ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-598/2021 от 23.06.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело № 2-598/2021

УИД 03RS0053-01-2021-000026-30

Судья Кушнаренковского районного суда РБ Благодарова В.А.

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

33-9547/2022

г. Уфа 23 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Иванова В.В.,

судей Батршиной Ю.А. и Ишбулатовой Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Валиуллине Э.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Рамазанова Р.М. на решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 07 декабря 2021 года.

Заслушав доклад судьи Иванова В.В., выслушав ответчика, представителей ответчиков, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Мыльников А.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, ФИО2 о признании недействительными торгов и договора купли-продажи недвижимого имущества от дата.

В обоснование исковых требований указано, что дата по результатам рассмотрения заявок, администрацией муниципального района адрес Республики Башкортостан были проведены торги без объявления цены на электронной площадке ООО «РТС Тендер», по продаже недвижимости придорожного кафе (кемпинга), общей площадью 1186,1 кв.м и земельного участка с кадастровым номером №... общей площадью 2 000 кв.м., расположенных по адресу: адрес.

Организация и проведение торгов были поручены ответчику - администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, который выступал продавцом. Данные торги были признаны состоявшимися, единогласным решением комиссии, победителем был признан Рамазанов Р.М. предложивший наибольшую цену за кемпинг.

Считает, что данные торги являются незаконными, поскольку в них имеются нарушения.

Ссылается на то, что дата были проведены электронные торги (извещение №...), организованные Администрацией муниципального района адрес Республики Башкортостан, по продаже без объявления цены объектов муниципальной собственности, а именно нежилого здания с кадастровым номером №... общей площадью 1186,1 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером №... общей площадью 2000 кв.м., расположенных по адресу: адрес.

Победителем торгов признан Рамазанов P.M.

В нарушение установленной уполномоченным органов процедуры, комиссией по продаже вышеуказанного имущества по каждой зарегистрированной заявке отдельное решение о рассмотрении предложения о цене имущества не принято, таких сведений протокол об итогах продажи имущества не содержит (протокол о результатах продажи без объявления цены от дата№... прилагается).

Кроме того, на основании п. 118 Положения, если в срок для приема заявок, указанный в информационном сообщении о продаже имущества без объявления цены, ни одна заявка не была зарегистрирована либо по результатам рассмотрения зарегистрированных заявок ни одно предложение о цене имущества не было принято к рассмотрению, продажа имущества без объявления цены признается несостоявшейся. Полагает, что комиссия была обязана рассмотреть каждое предложение о цене, и была вправе отклонить их и признать конкурс несостоявшимся, в том числе в связи с тем, что предложенные цены были гораздо ниже рыночной (установленной независимым экспертом) и отчуждение объектов по такой цене является экономически нецелесообразным. У конкурсной комиссии отсутствует обязанность принятия к рассмотрению любого предложения о цене приобретаемого имущества. Действующее законодательство, регулирующее отношения, возникающие при приватизации государственного или муниципального имущества путем продажи без объявления цены, не предусматривает обязательность заключения договора купли-продажи в случае непринятия продавцом условия о цене приобретения, а также не содержит право претендента понуждать продавца к заключению договора на условиях предложенной им цены. Следовательно, если даже заявки на участие и предложение о цене направляются в электронном виде, то окончательные решения, т.е. решения о принятии предложенной покупателем цены к рассмотрению и признании конкурса состоявшимся или несостоявшимся принимает именно комиссия.

Вместе с тем проведенной прокурорской проверкой уже установлено, что заместитель председателя комиссии - начальник правового управления администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан ФИО8 был аффилирован с победителем торгов Рамазановым P.M., поскольку ранее по нотариальной доверенности представлял его интересы. Также указал, что позиция заместителя председателя комиссии ФИО8 фактически была решающая, о чем свидетельствует тот факт, что по его инициативе в нарушение требований ст. 35 Закона о приватизации продавцом было создано преимущественное положение Рамазанову P.M. по сравнению с другими субъектами гражданского оборота, претендующими на приобретение муниципального имущества.

Так, именно по предложению ФИО8 вопреки изначально установленным условиям в интересах Рамазанова P.M. был изменен срок оплаты выкупаемого муниципального имущества.

Истец с учётом уточнений, просил суд признать недействительным публичные торги без объявления цены в электронной форме от дата по продаже недвижимого имущества, нежилого кирпичного двухэтажного здания Лит. А, А1, с кадастровым номером №..., общей площадью 1186,1 кв.м., и земельного участка кадастровым номером №... общей площадью 2 000 кв.м., категория земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для размещения кемпинга, расположенные по адресу: адрес.

Признать недействительным договор №... купли-продажи муниципального имущества, приватизируемого путем продажи без объявления цены от дата недвижимого имущества, нежилого кирпичного двухэтажного здания Лит. А, А1, с кадастровым номером №..., общей площадью 1186,1 кв.м., и земельного участка кадастровым номером №... общей площадью 2000 кв.м., категория земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для размещения кемпинга, расположенные по адресу: адрес заключенный между администрацией муниципального района адрес Республики Башкортостан и ФИО2.

Решением Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от дата постановлено:

«исковые требования ФИО1 к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, ФИО2 о признании недействительными торгов и договора купли-продажи недвижимого имущества - удовлетворить.

Признать недействительным публичные торги без объявления цены в электронной форме от датаг. по продаже недвижимого имущества, нежилого кирпичного двухэтажного здания Лит. А, А1, с кадастровым номером №..., общей площадью 1186,1 кв.м., и земельного участка кадастровым номером №... общей площадью 2 000 кв.м., категория земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для размещения кемпинга, расположенные по адресу: адрес.

Признать недействительным договор №... купли-продажи муниципального имущества, приватизируемого путем продажи без объявления цены от дата недвижимого имущества, нежилого кирпичного двухэтажного здания Лит. А, А1, с кадастровым номером №..., общей площадью 1186,1 кв.м., и земельного участка кадастровым номером №... общей площадью 2000 кв.м., категория земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для размещения кемпинга, расположенные по адресу: адрес заключенный между администрацией муниципального района адрес Республики Башкортостан и ФИО2».

В апелляционной жалобе и дополнении к апелляционной жалобе Рамазанов Р.М. ставит вопрос об отмене решении суда, принятии нового судебного акта, об отказе в удовлетворении исковых требований, считая его незаконным и необоснованным. Указав в обоснование, что срок исковой давности по измененным требованиям Мыльникова А.Ю. перестает течь с даты заявления им требований об изменении предмета иска, то есть с дата. Следовательно, истцом пропущен установленный законом срок исковой давности, предусмотренный ст. 449 ГК РФ. С учетом того, что торги состоялись дата, указанный срок истек дата При передаче искового заявления судье дата представитель истца, адвокат, действующий на основании ордера, по смыслу ст. 54 ГПК РФ предъявил исковое заявление в суд. Однако, каких-либо оформленных полномочий в виде доверенности материалы дела не содержат. Таким образом, судом первой инстанции допущено нарушение норм процессуального права. Требование о признании торгов и договора купли-продажи нежилого кирпичного двухэтажного здания. Лит. А, А1, с кадастровым номером №..., недействительными, были предметом рассмотрения другого дела. Так, апелляционным определением Верховного суда РБ от дата по делу 33№... вышеуказанные торги и договор купли-продажи, в части, касающейся здания, признаны недействительными. В рассматриваемом деле данные торги и договор купли-продажи, в части, касающейся здания, признаны недействительными повторно.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

В судебном заседании Рамазанов Р.М. и его представитель доводы апелляционной жалобы поддержали, просили удовлетворить.

Представитель администрации МР Кушнаренковский района РБ в судебном заседании доводы апелляционной жалобы ответчика поддержал.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.

Не явившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в жалобах, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договора), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 той же статьи).

В абзаце 1 пункта 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что ничтожной сделкой является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, торги, проведённые с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.

Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлёкшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключённого с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьёй 167 настоящего Кодекса.

Расходы организатора торгов, связанные с применением последствий недействительности торгов и необходимостью проведения повторных торгов, распределяются между лицами, допустившими нарушения, повлекшие признание торгов недействительными.

На основании статьи 15 «Информационное обеспечение приватизации государственного или муниципального имущества» Федерального закона от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», под информационным обеспечением приватизации государственного и муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя размещение на официальном сайте в сети "Интернет" прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже государственного и муниципального имущества и об итогах его продажи, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, отчетов о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества.

Официальным сайтом в сети «Интернет» для размещения информации о приватизации государственного и муниципального имущества, указанным в настоящем пункте, является официальный сайт Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенный Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт в сети «Интернет»). Информация о приватизации государственного и муниципального имущества, указанная в настоящем пункте, дополнительно размещается на сайтах в сети «Интернет».

Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества, об итогах его продажи размещается также на сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети «Интернет».

Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит размещению на официальном сайте в сети «Интернет» не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Решение об условиях приватизации государственного и муниципального имущества размещается в открытом доступе на официальном сайте в сети «Интернет» в течение десяти дней со дня принятия этого решения.

Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, следующие сведения: 1) наименование государственного органа или органа местного самоуправления, принявших решение об условиях приватизации такого имущества, реквизиты указанного решения; 2) наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества); 3) способ приватизации такого имущества; 4) начальная цена продажи такого имущества; 5) форма подачи предложений о цене такого имущества; 6) условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов; 7) размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов; 8) порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок, предложений; 9) исчерпывающий перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению; 10) срок заключения договора купли-продажи такого имущества; 11) порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества; 12) ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества; 13) порядок определения победителей (при проведении аукциона, специализированного аукциона, конкурса) либо лиц, имеющих право приобретения государственного или муниципального имущества (при проведении его продажи посредством публичного предложения и без объявления цены); 14) место и срок подведения итогов продажи государственного или муниципального имущества; 15) сведения обо всех предыдущих торгах по продаже такого имущества, объявленных в течение года, предшествующего его продаже, и об итогах торгов по продаже такого имущества; 16) размер и порядок выплаты вознаграждения юридическому лицу, которое в соответствии с подпунктом 8.1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона осуществляет функции продавца государственного или муниципального имущества и (или) которому решениями соответственно Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления поручено организовать от имени собственника продажу приватизируемого государственного или муниципального имущества.

При продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности акций акционерного общества или доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью также указываются следующие сведения: 1) полное наименование, адрес (место нахождения) акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью; 2) размер уставного капитала хозяйственного общества, общее количество, номинальная стоимость и категории выпущенных акций акционерного общества или размер и номинальная стоимость доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию; 3) перечень видов основной продукции (работ, услуг), производство которой осуществляется акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью; 4) условия конкурса при продаже акций акционерного общества или долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью на конкурсе; 5) сведения о доле на рынке определенного товара хозяйствующего субъекта, включенного в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов; 6) адрес сайта в сети "Интернет", на котором размещена годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность хозяйственного общества в соответствии со статьей 10.1 настоящего Федерального закона; 7) площадь земельного участка или земельных участков, на которых расположено недвижимое имущество хозяйственного общества; 8) численность работников хозяйственного общества; площадь объектов недвижимого имущества хозяйственного общества и их перечень с указанием действующих и установленных при приватизации таких объектов обременений; 10) сведения о предыдущих торгах по продаже такого имущества за год, предшествующий дню его продажи, которые не состоялись, были отменены, признаны недействительными, с указанием соответствующей причины (отсутствие заявок, явка только одного покупателя, иная причина).

По решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества указываются дополнительные сведения о подлежащем приватизации имуществе.

В отношении объектов, включенных в прогнозные планы (программы) приватизации государственного и муниципального имущества, юридическим лицом, привлекаемым для организации продажи приватизируемого имущества и (или) осуществления функции продавца, может осуществляться дополнительное информационное обеспечение.

С момента включения в прогнозные планы (программы) приватизации государственного и муниципального имущества акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и государственных или муниципальных унитарных предприятий они обязаны раскрывать информацию в порядке и в форме, которые утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Со дня приема заявок лицо, желающее приобрести государственное или муниципальное имущество (далее - претендент), имеет право на ознакомление с информацией о подлежащем приватизации имуществе.

В местах подачи заявок и на сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети «Интернет» должны быть размещены общедоступная информация о торгах по продаже подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества, образцы типовых документов, представляемых покупателями государственного или муниципального имущества, правила проведения торгов.

Информация о результатах сделок приватизации государственного или муниципального имущества подлежит размещению на официальном сайте в сети «Интернет» в течение десяти дней со дня совершения указанных сделок.

К информации о результатах сделок приватизации государственного или муниципального имущества, подлежащей размещению в порядке, установленном пунктом 10 настоящей статьи, относятся следующие сведения: 1) наименование продавца такого имущества; 2) наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества); 3) дата, время и место проведения торгов; 4) цена сделки приватизации; 5) имя физического лица или наименование юридического лица - участника продажи, который предложил наиболее высокую цену за такое имущество по сравнению с предложениями других участников продажи, или участника продажи, который сделал предпоследнее предложение о цене такого имущества в ходе продажи; 6) имя физического лица или наименование юридического лица - победителя торгов.

На основании пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в информационном сообщении о приватизации государственного или муниципального имущества должны содержаться срок предоставления рассрочки и порядок внесения платежей.

В силу абзаца 3 пункта 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производств» нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.

Судом установлено и следует из материалов дела, что администрацией муниципального района адрес Республики Башкортостан на основании решения Совета муниципального района адрес Республики Башкортостан от дата№... и постановления администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан от дата№... организованы и проведены торги по продаже объектов муниципальной собственности: нежилого кирпичного двухэтажного здания, Лит. А, А1, с кадастровым номером №..., общей площадью 1 186,1 кв.м., расположенного по адресу: адрес (далее -здание), земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью 2 000 кв.м., расположенного по адресу: адрес (далее - земельный участок) без объявления цены в электронной форме, в рамках чего в порядке, предусмотренном статьёй 15 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», опубликовано информационное сообщение (т. 1, л.д. 122-128).

Согласно информационному сообщению, победитель торгов должен оплатить стоимость здания и земельного участка в течение 10 дней с момента заключения договора купли-продажи.

Далее, согласно протоколу от датаг., продажа здания и земельного участка без объявления цены в электронной форме признана состоявшейся, победителем торгов явился индивидуальный предприниматель Рамазанов P.M., как предложивший за здание и земельный участок совместно наибольшую цену - 5 000 000.

Вместе с тем, как следует из протокола от дата, здание и земельный участок отдельно как объекты недвижимости предметом торгов не являлись, участниками торгов денежные суммы за них по отдельности не предлагались.

Иными участниками предлагались следующие денежные суммы за здание и земельный участок совместно: 4 113 000 руб., 32 003 руб., 2 000 руб., 2 070 000 руб., 1 150 000 руб., 517 000 руб., 255 000 руб., 511 111 руб., 158 000 руб., 1 500 руб., 515 000 руб., 200 000 руб.

После этого, на основании протокола от дата, между организатором торгов и победителем дата заключён договор о купле-продаже здания и земельного участка, согласно которому индивидуальный предприниматель Рамазанов P.M. приобрёл здание за 4 551 394, 58 руб., земельный участок за 448 605, 42 руб., и обязался уплатить эти суммы в течение 10 дней.

Однако затем стороны по договору пришли к дополнительному соглашению, согласно которому покупатель осуществляет оплату стоимости здания и земельного участка в срок до дата

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что администрация муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан допустила нарушения положений статьи 15 и пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 21 декабря 2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», выразившиеся в непредставлении участникам торгов: 1) сведений о фактически имеющейся возможности рассрочки платежа за здание, 2) возможности предложения цены за здание как объект недвижимости.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается.

Также судебная коллегия обращает внимание, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Судебной коллегией установлено, что здание и земельный участок отдельно как объекты недвижимости предметом торгов не являлись, а были выставлены одним лотом и, следовательно, спорные объекты должны следовать единой судьбе.

Согласно пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права срок исковой давности не течет на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита (пункт 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе в случаях, когда суд счел подлежащими применению при разрешении спора иные нормы права, чем те, на которые ссылался истец в исковом заявлении, а также при изменении истцом избранного им способа защиты права или обстоятельств, на которых он основывает свои требования (часть 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По смыслу статей 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации увеличение истцом размера исковых требований до принятия судом решения не изменяет наступивший в связи с предъявлением иска в установленном порядке момент, с которого исковая давность перестает течь. Вместе с тем, если судом принято заявление об увеличении иска в отношении задолженности за периоды, которые при обращении с первоначальным требованием не заявлялись, то срок исковой давности по измененным требованиям перестает течь с даты заявления таких требований, а не с даты предъявления первоначального иска.

В части увеличения исковых требований о взыскании задолженности истец не обращался, а увеличение истцом размера исковых требований до принятия судом решения не изменяет наступивший в связи с предъявлением иска в установленном порядке момент, с которого исковая давность перестает течь.

Исковое заявление подано в суд дата, тогда как торги состоялись дата, т.е. в пределах годичного срока исковой давности.

С учетом вышеизложенного, доводы жалобы ответчика о неправильном применении судом срока исковой давности в отношении признания торгов и договора купли-продажи в части земельного участка основаны на ошибочном толковании норм права об исчислении срока исковой давности.

Также не могут быть приняты во внимание доводы апеллянта о том, что уточненное исковое заявление было подано не уполномоченным лицом.

По своей сути уточненное исковое заявление является увеличением исковых требований и адвокат, действующий в интересах истца, на основании ордера имел право на увеличение исковых требований.

В соответствии со ст.54 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия. Однако право представителя на подписание искового заявления, предъявление его в суд, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, передачу полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом.

Положения ст.54 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предписывают представителю при увеличении исковых требований иметь специально оговоренную доверенность, выданную представляемым лицом.

Доводы о том, что исковое заявление подписано не истцом, опровергаются заявлением Мыльникова А.Ю. (т.1 л.д.104), в связи с чем судебной коллегией оснований для назначения почерковедческой экспертизы не усматривается.

Однако, приведенные в жалобе Рамазанова Р.М. доводы в части признании недействительными публичных торгов без объявления цены в электронной форме от дата по продаже недвижимого имущества, нежилого кирпичного двухэтажного здания Лит. А, А1, с кадастровым номером №..., общей площадью 1186,1 кв.м. и признании недействительным договор №... купли-продажи муниципального имущества, приватизируемого путем продажи без объявления цены от дата, нежилого кирпичного двухэтажного здания Лит. А, А1, с кадастровым номером №..., общей площадью 1186,1 кв.м., судебная коллегия находит состоятельными.

Ранее гражданин ФИО7 обращался в Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, Рамазанову P.M. о признании недействительными торгов и договора купли-продажи недвижимого имущества от дата дело №....

Решением Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от дата в удовлетворении исковых требований истца отказано.

Апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от дата, решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от дата отменено, по делу принято новое решение. Исковые требования ФИО7 к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, Рамазанову Р.М. о признании недействительными торгов и договора купли-продажи недвижимого имущества от датаг. удовлетворены. Признаны недействительными публичные торги без объявления цены в электронной форме от дата по продаже нежилого кирпичного двухэтажного здания, Лит. А, А1, с кадастровым номером №..., общей площадью 1 186,1 кв.м., расположенного по адресу: адрес. Признан недействительным договор от датаг., заключённый между Рамазановым Р.М. и администрацией муниципального района адрес Республики Башкортостан, в части купли-продажи нежилого кирпичного двухэтажного здания, Лит. А, А1, с кадастровым номером №..., общей площадью 1 186,1 кв.м., расположенного по адресу: адрес, взыскано с администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан в пользу ФИО7 в возмещение судебных расходов на уплату государственной пошлины 300 руб.

В соответствии с абз. 3 п.71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» отказ в иске на том основании, что требование истца основано на оспоримой сделке, возможен только при одновременном удовлетворении встречного иска ответчика о признании такой сделки недействительной или наличии вступившего в законную силу решения суда по другому делу, которым такая сделка признана недействительной.

Учитывая, что апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от дата публичные торги и сделка в части продажи нежилого кирпичного двухэтажного здания, Лит. А, А1, с кадастровым номером 02:36:150602:898, общей лощадью 1 186,1 кв.м., расположенного по адресу: адрес, признаны недействительными, оснований для их повторного признания недействительными в указанной части у суда первой инстанции не имелось.

При указанных выше обстоятельствах, выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в указанной части являются не верными.

Таким образом, решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене с принятием по делу нового решения, об отказе в удовлетворении в данной части исковых требований.

В остальной части решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 07 декабря 2021 года подлежит оставлению без изменений, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 07 декабря 2021 года отменить в части признании недействительным публичные торги без объявления цены в электронной форме от дата по продаже недвижимого имущества, нежилого кирпичного двухэтажного здания Лит. А, А1, с кадастровым номером №..., общей площадью 1186,1 кв.м. и признании недействительным договор №... купли-продажи муниципального имущества, приватизируемого путем продажи без объявления цены от дата, нежилого кирпичного двухэтажного здания Лит. А, А1, с кадастровым номером №..., общей площадью 1186,1 кв.м

В отменной части принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, ФИО2 о признании недействительными торгов без объявления цены в электронной форме от дата по продаже недвижимого имущества, нежилого кирпичного двухэтажного здания Лит. А, А1, с кадастровым номером №..., общей площадью 1186,1 кв.м., и признании недействительным договора №... купли-продажи муниципального имущества, приватизируемого путем продажи без объявления цены от дата, нежилого кирпичного двухэтажного здания Лит. А, А1, с кадастровым номером №..., общей площадью 1186,1 кв.м. – отказать.

В остальной части вышеуказанное решение оставить без изменений.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 28 июня 2022 года.