотрено и, соответственно, комиссией по проведению специальной оценки условий труда Ишковой О.Л. не производилось.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что должности <данные изъяты> и <данные изъяты> поименованы Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3.02.1994г. №85; постоянная занятость истца на указанных работах нашла в суде свое подтверждение, судебная коллегия находит вывод суда о включении спорного периода работы в специальный стаж в связи с занятостью на работах с особыми условиями труда правильным, а доводы апелляционной жалобы представителя ответчика - подлежащими отклонению.
Довод жалобы о том, что работодатель за спорный период не проставил код льготной работы, о незаконности решения суда также не свидетельствует, принимая во внимание, что согласно Федеральному закону от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», обязанность по предоставлению в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации лежит на страхователе (работодателе) (ст.8).
Поскольку Ишкова О.Л. зарегистрирована в качестве застрахованного лица, страховые взносы в ПФ РФ за спорный период работы работодателем перечислялись, неисполнение последним, как страхователем, своей обязанности по уплате страховых взносов по соответствующим тарифам, не может ограничивать право истца на досрочную страховую пенсию по старости при реальном выполнении Ишковой О.Л. работы, предусмотренной Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3.02.1994г. № 85, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 10.07.2007г. № 9-П.
С учетом периода, засчитанного судом в рамках производства по данному делу, у истца имеется необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости специальный стаж, предусмотренный п. 17 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях», в объеме более 10 лет.
Срок назначения страховой пенсии определен судом правильно в соответствии со ст. 22 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013г. с даты достижения истцом возраста 50 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
Материалы дела исследованы судом полно и объективно. Имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. При рассмотрении дела нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 23 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: