ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-589/20 от 13.10.2020 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Зеленская Т.Г. Дело № 2-589/2020

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 октября 2020 года № 33-4285/2020

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе

Председательствующего Образцова О.В.,

судей Медведчикова Е.Г., Вахониной А.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чикиной Т.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великий Устюг Вологодской области на решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 30.07.2020 по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великий Устюг Вологодской области о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Медведчикова Е.Г., объяснения истца ФИО1, представителя ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великий Устюг Вологодской области ФИО2, судебная коллегия

установила:

13.03.2019 решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великий Устюг Вологодской области (далее УПФР в г. Великий Устюг) №... ФИО1 отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») в связи с отсутствием специального стажа (не менее 25 лет).

На дату определения права (14.12.2018) специальный стаж работы ФИО1, по мнению пенсионного органа, составил – 20 лет 11 месяцев 6 дней.

Оспаривая правомерность принятого решения, ФИО1 обратилась в суд с иском к УПФР в г. Великий Устюг, в котором просила признать решение пенсионного органа незаконным, обязать включить в специальный стаж периоды работы с 01.11.1996 по 30.11.1997 в качестве социального педагога в интернате для детей-сирот и детей, нуждающихся в социальной реабилитации; с 01.09.2000 по 31.08.2004 в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки, социального педагога на 0,5 ставки в МОУ «...» и досрочно назначить страховую пенсию по старости с 14.12.2018, а также взыскать в ее пользу расходы по оплате юридических услуг 5000 рублей, расходы по оплате госпошлины 300 рублей.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, ее представитель ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель УПФР в г. Великий Устюг не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, исковые требования не признал, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель третьего лица БУ СО ВО «Великоустюгский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Решением Великоустюгского районного суда Вологодской области от 30.07.2020 решение УПФР в г. Великий Устюг от 13.03.2019 №... об отказе ФИО1 в установлении пенсии признано недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его принятия, на УПФР в г. Великий Устюг возложена обязанность зачесть ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы: с 01.11.1996 по 30.11.1997 в качестве социального педагога в интернате для детей-сирот и детей, нуждающихся в социальной реабилитации; с 01.09.2000 по 31.08.2004 в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки, социального педагога на 0,5 ставки в МОУ «...» и досрочно назначить страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 14.12.2018. С УПФР в г. Великий Устюг в пользу ФИО1 взысканы расходы по оплате услуг представителя 5000 рублей, расходы по оплате госпошлины 300 рублей.

В апелляционной жалобе УПФР в г. Великий Устюг ставит вопрос об отмене решения суда, просит принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Считает, что суд необоснованно включил в льготный стаж истца работу с 01.11.1996 по 30.11.1997 в качестве социального педагога в интернате для детей-сирот и детей, нуждающихся в социальной реабилитации, поскольку Списком № 781 наименование данного учреждения не предусмотрено. Полагает также ошибочным вывод суда о зачете в специальный стаж периода работы истца в детском доме с 01.09.2000 по 31.08.2004 на 0,5 ставки в должности социального педагога и на 0,5 ставки в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, так как возможность суммирования работы в указанных должностях действующим законодательством не предусмотрена.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФИО1 ФИО3 просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судебного решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, полагает, что судебный акт подлежит частичной отмене и изменению.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Подпунктом «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее - Список № 781).

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 (далее – Список № 1067), с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 (далее - Список № 463), с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно.

Разрешая возникший спор и включая в специальный стаж период работы истца с 01.11.1996 по 30.11.1997 в качестве социального педагога в интернате для детей-сирот и детей, нуждающихся в социальной реабилитации, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 в указанное время пользовалась правом на льготное пенсионное обеспечение, так как работала в должности и в учреждении, предусмотренными Списком № 781.

Судебная коллегия с указанным выводом согласиться не может, полагая, что доводы апелляционной жалобы о необоснованности включения данного периода в специальный стаж заслуживают внимания.

Согласно пункту 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее - Правила № 781), работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела «Наименование учреждений» списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка.

Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, имеют только социальные педагоги при работе

в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в школе-интернате, в том числе в специальной (коррекционной) для детей с отклонениями в развитии; в детском доме, в том числе в санаторном, специальном (коррекционном) для детей с отклонениями в развитии; в детском доме-школе; в детском доме семейного типа (пункт 1.3);

в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии: в детском саде; в начальной школе (школе) - детском саду; школе; школе-интернате; училище (пункт 1.5);

в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа: в школе, в том числе коррекционной закрытого типа; в училище, в том числе коррекционном закрытого типа (пункт 1.6);

в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи: в центре диагностики и консультирования; в центре психолого-медико-социального сопровождения; в центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции; в центре социально-трудовой адаптации и профориентации; в центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения (пункт 1.11);

в учреждениях социального обслуживания: в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями; в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних; в социальном приюте для детей и подростков; в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей; в детском доме-интернате для умственно отсталых детей; в детском доме-интернате для детей с физическими недостатками (пункт 1.13).

Как видно из материалов дела, интернат для детей-сирот и детей, нуждающихся в социальной реабилитации, в котором в период с 01.11.1996 по 30.11.1997 ФИО1 работала в качестве социального педагога, к какому-либо типу (виду) учреждений, перечисленных в Списке № 781, не относился.

Согласно Уставу данный интернат для детей-сирот и детей, нуждающихся в социальной реабилитации, являлся пришкольным и был создан на основании Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.1996 № 1092 (л.д. 37-39).

Включение трудовой деятельности истца с 01.11.1996 по 30.11.1997 в данном интернате, который прямо Списком № 781 не предусмотрен, суд первой инстанции мотивировал тем, что после переименования интерната для детей-сирот и детей, нуждающихся в социальной реабилитации (после 01.12.1997), в МОУ «...» работа ФИО1 в должности социального педагога с 01.12.1997 по 13.10.1998 была бесспорно засчитана ответчиком в специальный стаж, хотя место и условия труда, должностные обязанности истца, направления деятельности названных учреждений не изменялись.

Вместе с тем названный вывод противоречит имеющимся в деле учредительным документам, из которых следует, что в результате переименования изменилось не только название учреждения, но и его тип, поскольку на базе специализированного учреждения - пришкольного интерната для детей-сирот и детей, нуждающихся в социальной реабилитации, 01.12.1997 создано муниципальное образовательное учреждение «...», при этом у вновь созданного образовательного учреждения появились новые задачи, связанные с обучением и воспитанием воспитанников детского дома, которые у специализированного учреждения (пришкольного интерната) отсутствовали (л.д. 30-46).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю, типу и задачам деятельности учреждениях и организациях (определение от 20.11.2008 N 869-О-О, определение от 15.07.2010 № 1012-О-О).

Суд, являясь правоприменительным органом, не вправе вторгаться в компетенцию законодателя, делегировавшего право по определению конкретных учреждений, педагогическая работа в которых предоставляет право на досрочное назначение пенсии, Правительству Российской Федерации, и не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных учреждений друг другу.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации в постановлении 29.10.2002 № 781, сформулировало правило, согласно которому работа социального педагога предоставляет право на льготное пенсионное обеспечение, только в учреждениях, перечисленных в пунктах 1.3, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13 раздела «Наименование учреждений» данного списка.

Поскольку вышеуказанный перечень не включает в себя интернат для детей-сирот и детей, нуждающихся в социальной реабилитации, и не подлежит расширительному толкованию, то правовых оснований для зачета в специальный стаж истца периода работы в качестве социального педагога с 01.11.1996 по 30.11.1997 у суда первой инстанции не имелось.

Допущенное судом первой инстанции неправильное применение норм материального права является в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного решения в указанной части.

Вместе с тем судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного решения в части включения в специальный стаж периода работы истца с 01.09.2000 по 31.08.2004 на 0,5 ставки в должности социального педагога и 0,5 ставки в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в МОУ «...».

Пунктом 4 Правил № 781 определено, что периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке № 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.

Особенности исчисления специального стажа социального педагога и заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом - установлены пунктами 8 и 11 вышеназванных Правил № 781.

Согласно подпункту «б» пункта 8 Правил № 781 в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа, в частности в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в том числе в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.

В пункте 8 Правил № 781 указано на возможность включения в специальный стаж работы в качестве социального педагога только в учреждениях, перечисленных в пунктах 1.3, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781.

Как видно из письма Минобразования Российской Федерации от 12.01.1993 № 10/32-Т «Об оплате труда работников образовательных учреждений», а также положений, содержащихся в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников», для социальных педагогов в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», статьей 333 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю, при этом норма преподавательской (учебной) нагрузки им не устанавливается, также как и для заместителей директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом.

Из приведенных положений следует, что работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, равно как и работа социального педагога в детских домах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, засчитывается в специальный стаж при доказанности выполнения такой работы на соответствующих должностях в условиях нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, независимо от установленных работникам ставок заработной платы.

Из материалов дела следует, что в период с 01.09.2000 по 31.08.2004 ФИО1 работала полный рабочий день в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной работе и социального педагога в МОУ «...».

При этом в соответствии с должностной инструкцией заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ «...», ФИО1 в спорный период исполняла обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в режиме ненормированного рабочего дня по графику, установленному исходя из 40 часовой рабочей недели (пункт 2.4) (л.д.89-92).

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что ФИО1 в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной работе действительно в порядке, определенном трудовым законодательством в соответствии с локальными актами детского дома, работала в условиях нормальной продолжительности рабочего времени, то вывод суда первой инстанции о включении данного периода работы с 01.09.2000 по 31.08.2004 в специальный стаж является правильным.

Судебная коллегия не может согласиться с аргументами апеллянта о необоснованности включения данного периода в специальный стаж истца со ссылкой на определение Верховного суда Российской Федерации от 12.11.2018 № 18-КГ-178, так как обстоятельства дела, рассмотренного Верховным судом Российской Федерации, не тождественны рассматриваемому спору.

Делая вывод о том, что Правилами № 781 определены различные критерии зачета в специальный стаж некоторым лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком № 781, Верховный суд Российской Федерации в частности отметил, что: для учителей - это выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, а для заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы - это выполнение работы в указанной должности при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.

Вопреки утверждениям пенсионного органа выводы суда первой инстанции данной правовой позиции Верховного суда Российской Федерации не противоречат, так как трудовая деятельность истца в спорный период полностью соответствовала названному критерию, поскольку работа в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной работе протекала в условиях нормальной продолжительности рабочего времени (40 часов в неделю) (л.д.89-92).

Доказательств, опровергающих данный факт, пенсионным органом не представлено.

ФИО1 не работала учителем, для которых в отличие от заместителей директора по воспитательной работе и социальных педагогов устанавливаются нормы учебной (преподавательской) нагрузки, исчисляемой не в астрономических, а в академических часах, суммирование которых с нормальной (сокращенной) продолжительностью рабочего времени законом не предусмотрено.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении № 7 к настоящему Федеральному закону.

Из приложения № 7 к указанному Федеральному закону следует, что страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в 2019 году назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Вместе с тем, в силу части 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10. 2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Таким образом, гражданам, указанным в пункте 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости в 2019 году назначается после обращения в пенсионный орган по истечении 6 месяцев с момента достижения двадцатипятилетнего стажа педагогической работы.

Как видно из материалов дела, 14.12.2018 ФИО1 обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, а её специальный стаж (с учетом периода с 01.09.2000 по 31.08.2004) только по состоянию на 07.01.2019 составил 25 лет, поэтому с учетом переходных положений право на страховую пенсию в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ возникло у истца с 07.07.2019.

Указанное является основанием для изменения судебного решения в части даты назначения страховой пенсии по старости.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 30.07.2020 отменить в части признания незаконным решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великий Устюг Вологодской области от 13.03.2019 №... об отказе во включении ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы с 01.11.1996 по 30.11.1997 в качестве социального педагога в интернате для детей-сирот и детей, нуждающихся в социальной реабилитации, и возложения на пенсионный орган обязанности зачесть ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период работы с 01.11.1996 по 30.11.1997 в качестве социального педагога в интернате для детей-сирот и детей, нуждающихся в социальной реабилитации.

Принять в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении данных исковых требований ФИО1 отказать.

В остальном решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 30.07.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великий Устюг Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий: О.В. Образцов

Судьи: Е.Г.Медведчиков

А.М. Вахонина