ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-5912/19 от 28.07.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

Судья – Власенко В.А. Дело № 33-20979/2020

Дело № 2-5912/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«28» июля 2020 года г.Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Назаренко О.Н.

и судей Ждановой О.И., Калашникова Ю.В.

при помощнике ФИО1

с участием прокурора Канеевой Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора г.Сочи в интересах ФИО2 к администрации города Сочи, Министерству труда и социального развития Краснодарского края, Министерству финансов Краснодарского края о выделении финансовых средств в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения; финансирования в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

по апелляционным жалобам администрации города Сочи, министерства финансов Краснодарского края на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 декабря 2019 года.

Заслушав доклад судьи Назаренко О.Н., пояснения представителя Министерства финансов Краснодарского края по доверенности ФИО3, заключение прокурора

УСТАНОВИЛА:

Исполняющий обязанности прокурора г.Сочи в интересах ФИО2 обратился в суд с иском, в котором просил обязать министерство финансов Краснодарского края произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров, ФИО2, <Дата> года рождения. Обязать министерство труда и социального развития Краснодарского края предоставить муниципальному образованию городу-курорту Сочи субвенции на приобретение благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров ФИО2, <Дата> года рождения

Решением Центрального районного суда г. Сочи от 12 декабря 2019 г. исковое заявление исполняющего обязанности прокурора г. Сочи в интересах ФИО2 к администрации города Сочи, Министерству труда и социального развития Краснодарского края, Министерству финансов Краснодарского края о выделении финансовых средств в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения; финансирования в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.

Суд постановил:

Обязать министерство финансов Краснодарского края произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров, ФИО2, <Дата> года рождения.

Обязать министерство труда и социального развития Краснодарского края предоставить муниципальному образованию городу-курорту Сочи субвенции на риобретение благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, гто нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров, ФИО2, <Дата> года рождения.

Обязать администрацию г.Сочи предоставить ФИО2, <Дата> года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров

В апелляционной жалобе представитель администрации города Сочи Краснодарского края по доверенности ФИО4 просит отменить решение суда в части возложения обязанности на администрацию города Сочи по приобретение жилого помещения ФИО2, указывая, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права.

На вышеназванную апелляционную жалобу подан письменный отзыв, в котором представитель министерства финансов Краснодарского края по доверенности ФИО5 просила обжалуемое решение суда отменить, отказать в удовлетворении иске к министерству финансов Краснодарского края.

В апелляционной жалобе представитель Министерства Финансов Краснодарского края по доверенности ФИО6 просит изменить решение Центрального районного суда города Сочи Краснодар­ского края от 23 декабря 2019 года по делу № 2-5912/2019 в части и принять новое судебное постановление, исключив из резолютивной части решение Центрального районного суда города Сочи от 23 декабря 2019 года по делу возложение на министерство финансов Краснодарского края обязанности по финансированию в целях приобретения благоустроенного жи­лого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилищного по­мещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требовани­ям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору соци­ального найма, но не менее 33 квадратных метров, ФИО2 Указывая, что министерство труда и социального развития Краснодар­ского края является уполномоченным органом государственной власти Красно­дарского края, осуществляющим планирование бюджетных ассигнований краевого бюджета и перечисление субвенций бюджетам муниципальных рай­онов (городских округов) на реализацию Закона Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ.

В письменном возражении на апелляционные жалобы старший помощник прокурора города Сочи Коган Я.М. просил решение суда оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Министерства Финансов Краснодарского края по доверенности ФИО3, поддержал доводы заявленной им жалобы.

Другие участники процесса в суд апелляционной инстанции, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, о причинах неявки или с заявлением об отложении дела слушанием к суду не обращались. Судебная коллегия приняла решение рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, так как их неявка не препятствует рассмотрению дела по существу, согласно статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, выслушав объяснения представителя Министерства Финансов Краснодарского края по доверенности ФИО7, заключение прокурора о законности решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Как видно из материалов гражданского дела, прокуратурой города Сочи проведена проверка по обращению ФИО8, о защите нарушенных жилищных прав в части не предоставления ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе проверки установлено что, ФИО8, <Дата> года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать ФИО2 - ФИО9, <Дата> года рождения, умерла <Дата> (свидетельство о смерти I-OB №883775, выданное Главным управлением ЗАГС Рязанской области территориальным отделом ЗАГС №5 по г. Рязани 06.01.2014).

