ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-5877/18 от 16.07.2019 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

председательствующий по делу №2-5877/2018 дело № 33-2865/2019

судья Копеистова О.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Процкой Т.В.

судей краевого суда Бирюковой Е.А., Кардаша В.В.

при секретаре Лопатиной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 16 июля 2019 г. гражданское дело по иску Читинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о понуждении к действиям,

по апелляционной жалобе представителя ответчика ОАО «РЖД» ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Читы от 23 ноября 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в срок до 31 декабря 2019 года

- установить на входе в здание вокзала станции Баляга пандус с длиноймарша не более 9,0 м, уклоном не круче 1:20, с нескользкой отчетливомаркированной цветом или текстурой контрастной поверхностью,двухсторонним ограждением с поручнями высотой 0,9 м и 0,7 м,расстоянием между поручнями 0.9-1,0 м, длиной завершающихгоризонтальных частей поручней 0,3 м от конца наклоненной части пандуса.

- установить на входе в пристройку к зданию поста электрической централизованной станции Хохатуй пандус с длиной марша не более 9,0 м, уклоном не круче 1:20, с нескользкой отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастной поверхностью, двухсторонним ограждением с поручнями высотой 0,9 м и 0,7 м, расстоянием между поручнями 0,9-1,0 м, длиной завершающих

-привести пандус, расположенный на входе в здание вокзала станции Новопавловка, в соответствие с требованиями СП 59.13330.2012, оборудовать двухсторонним ограждением с поручнями на высоте от 0,85 до 0,92 м, расстоянием между поручнями в пределах 0,9-1,0 м, длиной завершающих горизонтальных частей поручней 0,3 м от конца наклонной части пандуса;

-увеличить ширину входной двери здания вокзала станции Баляга до 0,9 м.

Заслушав доклад судьи Бирюковой Е.А., судебная коллегия

установила:

Читинский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что на балансе Читинской дистанции гражданских сооружений находятся: здание вокзала, расположенное по адресу: <адрес> вокзал станции Новопавловка, входящий в комплекс Читинской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, а также пристройка к зданию поста электрической централизации, расположенной по адресу: <адрес> В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что зал ожидания вокзала станции Баляга имеет один выход, оборудованный одностворчатой дверью с шириной проема 0,83 м. и двумя лестничными сходами. Пандус для маломобильных групп населения на входе в зал ожидания отсутствует. При осмотре пристройки к зданию поста электрической централизации, расположенной на станции Хохотуй, установлено, что имеется зал ожидания, предназначенный для обслуживания пассажиров, который имеет один выход, оборудованный лестничным сходом, пандус для маломобильных групп населения на входе в зал ожидания отсутствует. В здании вокзала станции Новопавловка имеется предназначенный для обслуживания пассажиров зал ожидания, который имеет один выход, оборудованный двухступенчатым лестничным сходом, для передвижения маломобильных групп населения на лестничном сходе уложены металлические направляющие, которые не имеют поручней. Указывает, что ОАО «РЖД» как собственником зданий железнодорожных вокзалов станций Баляга и Новопавловка, а также пристройки к зданию поста электрической централизации станции Хохотуй, в которой имеется зал ожидания, предназначенный для обслуживания пассажиров, не исполняются требования Устава по обеспечению качественного обслуживания пассажиров, беспрепятственного доступа граждане ограниченными возможностями (инвалидов, маломобильных групп населения) к объектам железнодорожного транспорта. Просит суд признать бездействие ОАО «РЖД» по обеспечению качественного облуживания пассажиров, беспрепятственного доступа граждан с ограниченными возможностями (инвалидов, малогабаритных групп населения) к объектам железнодорожного транспорта – зданиям железнодорожных вокзалов станций Баляга и Новопавловка, а также пристройки к зданию поста электрической централизации станции Холхотуй, незаконным, возложить на ответчика обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- установить на входе в здание вокзала станции Баляга пандус с длиноймарша не более 9,0 м, уклоном не круче 1:20, с нескользкой отчетливомаркированной цветом или текстурой контрастной поверхностью,двухсторонним ограждением с поручнями высотой 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92) и 0,7 м, расстоянием между поручнями 0.9-1,0 м, длиной завершающих горизонтальных частей поручней 0,3 м от конца наклоненной части пандуса.

- установить на входе в пристройку к зданию поста электрической централизованной станции Хохатуй пандус с длиной марша не более 9,0 м, уклоном не круче 1:20, с нескользкой отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастной поверхностью, двухсторонним ограждением с поручнями высотой 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92) и 0,7 м, расстоянием между поручнями 0,9-1,0 м, длиной завершающих горизонтальных частей поручней 0,3 м от конца наклоненной части пандуса;

-привести пандус, расположенный на входе в здание вокзала станции Новопавловка, в соответствие с требованиями СП 59.13330.2012, оборудовать двухсторонним ограждением с поручнями на высоте от 0,85 до 0,92 м, расстоянием между поручнями в пределах 0,9-1,0 м, длиной завершающих горизонтальных частей поручней 0,3 м от котла наклонной части пандуса;

-увеличить ширину входной двери здания вокзала станции Баляга до 0,9 м.

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д.83-87).

Не согласившись с решением суда, представитель ответчика ОАО «РЖД» ФИО1 в апелляционной жалобе просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что согласно выписке из технического паспорта, здания вокзалов на станциях Баляга, Новопавловка, Хохотуй не относятся к объектам вновь вводимым в эксплуатацию. Реконструкция или модернизация зданий вокзалов на указанных станциях с 2016 года не производились. Следовательно, на построенные и не прошедшие реконструкцию (модернизацию) ранее <Дата> железнодорожные здания вокзалов на станциях Баляга, Новопавловка, Хохотуй требования части 1 статьи 15 Федерального закона от <Дата> №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не распространяются. Распоряжением ОАО «РЖД» от <Дата>р утвержден «Корпоративный порядок обеспечения условий доступности для маломобильных пассажиров и пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, пассажирских поездов и предоставляемых услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортным», который согласован с общественными объединениями инвалидов. Таким образом, указанный порядок разработан в целях формирования в ОАО «РЖД» условий для исполнения требований законодательства по обеспечению условий доступности для маломобильных пассажиров и пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожной инфраструктуры. Указанным документом регламентировано осуществление приема заявки на обслуживание маломобильного пассажира, оказание помощи при сопровождении инвалида, его посадке, высадке из поезда, определены ответственные лица и их обязанности. Для обеспечения помощи инвалидам и маломобильным группам населения в ОАО «РЖД» создан и функционирует Центр содействия мобильности (ЦСМ), операторы которого в круглосуточном режиме, без выходных дней осуществляют прием, регистрацию, передачу участникам перевозочного процесса и мониторинг исполнения заявок на сопровождение маломобильных пассажиров и оказание им помощи. Полагает, что закон не устанавливает требования об обязательной установке пандусов, перил до реконструкции или модернизации объектов, также ОАО «РЖД» принимает исчерпывающие меры по соблюдению требований законодательства в части обеспечения прав инвалидов (л.д. 90-93).

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора ГМВ., представителя ответчика ОАО «РЖД» ДОИ судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор и удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь частями 1, 5 статьи 4 Закона РФ от 7 февраля 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 10 января 2003 № 17-ФЗ (ред. от 3 августа 2018) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 № 605, пришел к выводу о том, что ОАО «РЖД», как собственник зданий железнодорожных вокзалов станций Беляга и Новопавловка, а также пристройки к зданию поста электрической электростанции Хохотуй, в которой имеется зал ожидания пассажиров, не исполняет требования Устава по обеспечению качественного обслуживания пассажиров, беспрепятственного доступа граждан с ограниченными возможностями (инвалидов, маломобильных групп населения) к объектам железнодорожного транспорта.

Данный вывод суда мотивирован, соответствует установленным по делу обстоятельствам, оснований для признания его неправильным у судебной коллегии не имеется и доводы жалобы полагает необоснованными.

Довод жалобы о неприменении положений статьи 15 Закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не может быть принят по следующим основаниям.

Действительно, пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» предусмотрено, что положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Вместе с тем, указание на применение положений части 1 статьи 15 названного закона № 181-ФЗ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 15 Закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг, предоставляемых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, их территориальными органами, подведомственными организациями и учреждениями, организациями, предоставляющими услуги населению в сферах, правовое регулирование которых осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи утвержден приказом Минпромторга России от 18 декабря 2015 № 4146.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент) жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Данный Закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения (часть 2 статьи 3 Технического регламента).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 № 1521 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В пункт 41 названного Перечня включены положения Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 № 605.

Согласно пункту 1.2 СП 59.13330.2012 требования документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные поменщения, доступные для МГН включая входные узлы, В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления».

Под «разумным приспособлением» понимается внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод (статья 2 Конвенции ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006).

Таким образом, вопреки позиции ответчика действие СП 59.13330.2012 распространяется, в том числе на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд маломобильных групп населения.

Доводы апеллянта о том, что требование об оборудовании здания вокзала пандусами применяется с 1 июля 2016 г. исключительно к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, также подлежит отклонению.

Суд первой инстанции правомерно при разрешении спора применил СП 59.133330.2012. Названые правила применяются в совокупности с нормами Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и предполагают приспособление объекта для маломобильных групп населения.

При этом в нарушение статьи 56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о технической невозможности установки пандуса в зданиях вокзала.

Исходя из приведенных норм, наличие в ОАО «РЖД» Центра содействия мобильности не исключает установки на входе в здание вокзала пандуса.

Довод о том, что действующее законодательство не устанавливает требования об обязательной установке пандуса, является несостоятельным, основанным на неправильном толковании норм материального права.

Таким образом, решение суда является законными и обоснованными, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, судом не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Вместе с тем, в решении суда первой инстанции требование прокурора об установлении пандуса на входе в пристройку к зданию поста электрической централизованной станции Хохотуй изложено не в полном объеме, после слов «длиной завершающих» не указаны слова «горизонтальных частей поручней 0,3 м от конца наклонной части пандуса».

В связи с этим, в силу части 6 статьи 330 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным, не отменяя обжалуемое решение суда первой инстанции, уточнить четвертый абзац его резолютивной части.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Читы от 23 ноября 2018 года изменить в части.

Абзац четвертый резолютивной части решения изложить в следующей редакции.

-установить на входе в пристройку к зданию поста электрической централизованной станции Хохотуй пандус с длиной марша не более 9,0 м, уклоном не круче 1:20, с нескользкой отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастной поверхностью, двухсторонним ограждением с поручнями высотой 0,9 м и 0,7 м, расстоянием между поручнями 0,9-1,0 м, длиной завершающих горизонтальных частей поручней 0,3 м от конца наклонной части пандуса.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи