ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Суанова Э.Э. №33-80/2023 №2-5973/2022
г.Владикавказ 18 апреля 2023 год
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
Председательствующего Климова И.А.
судей Ортабаева М.Б. и Кадзаева К.Р.
при секретаре Магкеевой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФКУ «Управление Федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» на решение Советского районного суда г. Владикавказа от 03.08.2022 (с учетом дополнительного решения от 07.10.2022), которым постановлено: исковые требования Федерального казённого учреждения «Управление Федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» (ФКУ УПРДОР «Кавказ») к Джиоевой Ларисе Васильевне, третьи лица - Управление Росреестра по РСО-Алания, ООО «Межевой земельный центр» об изъятии земельного участка для федеральных нужд, определения возмещения за изымаемый земельный участок, удовлетворить частично.
Изъять для государственных нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности Джиоевой Ларисы Васильевны на земельный участок с кадастровым номером ... площадью 516 кв.м. (категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под садоводство) и расположенный на нем садовый дом с кадастровым номером ..., местоположение: ...
Определить возмещение за изымаемый земельный участок с кадастровым номером ... площадью 516 кв.м в размере: 13 407 210 (...) рублей, которое включает в себя: итоговую величину рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ... – 2 248 549 (...) рублей; итоговую величину рыночной стоимости садового дома с кадастровым номером ... – 11 158 661 (...) рубль; убытки, связанные с изъятием земельного участка с кадастровым номером ... – 0 (ноль) руб., с перечислением со стороны ФКУ УПРДОР «Кавказ» денежной суммы (возмещения) на расчетный счет Джиоевой Ларисы Васильевны или на депозитный счет нотариуса.
Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером ... площадью 516 кв.метров (категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под садоводство) в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО - Алания.
В удовлетворении исковых требований Федерального казённого учреждения «Управление Федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» (ФКУ УПРДОР «Кавказ») к Джиоевой Ларисе Васильевне, третьи лица - Управление Росреестра по РСО-Алания, ООО «Межевой земельный центр» об определении возмещения за изымаемый земельный участок с кадастровым номером ... площадью 516 кв.м, в части определения убытков, связанных с изъятием земельного участка с кадастровым номером ... в размере 2.204.420 рублей, с перечислением со стороны ФКУ УПРДОР «Кавказ» денежной суммы (возмещения) на расчетный счет Джиоевой Ларисы Васильевны или на депозитный счет нотариуса – отказать.
Обратить решение, принятое по настоящему иску, к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Ортабаева М.Б., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО – Алания,
установила:
Федеральное казенное учреждение «Управление Федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» (ФКУ УПРДОР «Кавказ») обратилось в Советский районный суд г.Владикавказа с иском к Джиоевой Ларисе Васильевне, в котором просило:
1. Изъять для государственных нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности Джиоевой Ларисы Васильевны на земельный участок с кадастровым номером ... площадью 516 кв.м (категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под садоводство) и расположенный на нем садовый дом с кадастровым номером ..., местоположение: ...
2. Определить возмещение за изымаемый земельный участок с кадастровым номером ... площадью 516 кв.м в размере: 8 931 880 (...) рублей, которое включает в себя: итоговую величину рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ... – 1 099 290 руб.; итоговую величину рыночной стоимости садового дома с кадастровым номером ... – 5 628 170 руб.; убытки, связанные с изъятием земельного участка с кадастровым номером ... – 2 204 420 руб., с перечислением со стороны ФКУ УПРДОР «Кавказ» денежной суммы (возмещения) на расчетный счет Джиоевой Ларисы Васильевны или на депозитный счет нотариуса.
3. Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером ... площадью 516 кв.м в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО - Алания.
4. Обратить решение, принятое по настоящему иску, к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Государственная компания ФКУ УПРДОР «Кавказ» осуществляет деятельность по организации строительства переданной в оперативное управление автомобильной дороги федерального значения М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) и реконструкции переданной в оперативное управление автомобильной дороги федерального значения Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г.Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания на основании Федерального закона от 17 июля 2009 г. №145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 145-ФЗ). В иске имеются ссылки на ч. 2 статьи 37 Закона № 145-ФЗ, п. 2 части 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, которые по мнению истца регламентируют его право на изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. При этом, на основании обращения ФКУ УПРДОР "Кавказ" от 13 декабря 2019 г. N15/7082 Распоряжением Росавтодора от 25.12.2019 N 4492-р (с изм. внесенными Распоряжением Росавтодора от 29.06.2021 N 2409-р) принято решение об утверждении документации по планировке территории объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания".
Также в иске указано, что Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 27.08.2021 №3052-р в соответствии с обращением ФКУ УПРДОР «Кавказ» от 13 августа 2021 г. № 07/5247, вышеуказанным распоряжением, ЗК РФ, Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон от 08.11.2007 №257-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. №1596 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», подпунктом 5.4.1(1) пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. №374, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 августа 2020 г. N313 "Об утверждении Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения" и в целях обеспечения реализации проекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г.Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания" (далее - Проект), Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) от 27.08.2021 № 3052-р принято решение об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков и объектов недвижимого имущества.
Пунктом 1 Распоряжения от 15.10.2021 г. № 3669-р принято решение об изъятии в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе принадлежащего согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от 17.08.2021 №КУВИ-002/2021-107338360 и №КУВИ-002/2021-107436004 на праве собственности Джиоевой Ларисе Васильевне земельного участка площадью 516 кв.м с кадастровым номером ... и находящегося на нем садового дома с кадастровым номером ... площадью 261,4 кв.м, расположенных по адресу: ... (пункты 43 – 44 Приложения № 1 к Распоряжению от 15.10.2021 г. № 3669-р).
Также в иске излагается, что земельный участок с кадастровым номером ... площадью 516 кв.м, попадает в зону строительства объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г.Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания". В то же время, из пункта 2 Распоряжения от 15.10.2021 №3669-р следует, что ФКУ УПРДОР «Кавказ» обязали обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе: обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации Проекта; заключить соглашение об изъятии земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности РФ на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию настоящего распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Истцом указано, что 22.10.2021 за исх. №07/7171 от 21.10.2021 в адрес Джиоевой Л.В. было направлено уведомление, согласно которому ФКУ УПРДОР «Кавказ» информировало гражданина об изъятии в целях обеспечения реализации Проекта площадью 516 кв.м земельного участка с кадастровым номером 15:09:0321001:2076, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под садоводство, и находящихся на нем объектов недвижимости, расположенных по адресу: .... Земельный участок, испрашиваемый для реализации проекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания", подлежит изъятию для государственных нужд в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации (статьи 49, 56.2-56.12 ЗК РФ, 279 – 281 ГК РФ).
В целях изъятия и на основании государственного контракта №50 от 09.04.2021, заключенного между ФКУ УПРДОР «Кавказ» и ООО «Межевой земельный центр», Общество произвело оценку рыночной стоимости изымаемого земельного участка с кадастровым номером ..., рыночной стоимости на садового дома с кадастровым номером ... площадью 261,4 кв.м, расположенного на нем, а также размера убытков, причиненных изъятием.
В соответствии с Отчетом об оценке №013-03/22 от 09.03.2022, подготовленного независимым оценщиком ООО «Межевой земельный центр денежная сумма, подлежащая уплате истцом ответчику, составляет 8.931.880 рублей, в том числе: - рыночная стоимость права собственности земельного участка с кадастровым номером ... площадью 516 кв.м составляет – 1.099.290 руб. 00 коп.; - рыночная стоимость права собственности на садовый дом с кадастровым номером ... площадью 261,4 кв.м составляет – 5.628.170 руб. 00 коп.; - размер убытков, причиняемых изъятием земельного участка с кадастровым номером ..., составляет – 2.204.420 руб. 00 коп.