Отец ФИО2 - ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер <Дата> (свидетельство о смерти IV-АГ №670379, выданное отделом ЗАГС Лазаревского района г. Сочи управления ЗАГС Краснодарского края 12.03.2014).

Приказом управления по вопросам семьи и детства администрации г. Сочи от 27.02.2014 № 128 ФИО11 определена в детскую государственную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Краснодарского края.

Приказом управления по вопросам семьи и детства администрации г. Сочи от 04.09.2014 № 685 над несовершеннолетней ФИО11 назначена опека.

С 31.03.2012 ФИО8 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <Адрес...> где фактически и проживает.

ФИО8 собственником или нанимателем недвижимого имущества не является.

Таким образом, установлено, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО2 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Наличие права ФИО2 на обеспечение жилым помещением подтверждено заключением уполномоченного органа по учету (заключения департамента городского хозяйства администрации г.Сочи от 11.12.2018) о необходимости включения ФИО2 в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

На основании заявления от 04.12.2018 она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (приказ Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 29.01.2019 №95-жс).

В настоящее время ФИО2 состоит в списке по муниципальному образованию город Сочи под порядковым номером <№..>

Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившей в силу с 01.01.2013, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29,02.2012 № 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

Судом первой инстанции установлено, что ФИО2 не реализовано принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу вышеуказанного Федерального закона.

До настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения ей не предоставлено, договор найма специализированного жилого помещения с ней не заключен, чем нарушены ее жилищные права, гарантированные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Краснодарском крае» жилые помещения предоставляются уполномоченным органом местного самоуправления, однократно по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края.

Кроме того, в соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2005 года № 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы" органы местного самоуправления муниципальных образований края наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" путем приобретения /строительства/ жилья.

Исходя из требований действующего законодательства, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан возложено на органы местного самоуправления муниципального образования город Сочи.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в соответствии с действующим законодательством администрация города Сочи Краснодарского края обязана предоставить ФИО2 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров, верно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им соответствующую правовую оценку.

Министерством в соответствии с пунктом 3 Положения о порядке расходования субвенций бюджетами муниципальных районов (городских округов) на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в области социальной сферы, утвержденного постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края от 03 ноября 2010 года № 970 (далее Положение), заключены соглашения о предоставлении субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края, в связи с чем, министерством направлены уведомления по расчетам между бюджетами.

Таким образом, министерство должно было предоставлять субвенции из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в соответствии с принятыми соглашениями, исполняя бюджетное законодательство, в том числе предоставляя средства краевого бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом первой инстанций не было учтено, что министерство исполнило возложенную на него обязанность по предоставлению субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, в том числе предоставило средства бюджета субъекта Российской Федерации на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

То обстоятельство, что орган местного самоуправления не приобрел на выделенные денежные средства жилое помещение для ФИО2, не свидетельствует о наличии вины министерства в неисполнении требований.

Принимая во внимание изложенное, и учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия, отменяя обжалуемое решение, считает необходимым принять по делу новое решение, которым исковые требования исковое заявление исполняющего обязанности прокурора г. Сочи в интересах ФИО2 к администрации города Сочи, Министерству труда и социального развития Краснодарского края, Министерству финансов Краснодарского края о выделении финансовых средств в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения; финансирования в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения – удовлетворить частично.

Руководствуясь ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА :

Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 10 сентября 2019 года – отменить в части удовлетворении требований к министерству труда и социального развития Краснодарского края, министерству труда и социального развития Краснодарского края.

Вынести по делу новое решение, которым:

В иске к министерству труда и социального развития Краснодарского края, министерству финансов Краснодарского края о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жильем по договору найма специализированного жилищного фонда, к министерству труда и социального развития Краснодарского края предоставить муниципальному образованию городу-курорту Сочи субвенции на приобретение благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий Назаренко О.Н.

Судьи Жданова О.И.

Калашников Ю.В.