ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-596/2021 от 16.06.2022 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 33-70/2022 (№ 33-7336/2021)

№ 2-596/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 16 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Султанова Р.А.,

судей областного суда Ерш Е.Н., Наумовой Е.А.,

при секретаре Музычук А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района города Орска, действующего в интересах Глоба ФИО8, к обществу с ограниченной ответственностью «ГлобалПромТехСтрой», некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» об обязании устранить нарушения при выполнении работ по капитальному ремонту многоквартирного дома,

установила:

прокурор Октябрьского района г. Орска, действующий в интересах ФИО1, обратился в суд с вышеназванным иском к обществу с органиченной ответственностью «ГлобалПромТехСтрой», указав, что прокуратурой Октябрьского района г. Орска по обращению жителя дома № (адрес) ФИО1 проведена проверка деятельности ООО «ГлобалПромТехСервис» по исполнению законодательства о проведении капитального ремонта в многоквартирных домах. В ходе проверки установлено, что (дата) между УЖКХ администрации г. Орска и ООО «ГлобалПромТехСервис» заключен договор № на выполнение строительно-ремонтных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: г(адрес) (далее также --многоквартирный дом, МКД). Цена договора на выполнение работ 1314 122,34 рублей. (дата) между УЖКХ администрации г. Орска и ООО «ГлобалПромТехСервис» заключен договор № на выполнение дополнительных работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома (адрес), цена договора 312 666 руб.. В ходе проведения 25.12.2019 рабочей комиссии о готовности к предъявлению приемочной комиссии законченного капитальным ремонтом жилого здания в деятельности ООО «ГлобалПромТехСтрой» выявлены нарушения (замечания), которые отражены в приложении №1 к акту рабочей комиссии. В ходе проведения (дата) рабочей комиссии о готовности к предъявлению приемочной комиссии законченного капитальным ремонтом жилого здания в деятельности ООО «ГлобалПромТехСтрой» выявлены нарушения (замечания), которые также отражены в приложении №1 к акту рабочей комиссии. (дата) состоялась комиссия по приемке работ, выполненных в процессе капитального ремонта указанного МКД, в акте приемочной комиссии от (дата) подписи представителя ГЖИ по Оренбургской области и собственников МКД отсутствуют. Так, рабочей комиссией выявлены следующие замечания и нарушения:

1) неисправность покрытия козырька входа первого подъезда;

2) неисправность межэтажного пояса: отслоение окрасочного слоя, неровности отделки, углы пояса без усиления дополнительными элементами- углами;

3) неисправность окрасочного слоя фасада: неравномерный окрас, потеки, трещины по периметру;

4) неисправность балконной плиты: повреждение отделочного слоя на главном фасаде, в связи с чем объект не принят.

(дата) состоялась повторная приемка указанного МКД, однако представителями ГЖИ по Оренбургской области и собственниками МКД работы по капитальному ремонту не приняты. В ходе прокурорской проверки установлено, что замечания, указанные в акте осмотра ГЖИ до настоящего времени ООО «ГлобалПромТехСтрой» не устранены. Так, в ходе комиссионного осмотра фасада многоквартирного дома (адрес), проведенного (дата) совместно с представителями заказчика, управляющей компании, строительного контроля, ГЖИ по Оренбургской области, собственниками МКД, выявлены вышеуказанные недостатки. Согласно ответу заместителя генерального директора НО «Фонд модернизации ЖКХ по Оренбургской области» от (дата) на запрос прокуратуры строительно-монтажные работы по капитальному ремонту фасада указанного МКД завершены, однако произвести оплату по фактически представленным документам не представляется возможным, поскольку в акте приемочной комиссии отсутствует подпись специалиста органа контроля – ГЖИ по Оренбургской области и собственников МКД. Оплата выполненных работ будет произведена после устранения выявленных замечаний. Неустранение ООО «ГлобалПромТехСервис» указанных нарушений влечет нарушение прав граждан, как собственников, так и нанимателей жилых помещений в указанном МКД на своевременное проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и нахождения его в надлежащем техническом состоянии, что явилось основанием для обращения в суд. С учетом изложенного, прокурор просил суд обязать ООО «ГлобалПромТехСервис» выполнить следующие работы по ремонту фасада МКД, расположенного по адресу: г(адрес)

1) исправить покрытие козырька входа первого подъезда;

2) устранить неисправное состояние межэтажного пояса: устранить отслоение окрасочного слоя, неровности отделки, углы пояса выполнить усилением дополнительными элементами – углами;

3) устранить неисправность окрасочного слоя фасада: неравномерный окрас, потеки, трещины по периметру;

4) устранить неисправность балконной плиты: повреждение отделочного слоя на главном фасаде.

Решением Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 05.04.2021 исковые требования прокурора Октябрьского района г. Орска, действующего в интересах ФИО1, удовлетворены. Суд обязал ООО «ГлобалПромТехСервис» выполнить заявленные истцом работы по ремонту фасада многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: (адрес)

Ответчик ООО «ГлобалПромТехСервис», не согласившись с вышеуказанным решением, подал апелляционную жалобу, в которой просил решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В ходе рассмотрения дела в апелляционном порядке, определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 12.10.2021 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей главы 39 Гражданско-процессуального кодекса РФ, и привлек к участию в деле в качестве соответчика некоммерческую организацию «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» (далее также – Фонд) и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Орска Оренбургской области (далее – УЖКХ администрации г. Орска).

В заседание суда апелляционной инстанции, назначенное на 16.06.2022, явились представитель ответчика НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» ФИО2, действующая на основании доверенности, и прокурор. Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании прокурор Харина А.В. заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Представитель ответчика НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» ФИО2 исковые требования не признала, полагала, что выявленные недостатки должны устранить УЖКХ администрации г. Орска и ООО «ГлобалПромТехСервис».

В представленном письменном отзыве на исковое заявление ответчик НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» также исковые требования не признал, указал на то, что Фонд не является надлежащим ответчиком по делу, ссылаясь на передачу им функции технического заказчика по договору УЖКХ администрации г. Орска.

В своих возражениях на исковое заявление и на заключение судебной экспертизы ответчик ООО «ГлобалПромТехСервис» исковые требования не признал, указывал на то, что часть выявленных недостатков впоследствии были им устранены, часть возложенных на него решением работ не были предусмотрены проектно-сметной документацией, а в остальной части работы были выполнены подрядчиком надлежащим образом. Также заявитель не согласился с выводами судебной экспертизы, ссылаясь на их необоснованность.

При рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции судебной коллегией установлены следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что по результатам проведения электронного аукциона, объявленного извещением № от (дата), на основании протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от (дата), между заказчиком УЖКХ администрации г. Орска и подрядчиком ООО «ГлобалПромТехСервис» заключен договор № на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: (адрес) Цена договора составляет 1 314 122,34 руб..

Также, по результатам проведения электронного аукциона, объявленного извещением № от (дата), на основании протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № от (дата), заказчик УЖКХ администрации г. Орска заключил договор № Доп. на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных в г. Орске Оренбургской области от 07.11.2019 с подрядчиком ООО «ГлобалПромТехСервис», в соответствии с которым подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту фасада многоквартирного жилого дома (адрес). Стоимость контракта 312 666 руб..

Прокуратурой Октябрьского района г. Орска по обращению жителя дома (адрес) ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства о проведении капитального ремонта в многоквартирных домах в деятельности ООО «ГлобалПромТехСервис».

В ходе проведения (дата) рабочей комиссии о готовности к предъявлению приемочной комиссии законченного капитальным ремонтом жилого здания в деятельности ООО «ГлобалПромТехСтрой» выявлены нарушения (замечания), которые отражены в приложении № 1 к акту рабочей комиссии.

В ходе проведения (дата) рабочей комиссии о готовности к предъявлению приемочной комиссии законченного капитальным ремонтом жилого здания в деятельности ООО «ГлобалПромТехСтрой» выявлены нарушения (замечания), которые также отражены в приложении №1 к акту рабочей комиссии.

(дата) состоялась комиссия по приемке работ, выполненных в процессе капитального ремонта указанного МКД, в акте приемочной комиссии от (дата) подписи представителя ГЖИ по Оренбургской области и собственников МКД отсутствуют. Так, в ходе рабочей комиссии выявлены следующие замечания и нарушения:

1) неисправность покрытия козырька входа первого подъезда;

2) неисправность межэтажного пояса: отслоение окрасочного слоя, неровности отделки, углы пояса без усиления дополнительными элементами- углами;

3) неисправность окрасочного слоя фасада: неравномерный окрас, потеки, трещины по периметру;

4) неисправность балконной плиты: повреждение отделочного слоя на главном фасаде, в связи с чем объект не принят.

(дата) состоялась повторная приемка указанного МКД, однако представителями ГЖИ по Оренбургской области и собственниками МКД работы по капитальному ремонту не приняты.

В ходе проведенной прокуратурой совместно со специалистом ГЖИ по Оренбургской области (дата) проверки установлено, что на момент проверки вышеуказанные замечания и нарушения не устранены, что подтверждается актом осмотра от (дата), подписанным сотрудником ГЖИ по Оренбургской области, сотрудником строительного контроля, представителями ООО «УК «Ленком», собственником МКД.

С целью определения, предусмотрены ли работы, заявленные прокурором в иске в качестве недостатков, условиями договоров от (дата) и № от (дата) Доп., а в случае, если предусмотрены, то выполнены ли указанные работы с недостатками, определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 28.10.2022 по делу назначена строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено экспертам ФГБУ «Оренбургская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации».

Согласно заключению эксперта ФГБУ «Оренбургская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» ФИО3 от (дата), работы по покрытию козырька входа в первый подъезд, по ремонту межэтажного пояса: окраске фасада МКД, по ремонту отделочного слоя главного входа, ремонту балконной плиты входят в состав работ локального сметного расчета № 1 и предусмотрены условиями договоров № от (дата) на выполнение строительно-ремонтных работ по капитальному ремонту фасада МКД по адресу: (адрес). В ходе проведения натурного осмотра результата строительно-монтажных работы, выполненных в рамках договора № от (дата) на выполнение строительно-ремонтных работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома по адресу: (адрес) были выявлены следующие дефекты:

устройство покрытия козырька входа в первый подъезд из профилированного металлического листа толщиной менее 0,7 мм является отступлением от требований сметной документации к договору;

многочисленные дефекты межэтажных поясов в части отступления от предельных требований их геометрических характеристик «отклонение по горизонтали не более 3 мм. На 1 м.», что не соответствует требованиям пункта 7.2.13 СП 71.13330.2017;

многочисленные дефекты окраски фасада МКД в части наличия пятен, подтеков, отличия по тону цвета, искривления линии окраски в местах сопряжений поверхностей, что не соответствует требованиями пунктов 7.5.5 и 7.5.6 СП 71.13330.2017;

многочисленные дефекты шпатлевки фасада МКД в части, наличия трещин, неровности поверхности, отслоения, что не соответствует требованиями пунктов 7.3.5 и 7.3.7 СП 71.1333.2017.

Для устранения выявленных дефектов и недостатков необходимо произвести следующие строительно-монтажные работы:

произвести замену покрытия козырька входа в первый подъезд из профилированного металлического листа толщиной 0,55 мм на профнастил оцинкованный НС35-1000-0, 7 толщиной 0,7 мм;

произвести отделочные работы фасада МКД, а именно: очистка фасада МКД от окрасочного и шпатлеванного слоя, вырывание штукатурного слоя фасада и межэтажного пояса, с последующим их шпатлеванием и окрашиванием с соблюдением требований СП 71.13330.2017 «Изоляционные и отделочные покрытия».

Согласно представленному ответчиком НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» договору о передаче функции технического заказчика № 40 от (дата) и дополнительного соглашения к нему № 40 от (дата), НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» передала функции технического заказчика по оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в том числе и многоквартирного дома по адресу(адрес), УЖКХ администрации г. Орска.

В соответствии с ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта.

Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан в частности привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ (п. 3 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ).

В силу п. 4 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.

На основании ч. 6 названной статьи региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

На территории Оренбургской области для выполнения указанных целей в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 03.07.2012г. № 562-п создана некоммерческая организация «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области».

При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм, судебная коллегия полагает, что лицом, ответственным за ненадлежащее проведение капитального ремонта многоквартирного дома, является исключительно НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области», наделенная полномочиями регионального оператора, на которого законом возложена ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Вопреки доводам представителя Фонда, то обстоятельство, что функции технического заказчика по оказанию услуг и выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов были переданы региональным оператором УЖКХ администрации г. Орска, которое заключило договор подряда на выполнение работ с ООО «ГлобалПромТехСервис», не освобождает НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» от обязанности по устранению недостатков капитального ремонта вследствие ненадлежащего выполнения указанных работ подрядчиком.

При этом судебная коллегия принимает в качестве допустимого и достоверного доказательства наличия недостатков проведенного капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома заключение эксперта ФГБУ «Оренбургская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» ФИО3 от 24.03.2022 № 963/10-2, составленное в рамках проведения назначенной судебной коллегией экспертизы, и учитывает его выводы, в том числе, при определении объема и вида работ, подлежащих выполнению ответчиком для устранения недостатков.

Указанное экспертное заключение отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из имеющихся в его распоряжении документов, основываются на исходных объективных данных. В материалах дела имеются данные о квалификации эксперта, его образовании, стаже работы. Эксперт был предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.

Доказательств, опровергающих заключение судебной экспертизы или позволяющих усомниться в правильности или обоснованности данного заключения, некомпетентности эксперта, его проводившего, суду не представлено. Оснований не доверять заключению судебной экспертизы от 24.03.2022 № 963/10-2 у судебной коллегии не имеется. С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает несостоятельными доводы письменных возражений ООО «ГлобалПромТехСервис» о необоснованности заключения эксперта ФИО3.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора к НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» частично и возложении на данного, надлежащего ответчика, обязанности по обеспечению устранения недостатков проведенного капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного п адресу(адрес), путем замены покрытия козырька входа в первый подъезд из профилированного металлического листа толщиной 0,55 мм на профнастил оцинкованный НС35-1000-0, 7 толщиной 0,7 мм, а также проведения отделочных работ фасада МКД, а именно: очистку фасада МКД от окрасочного и шпатлеванного слоя, вырывание штукатурного слоя фасада и межэтажного пояса, с последующим их шпатлеванием и окрашиванием с соблюдением требований СП 71.13330.2017 «Изоляционные и отделочные покрытия».

В связи с изложенным, в удовлетворении исковых требований к другому ответчику, подрядчику ООО «ГлобалПромТехСтрой» необходимо отказать.

В соответствии с ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, отнесены: суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителя, другие признанные судом необходимыми расходы.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поскольку в ходе настоящего судебного разбирательства недостатки проведенного капитального ремонта фасада многоквартирного дома по адресу: <...> подтверждены заключением эксперта ФГБУ «Оренбургская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» № 963/10-2 ФИО3, то расходы по оплате данной экспертизы подлежат возложению на НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области», не в пользу которой состоялось решение суда.

Также с НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» подлежат взысканию в пользу местного бюджета сумма государственной пошлины в размере 300 руб..

С учетом изложенного, а также наличия безусловных оснований, установленных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, решение Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 05.04.2021 подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении частично исковых требований прокурора Октябрьского района г. Орска, действующего в интересах ФИО1 к НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» об обязании устранить нарушения при выполнении работа по капитальному ремонту МКД.

В удовлетворении требований прокурора к НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» в остальной части и в удовлетворении исковых требований к ответчику ООО «ГлобалПромТехСтрой» следует отказать.

Руководствуясь статьями 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 05 апреля 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Октябрьского района города Орска, действующего в интересах Глоба ФИО9, к некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» об обязании устранить нарушения при выполнении работ по капитальному ремонту многоквартирного дома удовлетворить частично.

Возложить на некоммерческую организацию «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» обязанность по обеспечению устранения недостатков проведенного капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: (адрес) путем:

замены покрытия козырька входа в первый подъезд из профилированного металлического листа толщиной 0,55 мм на профнастил оцинкованный НС35-1000-0, 7 толщиной 0,7 мм;

проведения отделочных работ фасада многоквартирного дома, а именно: очистки фасада многоквартирного дома от окрасочного и шпатлёванного слоя, вырывание штукатурного слоя фасада и межэтажного пояса, с последующим их шпатлеванием и окрашиванием с соблюдением требований СП 71.13330.2017 «Изоляционные и отделочные покрытия».

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Октябрьского района города Орска, действующего в интересах Глоба ФИО10 к некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» и в удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района города Орска, действующего в интересах Глоба ФИО11, к обществу с ограниченной ответственностью «ГлобалПромТехСтрой», отказать.

Взыскать с некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» в пользу федерального государственного бюджетного учреждения «Оренбургская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации», ИНН <***>, в счет оплаты стоимости проведенной судебной экспертизы 25 451, 20 рублей.

Взыскать с некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» в пользу бюджета муниципального образования город Орск Оренбургской области государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Председательствующий

Судьи