В иске также указано, что для осуществления дальнейших мероприятий по изъятию недвижимого имущества, руководствуясь статьями 279 ГК РФ, 56.7, 56.9, 56.10 ЗК РФ, ФКУ УПРДОР «Кавказ» подготовлен в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером 15:09:0321001:2076 в целях обеспечения реализации Проект соглашения №243 «об изъятии путем выкупа земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости для нужд Российской Федерации», в пункте 3.1 которых предусмотрена выплата денежных средств ответчику в размере 8.931.880 рублей 00 коп. Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения направлен почтой 17.03.2022 в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением с сопроводительным письмом за исх. №071727 от 16.03.2022. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №36200369032246 письмо с проектом соглашения Ответчиком получено 19.03.2022, однако до настоящего времени соглашение ответчиком не подписано.
По мнению истца, учитывая, что порядок изъятия для государственных нужд, принадлежащих Джиоевой Л.В. на праве собственности земельного участка, и находящегося на нем здания, соблюден, и, ссылаясь на ст.282 ГК РФ, пункт 10 статьи 56.10 ЗК РФ, п. 1 Положения «О Федеральном дорожном агентстве» (Росавтодор), утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 №374, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте, имеется необходимость обращения в суд.
Кроме того, в иске указано, что Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) является учредителем ФКУ УПРДОР «Кавказ». Согласно пункту 3.1 Устава ФКУ УПРДОР «Кавказ», утвержденного Приказом Росавтодора от 24.08.2015 №801, учреждение предназначено для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасности и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 №1596 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы» (далее – Программа). В рамках данной федеральной целевой программы выделена подпрограммы «Дорожное хозяйство», в которой выделены федеральные проекты «Морские порты России» и «Коммуникация между центрами экономического роста».
Целями указанной программы являются:
- ускорение товародвижения, снижение транспортоемкости экономики, ускорение товародвижения на основе повышения индекса качества транспортной инфраструктуры;
- -повышение доступности качественных транспортных услуг для обеспечения транспортной подвижности населения;
- повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг и рост экспорта транспортных услуг транспортного комплекса;
- повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы с целью сокращения числа происшествий на транспорте на единицу транспортных средств.
Реализация Программы позволит обеспечить увеличение протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, создание условий для формирования единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения; увеличение протяженности соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог федерального значения, входящих в систему международных транспортных коридоров; повышение надежности и безопасности движения по автомобильным дорогам федерального значения; обеспечение устойчивого функционирования автомобильных дорог федерального значения.
Одним из важнейших инвестиционных проектов подпрограммы «Дорожное хозяйство» является «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой». Неотъемлемой частью данного проекта является объект "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания", ответственным исполнителем, которого является Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» (ФКУ УПРДОР «Кавказ»).
Также требования обоснованы тем, что по проектной документации по объекту: "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания", проведена государственная экспертиза ФАУ "Главгосэкспертиза России" рассмотренную ФАУ "Главгосэкспертиза России" (положительные заключение от 11.09.2020 №15-1-1-3-044575-2020).
Автодорога «Обход г.Владикавказ» от автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» фактически является составной частью единого транспортного коридора соединяющего по кратчайшему расстоянию административные центры Северо-Кавказского федерального округа и Астраханской области с портами Черноморского и Каспийского побережья и Азербайджанской Республикой, учитывая динамичное развитие региональных транспортно-экономических связей, приобретает важное значение – служит перемычкой для перераспределения транспортных потоков и обеспечит кратчайший транспортный маршрут. Данная дорога так же имеет важное стратегическое значение для мобильной переброски техники, как военной, так и специальной, а также грузов, направляемых в Азербайджанскую Республику и из нее. Географическое расположение Республики Северная Осетия - Алания накладывает определенные требования к организации работы транспорта, т.к. по территории республики проходит участок автомобильной дороги федерального значения «Ростов-Баку», поэтому крайне важна постоянная и надежная транспортная связь районов республики с транспортной сетью России.
Кроме того, истцом указано, что 30.04.2021 года между Общество с ограниченной ответственностью "Дортех" (далее – ООО "Дортех", Подрядчик) и ФКУ УПРДОР «Кавказ» (Заказчик) заключен государственный контракт № 81 на выполнение 1 этап дорожных работ по строительству транспортной развязки на объекте "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания".
Из п.1.1. вышеуказанного государственного контракта следует, что Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по объекту: "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия – Алания, 1 этап" (далее - Проект), а Заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Стоимость работ по государственному контракту составляет 6.347.643.090 (Шесть миллиардов триста сорок семь миллионов шестьсот сорок три тысячи девяносто) рублей 00 копеек. При этом, заказчик обязан предоставить подрядчику строительную площадку (п. 8.2 Контракта). Сроки выполнения работ по контракту: начало: с даты заключения государственного контракта; окончание: – 29 ноября 2024 г. Перенос сроков строительства не предусмотрен.
Вместе с тем, с учетом положений ст. 328 ГК РФ подрядчик будет иметь возможность выполнить свои обязательства по строительству объекта, только при условии предоставления заказчиком земельного участка под строительство. Из календарного графика производства работ, являющимся неотъемлемой частью Контракта, усматривается, что срок выполнения работ начинается с даты заключения государственного контракта 30.04.2021.
В связи с тем, что не решен вопрос об изъятии земельного участка с кадастровым номером ... Подрядчик не может осуществлять работы по строительству на объекте "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания" в полном объеме.
Таким образом, Подрядчик не может в установленные Контрактом сроки проводить работы по строительству на объекте "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания". При этом становится невозможным продолжение строительства объекта, так как без решения земельного вопроса нельзя произвести перенаправления движения с действующей автомобильной дороги на уже построенную часть автомобильной дороги для возможности производства работ по реконструкции действующей автомобильной дороги в установленные сроки.
Отсутствие возможности оформить право собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок – ввиду несогласия правообладателя с его изъятием нарушает права и законные интересы Российской Федерации, т.к. препятствует реализации проекта: "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания".
Таким образом, отсутствие согласия собственника на изъятие земельного участка препятствует ФКУ УПРДОР «Кавказ» в выполнении задач, возложенных на нее вышеуказанной федеральной целевой программой. "Автомобильная дорога Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой" является дорогой общего пользования и предназначена для передвижения транспорта неопределенного круга лиц. Реконструкция подобного объекта связана со значительным повышением объема и качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильной дороги, связанных главным образом с безопасным и бесперебойным движением по ней.
По мнению Учреждения, выполнение строительства, реконструкции автомобильной дороги в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также его соответствие проекту планировки и проекту межевания территории, ограничениям, установленным земельным и иным законодательством Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, подтверждается разрешением на строительство. В свою очередь важнейшим документом, для получения разрешения на ввод в силу ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ является правоустанавливающий документ на земельный участок.
Правоустанавливающий документ на земельный участок невозможно получить иначе, как с соблюдением норм главы VII.1 ЗК РФ, регламентирующей порядок изъятия земельных участков для государственных нужд. При этом затягивание процесса реконструкции и строительства автомобильной дороги фактически приводит к продлению сроков ограничения движения, создает заторы на федеральной автомобильной дороге, что является причиной не только значительных неудобств для пользователей автодороги, но и фактически влечет возникновение реальных убытков грузоперевозчикам и производителям, увеличивая транспортные издержки, определяя потребность в использовании более дорогостоящего транспорта (рефрижераторов) для перевозки скоропортящейся продукции, приводит к увеличению процента порчи импортируемой и экспортируемой сельхоз-товаропроизводителями продукции, является причиной увеличения себестоимости товаров (работ и услуг), влияет на процессы инфляции и нарушает интересы потребителей – граждан РФ.
Обращаясь в судебные органы, учитывая вышеизложенное, истец полагает, что необходимо обратить принятое решение по настоящему иску к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель истца Будаев Э.А., действующий на основании надлежащим образом оформленной доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Парсиев А.К., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований ФКУ УПРДОР «Кавказ» в части определенного истцом возмещения за изымаемый земельный участок с кадастровым номером ... площадью 516 кв.м и расположенный на нем садовый дом с кадастровым номером ... в размере 8.931.880 рублей, просил суд определить возмещение за изымаемый земельный участок в размере, определенном в заключении судебной оценочной экспертизы ООО «Эксперт Консалт» №22/ЭЗ-10 от 22 июля 2022 г. в размере 13.407.210 рублей.
В судебное заседание ответчик Джиоева Л.В., представители третьих лиц Управления Росреестра по РСО-Алания и ООО «Межевой земельный центр», извещённые в установленном законом порядке, не явились об уважительности причин не сообщили.
Судом постановлено указанное выше решение (с учетом дополнительного), с которым не согласилось Учреждение и в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части определения выкупной цены за объекты Джиоева Л.В., принять по делу новый судебный акт об установлении выкупной стоимости в размере 8.931.880 рублей, которое включает в себя итоговую величину рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ... – 1.099.290 руб.; итоговую величину рыночной стоимости садового дома с кадастровым номером ... – 5.628.170 руб.; убытки, связанные с изъятием земельного участка с кадастровым номером ... – 2.204.420 руб.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исследовав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.12.2019 на основании обращения Учреждения от 13.12.2019 №15/7082 распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) №4492-р (с изменениями) принято решение об утверждении документации по планировке территории объекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой «Обход г. Владикавказ» на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия – Алания». 15.10.2021 Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) №3669-р принято решение об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков и объектов недвижимого имущества (далее - Распоряжение от 15.10.2021 № 3669-р).
Пунктом 1 Распоряжения от 15.10.2021 №3669-р принято решение об изъятии в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе принадлежащего согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от 17.08.2021 №КУВИ-002/2021-107338360 и №КУВИ-002/2021-107436004 на праве собственности Джиоевой Ларисе Васильевне земельного участка площадью 516 кв.м с кадастровым номером 15:09:0321001:2076 и находящегося на нем садового дома с кадастровым номером 15:09:0321001:3335 площадью 261,4 кв.м, расположенные по адресу: ... (пункты 43 – 44 Приложения № 1 к Распоряжению от 15.10.2021 №3669-р).
Земельный участок с кадастровым номером ... площадью 516 кв.м, попадает в зону строительства объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания". Из содержания пункта 2 Распоряжения от 15.10.2021 №3669-р следует, что Учреждение обязано обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению.
22.10.2021 в адрес Джиоевой Л.В. было направлено уведомление о принятии решения об изъятии земельного участка с кадастровым номером ... площадью 516 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под садоводство, и находящихся на нем объектов недвижимости, расположенных по адресу: ...3.
На основании государственного контракта от 09.04.2021 №50, заключенного между Учреждением и ООО «Межевой земельный центр», последний произвел оценку рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 516 кв.м (категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под садоводство), по адресу: ..., а также оценку рыночной стоимости объектов, расположенных на земельных участках и размер убытков, причиненных изъятием. В соответствии с Отчетом №013-03/22, денежная сумма, подлежащая уплате истцом ответчику, составляет 8.931.880 руб.
17.03.2022 истцом в адрес Джиоевой Л.В. направлен проект соглашения №243 об изъятии и выкупе объектов для ознакомления и последующего принятия решения.
Джиоева Л.В. соглашение не подписала, предложения о внесении изменений в соглашение не представила, что послужило основанием для обращения Учреждения с исковым заявлением в суд.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в том числе, со строительством, реконструкцией таких объектов как автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Специальной нормой - статьей 56.10 ЗК РФ, предусмотрен порядок заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд. Данная норма регулирует порядок заключения соглашения, как в досудебном, так и в судебном порядке. В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 ЗК РФ).
В пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, указано, что требованию уполномоченного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления суд принимает решение о выкупе земельного участка, определяя при этом размер выкупной цены и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принятие судом решения о понуждении к заключению такого соглашения законом не предусмотрено.
Суд первой инстанции, исходя из приведенных норм и обстоятельств, установленных при разрешении спора, пришел к выводу о соблюдении Учреждением порядка и сроков принудительного изъятия земельного участка с кадастровым номером ... площадью 516 кв.м (категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под садоводство) и расположенного на нем садового дома с кадастровым номером ..., местоположение: .... В данной части решение суда не обжалуется Учреждением, от ответчика также не поступало возражений в указанной части.
Пунктами 1, 2, 4 статьи 281 ГК РФ и пунктом 2 статьи 56.8 ЗК РФ установлено, принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения, при определении размера которого в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка.
Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон №135-ФЗ) с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1 статьи 56.8 ЗК РФ).
Согласно статье 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, выкуп участка (принудительное изъятие) для государственных нужд может быть осуществлен по решению суда.
Поскольку стороны не пришли к согласию о выкупной цене, учитывая, что разрешение вопроса об определении размера возмещения за подлежащий изъятию земельный участок требует специальных познаний, по ходатайству Джиоевой Л.В. судом первой инстанции определением от 14.07.2022 назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «Эксперт Консалт».
На разрешение эксперта были поставлены следующие вопросы:
1) Какова рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером ... площадью 261,4 кв.м (назначение: нежилое, наименование: садовый дом, количество этажей: 3, в том числе подземных 1, виды разрешенного использования: садовый дом), расположенное по адресу: ...;
2) Какова рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 516 кв.м. (категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под садоводство) расположенный по адресу: ...?
3) Каков размер убытков, в том числе упущенной выгоды, возникших в связи с изъятием указанного участка с кадастровым номером ... расположенного на нем здания с кадастровым номером ....
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы оценщика ООО «Эксперт Консалт» Хохоевой Л.В. №22/ЭЗ-10 от 22 июля 2022.:
- Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 516 кв.м (категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под садоводство) расположенный по адресу: ..., по состоянию на 22 июля 2022 г., выполненная сравнительным подходом, составляет 2.232.768 рублей;
- Рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером ... площадью 261,4 кв.м (назначение: нежилое, наименование: садовый дом, количество этажей: 3, в том числе подземных 1, виды разрешенного использования: садовый дом), расположенное по адресу: ..., по состоянию на 22 июля 2022 г., выполненная сравнительным подходом, составляет: 12 371 022 руб.
- Размер убытков, в том числе упущенной выгоды, возникших в связи с изъятием указанного участка с кадастровым номером ... и расположенного на нем здания с кадастровым номером ..., по состоянию на 22 июля 2022 г. составляет: 0 (ноль) рублей.
Между тем, в суд первой инстанции от эксперта Хохоевой Л.В. поступили дополнения к заключению от 30 июля 2022, согласно которым : рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 516 кв.м (категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под садоводство) расположенный по адресу: ..., по состоянию на 22 июля 2022 г., выполненная сравнительным подходом, составляет 2.248.549 (...) рублей.
Рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером ... площадью 261,4 кв.м (назначение: нежилое, наименование: садовый дом, количество этажей: 3, в том числе подземных 1, виды разрешенного использования: садовый дом), расположенное по адресу: ..., по состоянию на 22 июля 2022 г., выполненная сравнительным подходом, составляет: 11.158.661 (...) рубль.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.86 ГПК РФ, эксперт дает заключение в письменной форме. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. В случае, если эксперт при проведении экспертизы установит имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение. Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.
В соответствии со статьей 87 ГПК РФ, в случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту. В связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения, наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту или другим экспертам. В определении суда о назначении дополнительной или повторной экспертизы должны быть изложены мотивы несогласия суда с ранее данным заключением.
По мнению судебной коллегии по гражданским делам, экспертная оценка ООО «Эксперт Консалт» Хохоевой Л.В., изложенная в заключении №... от 22 июля 2022 с учетом дополнений от 30 июля 2022 является недостоверным и незаконным доказательством, поскольку действующим ГПК РФ не предусмотрено в качестве доказательства «дополнение» к уже к проведенной экспертизе. Следовательно, суд первой инстанции не вправе был приводить данный документ в обоснование своих выводов.
Кроме того, ФКУ «УПРДОР «КАВКАЗ» была представлена в материалы дела рецензия ООО «Межевой земельный центр» №01.5364-п/22 от 28.07.2022 на экспертное заключение №22/ЭЗ-10 от 22.07.2022 об определении рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером ... площадью 261,4 кв.м (назначение: нежилое, наименование: садовый дом, количество этажей: 3, в том числе подземных 1, виды разрешенного использования: садовый дом), земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 516 кв.м (категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под садоводство) расположенных по адресу: ... и размера убытков, в том числе упущенной выгоды, возникших в связи с изъятием указанного участка с кадастровым номером ... и расположенного на нем здания с кадастровым номером ....
Согласно подготовленной ООО «Межевой земельный центр» рецензии № 01.5364-п/22 от 28.07.2022 на экспертное заключение №22/ЭЗ-10 от 22.07.2022, последнее составлено с многочисленными нарушениями законодательства РФ об оценочной деятельности: использовались неактуальные источники информации, некорректные данные по объектам-аналогам, двойной учет факторов, влияющих на итоговую стоимость объекта.
В связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения, наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту или другим экспертам. В определении суда о назначении дополнительной или повторной экспертизы должны быть изложены мотивы несогласия суда с ранее данным заключением эксперта или экспертов (ч. 2, 3 ст. 87 ГПК РФ).
С учётом указанных выше обстоятельств и поступивших от ООО «Межевой земельный центр» замечаний на экспертное заключение №22/ЭЗ-10 от 22.07.2022 и сделанных в нем неоднозначных выводов, определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РСО - Алания по делу была назначена повторная экспертиза, производство которой было поручено оценщику Гогичаеву Казбеку Руслановичу.
Согласно заключению эксперта Гогичаева К.Р. от 18.10.2022 №120-23, рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым номером: ..., площадью 516 кв.м (категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под садоводство), расположенного по адресу: ..., составила 2.095.000 рублей; рыночная стоимость садового дома с кадастровым номером ..., площадью 261,4, (назначение: нежилое, наименование: садовый дом, количество этажей: 3, в том числе подземных 1, вид разрешенного использования: садовый дом), расположенного по адресу: ..., составила 12.136.000 рублей; размер убытков, в том числе упущенная выгода, возникшая в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером: ... и расположенного на нем здания дома с кадастровым номером: ..., не были рассчитаны, так как нет документального подтверждения производимой продукции на данном земельном участке.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Исходя из положений статьи 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу части 3 статьи 86 ГК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.
Судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу (статья 9 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).
В соответствии с ч.1 ст.79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Согласно положениям статьи 55 ГПК РФ заключения экспертов относятся к доказательствам, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Заключение экспертизы оценивается наряду с другими доказательствами.
В целях достижения такой задачи судопроизводства в судах, как защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан ( статьи 2 ГПК РФ), суд в силу положений ГПК РФ, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом и создает условия для установления фактических обстоятельств при рассмотрении и разрешении дел, а в случае возникновения в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, - назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, при этом заключение эксперта не имеет для суда, рассматривающего дело, заранее установленной силы (часть 3 статьи 86) и подлежит оценке наравне со всеми иными доказательствами по делу с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности (часть 2 статьи 67).
Гарантиями прав участвующих в деле лиц в случае поручения судом проведения экспертизы эксперту, не имеющему, по их мнению, надлежащей квалификации, выступают установленная уголовным законодательством ответственность за дачу заведомо ложного экспертного заключения (абзац третий части 4 статьи 82 АПК Российской Федерации, статья 307 УК Российской Федерации), предусмотренная частью 2 статьи 87 АПК Российской Федерации возможность ходатайствовать перед судом - в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в его выводах - о назначении повторной экспертизы, проведение которой поручается другому эксперту.
Заключение эксперта Гогичаева К.Р. от 18.10.2022 №120-23 соответствует требованиям статьи 86 ГПК РФ, статьи 25 Федерального закона от 31.05.2001 N73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», каких-либо противоречий не содержит. Экспертиза назначена и проведена по правилам, определенным статьей 84 ГПК РФ, оснований не доверять указанному заключению не имеется, поскольку оно изготовлено на основании определения суда о назначении судебной экспертизы экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности; дано компетентным лицом и на основе специальных познаний; само заключение эксперта по настоящему делу является полным и мотивированным, не содержит неточности и неясности в ответах на поставленные вопросы; выводы эксперта являются однозначными, не носят вероятностного характера. Исследовательская часть заключения содержит в достаточной степени подробное описание объекта, порядок проведения исследовательской работы, которые позволили сформулировать соответствующие выводы.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Согласно статье 14 названного Федерального закона, оценщик имеет право применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.
Как следует из положений Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", эксперт определяет рыночную стоимость объекта оценки, то есть наиболее вероятную цену, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, а также при наличии иных условий.
Доказательств необъективности проведенного исследования и пристрастности эксперта, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, истцом не представлено.
Также в материалах дела отсутствуют и лицами, участвующими в деле, не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении экспертом при проведении экспертного исследования требований действующего законодательства, и о том, что заключение эксперта содержит недостоверные выводы, а также о том, что выбранные экспертом способы и методы оценки привели к неправильным выводам.
Надлежащих доказательств, наличие которых могло бы свидетельствовать о неверно избранной экспертом методике исследования или о неправильном проведении исследования, истцом не представлено (статья 56 ГПК РФ).
Основания не доверять эксперту или сомневаться в его беспристрастности у судебной коллегии отсутствуют. В материалы дела не представлены относимые, допустимые доказательства, свидетельствующие о недостоверности заключения эксперта, об аффилированности эксперта.
В пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, разъяснено, что выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора судом.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции в части определенного судом размера денежной компенсации за изымаемое недвижимое имущество подлежит изменению.
Поскольку принятым в качестве доказательства заключением эксперта Гогиаева К.Р. от 18.10.2022 №120-23 установлена актуальная рыночная стоимость принадлежащего Джиоевой Л.В. недвижимого имущества после принятия решения, судебная коллегия полагает возможным установить размер подлежащей выплате ответчику компенсации в сумме 14.231.000 рублей.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, поскольку выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания
определила:
Решение Советского районного суда г. Владикавказа от 03 августа 2022 года, с учетом дополнительного решения от 07 октября 2022 года изменить в части установления размера возмещения стоимости изымаемого имущества и в указанной части принять новое решение, которым : определить возмещение за изымаемый земельный участок с кадастровым номером ... площадью 516 кв.м в размере: 14.231.000 рублей, которое включает в себя: итоговую величину рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ... – 2.095.000 рублей; итоговую величину рыночной стоимости садового дома с кадастровым номером ... – 12.136.000 рублей; убытки, связанные с изъятием земельного участка с кадастровым номером ... – 0 рублей, с перечислением со стороны ФКУ УПРДОР «Кавказ» денежной суммы (возмещения) на расчетный счет Джиоевой Ларисы Васильевны или на депозитный счет нотариуса.
В остальной части решение Советского районного суда г. Владикавказа от 03 августа 2022 года, с учетом дополнительного решения от 07 октября 2022 года, оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Климов И.А.
Судьи Кадзаев К.Р.
Ортабаев М.Б.