ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-5959/19 от 13.02.2020 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Шафигуллин Ф.Р. УИД 16RS0051-01-2019-006798-27

дело № 2-5959/2019

33-607/2020

учет № 116г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 февраля 2020 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,

судей Никулиной О.В. и Фахрутдиновой Р.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карамельским А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гилманова Р.Р. гражданское дело по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (далее – ООО «УК «ПЖКХ») на решение Советского районного суда г. Казани от 7 августа 2019 года и дополнительное решение этого же суда от 9 октября 2019 года, которыми постановлено:

Иск ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (ИНН <***>) об обязании выдать счета на оплату и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (ИНН <***>) выдать истцу счета (платежные документы) на оплату услуги по вывозу твердых коммунальных отходов по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, за январь, февраль, март, апрель, май 2019 года.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (ИНН <***>) в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 500 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (ИНН <***>) в пользу ФИО1 неустойку на случай неисполнения решения суда в установленный срок в размере 200 руб. за каждый день просрочки исполнения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (ИНН <***>) в пользу ФИО1 штраф за неисполнение требований потребителя в размере 250 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ООО «УК «ПЖКХ» ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «УК «ПЖКХ» о возложении обязанности выдать счета на оплату коммунальной услуги, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование иска указано, что ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. Управление данным домом осуществляется товариществом собственников жилья (далее – ТСЖ) «АМЕГА». ООО «УК «ПЖКХ» является региональным оператором по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО) по г. Казани, включая ул. Патриса Лумумбы. С 21 ноября 2018 года по 1 декабря 2018 года было проведено внеочередное общее собрание собственников данного дома, на котором были приняты решения о переходе на прямые договоры с региональным оператором и оплате за вывоз ТКО напрямую региональному оператору ООО «УК «ПЖКХ» с 1 января 2019 года. 3 декабря 2018 года ТСЖ «АМЕГА» уведомило ООО «УК «ПЖКХ»» о принятых на собрании собственников решениях, предоставив ответчику ООО «УК «ПЖКХ» заверенную копию протокола общего собрания собственников №3/2018 от 01 декабря 2018 года, копии бюллетеней (решений) собственников в прошитом и пронумерованном виде на 111 листах, уведомление о проведении общего собрания собственников от 10 ноября 2018 года, реестр собственников помещений дома на 21 ноября 2018 года. Таким образом, с 1 января 2019 года у ООО «УК «ПЖКХ» возникла обязанность по заключению публичных договоров с собственниками помещений в многоквартирном доме по вывозу ТКО и ежемесячно своевременно выставлять счета (платежные документы) собственникам помещений за оказанную услугу. Однако ответчик возложенные на него законом обязанности по выставлению счетов на оплату в 2019 году не выполнял более 6 месяцев, собственникам помещений многоквартирного дома счета не выставляются.

Истец обращался к ответчику с претензиями. Поскольку требования остались без удовлетворения, истец просил в судебном порядке обязать ООО «УК «ПЖКХ» выдать счета (платежные документы) на оплату услуги по вывозу твердых коммунальных отходов по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, за январь, февраль, март, апрель, май 2019 года; взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 3000 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО3, действующая также в интересах третьего лица ТСЖ «АМЕГА» в судебном заседании исковые требования поддержала, просили также на случай неисполнения решения суда взыскивать с ответчика судебную неустойку в размере 200 руб. за каждый день просрочки, начиная со дня вступления решения суда в законную силу по день фактического исполнения решения суда.

Представитель ответчика ООО «УК «ПЖКХ» ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал.

Представитель третьего лица – Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ФИО4 в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Суд исковые требования удовлетворил частично и вынесен вышеотмеченные судебные постановления.

В апелляционных жалобах представитель ответчика ООО «УК «ПЖКХ» ФИО2 просит отменить решение и дополнительное решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В жалобе выражается несогласие с выводами суда, указывается на нарушение норм гражданского законодательства и нормативных актов, регулирующих данные правоотношения. Обращается внимание, что истец отказывался предоставлять ответчику данные о количестве постоянно и временно проживающих в спорном жилом помещении, в связи с чем управляющая компания не могла оформить платежные документы. При таком положении представитель ответчика считает, что суд незаконно пришел к выводу о нарушении прав ФИО1 как потребителя. Также полагает, что истец, являясь председателем ТСЖ «АМЕГА», в данном случае злоупотребляет своими правами, в связи с чем оснований для удовлетворения требований не имелось.

Представитель ответчика ООО «УК «ПЖКХ» ФИО2 в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал.

Истец ФИО1 и представитель третьего лица – ТСЖ «АМЕГА» ФИО3 в суд апелляционной инстанции не явились, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель третьего лица – Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в суд апелляционной инстанции не явился, извещен.

Судебная коллегия, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

Согласно ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В силу ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

В силу ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях: при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

В силу п. 67 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.

Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (пункт 148 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354).

В соответствии с п. 148 (2) Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении в многоквартирном доме или жилом доме (домовладении), заключенный в письменной форме, должен соответствовать настоящим Правилам. В случае несоответствия указанного договора настоящим Правилам он считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

Потребителю в жилом помещении не может быть отказано в предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении такой коммунальной услуги.

Из п. 148 (16) Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 следует, что для заключения в письменной форме договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами собственник жилого помещения в многоквартирном доме или собственник жилого дома (домовладения) подает региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы, по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами способом подписанное собственником (одним из сособственников) заявление о заключении договора в 2 экземплярах, содержащее информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д" и "л" пункта 19 настоящих Правил, а также сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта, и копии документов, указанных в пункте 148(14) настоящих Правил.

В п. 148(22) Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 установлено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан:

а) предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги;

г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;

д) производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю для уплаты размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, задолженности потребителя или переплаты им за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии). В случае если проведение такой проверки непосредственно при обращении потребителя невозможно, проверка может проводиться в срок, определенный по договоренности потребителя и исполнителя, но не превышающий 1 месяц со дня обращения потребителя. Документы по результатам проверки предоставляются потребителю способом, согласованным потребителем и исполнителем, не позднее 5 рабочих дней после завершения такой проверки.

Согласно п. 148(35) Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 установлено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право:

в) устанавливать в порядке, предусмотренном пунктом 148(35) настоящих Правил, количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, и составлять акт об установлении количества таких граждан для расчета размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пункт 148(35) Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 указывает, что в случае если исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, он вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении для расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из п. 148(36) Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 следует, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

Согласно ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В соответствии с положениями ч. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве общедолевой собственности (1/2 доля в праве) принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>.

С 01 января 2019 года ООО «УК «ПЖКХ» в соответствии с действующим законодательством приступило к осуществлению деятельности в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан.

Общим собранием собственников в многоквартирном доме по адресу: <...>, от 1 декабря 2018 года принято решение, о переходе с 01 января 2019 года на прямые договоры и оплату за вывоз твердых коммунальных отходов напрямую региональному оператору ООО «УК «ПЖКХ» (л.д. 11).

3 декабря 2018 года ООО «УК «ПЖКХ» председателем ТСЖ «АМЕГА» было уведомлено о принятом решении собрания и представлены: копия протокола общего собрания собственников № 3/2018 от 1 декабря 20118 года, копии бюллетеней (решений) собственников, уведомление о проведении общего собрания собственников и реестр собственников дома.

С января 2019 года на основании конклюдентных действий между ООО «УК «ПЖКХ» и ФИО1 заключен договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом договор на предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в письменной форме между сторонами не заключался. С указанного времени ООО «УК «ПЖКХ» счета на оплату оказанных коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами истцу не предоставлялись.

28 мая 2019 года ФИО1 обратился в ООО «УК «ПЖКХ» с требованием предоставить ему счета на оплату вышеуказанных услуг.

11 июня 2019 года ФИО1 повторно направил в адрес ответчика претензию с требованием предоставить счета на оплату оказанных коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с расчетом на два зарегистрированных лица.

Ответчик требования ФИО1 оставил без удовлетворения, счета на оплату оказанных коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в добровольном порядке не предоставил, лишив тем самым истца возможности исполнить обязанность по оплате оказанной коммунальной услуги.

При таких обстоятельствах, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на управляющую организацию обязанности выдать истцу счета (платежные документы) на оплату услуги по вывозу твердых коммунальных отходов по жилому помещению по адресу: <адрес>, за январь, февраль, март, апрель, май 2019 года, взыскании компенсации морального вреда, штрафа и судебной неустойки.

Доводы жалобы о нарушении порядка заключения договора по вывозу ТКО являются несостоятельными и опровергаются материалами дела, поскольку 31 мая 2019 года председателем ТСЖ «АМЕГА» в адрес ООО «УК «ПЖКХ» были направлены сведения о количестве проживающих в жилом помещении лиц (л.д. 92).

Кроме того, ООО «УК «ПЖКХ» не была лишена права установить количество граждан, проживающих (в том числе временно) в квартире истца, и составить акт об установлении количества таких граждан для расчета размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в соответствии с п. 148 (23) Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354.

Доводы апелляционной жалобы о недобросовестном поведении ФИО1 основаны на предположениях ответчика и правового значения для сложившегося спора не имеют.

Также не могут полечь отмену решения суда и доводы жалобы о несогласии с выводами суда о взыскании в пользу ФИО1 компенсации морального вреда, поскольку бездействием со стороны ответчика права истца как потребителя были нарушены.

Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.

Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы представителя ответчика судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г. Казани от 7 августа 2019 года и дополнительное решение этого же суда от 9 октября 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через (город Самара) суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи